Уравнения.Решение уравнений.
методическая разработка по алгебре (9 класс) по теме

 Уроки повторения. Обобщение и систематизация сформированных ранее математических понятий, определений и фактов. Методы решения уравнений базового и повышенного уровней сложности.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Уравнения . Решение уравнений . Девиз урока: «Вся математика – это, собственно, одно большое уравнение для других наук» Новалис

Слайд 2

Решите уравнение. 1вариант 2вариант 1. 3х ² +х =0 1. 3х-х ² = 0 2. 3(2+1,5х)=0,5х+24 2. 2х-5,5=3( 2х-1,5) 3. 2х ² -8=0 3. 3х ² -27=0 4. 4. .

Слайд 3

Решите уравнение. 1вариант 2 вариант 5. 6. Каждое уравнение, имеющее корни, соотнесите с множеством его корней. 1. х ² = х а) 1и-1 2. х ² = -х б) 0 и 1 3. х ² = -1 в) 0 и-1 4. х ² =1 1.х ² -1=0 а) 0 и-1 2.х ² +1=0 б) 0и1 3.х ² = х в) 1 и-1 4.х ² = -х

Слайд 4

Ответы. 1 вариант 0 и 2. 4,5 3. -2 и 2 4. 11 5. -12 6. 1-б 2-в 4-а 2 вариант 1. 0 и 3 2. -0,25 3. -3 и 3 4. 13 5. 10 6. 1-в 3-б 4-а

Слайд 5

Решите уравнение.( 2 балла)

Слайд 6

4 балла Решите уравнение. При каких значениях k уравнение x² + k х+2=0 имеет корни? Приведите пример положительного значения k , при котором выполняется условие.

Слайд 7

Решите уравнение. 6 баллов

Слайд 8

Уравнения. Уравнение -это равенство с переменной или переменными. Те значения переменной или переменных, при которых уравнение обращается в верное равенство, называют корнями уравнения. Решить уравнение-это , значит найти все его корни или доказать , что корней нет.

Слайд 9

Основные свойства уравнений. 1.Любой член уравнения можно перенести из одной части в другую, изменив его знак на противоположный. 2. Обе части уравнения можно умножить или разделить на одно и то же число, не равное нулю.

Слайд 10

Линейное уравнение с одной переменной. Уравнение вида ax = b ,где x - неизвестное, a и b - некоторые числа, называется линейным уравнением с одним неизвестным. 1. Если a 0, то уравнение имеет единственный корень x = - b / a . 2. Если а = 0, b ≠ 0,то уравнение не имеет корней. 3. Если a = 0, b = 0, то уравнение имеет бесконечно много корней: корнем уравнения является любое действительное число.

Слайд 11

Определение квадратного уравнения. Опр. 1. Квадратным уравнением называется уравнение вида ах 2 + b х + с = 0 , где х –переменная, а , b и с - некоторые числа, причем а  0 . Числа а , b и с - коэффициенты квадратного уравнения. Число а называют первым коэффициентом, b – вторым коэффициентом и с – свободным членом.

Слайд 12

Дискриминант квадратного уравнения Опр. 2. Дискриминантом квадратного уравнения ах 2 + b х + с = 0 называется выражение b 2 – 4ac . Его обозначают буквой D , т.е. D= b 2 – 4ac . Возможны три случая: D  0 D  0 D  0

Слайд 13

Если D  0 В этом случае уравнение ах 2 + b х + с = 0 имеет два действительных корня:

Слайд 14

Если D = 0 В этом случае уравнение ах 2 + b х + с = 0 имеет один действительный корень:

Слайд 15

Если D  0 Уравнение ах 2 + b х + с = 0 не имеет действительных корней.

Слайд 16

Формула корней квадратного уравнения Обобщив рассмотренные случаи получаем формулу корней квадратного уравнения ах 2 + b х + с = 0 .

Слайд 17

Определение приведенного квадратного уравнения Опр. 3. Приведенным квадратным уравнением называется квадратное уравнение, первый коэффициент которого равен 1. х 2 + b х + с = 0

Слайд 18

Теорема Виета: Сумма корней приведённого квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену. Х 2 + рх+ q = 0 (приведённое квадратное уравнение) р – второй коэффициент q – свободный член Итак, х 1 + х 2 = -р. х 1 · х 2 = q Теорема, обратная теореме Виета. Если числа p, q, х 1 и х 2 таковы, что х 1 + х 2 = -р, х 1 · х 2 = q , то х 1 и х 2 корни уравнений Х 2 + рх+ q = 0 .

Слайд 19

Дробно -рациональные уравнения. Уравнение дробное – уравнение вида где Р(х) и Q (х) –некоторые многочлены. Решение дробного уравнения можно разбить на два этапа: 1.Решить уравнение Р(х) = 0. 2.Проверить условие: Q (х) ≠ 0.

Слайд 20

Рациональные уравнения. Уравнение вида P ( x )=0, P ( x )/ Q ( x )=0, где Р(х), Q ( x )-многочлены. При решение рациональных уравнений в основном используются два метода: 1. разложение на множители; 2. введение новых переменных.



Предварительный просмотр:

Тема. Уравнения. Решение уравнений.

Учебная задача. Формирование системы фактов «уравнение», «линейное уравнение», «квадратное уравнение», «биквадратные уравнения».

Цели:

дидактическая: обобщение и систематизация сформированных ранее математических понятий, определений и фактов; рассмотреть методы решения уравнений базового и повышенного уровней сложности.

психологическая: формирование видов учебно-познавательной деятельности;

воспитательная: проверка грамотной устной и письменной математической речи учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Дидактическое и методическое оснащение урока: учебник, сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе, презентация при повторении теоретического материала; при проверки устной самостоятельной работы появляются ответы на соответствующие задания; карточки.

Содержание урока.

  1. Девиз урока.(1мин)
  2. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности(1мин)
  3. Повторение теоретического материала и его применение на простых примерах с помощью  устной самостоятельной работы(7 мин)

4.Закрепление знаний решения уравнений по заданиям второй части экзаменационной работы.(8 мин).

5. Обучающая самостоятельная работа(5мин).

5. Проверочная самостоятельная работа ( 20 мин).

6. Подведение итогов урока (2мин).

7. Задание на дом.(1 мин)

Ход урока.

Девиз нашего урока:

«Вся математика – это, собственно, одно большое уравнение для других наук» .

                                                         Новалис

1 этап. Устно- письменный опрос учащихся с целью установления содержательных связей между ведущими линиями школьного курса математики.

 

Повторение теоретического материала. Презентация «Уравнения».

Вниманию учащихся предлагаются вопросы и задания.

  1. Что называют корнем уравнения?
  2. Сформулируйте  определение квадратного уравнения.
  3. Какое уравнение называют неполным квадратным уравнением?
  4. Сформулируйте основные свойства уравнений?
  5. Что называют дискриминантом квадратного уравнения?
  6. По каким формулам решают квадратные уравнения?
  7. Сформулируйте теорему Виета, обратную теорему?

Выполнение письменной самостоятельной работы.

Цель работы:  проверка умений и навыков решения простейших  линейных и квадратных уравнений.

1 вариант

2 вариант

Решите уравнения.

1. 3х2+х =0

1. 3х-х2 = 0

2. 3(2+1,5х)=0,5х+24

2. 2х-5,5=3( 2х-1,5)

3. 2х2-8=0

3. 3х2-27=0

4.

4.

5.  

5.

6.Каждое уравнение, имеющее корни, соотнесите с множеством его корней.

1. х2 =х              а) 1и-1

2.  х2 = -х          б) 0 и 1

3.  х2 = -1          в) 0 и-1

4.  х2 =1          


1.  х2 -1=0             а)  0 и-1

2.  х2 +1=0            б)  0 и 1

3.  х2 = х                в) 1 и-1

4.  х2 =-х          


Ответы.

1 вариант

1. 0 и

2. 4,5

3.  -2 и 2

4.   11

5.  -12

6. 1-б

    2-в

    4-а

2 вариант

1. 0 и 3

2. -0,25

3. -3 и 3

4.   13

5.  10

6.  1-в

     3-б

      4-а

2 этап. Содержательно- процессуальный.

Цель: закрепить  навыки и умения решать уравнения, применяя различные методы.

К доске приглашаются ученики, которые работают по карточкам, другие работают по определенным заданиям.

Алгебра: сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе/ Л.В. Кузнецова.  № 2.6(1), № 2.13(1), № 2.27 (1) , № 2.29(1).

  1. - это биквадратное уравнение можно свести к квадратному с помощью введения новой переменной. Ответ: -;+

. Ответ :-; +;-2;+2.

  1. -это дробно–рациональное уравнение, решение основано на следующем утверждении: дробь равна нулю тогда и только тогда, когда ее числитель равен нулю, а знаменатель не равен. Ответ:-2;18.
  2. - задание на 4 балла, метод введения новой переменной. Ответ :16.

Задания второй части экзаменационной работы на 4 и 6 баллов по теме «Уравнения» часто содержат уравнения с параметрами. Рассмотрим примеры решения таких заданий.

  1. 1. При каких значениях  k  уравнение    x²+ kх+2=0 имеет корни? Приведите пример положительного значения k, при котором выполняется условие.

Ответ: при |k|≥2.

  1. Замена  переменной – это эффективный способ решения достаточно сложных задач, в основном уравнений. Основная ценность этого приема заключается в том, что при его использовании сложные для преобразования выражения становятся простыми, которые можно решать известными алгоритмами.

Следуют обратить внимание на то, что в слагаемых левой части есть похожие выражения х4+4. Представить второе слагаемое таким образом, чтобы получить выражение для замены:  . Данное уравнение принимает вид .Вычислив значение переменной t, возвращаемся к произведенной замене и, решая квадратное уравнение, находим х.

Ответ:-4;-1.

Задача. Составьте квадратное уравнение, корни которого на два меньше соответствующих корней уравнения  х2+10х-3=0. ( х2+14х+21=0)

Задача. Составьте квадратное уравнение, корни которого больше соответствующих корней уравнения  х2+4х-9=0 на единицу. ( х2+2х-12=0)

3 этап. Проверочная самостоятельная  работа по заданиям второй части экзаменационной работы.

Цель: закрепить навыки решения уравнений, применяя различные алгоритмы.

1 вариант. № 2.7 (1),№ 2.12(.1),№2.24(1), № 2.31(1)

2 вариант. № 2.7 (2),№ 2.12(.2),№2.24(2), № 2.31(2)

1 вариант.

2 вариант.

1. Решите уравнения.

4-19х2+9=0

4-13х2+4=0

2+4х)( х2+4х-17)=-60

2-5х)( х2-5х+10)=-24

 При каких значениях  k  уравнение    x3+6х2+ kх=0 имеет два корни? Найдите эти корни.

При каких значениях  k  уравнение    4x3+4х2+ kх=0 имеет два корни? Найдите эти корни.

4 этап.  Оценочно -рефлексивный.

Подведение  итогов урока, комментарии по домашнему заданию.

Обратить внимание учащихся на теоретические факты, которые вспомнили на уроке, о необходимости их выучить.

Домашнее задание: Алгебра: сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе/ Л.В. Кузнецова.  № 2.26(1), № 2.11(1), № 2.28(1) , № 2.29(2).

Самостоятельная работа.

1 вариант.

2 вариант.

1. Решите уравнения.

4-19х2+9=0

4-13х2+4=0

2+4х)( х2+4х-17)=-60

2-5х)( х2-5х+10)=-24

 При каких значениях k уравнение x3+6х2+ kх=0 имеет два корни? Найдите эти корни.

При каких значениях k уравнение 4x3+4х2+ kх=0 имеет два корни? Найдите эти корни.

Карточки.


Задача.

Составьте квадратное уравнение, корни которого на два меньше соответствующих корней уравнения  х2+10х-3=0.

 


Задача.

Составьте квадратное уравнение, корни которого больше соответствующих корней уравнения  х2+4х-9=0 на единицу.

 

Решите уравнение.



Решите уравнение.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений.

Презентация по теме "Решение уравнений"...

План конспект для 6 класса по учебнику "Математика 6 класс. Урок – закрепления изученного материала по теме: «Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений. Продолжение».

Урок – закрепления изученного материала по теме: «Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений. Продолжение»....

Конспект урока по теме: квадратные уравнения. Решение квадратных уравнений.

Урок в 8 классе по теме          Учитель математики: Папшева  Ю.А.   Тема урока: Квадратные уравнения. Ре...

Учебный модуль по теме " Уравнение. Решение уравнений.Решение текстовых задач с помощью уравнений."

Данный учебный модуль разработан   в рамках персонализированного обучения .Модуль расчитан на 12 часов. Содержитз адания для прохождения уровней  цели 2.0,,3.0 и 4.0.В модуле представле...

Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений. 7 класс

Алгебра. Контрольная работа №2. Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений....

N30 Решение рациональных уравнений. Решение иррациональных уравнений. за 22.05.20 для группы МЖКХ2

Задание:1. Законспектировать краткий справочный материал.2. Оформить решение типовых задач.3. Решить: "Рациональные уравнения"  N2,N4, N6...