Текстовые задачи в 5 классе
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме

Бабич Виктория Валентиновна

В школьном  курсе математики текстовые задачи занимают важное место.  Задачи являются основным средством развития логического мышления, пространственного воображения, практического применения математических знаний в деятельности человека.  Учащиеся должны уметь определять тематику задачи, и , соответственно, выделять основные величины, определяющие условие задачи, их взаимосвязь, а также способы нахождения  неизвестных категорий.

Научим решать легкие задачи - наступит момент, когда дети смогут самостоятельно решить задачи более сложного уровня. Вот тогда получаешь искреннее удовлетворение. Значит  все было не зря.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy.docx15 КБ
Файл urok_k_state.docx24.22 КБ
Файл diagnostika_kachestva_znaniy_po_matematike.docx32.41 КБ
Файл proektnoe_obuchenie.docx30.76 КБ

Предварительный просмотр:

Текстовые задачи в 5 классе

В школьном  курсе математики текстовые задачи занимают важное место.  Задачи являются основным средством развития логического мышления, пространственного воображения, практического применения математических знаний в деятельности человека.  Учащиеся должны уметь определять тематику задачи, и , соответственно, выделять основные величины, определяющие условие задачи, их взаимосвязь, а также способы нахождения  неизвестных категорий.

Навыки решения текстовых задач закладываются еще в начальной школе. Решение несложных текстовых задач арифметическим способом развивает сообразительность, умение анализировать предлагаемые ситуации, позволяет не только находить главный вопрос, но и определять порядок выполнения действий для получения необходимого результата.

Важно отметить, что текст задач должен составляться таким образом, чтобы ребенок понимал и представлял, о чем идет речь. Зачастую, прежде чем приступить к решению задачи, затрачивается много времени на разбор условия, когда учащимся приходится объяснять, что такое чугунная болванка, чем она отличается  от детали, а также железобетонная опора, станок-автомат, жилая площадь и т.д. Текст задачи должен соответствовать уровню его восприятия. Конечно же,  текст задачи необходимо приблизить  к реальной жизни, чтобы можно было увидеть практическое применение данной модели.  

Приступая к решению задачи необходимо не только представить ситуацию, о которой идет речь, но и изобразить ее на рисунке , схеме. Как вообще можно решать  задачу без составления условия?  Именно схематичное составление условия позволяет при обсуждении решения  выявить все  действия, которые необходимо выполнить, чтобы ответить на вопрос задачи.

        Мы выделяем два способа решения текстовых задач – арифметический и алгебраический. Нельзя  сказать, какой именно способ является наиболее простым или удобным. Все зависит от самой задачи и, немаловажно, уровня подготовки учащегося.

        Своим ученикам я всегда показываю, что текст задач для 5 или 9 классов зачастую одинаков по смыслу. И практика показывает, что ученики 5 класса в состоянии разобраться с условием задачи из учебника для  9 класса и даже составить уравнение. Решить такое уравнение, конечно же , пока не хватает знаний. Но при этом не каждому ученику 9 класса удается решить арифметическим способом задачу из учебника для 5 класса. Как только школьники осваивают алгебраический способ решения текстовых задач, трудно становится  их заставить эту же задачу решить другим – арифметическим способом, а зачастую, просто и невозможно. Они перестают видеть этот способ, увлекаясь введением переменных и составлением уравнений или систем уравнений.

        Что характерно, в 5 классе учащиеся предпочитают арифметический способ решения задач. Видимо, по  привычке он им кажется понятнее и роднее. Следует показывать два способа решения одной и той же задачи,  чтобы учащиеся увидели, что при решении уравнения мы практически выполняем те же действия.

        Текстовые задачи изучаются в течение  всего школьного курса математики. Но научить понимать задачи, анализировать условие, рассуждать и находить рациональные способы  решения необходимо именно в 5-6 классах, пока уровень сложности их невелик, а сама задача является одной из самых важных категорий.  На легком постигается сложное.

        Если мы научим детей решать задачи -   мы  не только повысим их интерес к самому предмету, но окажем значительное влияние на формирование их математического мышления,  а также успешное освоение новых знаний в других областях.



Предварительный просмотр:

Урок, 5 класс

Тема :                 Алгебраический и арифметический способы решения задач.

Цель урока:         Отработать решение задач алгебраическим и арифметическим способами, показать взаимосвязь между двумя способами решения задач.

Ход урока:

  1. Устные упражнения;
  2. Работа по теме ;
  3. Итог урока;

IV.        Домашнее задание

I.Устные упражнения :

Задача № 1

Книга стоит 200 рублей и еще половину стоимости книги. Сколько стоит книга?

Ход решения задачи:

1)        Сколько половин может быть? (Две);

2)        Чему равна половина стоимости книги? (200 рублей);

3)        Сколько стоит книга? (200 ∙ 2 = 400 рублей).

Ответ : 400 рублей.

Задача № 2

В домашней библиотеке у Иры 250 книг, а в школьной библиотеке - в 20 раз больше. Сколько книг в школьной библиотеке? (250 ∙·20 = 5000 книг).

Ответ : 5000 книг.

Задача № 3

Мастер за месяц изготовил 240 деталей, а ученик - в 3 раза меньше деталей.

А)        Сколько деталей изготовил ученик за месяц?  (240 : 3 = 80деталей;)

Б)        Сколько деталей изготовили мастер и ученик вместе? (240 + 80 = 320деталей);

В)        Сколько месяцев потребовалось бы ученику на изготовление всех этих деталей? (320 : 80 = 4 месяца или  на изготовление нормы мастера потребуется времени в три раза больше, т.е. 1 + 3 = 4 месяца).

II.Работа по теме

Задача № 4

К классе 24 ученика. Известно, что девочек в 2 раза меньше, чем мальчиков. Сколько девочек и сколько мальчиков в классе?

Мальчики - ?

Девочки - ?, в 2 раза меньше, чем мальчиков

   24 уч.

Алгебраический способ:

Пусть х девочек в классе,

тогда 2х - мальчиков.

Зная, что всего в классе 24 ученика, имеем уравнение:

2х + х = 24;

3х = 24;

х = 24:3;

х = 8.

8 девочек в классе;

24 – 8 = 16 мальчиков.

Ответ : 8 девочек, 16 мальчиков.

Арифметический способ:

Девочек в два раза меньше, чем мальчиков. Отсюда, одна часть учащихся – девочки, а еще две такие части приходится на мальчиков.

  1. 1 + 2 = 3 (части) – приходится на всех учеников класса;
  2. 24 : 3 = 8 (уч.) – девочки;
  3. 24 - 8 = 16(уч.) –мальчики.

Ответ : 8 девочек, 16 мальчиков.

Задача № 5

(Задачу решать с демонстрацией – 2 пачки тетрадей)

В двух пачках было 54 тетради. Когда из первой пачки убрали 10 тетрадей, а из второй - 14 тетрадей, то в обеих пачках стало тетрадей поровну. Сколько было тетрадей в каждой пачке первоначально?

Было

Убрали

Стало

1 пачка - ?      54 тет.

2 пачка – ?        

10 тет.

14 тет.

поровну

Решим задачу арифметическим способом:

1)        Сколько всего тетрадей убрали из обеих пачек?

10 + 14 = 24 (тет.);

2)        Сколько стало тетрадей в двух пачках?

  1. – 24 = 30 (тет.);

3)         Сколько стало в каждой пачке тетрадей?

30 : 2 = 15 (тет.);

  1.          Сколько было тетрадей в 1 пачке первоначально ?

15 + 10 = 25 (тет.);

  1.          Сколько было тетрадей во 2 пачке первоначально?

54 – 25 = 29 (тет.).

Ответ : 25 тетрадей, 29 тетрадей.

Можно ли составить уравнение для решения этой задачи?

Какую величину обозначить через х ?

1 случай

Пусть х тетрадей было в 1 пачке,

тогда (54 – х) тетрадей было во 2 пачке.

(х – 10) тетрадей стало в 1 пачке,

(54 – х – 14) тетрадей стало во 2 пачке.

Зная,что стало в каждой пачке поровну, имеем уравнение :

х – 10 = 54 – х – 14;

х – 10 = 40 – х

Получили уравнение, которое в 5 классе еще не умеем решать.

Какую еще величину можно обозначить через х ?

Как будет выглядеть уравнение, если через х обозначить количество тетрадей в 1 или во 2 пачке после перекладывания?

2 случай

Пусть х тетрадей стало в 1-ой (или во 2-ой) пачке после перекладывания,

тогда (х + 10) тетрадей было  первоначально в 1 пачке,

(х + 14) тетрадей было первоначально во 2 пачке.

Зная, что в двух пачках было 54 тетради, имеем уравнение:

х + 10 + х + 14 = 54;        

2х + 24 = 54;

2х = 54 – 24;                

2х = 30;

х = 30:2;                        

х = 15.

15 + 10 = 25 (тет.) – в 1 пачке было первоначально;                

15 + 14 = 29 (тет.) – было во 2 пачке первоначально.                

Ответ : 25тетрадей, 29 тетрадей.

Можно ли составить уравнения для задач №№ 1 -3?

Какую величину можно обозначить через х ?

Как будут выглядеть уравнения?

Получаются такие же ответы, как и при другом способе решения ?

Задача № 1

Обозначим через х стоимость книги, тогда 0,5 х – стоимость половины книги. Уравнение будет иметь вид:

х – 0,5х = 200;

0,5х = 200;

х = 200 : 0,5;

х = 400.

400 рублей – стоимость книги.

Ответ: 400 рублей.

Задача № 2

Пусть х книг в школьной библиотеке.

Уравнение будет иметь вид:

х : 20 = 250;

х = 250  20

х = 5000.

Ответ : 5000 книг.

Задача № 3

Пусть х деталей изготовил ученик.

Уравнение будет иметь вид:

3х = 240;

х = 240 : 3;

х = 80.

Ответ : 80 деталей.

Какой можно сделать вывод ?

(Для решения всех этих задач можно составить уравнение или решить задачи по действиям).

IV.Итог урока:

1.        Какой способ решения задачи вам больше понравился?

2.        При каком способе решения задачи приходится больше рассуждать ? (Арифметический способ требует рассуждений, он развивает логическое мышление)

3.        Что интересного вы заметили в ходе решения задач арифметическим и алгебраическим способами? Какие можно сделать выводы ?

1)        Задачу можно решать по действиям (арифметический способ) или составляя уравнение (алгебраический способ);

2)        Через х могут быть обозначены различные величины;

3)        Уравнения могут иметь разный вид;

4)        В уравнении прослеживаются все действия, которые выполняются при арифметическом способе решения задачи.

х + 10 + х + 14 = 54;        (1 действие из арифметического способа)

2х = 54 – 24;                (2 действие )

х = 30:2;                        (3 действие)

15 + 10 = 25 (тет.)        (4 действие)

15 + 14 = 29 (тет.)        (5 действие)

5)        Значение искомой величины при разных способах решения задачи одинаково.

6)        Если есть затруднения при решении арифметическим способом, можно сначала решить задачу алгебраическим способом. При решении уравнения проследить выполняемые действия и потом попробовать перейти к решению задачи арифметическим способом.

Домашнее задание :

№ 672 (а,б)  2 способа решения задач, рисунки к задачам.

№ 685 составить уравнение



Предварительный просмотр:

ДИАГНОСТИКА КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ

Рассматривать все явления школьной жизни через призму педагогического анализа их причин! - вот важнейшая задача перестройки школы. Именно ее решение может избавить нас от глубочайшего формализма в обучении и воспитании.

Я. Корчак

1. Цели и задачи контроля знаний.

2. Функции контроля и проверки знаний учащихся

3. Методы контроля знаний учащихся

4. Формы контроля знаний учащихся по математике

5. Средства контроля. Тестовый контроль

6. Основные положения зачетной системы контроля

7.Заключение

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

Диагностика в педагогическом процессе понимается как «контроль в учебном процессе». Целями диагностирования являются выявление, оценивание, анализ и коррекция учебного процесса для его эффективности.

В процессе изучения математики учащиеся должны овладеть множеством математических понятий, их свойств, отношений, а также должны уметь обнаруживать и обосновывать эти свойства, применять их при решении практических задач. Достижение этих целей учащимися подлежит систематическому контролю со стороны учителя и самоконтролю.

Контроль - это часть процесса обучения. Контроль - это выявление и сравнение (на определенном этапе обучения) результата учебной деятельности с требованиями, которые задаются к этому результату программой. Причем, контроль знаний и умений конкретного ученика предусматривает оценку этих знаний и умений только по результатам его личной учебной деятельности.

Составным компонентом контроля является проверка знаний. Основной дидактической функцией проверки знаний учащихся по математик является обеспечение обратной связи между учителем и учащимися, что включает в себя: выявление недостатков течения учебного процесса, выявление пробелов знаний у учащихся, определение степени усвоения учебного материала по математике. Кроме проверки контроль содержит в себе оценивание (как процесс) и выставление отметки (результата оценивания).

В зависимости от того, кто именно осуществляет контроль за результатами учебной деятельности учащегося, выделяют три типа контроля: внешний (осуществляется учителем над деятельностью ученика); взаимный (осуществляется одним учеником над деятельностью другого ученика); самоконтроль (осуществляется учеником над собственной деятельностью).

Основная цель контроля и оценки знаний учащихся по математике - определение качества усвоения учащимися учебного материала, уровня овладения ими знаниями, умениями и навыками, предусмотренными учебной программой по математике. В задачу контроля входит также определение меры ответственности каждого ученика за результаты своего учения, уровня его умений добывать знания самостоятельно.

Для учителя контроль знаний позволяет определить уровень усвоения учебного материала по математике или в случае необходимости провести их коррекцию.

Для ученика контроль знаний позволяет привести в систему усвоенный за определенное время учебный материал, обобщить его, выделить главное, акцентировать на нем внимание, скорректировать в случае необходимости отдельные знания и в оценке и отметке увидеть результаты своей деятельности.

Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать знания и умения учащихся по математике нужно последовательно, согласно порядку изучения математического материала.

Систематический контроль знаний учащихся по математике является одним из основных условий повышения качества обучения. Умелое владение учителем различными формами контроля знаний способствует повышению заинтересованности учащихся в изучении предмета математики, предупреждает отставание, обеспечивает активность учащихся на занятиях.

2. ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ И ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ

Контроль знаний учащихся по математике выполняет следующие функции:

1. Контролирующая и диагностическая функция - выявление и диагностика результатов обучения.

2. Образовательная (обучающая) функция. Повышение качества знаний, их систематизация, формирование приемов учебной работы.

3. Стимулирующая (развивающая) функция. Создание необходимой основы для стимулирующих содержательных оценок деятельности учащихся, для развития познавательной активности школьников.

4. Воспитательная функция. Воспитание у каждого школьника чувства ответственности за результаты учения, формирование познавательной мотивации учения.

5. Прогностическая функция. Управление процессом усвоения знаний, умений и его коррекция.

Осуществляя проверку знаний, необходимо помнить, что контролирующая функция - основная функция. При разных целях и видах проверки эти функции могут проявляться по-разному. Например, при текущей проверке усвоения учебного материала по математике доминирующей должна быть обучающая функция, а при итоговом контроле преобладает контролирующая функция.

Педагогические требования к контролю знаний учащихся: контроль знаний учащихся должен быть:

- мотивированным;

- систематическим и регулярным;

- разнообразным по формам, включать всех учащихся в работу;

- быть всесторонним и объективным на основе дифференцированного подхода к учащимся;

- базироваться на единстве требований учителей, осуществляющих контроль за учебной работой учащихся.

3. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Методы контроля - способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учителя и учащихся.

Существует много различных классификаций методов и приемов контроля знаний учащихся по математике. Рассмотри некоторые из них.

Выделяют следующие методы контроля:

1. Устные (опрос, устная контрольная работа и др.).

2. Письменные (математический диктант, контрольная работа, тематический реферат и др.).

3. Практические (опыт, практическая работа, лабораторная работа, экспериментальное задание и др.).

4. Зачеты.

5. Экзамены.

Возможна другая классификация контроля  знаний учащихся по математике

Рис. 1. Виды контроля знаний

Текущий контроль : различные формы устного опроса, проверка домашнего задания, проверка тетрадей, проверка с помощью перфокарт, проверка с помощью компьютера, текущие тесты на компьютере и др.

Тематический контроль : тематическая контрольная работа, тематический смотр знаний и др.

Периодический контроль : итоговая контрольная работа, экзамены, зачеты и др.

4. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

Формы контроля знаний и умений учащихся выделяются в соответствии с формами обучения - массовой (иногда в ней выделяют групповую и фронтальную) и индивидуальной .

Формы контроля: фронтальный, групповой, индивидуальный, комбинированный контроль, самоконтроль.

Рис. 2 Формы контроля

Формы контроля не должны сводиться только к воспроизводящей, репродуктивной деятельности учащихся. При выборе форм контроля необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся по математике и их математические способности.

5. СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ. ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ

За многие годы в образовательной практике сложилась определенная система педагогического контроля В последнее время получила наибольшее распространение тестовая форма проверки и оценки знаний учащихся.

Считается что тесты являются эффективной формой оценивания знаний, умений и навыков, позволяющей выявлять не только уровень учебных достижений, но и структуру знаний, степень ее отклонения от нормы по профилю ответов учащихся на тестовые задания.

Если задания теста подобраны по нарастанию трудности и достаточно полно отображают планируемую содержательную структуру изучаемого и контролируемого материала, то возможно ранжировать школьников по уровням подготовленности: чем меньше пробелов в ответах ученика на тестовые задания, тем лучше структура его знаний; чем выше его тестовый балл, тем выше качество его подготовленности.

Тестирование на основе компьютерных технологий официально признано основным средством диагностики качества знаний. Современный уровень развития вычислительной техники и внедрение компьютеров в учебный процесс делают возможным автоматизацию тестового контроля.

. Тестирование может применяться для разных целей:

- прогностическое - имеет целью отбор учеников в группы, классы и потоки разных направлений (то есть связано с профильной дифференциацией обучения),

 - диагностическое - предназначено для сбора информации об успешности учеников в освоении учебных программ (связано чаще всего с уровневой дифференциацией обучения),

- ориентированное на обратную связь - отражает общую нацеленность образования на развитие каждого ученика и снабжает ученика информацией, насколько успешно он работает в свете достижения своих собственных целей

Наряду с тестовой формой контроля на уроках математики могут применяться разного рода игры, в частности, чайнворды, кроссворды, криптограммы. Они вошли в практику обучения сравнительно недавно, опыт их применения основательно не изучен и не обобщен, но польза, приносимая ими, их влияние на усвоение учебного материала совершенно очевидны и реально ощутимы. Содержание, вкладываемое в игры, может быть различным. В основном это математическая терминология, не исключены и отдельные цифровые данные.

Отметка и оценка . Результаты контроля выражаются в оценке . В зависимости от типа контроля эта оценка будет либо внешней, либо внутренней (самооценкой). Всякая оценка выражает уровень соответствия результатов учебных действий ученика проверяемым параметрам этих действий. Следовательно, для оценка должна существовать какая-то шкала этого соответствия, которая может быть бинарной (выполнил - не выполнил), или более сложной, выражающейся в виде балльной шкалы отметок. При этом отметка выступает как внешнее выражение оценки.

Всякая оценка складывается под влиянием двух факторов: объективного и субъективного. Объективный фактор - это фактический результат контроля (проверки) учебных действий ученика, а субъективный - это отношение оценивающего субъекта (учителя, ученика) к оцениваемому субъекту (ученику), а также цель самого действия оценивания.

При оценивании учебных действий ученика производится сравнение этих действий с одним из следующих:

а) с прошлыми действиями это же ученика;

б) с аналогичными действиями других учеников;

в) с остановленной нормой этих действий.

Соответственно можно выделить способы оценивания:

а) личностный;

б) сопоставительный;

в) нормативный.

Итак, процесс контроля знаний и умений учащихся связан с оценкой и отметкой. Оценка - это процесс, действие (деятельность) оценивания, которое осуществляется человеком. Отметка выступает как результат этого процесса (результат действия), как его условно формальное выражение. Оценка и отметка определяются знаниями и умениями ученика, которые он показал в процессе контроля.

Одним из показателей, по которому учитель имеет возможность судить об этих знаниях, умениях, служат погрешности, допущенные учащимися при работе со средствами контроля, предложенными учителем. Погрешности делят на ошибки и недочеты.

Оценка должна ставиться за уровень и характер знаний по математике. Чем больше объективности в оценке знаний, тем больше это стимулирует учащихся и активизирует для дальнейшей учебной деятельности по предмету. Совершенно недопустимо влияние на оценку личностно-негативного отношения учителя к отдельным учащимся.

6. ЗАЧЕТНАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ

С целью систематического контроля за уровнем обучения в ходе учебного процесса учителю целесообразно выбрать такую систему контроля, как зачет. От стандартных форм контроля зачетная система отличается по характеру проведения, по системе оценивания. Зачет - это специальный этап контроля, целью которого является проверка достижения учащимися уровня обязательной подготовки. Оценка результатов сдачи зачета оценивается по двухбалльной шкале: «зачтено» - «не зачтено».

Зачеты необходимо проводить по каждой теме школьного курса математики. Каждый учащийся сдает все предусмотренные программой зачеты. Зачет считается сданным, если учащийся решил все соответствующие обязательному уровню задачи и упражнения. Зачет подлежит пересдаче, если оценка «зачтено» не выставляется. Причем пересдается не весь зачет целиком, а лишь те виды задач, с которыми учащийся не справился.

Итоговое оценивание знаний ученика непосредственно зависит от результатов сдачи зачетов. Оценка является положительной при условии, если все зачеты за этот период учеником сданы.

Условия организации зачетов повышают содержательность и объективность итогового оценивания. Систему зачетов учитель может строить по-разному. Аналогично видам контроля, зачеты можно разделить на два класса: тематические зачеты; текущие зачеты.

Тематические зачеты проводятся в конце изучения темы и направлены на проверку усвоения материала в целом.

Текущие зачеты проводятся систематически в ходе изучения темы по небольшим, законченным по смыслу порциям учебного материала.

При любой форме проведения зачета наиболее эффективна такая организация, когда ученик в ходе проведения зачета узнает результаты своей деятельности: успешно ли он справился с работой, какие ошибки допустил и над какими разделами учебного материала ему предстоит еще работать.

Повышение эффективности обучения математики

        Эффективность обучения математике можно повысить, если использовать методику учебной диагностики, которая:

• предоставляет возможность каждому учащемуся выявлять особенности осуществления своей учебной деятельности, причины этих особенностей с целью обогащения своего учебного опыта;

• опирается на общие математические умения, связанные с соответствующей содержательно-методической линией, и учитывает специфические умения, связанные с конкретной математической темой;

• учитывает следующие составляющие учебного математического опыта учащегося:

— опыта, приобретаемого до начала изучения темы, лежащего в основе успешного изучения темы,

— опыта, формируемого в процессе изучения темы,

— опыта, связанного с обобщением и систематизацией материала изученной темы;

• позволяет разрабатывать средства, включающие учащегося в диагностическую, коррекционную и рефлексивную деятельность

7.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одним из средств повышения качества математического образования является правильно организованная система контроля, которая не тормозит, а развивает ученика.

Знания, умения и навыки учащихся должны быть оценены прежде всего для того, чтобы наметить как для педагога, так и для школьника пути их совершенствования, углубления, уточнения.

Исследователи установили, что оценка учителя приводит к благоприятному воспитательному эффекту только тогда, когда обучаемый внутренне согласен с ней. У хорошо успевающих школьников совпадение между собственной оценкой и оценкой, которую поставил им учитель, бывает в 46-50 % случаев. А у слабоуспевающих - в 11% случаев. Ясно, что воспитательный эффект оценки будет значительно выше, если учащимся станут понятны требования, предъявляемые к ним учителями.

Чрезвычайно важно, чтобы оценочная деятельность педагога осуществлялась им в интересах социально-психологического развития ребенка. Для этого она должна быть адекватной, справедливой и объективной.

Величие народа не измеряется его численностью, как и величие человека не измеряется его ростом: единственной мерой служит его умственное развитие и его нравственный уровень.

 В. Гюго



Предварительный просмотр:

Министерство   образования   Московской   области

Г О У       Педагогическавя    академия

Практико-ориентированная работа

по дисциплине «Образование и общество. Актуальные проблемы педагогики и психологии» 

на тему: «Технология проектного обучения

Работу выполнила: учитель математики

МБОУ «Нахабинская гимназия № 4»

Бабич Виктория Валентиновна

Руководитель:  Онишина В.В.

Москва – 2012г.

Содержание

                                                                                             Стр.

Введение        .        .        .        .        .        .        .        .        .        .        3

1. Современный образовательный проект                .        .        .        .        5

2. Типология проектов                .        .        .        .        .        .        .        8

2.1. Исследовательские проекты        .        .        .        .        .        .        8

2.2. Творческие проекты        .        .        .        .        .        .        .        9

2.3. Ролево-игровые проекты                .        .        .        .        .        .        9

2.4. Информационные проекты        .        .        .        .        .        .        10

2.5. Практико-ориентированные проекты                .        .        .        .        10

3. Этапы работы над проектом        .        .        .        .        .        .        13

Заключение        .        .        .        .        .        .        .        .        .        14

Список использованной литературы        .        .        .        .        .        16

Введение

Анализ программ развития общеобразовательных учреждений, получивших поддержку в рамках национального проекта, показывает, что владение информационными технологиями, умение заботиться о своем здоровье, вступать в коммуникацию, решать проблемы - новые составляющие современного востребованного обществом качества образования. Наиболее характерен переход от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности - проектных, творческих, исследовательских.

Перспективной для современной школы представляется проектная деятельность учащихся по овладению оперативными знаниями в процессе социализации. В двадцать первом веке объемы учебного материала, высокие требования к современному ученику и учителю подталкивают педагога к поиску инновационных форм деятельности, интерактивных методов, в том числе и к применению проектов. Данный вид деятельности многофункционален в большей степени, чем другие.

Метод проектов предполагает использование широкого спектра проблемных исследований, поиск методов, ориентированных на реальный практический результат, значимый для ученика и учителя, а с другой стороны - целостную разработку проблемы, учитывая различные факторы и условия ее решения и реализации результатов.

Проектной деятельности может предшествовать «мозговой штурм», в процессе которого обозначатся новые интересные проблемы для учащихся. В процессе проекта учащиеся синтезируют знания в ходе их поиска, интегрируют информацию смежных дисциплин, ищут более эффективные пути решения задач проекта, общаются друг с другом. Совместная деятельность реально демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся ставят цели, определяют оптимальные средства их достижения, всесторонне проверяют компетентность личности.

Проектная деятельность наглядно демонстрирует возможности моно- и полипредметного, индивидуального и группового проектов.

Объектом данной работы является процесс развития образования как  целостной педагогической системы, а предметом исследования  - инновационные педагогические технологии как составная часть объекта исследования.

Цель данной работы – показать, что проект пробуждает учащегося проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, продемонстрировать уровень владения знаниями и общеучебными умениями, целеполагание, способность к самообразованию и самоорганизации, в проектном обучении приоритет отдается самостоятельной работе учащихся в команде, что способствует развитию их социального сознания.

Учебно-познавательный проект - это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определенной системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися. За определенное время (от одного урока до нескольких месяцев) учащиеся решают познавательную, исследовательскую, конструкторскую либо другую задачу.

Формы реализации проекта различны: это может быть печатная работа, статья, доклад на конференцию, стенгазета, альманах, мультимедиапрезентация, творческий отчет.

Но главное во всем этом, чтобы в ходе решения учебно-познавательной проблемы получить новые знания.

  1. Современный образовательный проект

Одним из направлений реформы общеобразовательной школы является переход от традиционных к развивающим гуманитарным образовательным технологиям.

Особую актуальность приобретают методы деятельностной организации обучения. Только благодаря активной самостоятельной деятельности возможно развитие каждого ученика. Большие возможности для перехода от знаниевой модели обучения к способностной представляет проектное обучение, выросшее из метода проектов.

Современный образовательный проект - это дидактическое средство активизации самостоятельной познавательной и творческой деятельности, формирование личностных качеств обучаемого. Использование метода проектов, в частности, на уроках математики, позволяет учащимся формировать объективную систему представлений о своих знаниях, возможностях и умениях их реализовывать.

Учащиеся овладевают умением не только понимать цель своего обучения, но и самостоятельно ее ставить, определять конкретные задачи, программировать собственную деятельность, отбирать адекватные средства достижения цели, определять последовательность действий, определять последовательность действий.

Необходимым этапом в работе над проектом является объективная оценка конечных и промежуточных результатов своих действий. Существенным в этом процессе является умение корректировать свои действия, то есть реконструировать эти действия таким образом, чтобы результат соответствовал предъявленным требованиям. С этой целью обязательно проведение рефлексии каждого этапа проектной деятельности.

Таким образом, в основе проектного обучения лежит рефлексивно-деятельностная парадигма, которая предполагает активные действия учащихся, обязательную рефлексию, что приводит к осознанному пониманию проблем, способствует саморазвитию. При рефлексивно-деятельностном способе обучения меняется позиция преподавателя, а также требования к его профессиональным качествам. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской, самостоятельной деятельности учащихся, выполняя роль компетентного консультанта.

Рефлексивно-деятельностное обучение предполагает три основные функции учителя.

Первая и основная - создание условий для включения учащихся в самостоятельную познавательную творческую деятельность.

Вторая - стимулирование ситуации успеха для каждого ученика.

Третья - проведение вместе с учениками рефлексии деятельности, процесса самоизменения.

Приоритетной формой взаимодействия на уроках с использованием проектной деятельности является «учитель - группа».

В основе проектной деятельности лежит коллективная работа над решением жизненных, самими учащимися поставленных практических задач.

Значительная часть проектной деятельности - собирание материалов, применение на практике добытых результатов, главнейшие моменты, на которых ученики познают жизнь и учатся применять к ней свои знания, - происходит вне стен школы.

Лабораторией для проектного метода является вся окружающая жизнь, а учебным пособием - все окружающие предметы и явления, подлежащие изучению в связи с намеченным заданием. Навыки в работе, в том числе и учебные, приобретаются в самом процессе работы и тем быстрее и прочнее, чем больше заинтересованы учащиеся в достижении намеченной цели.

Проектное обучение базируется на самостоятельной активности учащихся, так как истинное обучение идет через деятельность. Учитель должен не столько учить, сколько подавать мысль, и не столько излагать, сколько наводить, не столько навязывать, сколько отвечать на призыв к руководству. Внимание учащихся все время держится напряженным, от них требуется постоянная активная работа, они должны сами намечать себе программу занятий и интенсивно выполнять ее для того, чтобы, успешно проработав одно задание, приниматься за другое. Таким образом, использование проектной деятельности позволяет сблизить учебную работу с исследовательской.

2. Типология проектов

В зависимости от того, какой вид деятельности заложен в структуру проекта: поисковая, творческая, ролевая, прикладная,- можно выделить следующие типы проектов:

  1. Исследовательские проекты;
  2. Творческие проекты;
  3. Ролево-игровые проекты;
  4. Информационные проекты
  5. Практико-ориентированные проекты.

2.1. Исследовательские проекты

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов.

Они полностью подчинены логике небольшого исследования и имеют структуру, приближенную к подлинно научному исследованию или полностью совпадающую с ним (аргументация актуальности принятой для исследования темы; определение проблемы исследования, его предмета и объекта; обозначение задач исследования; определение методов исследования, источников информации; выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения; обсуждение полученных результатов, выводы; оформление результатов исследования; обозначение новых проблем для дальнейшего процесса исследования). Все сказанное, разумеется, должно полностью соответствовать уровню подготовки школьников определенного этапа обучения.

2.2.Творческие проекты

Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и дальше развивается, подчиняясь принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, драматизации, ролевой игре). Это могут быть проблемы, связанные с содержанием какого-то произведения, статьи, фильма, жизненной ситуации.

Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома.

2.3. Ролево-игровые проекты

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые ситуациями, придуманными участниками.

Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут проявляться лишь к его окончанию. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.

2.4. Информационные проекты

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу работы над проектом.

 Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, предмет информационного поиска, источники информации (средства СМИ, базы данных, в том числе электронные, анкетирование, проведение «мозговой атаки» и т.п.); способы обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы, результат информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видеофильм); презентация (публикация, в том числе в сети Интернет, обсуждение на конференции).

Данный тип проектной деятельности может быть с успехом применен для подготовки выступлений учащихся на научно-практических конференциях, гимназических чтениях.

2.5. Практико-ориентированные проекты

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (документ, созданный на основе полученных результатов исследования языкового, литературоведческого, исторического характера; программа действий, рекомендации, направленные на рациональный способ решения поставленной задачи)

Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определение функций каждого из них, четких результатов совместной деятельности и участия каждого в оформлении конечного продукта.

Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организация систематической внешней оценки проекта.

В зависимости от предметно-содержательной стороны проекта можно выделить :

-монопроекты

- межпредметные проекты:

Монопроекты – это такие проекты, которые как правило, проводятся в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы. Работа над монопроектами предусматривает применение знаний из других областей для решения той или иной проблемы.

Подобный проект также требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний и умений, которые ученики предположительно должны в результате приобрести.

 Заранее планируется логика работы на каждом уроке по группам (роли в группах распределяются учащимися), форма презентации, которую выбирают участники проекта самостоятельно. Часто работа над такими проектами имеет свое продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время.

Межпредметные проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, а также достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта

Такие проекты требуют квалифицированной координации действий со стороны учителей-предметников, слаженной работы многих творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций. Данные проекты могут вполне быть применимы и в младшей школе, если речь идет о межпредметных связях предметов одного цикла.

Помимо двух приведенных выше классификаций проектов можно упомянуть также типы проектов по их характеру координации: носящие непосредственный или скрытый характер; дифференциацию проектов по характеру контактов (среди участников одного класса, школы, города, региона); по количеству участников проекта (личностные, парные и групповые) и по продолжительности проектной деятельности (от краткосрочных, которые могут быть реализованы в рамках одного урока, до долгосрочных, рассчитанных, например, на реализацию в течение всего учебного года).

3. Этапы работы над проектом

Ход работы над проектом может быть определен в общем виде через следующие этапы:

1. Подготовка к работе над проектом:

- определение темы и целей проекта;

- формирование групп для работы над проектом;

- планирование этапов работы.

2. Работа над проектом в группах:

- планирование работы;

- исследование;

- оформление выводов и результатов.

3. Представление - защита проекта.

4. Оценка проекта (несколько уровней оценки):

- самооценка;

- оценка других групп;

- оценка учителя;

- оценка специально созданной группы экспертов.

5. Рефлексия - анализ меры своего участия в общем деле:

- Что мы делали?

- Как мы делали?

- Каковы результаты?

- Каков мой личный вклад в решение проблемы?

Данную последовательность работы над разными типами и видами проектов можно рассматривать как универсально-схематичную.

Заключение

Исходя из требований, которые предъявляются на современном этапе к качеству и содержанию преподавания, вполне обосновано применение таких средств и технологий обучения, которые предполагают самостоятельную, исследовательскую работу учащихся. Именно такой характер и носит метод проектной деятельности.

В ходе изучения проблемы и практической оценки работ учащихся необходимо отметить следующие актуальные преимущества использования метода проектной деятельности в современной школе:

  1. Значительное увеличение самостоятельной работы учащихся.
  2. Получение навыков самостоятельного поиска и обработки необходимой информации.
  3. Повышение мотивации учащихся в учебе.
  4. Процесс обучения становится самомотивируемым, так как возрастает интерес и вовлеченность в работу по мере ее выполнения.
  5. Активизация познавательных интересов учащихся.
  6. Повышение самооценки учащихся, занимающихся выполнением проектной работы.
  7. Предоставление каждому возможности самореализации.
  8. Развитие творческих способностей учащихся.
  9. Вовлечение всех учащихся в коллективную мыследеятельность.
  10. Развитие коммуникативных навыков, умения работать в коллективе.
  11. Получение навыков презентации себя и своей работы в различных формах: устной, письменной, с использованием новейших технологических средств.

В основе проекта лежит какая-то проблема, и чтобы ее решить, требуется владение большим объемом знаний и определенными умениями:

-  интеллектуальными (умение работать с информацией, с текстом, вести поиск информации, анализировать информацию, делать выводы);

-  творческими (умение генерировать идеи, умение находить множество вариантов решения проблемы, умения прогнозировать последствия того или иного явления);

-  коммуникативными (умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, лаконично излагать мысли, находить компромисс с собеседником).

Хочется верить, что проектная деятельность станет одним из наиболее перспективных направлений в современном образовании.

Список литературы

  1. Балыхин Г.А., Федеральная целевая программа развития образования: новаторские решения на перспективу 2006-2010 годов, - «Профессиональное образование» 2006, № 4.
  2. Запрудский Н.И. Современные школьные технологии. - Мн.: «Сэр-Вит», 2003г.
  3. В.С. Лазарев, Б.П. Мартиросян, Педагогическая инноватика, - М., «Просвещение», 2006 г.
  4. Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – «Школьные технологии», 2002, №2.
  5. Орлова Л.В. Образовательный проект в учебно-педагогическом процессе школы. - Мн.: «Технопринт», 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартные текстовые задачи (6 класс)

Задачи взяты из образовательного УМК "Сфера" - Математика: арифметика, геометрия. Данные задачи позволяют повысить интерес учащихся к изучаемому предмету....

Программа элективного курса "Практикум решения текстовых задач" 8 класс.

Пояснительная записка          Предлагаемый курс предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 8-х классов. Программа рассчитана на 9 часов и п...

"Текстовые задачи" 9 класс

   Предлагаемая  программа элективного курса «Текстовые задачи» актуальна  в период перехода к новым образовательным стандартам по математике. Данный курс предназначен...

Проблемы организации работы с текстовыми задачами начальных классов

Проблемы организации работы с текстовыми  задачами   начальных классовКаких бы образовательных концепций ни придерживался учитель начальных классов, по каким бы программам и учебникам н...

Программа элективного курса по математике "Текстовые задачи" 10 класс.

Данный элективный курс  предназначен для расширения и углубления знаний по математике, он поможет учащимся открыть новые методы решения задач....

Рабочая программа курса "Решение текстовых задач" (7 класс)

Текстовые задачи - наиболее яркий в школьном курсе алгебры пример применения аппарата уравнений. Текстовые задачи активно используются и как цель, и как средство обучения, математического развития обу...

Решение текстовых задач 8 класс

Решение текстовых задач 8 класс.Источник:Звавич Л.И., Аверьянов Д.И., Пигарев Б.П., Трушанина Т.Н.Задания для проведения письменного экзамена по математике.Пособие для учителя. М.: Просвещение....