Элективное занятие .«Симметрические выражения от двух переменных. Симметрические системы с двумя переменными. »
элективный курс по алгебре (10 класс) по теме

Систематизировать и обобщить знания о симметрических системах с двумя переменными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Элективное занятие. 105 КБ

Предварительный просмотр:

Элективное занятие по теме

 «Симметрические выражения от двух переменных. Симметрические системы с двумя переменными ».

Класс – 10

Учитель – Давыдова Марина Георгиевна

МОУ «Гимназия №5 г. Белгорода»

Учебная задача: 1. формирование системы по изучению симметрических

уравнений;

2. формирование системы фактов «симметрические выражения от двух переменных», «симметрические уравнения, симметрические системы с двумя переменными» в курсе математики.

                                                                                

Цели:

Образовательные:

  1. Организовать деятельность учащихся по комплексному применению знаний, умений и способов действия при решении симметрические систем с двумя переменными;
  2. Обеспечить на занятии условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся при решении задач конструктивного уровня;
  3. Способствовать формированию познавательных и практических умений учащихся на всех этапах урока.

Развивающие:

  1. Создать условия для развития учащихся исследовательской культуры:
  2. Содействовать быстрой актуализации и практическому применению ранее полученных знаний, умений и способов действий в нестандартных ситуациях:
  3. Обеспечить развитие у школьников умений сравнивать познавательные объекты (разные решения одной и той же задачи)
  1. дидактическая: обобщение и систематизация сформированных ранее математических понятий, определений, фактов;
  2. психологическая: формирование видов учебно-познавательной деятельности;
  3. воспитательная: содействовать формированию у школьников чувства ответственности за собственную и коллективную деятельность,  способствовать сплочению классного коллектива, проверка грамотной устной и письменной математической речи учащихся.

Тип урока: комбинированный; урок – семинар.

Методы:         обучении- диалогический;

                        преподавания – частично – поисковый; исследовательский.

Дидактическое и методическое оснащение урока: задачник; ПК; презентации.

Знания и умения: продолжение совершенствование навыков решения задач на симметрические выражения от двух переменных. Симметрические системы с двумя переменными

Цели урока: систематизировать и обобщить знания о симметрических системах с двумя переменными.

Ход занятия:

Тема учебного занятия: «Симметрические выражения от двух переменных. Симметрические системы с двумя переменными». Сегодня мы  систематизируем и обобщаем знания о симметрических системах с двумя переменными.

На I этапе занятия: устный опрос учащихся с целью установления содержательных связей между ведущими линиями школьного курса математики.

Вниманию учащихся предлагаются вопросы и задания.

1.Какие выражения называются симметрическими? Приведите  примеры.

Выражения p(х; у) называется симметрическим, если оно сохраняет свой вид при одновременной замене х на у и у на х. Примеры: х2у+ху2- симметрическое выражение при одновременной замене х на у и у на х получается выражение у2х+ух2, но это то же самое, что х2у+ху2.

2.Назовите основные симметрические выражения? (основные симметрические выражения ху и х+у)

3.Какие уравнения называются симметрическими?

Уравнения p(х; у)=0 называются симметрическим уравнением, если его левая часть – симметрическое выражение. Например: х22=( х+у) 2-2ху.

4.Какие системы называются симметрическими?

Систему двух уравнений с двумя переменными называют симметрической системой, если она состоит из симметрических уравнений.

5.Назвать основную идею решения симметрических систем уравнений с двумя переменными.

Вводят две новые переменные u=x+y и v=xy, тогда все остальные симметрические многочлены выражаются через основные. Решение простейшей симметрической системы основано  на теореме, обратной теореме Виета. Необходимо составить квадратное уравнение с заданными суммой и произведением корней и решить его. Найденные корни будут значениями х и у.

6.Решить систему уравнений.

 ответ: (4;-1),(-1;4). (t2-3t-4=0)

 ответ: ( 3;4),(4;3)

На II этапе: защита реферата по теме «Симметрические выражения от двух переменных. Симметрические системы с двумя переменными». Ученик представляет презентацию. Какой вывод можно сделать из работы?

 

На III этапе: комплексное применение знаний, умений и способов действий по теме.

Французский писатель Анатоль Франс заметил: «Что учиться можно только весело…» последуем совету писателя: будем на уроке активны, внимательны.

Решите системы уравнений.

1.

Решение.

;    

Введем две новые переменные t=xу и a=x2+y2. Тогда заданная система примет вид

     

Выразим t из второго уравнения. Подставим полученное выражение вместо t в первое уравнение системы:

(37-а)а=300

37a-а2-300=0

а2-37а+300=0

а1=12 ,а2=25. Соответственно находим t1=25, t2=12.

Осталось решить совокупность двух простых систем уравнений:

         

Решим первую из этих систем методом алгебраического сложения. Решая ее, получаем ответ: (4;3),(-3;-4),(3;4),(-4,-3) . Вторая система решений не имеет.

Ответ: ( 4;3),(-3;-4),(3;4),(-4,-3)

2.

Решение: Введем две новые переменные v=xу и u=x+y.

Тогда х22=(х+у)2-2ху= u2-2 v

Заданная система примет вид

Решив эту систему находим u1=-4,v1=9; u2=3,v2=2.

Решим вторую из этих систем. Решая ее, получаем ответ: (1;2),(2;1). Первая система решений не имеет.

Ответ: (1;2),(2;1).

3.

Решение: это симметрическая система. Введем две новые переменные          v=xу и u=x+y и зная, что    х22=(х+у)2-2ху= u2-2 v, х44= u4-4v u2+2v2

Запишем систему

Исключая из этой системы u2, (7+3v)2-4(7+3v)v+3v2=91

                                                     14v=42

                                                      v=3  тогда  u2=16, u=4.

Осталось решить совокупность двух простых систем уравнений:

Ответ: (1;3),(3;1),(-1;-3),(-3;-1).

На IV этапе: Содержательно – процессуальный.

Цель: проверить знания по теме, совершенствование вычислительных навыков. Самостоятельная работа по карточкам.  Каждый ученик класса работают по определенным индивидуальным заданиям. Проверка решения  по таблице ответов.

Номер карточки

ответ

Номер карточки

ответ

1

(3;5),(5;3)

6

(1;2),(2;1)

2

(-1;2),(2;-1)

7

(-1;2),(2;-1)

3

(1;3),(3;1)

8

(2;2),(2;2+),

(2+;2-)

4

(5;1),(1;5) (3;2),(2;3)

9

(1;4),(4;1)

5

(1;3),(3;1)

10

(-2;-1),(-1;-2)

(1;2),(2;1)

 VI этап. Подведение итогов занятия, рефлексия.

Закройте глаза, если вы взяли, что-то новое и это вам нужно. Если вам было не интересно, смотрите на доску.

 


Карточка № 1

Решить систему уравнений.



Карточка № 6

Решить систему уравнений


Карточка № 2

Решить систему уравнений



Карточка № 7

Решить систему уравнений


Карточка № 3

Решить систему уравнений



Карточка № 8

Решить систему уравнений


Карточка № 4

Решить систему уравнений


Карточка № 9

Решить систему  уравнений


Карточка № 5

Решить систему уравнений



Карточка № 10

Решить систему уравнений

Открытое элективное занятие

 для аттестационной комиссии

гимназии№5

май 2007год

по теме:

 «Симметрические выражения от двух переменных. Симметрические системы с двумя переменными ».

Класс – 10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок алгебры 7 класс: "Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций"

Цель урока: продолжить формировать умение решать задачи с   помощью составления математической модели, закрепить умение решать системы двух линейных уравнений с двумя переменными.Тип у...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций, урок №3»

Номинация:  урок с использованием мультимедийного  приложения к УМК нового   поколения .Тема работы:  «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математи...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций, урок №3»

Номинация:  урок с использованием мультимедийного  приложения к УМК нового   поколения .Тема работы:  «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математи...

Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения систем двух линейных уравнений с двумя переменными

Урок объяснения нового материала по учебнику "Алгебра, 7 класс" А.Г. Мерзляк, параграф 26. Презентация составлена для объяснения новой темы в Zoom при дистанционном обучении....

Технологическая карта урока по алгебре 7 класс "Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными"

  Данный урок был проведён в апреле 2021 года на районном семинаре учителей математики. Целевая аудитория - ученики 7 "б" класса, в классе 27 учащихся, класс разноуровневый, но у...

Презентация к уроку в 7 классе по алгебре "Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными"

Данная презентация применялась на уроке во время устной работы. Учащиеся составляли уравнения линейной функции по готовому чертежу....