Главные вкладки

    Методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме:
    Конспект урока математики в 5 классе по теме "Умножение десятичной дроби на натуральное число"

    Конспект урока математики в 5 классе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka_matematiki_v_5_klasse_po_teme.docx23.21 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока математики в 5 классе по теме                                                     « Умножение десятичной  дроби на натуральное число»

    Учитель математики Разина Е.К.

    Цель урока:                                                                                                                               Создать условия для применения  знаний, способов действия и проверки полученных знаний в новой ситуации.

    Задачи урока:

           1.Повторение  правила умножения десятичной дроби на натуральное число

           2..Рассмотрение примеров умножения десятичной дроби на натуральное число

           3.Применение знаний, умений и навыков в конкретной ситуации.

           4.Развитие логического мышления, навыков самостоятельной деятельности на уроке.

           5.Воспитание интереса к математике через содержание учебного материала с учетом возможностей и склонностей ребенка.

    Ход урока:

    1. Организационный момент.

    Ребята! Я рада вас видеть сегодня на уроке в хорошем настроении.

    Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения.                                                                                                                                                                                 А теперь улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения на уроке.

    Я тоже вам желаю сегодня хорошей работы.

    2. Повторение изученного материала.                                                                                       На предыдущих уроках мы изучали дробные числа. А какие дроби вы знаете?

    *   Обыкновенные

    *  Десятичные

    -    Дети, какие действия мы умеем выполнять с десятичными  

     дробями?                   (+,_,x 10…,  : 10…)

    -    Ну – ка, в сторону карандаши

    Ни костяшек, ни ручек, ни мела,

    Устный счёт, мы творим это дело

    Только силой ума и души.

    Цифры сходятся где – то во тьме

    И глаза начинают светиться,

    И кругом только умные лица,

    Потому – что считаем в уме.

       № 1        Вычислите:

    0,3 + 0,5        9,4 – 7,3

    3,6 + 1,2        0,8 – 0,52

    0,7 + 2,8        7 – 1,3

    5 + 3,2

    № 2        Перенесите запятую так, чтобы каждое число содержало 7 целых.

    0,73        0,00756        763,2

    78,25        7

    На сколько придётся умножить или разделить каждое число?

     3.Изучение нового материала.

    Сегодня на уроке мы научимся умножать десятичную дробь на натуральное число. Запишите в тетрадях число , классная работа, тему урока.

      Рассмотрим задачу: 1). Зал прямоугольной формы имеет размеры

            12 м и 7 м. Найти площадь зала.

            2).  Теперь зал имеет размеры 12м и 0,7м.

            Найти площадь зала.

    -   Сравните 7м и 0,7м и вспомните как изменяется значение произведения, если один из множителей уменьшается в несколько

    раз? (Значит, значение произведения < в 10 раз по сравнению с первым).

    1).  Выполнить, рассуждая аналогично.

    а)    1,2 x 7        б) 0,12 x 7

    в)    1,5 x 7        г) 0,15 x 7

    Попробуем сформулировать правило. ( обсуждение)

    Чтобы умножить десятичную дробь на натуральное число , надо:

    1. Умножить её на это число , не обращая внимания на запятую;
    2. В полученном произведении отделить запятой столько цифр справа, сколько их отделено запятой в десятичной дроби.

    4. Первичное закрепление

    Учебник       -    № 1279 ( а,б,д,е,и,к,)

    Ответы:    А – 53,4        Б – 45           Д – 4817,4

    Е – 2533,3       И – 97,2       К - 66

    Физкультминутка

    Утром бабочка проснулась,
    Потянулась, улыбнулась.
    Раз – росой она умылась.
    Два – изящно покружилась.
    Три – нагнулась и присела.
    На четыре – улетела.

    РАЗ – подняться, потянуться!
    ДВА – согнуться, разогнуться!
    ТРИ – в ладоши три хлопка,
    головою три кивка.
    На ЧЕТЫРЕ – руки шире,
    ПЯТЬ – руками помахать,
    ШЕСТЬ – за парту тихо сесть.
    СЕМЬ – ВОСЕМЬ – лень отбросим,
    ДЕВЯТЬ – ДЕСЯТЬ – не будем куролесить,
    ОДИННАДЦАТЬ – ДВЕНАДЦАТЬ – будем заниматься.

    5. Закрепление материала.

    Решим задачу:

    Известно, что рост А. С. Пушкина равен 5 футам 3 дюймам.

        Вырази его в сантиметрах, если     1 фут = 30,488 см,     1 дюйм=2,54 см.

        Результат округли до единиц.

    30,488*5+2,54*3=160,06=160 (см)     -   рост Пушкина.

    6. Индивидуальные задания

    1. Средняя скорость теплохода 25,6 км/ч. Сколько километров пройдет теплоход за 6 часов?

    1. Средняя скорость поезда 62,5 км/ч. Сколько километров пройдет поезд за 5 часов?

    7. Проверочная работа  с самопроверкой

    1 вариант

    Вычислите

    1) 0,486·15=7,29

    2) 0,8·26+3,4·12=61,6

    2 вариант

    Вычислите

    1)0,315·18=5,67

    2) 4,8·13-0,3·27=54,3

    8. Тестовая работа.

            I в.        IIв.

    1.   5,1*3

    1. 3,1*4

    а)1,24        а)153

            б)1,53

    б)12,4        в)15,3

    в)124        

    2.   31*0,04        2.   51*0,03

            а)1,24        а)1,53

    б)0,124        б)0,153

    в)12,4        в)15,3

    3.   1,5+2,3        3.   6,2+1,4        

            а)0,38        а)76

    б)3,8        б)7,6

    в)38        в)0,76

    4.   9,8-3,5        4.   7,8-2,5        

            а)6,3        а)5,3

    б)0,63        б)53

    в)0,063        в)0,053

    Историческая справка.

    С древних времен людям приходилось не только считать предметы (для чего требовались натуральные числа), о и измерять длину, время, площадь, вести расчеты на купленные или проданные товары.

       Не всегда результат измерения или стоимость товара удавалось выразить натуральным числом. Приходилось учитывать и части, доли меры. Так появились дроби.

       В русском языке слово «дробь» появилось в VIII веке ,оно происходит от глагола «дробить» - разбивать, ломать на части. В первых учебниках математики (в XVII веке) дроби так и назывались- «ломанные числа».

       Черта дроби стала постоянно лишь около 300 лет назад. Первым европейским ученым, который стал использовать и распространять современную запись дробей ,был итальянский купец и путешественник, сын городского писаря Фибоначчи (Леонардо Пизанский). В 1202г он ввел слово «дробь». Названия «числитель» и «знаменатель» ввел в XIII веке Максим Плануд – греческий монах, учёный – математик.

       В науке и промышленности, в сельском хозяйстве при расчетах десятичные дроби используются значительно чаще, чем обыкновенные.

       Это связанно с простой правил вычисления с десятичными дробями, похожестью их на правила действий с натуральными числами. Правила вычмслений с десятичными дробями описал знаменитый ученый средневековья аль-Каши Джемшид Ибн Масуд, работавший в городе Самарканде в обсерватории Улугбека в начале  XV века.

       Записывал аль-Каши десятичные дроби так же, как принято сейчас ,но он не использовал запятой: дробную часть он записывал красными чернилами или отделял вертикальной чертой.

       Но об этом в Европе в то время не узнали, и только через 150 лет десятичные дроби были заново изобретены фламандским инженером и ученым Симоном Стевином. Стевин записывал десятичные дроби довольно сложно.

       Запятая или точка для отделения целой части стали  использоваться с XVII века.

       В России учение о десятичных дробях изложил Леонтий Филиппович Магницкий в 1703 году в первом учебнике математики « Арифметика, сиречь наука числительная».

    Рефлексия:

    - А что же нового вы узнали сегодня на уроке?

    - Довольны ли вы результатом?

    - Что понравилось в работе?

    - Какие трудности испытывали?

    - Как их преодолевали?

    - С чего бы вы предложили начать следующий урок?

    - придумайте себе домашнее задание.

    ( Например , придумать 3 примера на новое правило и решить их. Придумать и решить задачу.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок математики в 5 классе по теме "Десятичные дроби"

    Технологическая карта урока, соответствует требованиям ФГОС, в ней прописаны универсальные учебные действия по данной теме, согласно календарно-тематическому планированию...

    Конспект открытого урока математики в 5 классе по теме "Десятичные дроби. Повторение".

    Конспект открытого урока математики в 5 классе по теме "Десятичные дроби. Повторение"....

    разработка урока математики в 6 классе по теме "Умножение дроби на натуральное число"

    Разработка урока содержит мультимедийную презентацию и раздаточный материал...

    Урок математики в 5 классе по теме "Десятичные дроби"

    Разработка урока обощения и расширения знаний  по теме "Десятичные дроби" ....

    Урок математики в 5 классе по теме "Десятичные дроби"

    Презентация выполнена в Windows PowerPoint 2007.Содержит: задания для устной работы, на развитие логического мышления, для самостоятельной работы, исторический материал, слайды для выполнения физминут...

    Конспект и презентация открытого урока математики в 5 классе по теме "Десятичные дроби"

    Данный материал является самостоятельной разработкой и был проведен в виде открытого урока на профессиональном конкурсе "Лучший молодой учитель года"...

    Презентация для урока математики в 5 классе по теме "Десятичные дроби,чтение, сравнение, сложение и вычитание"

    Данная презентация может быть использована для закрепления умений читать десятичные дроби, сравнивать их, складывать и вычитать. Презентация выполнена в программе SMART Notebook 10....