Конспект и презентация урока алгебры в 8 классе по теме "Теорема Виета" с использованием ЭОР"
методическая разработка по алгебре (8 класс) по теме

 

Урок изучения нового материала. Цель урока формирование практико-ориентированной компетенции при выводе и доказательстве теоремы Виета. Проблемная ситуация создает мотивацию к учебной деятельности. Мнемоническое правило  способствует запоминанию формулировки теоремы. Сведения из истории расширяют кругозор учащихся. Применение ОМС позволяет интенсифицировать процесс осмысления и применения изученного. Презентация к уроку обеспечивает визуальную поддержку работы учителя и учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.rar2.09 МБ

Предварительный просмотр:

Теорема Виета (слайд 1)

Тип урока: урок изучения  нового материала.

Цель: формирование практико-ориентированной компетенции при выводе и доказательстве теоремы Виета и её применении при выполнении  различных упражнений.

Задачи:

- обучающие:  экспериментальным путем  выявить зависимость между корнями квадратного уравнения и его коэффициентами; доказать теорему Виета; cформировать умения применять её при решении типовых упражнений;

- развивающие: развивать умения сравнивать, выявлять закономерности, обобщать, делать выводы;

- воспитательные: воспитывать ответственное отношение к учебному труду.

Оборудование: компьютер, проектор,

Структура урока

  1. Оргмомент. Проверка домашнего задания.

Создание проблемной ситуации.                                  (5 мин.)

  1. Подготовка к изучению нового материала.                 (5 мин.)
  2. Изучение нового материала                                          (10 мин.)
  3. Первичное осмысление и применение изученного     (15 мин.)
  4. Постановка домашнего задания                                    (2 мин.)
  5. Подведение итогов урока                                               (6 мин.)

Ход урока

Ι. Оргмомент. Проверка домашнего задания. Создание проблемной ситуации.

Проверка подготовленности классного помещения к уроку.

Ребята, сегодня у нас очередной урок по теме «Квадратные уравнения». Начнем работу с проверки домашнего задания. Вы дома решали шесть квадратных уравнений: три приведенных и три не приведенных. Используя эти уравнения, и ваши решения заполните таблицы: (слайд 2)

        

Неприведенные

уравнения

a

b

c

x1

x2

x1 +  x2

x1∙ x2

2 -5х + 2 = 0

3

-5

2

1

12х2 + 7х + 1 = 0

12

7

1

14х2 - 5х - 1 = 0

14

-5

-1

Приведенные

уравнения

a

b

c

x1

x2

x1 +  x2

x1∙ x2

х2 + 6х + 8 = 0

1

6

8

-4

-2

-6

8

х2 + х - 90 = 0

1

1

-90

- 10

9

- 1

-90

х2 - 10х - 24 = 0

1

-10

-24

-2

12

10

-24

Молодцы! Вы хорошо справились с решением уравнений. (слайд 3) 

А теперь попробуйте решить это уравнение х2 – 2012х + 2011 = 0.

(Решить можно, но долго считать)

Хочу вас удивить. Это уравнение можно решить устно, но для этого нужны  новые знания. Ваша задача  получить эти знания. Разгадав кроссворд, вы узнаете тему урока.  

ΙΙ. Подготовка к изучению нового материала   (слайд 4)

  1. Уравнение вида ах2 + bх +с = 0 называется … уравнением.
  2. а - … коэффициент.
  3. b - … коэффициент.
  4. с - … член.
  5. Квадратное уравнение называется …, если его старший коэффициент равен 1.
  6. D = b2 – 4ac.
  7.  формулы … квадратных уравнений.
  8. Если D > 0, то уравнение имеет … корня.
  9. Если D = 0, то уравнение имеет … корень.
  10. Если D < 0, то уравнение … имеет корней.
  11.  формулы корней квадратных уравнений с … вторым коэффициентом.
  12. Если в теореме поменять местами условие и заключение, то получится теорема … данной.

ΙΙΙ. Изучение нового материала

Итак, запишите тему урока «Теорема Виета». Одна из задач которая стоит перед вами: экспериментальным путем  выявить зависимость между корнями квадратного уравнения и его коэффициентами; доказать теорему Виета; cформировать умения применять её при решении типовых упражнений.

Вернемся к нашей первой таблице (слайд 5)и проведём небольшое исследование. Заполните два последних столбца.  Какую закономерность вы обнаружили,  сделайте вывод. (Вывод: теорема Виета)

Эти соотношения впервые обнаружил французский математик Франсуа Виет. (Сведения из истории о Франсуа Виете (слайд 6))

Виет Франсуа (1540-1603) - французский математик, ввел систему алгебраических символов, разработал основы элементарной алгебры. Он был одним из первых, кто числа стал обозначать буквами, что существенно развило теорию уравнений. За это новшество его стали называть «отцом алгебры». Известны «формулы Виета», дающие зависимость между корнями и коэффициентами алгебраического уравнения.

Формулировка и доказательство теоремы в соответствии с учебником.

(слайды 7 и 8) Один ученик на доске, остальные в тетради. (Чтение мнемонического правила в стихотворной форме (слайд 9))

По праву достойна, в стихах быть воспета

О свойствах корней теорема Виета.

Что лучше, скажи, постоянства такого?

Умножишь ты корни – и дробь уж готова.

В числителе c, в знаменателе  a

И сумма корней тоже дроби равна.

Хоть с минусом дробь эта, что за беда

В числителе b, в знаменателе a ?!

Особенно простой вид имеет теорема Виета для приведенного квадратного уравнения. Убедитесь в этом сами. Заполните два последних столбца второй таблицы. Проанализируйте результат и сделайте вывод. (слайд 10)

Вывод: Сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение равно свободному члену. 

Если х2 + рх + q = 0 приведенное квадратное уравнение, то x1 +  x2 = - р,  x1∙ x2  = q. (слайд11)

Верна и обратная теорема: Если числа x1 , x2 таковы, что x1 +  x2 = - р,  x1∙ x2  = q, то эти числа – корни уравнения х2 + рх + q = 0.

ΙV. Первичное осмысление и применение изученного

Используя ресурс из ФЦОР 52 и 53 (слайд12)

Не решая уравнения, найдите сумму и произведение его корней. (Практика п.4)

Устно находим корни приведенного квадратного уравнения. 

Составляем квадратное уравнение с заданными корнями. (Практика п.1)

V.  Постановка домашнего задания  

§ 29. № 29.2; 29.3; 29.6 – 29.7 (в,г); 29.9 (слайд 13)

VI. Подведение итогов урока

 

Решение проблемного уравнения (слайд 14).

Выставление оценок (слайд 15).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация урока алгебры в 8 классе по теме:" Наглядное представление статистической информации"

В ходе урока учащиеся повторят построение круговых и столбчатых диаграмм, а также построение кусочно-линейной функции. Знакомятся спонятиями "гистограмма", "диаграмма рассеивания"  и "полиго...

Конспект и презентация урока алгебры в 10 классе по теме "Общие методы решения тригонометрических уравнений"

Урок систематизации знаний по теме "Решение тригонометрических уравнений" можно проводить как в 10 классе ( при изучении соответствующего материала), так и в 11 класе (при подготовке к ЕГЭ)....

конспект и презентация урока во 2 классе тема " Роспись Дымковской барыни"

Подробный конспект урока декоративного рисования  для учащихся 2 класса по теме " Роспись Дымковской барыни",предполагает знакомство с особенностями рисования  элементов и выбором цвета в...

Конспект и презентация урока алгебры по теме "Умножение одночлена на многочлен" с использованием ЭОР

Конспект и презентация урока «Умножение одночлена на многочлен». Урок разработан с использованием ЭОР. Материал предназначен для обобщения и систематизации знаний учащихся по данной теме и предполагае...

презентация урока алгебра 8 класс " Квадратные уравнения и методы их решения"

презентация урока алгебра 8 класс " Квадратные уравнения и методы их решения"автор преподаватель школы № 1 г. Кувасая Борисевич Павел Георгиевич...

конспект и презентация урока алгебры 7 класс по теме "Квадрат суммы и разности двух выражений"

Конспект открытого урока с применением технологии проблемного обучения...