"Текстовые задачи" 9 класс
рабочая программа по алгебре (9 класс) по теме

 

     Предлагаемая  программа элективного курса «Текстовые задачи» актуальна  в период перехода к новым образовательным стандартам по математике. Данный курс предназначен  для более глубокого осознания методики и способов решения задач и применения полученных знаний на практике.    

   Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины усвоения учебного материала. Поэтому на ряду с изучением теории в школьном математическом образовании имеет место решение задач, но на эту тему  отводится очень мало времени, а в экзаменационном материале ГИА и ЕГЭ задачи есть обязательно.   

   Задачи всегда вызывают затруднения у учащихся, но они способствуют развитию мышления, поэтому целью данного курса является повышение математической культуры учащихся. Задачи курса показать обучающимся практическое применение изучаемой теории, глубже осознать методику и способы решения задач, а также помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.

В результате изучения курса обучающиеся должны приобрести определенные знания и умения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekstovyezadachi_-_kurs.docx29.45 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

     Предлагаемая  программа элективного курса «Текстовые задачи» актуальна  в период перехода к новым образовательным стандартам по математике. Данный курс предназначен  для более глубокого осознания методики и способов решения задач и применения полученных знаний на практике.

         Программа курса «Текстовые задачи» составлена на основе:

  1. Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 класс. Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников М.М., Шевкин А.В.  – М: «Просвещение», 2009 год.

Обучение ведется с использованием учебного пособия:

  1. Математика. Тренировочные тематические задания повышенной сложности с ответами.  Г. И. Ковалева, Т. И. Бузулина, О. Л. Безрукова, Ю. А. Розка. – Волгоград: «Учитель», 2007.
  2. Математика. 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА – 9. Алгебра, геометрия, теория вероятностей и статистика: учебно – методическое пособие под ред. Ф. Ф. Лысенко, С. Ю. Кулабохова. – Ростов н/Д.: Легион – М, 2011. – 288  с. – (ГИА – 9)

       Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины усвоения учебного материала. Поэтому на ряду с изучением теории в школьном математическом образовании имеет место решение задач, но на эту тему  отводится очень мало времени, а в экзаменационном материале ГИА и ЕГЭ задачи есть обязательно.

       Задачи всегда вызывают затруднения у учащихся, но они способствуют развитию мышления, поэтому целью данного курса является повышение математической культуры учащихся. Задачи курса показать обучающимся практическое применение изучаемой теории, глубже осознать методику и способы решения задач, а также помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.

       Значительная часть курса посвящена решению задач различного типа. В начале каждой темы приводится необходимый теоретический материал. Имеется достаточное количество задач для решения, как в классе, так и для самостоятельной работы.

        В результате изучения курса обучающиеся должны приобрести определенные знания и умения.

Обучающиеся должны знать:

  1. основные методы и способы решения задач;
  2. виды задач;
  3. решение задач с помощью таблиц, схем и рисунков;
  4. законы логики математических рассуждений и применение их на практике.

       Обучающиеся должны уметь:   

  1. вносить данные в таблицу;
  2. делать краткую запись, выделять главное;
  3. строить чертеж, схему;
  4. составлять и решать уравнения, системы уравнений.

      Курс «Текстовые задачи», рассчитан на 34 часа, поможет учащимся оценить свои способности к математике на повышенном уровне и сделать осознанный выбор профиля дальнейшего обучения. Освоение курса предполагает, помимо лекций и практические занятия, задачи для самостоятельной работы. В конце курса учащиеся выполняют контрольную работу и составляют самостоятельно несколько задач.

       

       

Содержание программы

Тема 1. Задачи на числа.

       Текстовые задачи. Виды текстовых задач. Использование схем и таблиц при решении задач. Задачи на сумму, разность цифр данного числа.

Тема 2. Задачи на части.

       Нахождение части от числа. Нахождение числа по его части.

Тема 3. Задачи на проценты.

       Проценты. Нахождение процентов от числа. Нахождение числа по его процентам. Нахождение процентного отношения числа.  Процентное содержание вещества. Повышение и понижение цены, зарплаты на определенное количество процентов. Вклады в банк. Задачи на сложные проценты.

Тема 4-9. Задачи на движение.

       Методы и способы решения задач на «движение». Использование схем и таблиц при решении задач. Пройденный путь. Скорость. Время. Сухопутное движение. Движение в одном направлении. Движение в противоположном направлении. Задачи на движение мимо неподвижного наблюдателя. Задачи на задержку движения. Задачи, в которых один объект догоняет другой. Задачи на движение по окружности. Методы и способы решения задач «на движение по реке, по озеру». Скорость по течению. Скорость против течения. Собственная скорость.

Тема 10-11.  Задачи на работу.

       Производительность (количество произведенной работы в единицу времени). Объём работы. Время работы. Методы и способы решения задач на конкретную и абстрактную работу. Совместная работа.

Тема 12-13. Задачи на смеси (сплавы) и концентрацию вещества.

      Процентное содержание или концентрация. Количество чистого вещества в смеси или сплаве. Масса смеси или сплава. Использование таблиц при решении задач. Концентрация вещества. Растворы.

Тема 14. Задачи геометрического содержания.

        Площади некоторых геометрических фигур. Периметр.

Тема 15. Задачи, заданные таблицами.

       Задачи на составление уравнения, системы, отношения. Задачи, заданные рисунком или таблицей.

Учебно – тематический план

п/п

Наименование тем

Количество часов

Всего

В том числе

Теоретичес

кая часть

Практичес

кая часть

1

Задачи на числа

1

0,5

0,5

2

Задачи на части

2

0,5

1,5

3

Задачи на проценты

3

0,5

2,5

4

Задачи на движение

14

3

11

5

Задачи на работу

4

1

3

6

Задачи на смеси (сплавы) и концентрацию вещества

5

1

4

7

Задачи геометрического содержания

3

0,5

2,5

8

Задачи, заданные таблицами

2

0,5

1,5

И того

34

7,5

26,5

Календарно – тематическое планирование

п/п

Наименование тем курса

Всего

В том числе

Форма контроля

лекции

практика

1

Задачи на числа. Задачи на сумму и разность цифр числа

1

0,5

0,5

Решение задач (самостоятельные работы, тесты)

2

Задачи на части. Нахождение части от числа

1

0,5

0,5

3

Задачи на части. Нахождение части от числа

1

1

4

Задачи на проценты. Нахождение процента от числа

1

1

5

Нахождение процентного отношения чисел. Процентносодержащие вещества

1

0,5

0,5

6

Задачи на повышение и понижение цены. Зарплаты. Вклады в банк

1

1

7

Задачи на «сухопутное движение». Составление схем таблиц

1

0,5

0,5

8

Движение в одном направлении

1

1

9

Движение в противоположных направлениях

1

1

10

Задачи на задержку движения

1

0,5

0,5

11

Задачи на задержку движения

1

1

12

Задачи на движение мимо неподвижного наблюдателя

1

0,5

0,5

13

Задачи на движение мимо неподвижного наблюдателя

1

1

14

Задачи на движение «по реке»

1

0,5

0,5

15

Методы решения задач на движение «по реке»

1

1

16

Решение задач на движение «по реке, озеру»

1

1

17

Задачи на движение навстречу друг другу. Скорость сближения

1

0,5

0,5

18

Задачи на движение навстречу друг другу

1

1

19

Движение по окружности

1

0,5

0,5

20

Задачи на движение по окружности

1

1

21

Методы и способы решения задач на конкретную работу

1

0,5

0,5

22

Решение задач на конкретную работу

1

1

23

Методы и способы решения задач на абстрактную работу

1

0,5

0,5

24

Решение задач на абстрактную работу

1

1

25

Задачи на смеси (сплавы). Процентное содержание или концентрация

1

0,5

0,5

26

Использование таблиц при решении задач

1

1

27

Решение задач на смеси (сплавы)

1

1

28

Задачи на концентрацию вещества

1

0,5

0,5

29

Задачи на концентрацию вещества

1

1

30

Задачи геометрического содержания. Периметры

1

0,5

0,5

31

Задачи геометрического содержания. Площади

1

1

32

Задачи геометрического содержания. Объемы

1

1

33

Задачи, заданные таблицами

1

0,5

0,5

34

Зачет

1

1

Контрольная работа

Итого:

34

7,5

26,5

Перечень учебно – методических средств обучения

Литература для учителя

  1. Ковалева Г. И. Математика. Тренировочные тематические задания повышенной сложности с ответами [Текст] / Г. И. Ковалева, Т. И. Бузулина, О. Л. Безрукова, Ю. А. Розка. – Волгоград.: «Учитель», 2007.
  2. Математика. 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА – 9. Алгебра, геометрия, теория вероятностей и статистика: учебно – методическое пособие [Текст] / под ред. Ф. Ф. Лысенко, С. Ю. Кулабохова. – Ростов н/Д.: Легион – М, 2011. – 288  с. – (ГИА – 9)
  3. http://metodisty.ru/m/droups/viw/matematika_v_skole
  4. http://mathgia.ru 
  5. http://4ege.ru/gia_po_matematike/  

Литература для обучающихся

  1. Ковалева Г. И. Математика. Тренировочные тематические задания повышенной сложности с ответами [Текст] / Г. И. Ковалева, Т. И. Бузулина, О. Л. Безрукова, Ю. А. Розка. – Волгоград.: «Учитель», 2007.
  2. Математика. 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА – 9. Алгебра, геометрия, теория вероятностей и статистика: учебно – методическое пособие [Текст] / под ред. Ф. Ф. Лысенко, С. Ю. Кулабохова. – Ростов н/Д.: Легион – М, 2011. – 288  с. – (ГИА – 9)
  3. http://4ege.ru/gia_po_matematike/  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание и редактирование текстового документа.Форматирование текстового документа

ПР_1Создание и редактирование текстового документаПР_2 Форматирование текстового документаАфиша...

"Кодирование текстовой информации. Кодировки русского алфавита". Практическая работа «Кодирование текстовой информации».

Конспект урока «Кодирование текстовой информации. Кодировки русского алфавита» предназначен для учителей информатики, преподающих в 8-х классах.Урок поделен на два этапа. На первом – предусмотрено изу...

Обработка текстовой информации. Ввод текста в текстовом процессоре WordPad.

План-конспект открытого урока по изучению текстового процессора WordPad.Предлагается в помощь учителям информатики и ИКТ при изучении  в пятом классе темы "Обработка текстовой информации". П...

Текстовый процессор Microsoft Word 2003. Технология обработки текстовой информации

Данный файл содержит презентацию к уроку «Текстовый процессор Microsoft Word» (вводный урок). Можно использовать для 8 классов, материал подойдет для тех учителей, которые до сих пор используют Micro...

Текстовые редакторы. Текстовые процессоры.

Комбинированный урок с использованием ЦОР...

Урок информатики "Текстовые редакторы и текстовые процессоры" 8 класс

Урок Урок информатики "Текстовые редакторы и текстовые процессоры"  8 класс...