элективный курс математика 9 класс
элективный курс по алгебре (9 класс) по теме

Сафонова Ольга Валентиновна

Рабочая программа элективного курса по математике 9 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Пилюгино

            «Рассмотрено»                                          «Утверждено»                                          Руководитель ШМО                                                       Директор МБОУ СОШ                            

________Сафонова О.В.                                              с. Пилюгино __________Ломакова О.В.

Протокол № 1   от                                                                Приказ №        от

«28» августа  2012 г.                                                «28» августа  2012 г.                                                                                                                 

Рабочая программа

элективного курса.

Решение нестандартных задач по математике.

Учитель: Сафонова Ольга Валентиновна

9 класс.

«Рассмотрено»                  

на  заседании педагогического совета

Протокол №1 от 28.08.2012      

2012-2013 учебный год

  1. Пояснительная записка.
  1. Нормативно-правовые документы.

Рабочая программа разработана на основе учебных пособий: Ястрибинецкий Г.А  Задачи с параметрами; Студенецкая В.Н., Сагателова Л.С. Математика. 8-9 классы: сборник элективных курсов. – Волгоград: 2006.

  1. Общая характеристика учебного предмета

Курс «Решение нестандартных задач по математике» дополняет базовую программу, не нарушая её целостность.

 Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования, а также в профессиональной деятельности, требующей достаточно высокой математической культуры.

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющего в определённых умственных навыках. В процессе решения задач с параметрами и модулями в арсенал приёмов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ, классификация и систематизация, аналогия.

Именно задачи с параметрами обладают диагностической и прогностической ценностью, которые позволяют проверить знания основных разделов школьного курса математики, уровень логического мышления, первоначальные навыки исследовательской деятельности.

Как известно, в настоящее время практика вступительных экзаменов  оторвалась от школы, настолько велики «ножницы» между требованиями, которые предъявляют к своему выпускнику школа, и требованиями, которые предъявляет к своему абитуриенту  вуз, особенно вуз высокого уровня.

Очевидно одним из способов устранения указанных «ножниц» является изучение данного курса, посвященного трудным вопросам школьной математики, связанными с параметрами и модулями.

Задачи, предлагаемые в данном курсе, интересны и часто не просты в решении, что позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и проверить свои способности к математике.. Вместе с тем, содержание курса позволяет ученику любого уровня активно включаться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя: занятия могут проводиться на высоком уровне сложности, но включать в себя вопросы, доступные и интересные всем учащимся.

Изучение спецкурса способствует процессу самоопределения учащихся, помогает им адекватно оценить свои математические способности, обеспечивая системное включение ребёнка в процесс самостоятельного построения знаний.

Цель данного курса перейти от репродуктивного уровня усвоения материала к творческому. Научить применять знания при выполнении нестандартных заданий. При решении таких задач школьники учатся мыслить логически, творчески. Это хороший материал для учебно-исследовательской работы, что является пропедевтикой научно-исследовательской деятельности.

Основная задача курса как можно полнее развить потенциальные творческие способности каждого слушателя, не ограничивая заранее сверху уровень сложности задачного материала. Решение задач способствует систематическому углублению изучаемого материала и развитию навыка решения сложных задач.

  1. Цели и задачи обучения.

  1. подготовить учащихся таким образом, чтобы они смогли на экзамене успешно справиться с задачами, содержащими модули и параметры.
  2. углубить знания по математике, предусматривающие формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету;
  3. выявить и развить их математические способности;
  4. расширить математические представления учащихся о приёмах и методах решения задач с модулями и параметрами;
  5. повышение уровня  математического и логического мышления учащихся;
  6. развитие навыков исследовательской деятельности,
  7. обеспечить подготовку к профессиональной деятельности, требующей высокой математической культуры.
  1. Место предмета в учебном плане лицея.

Рабочая программа разработана на 34 часа из расчета 1 час в неделю.

  1. Общеучебные умения, навыки и способы  деятельности.

Элективный курс предусматривает не только овладение различными умениями, навыками, приемами для решения задач, но и создает условия для формирования мировоззрения ученика, логической и эвристической составляющих мышления. Задачи с модулем и параметрами, как правило, относятся к наиболее трудным задачам, носят исследовательский характер.


3. Учебно-тематический план.

Содержание курса (34 ч., 1 час в неделю)

  1. Решение задач с модулем. (12 часов).

Модуль действительного числа. Геометрическая интерпретация. Линейное уравнение, содержащее абсолютную величину. Уравнение и неравенства вида |х|= а, |ах+в|=0, |ах+в|≤0. 

График функции у=|х|, у=| ах+в |. Построение графиков функций, связанных с модулем.

Методы решения уравнений вида: |ах+в|=с, где с - любое действительное число, |ах+в|=|сх+д|. 

Графическое решение неравенства |ах+в|≤с, где с – любое  действительное число.

Методы решения уравнений вида: |ах+в|+|сх+д|=т, |ах+в|+|сх+д|+пх=т. Методы решения неравенств вида: |ах+в|+|сх+д|<т,|ах+в|+| сх+д|+ пх>т.

Методы решения неравенств вида: |ах+в|≤| сх+д|, |ах+в|≥| сх+д|, |ах+в|≤ сх+д, |ах+в|≥ сх+д. Графическая интерпретация.

Квадратное уравнение, содержащее абсолютную величину. Метод замены переменной. Решение уравнений.

  1. Решение задач с параметрами. (12 часов).

Понятие параметра. Что значит - решить уравнение или неравенство с параметрами. Что значит - исследовать уравнение (определить количество решений, найти положительные решения и т.д.), содержащее параметры.

Линейное уравнение с параметрами. Общий метод решения уравнения вида ах= в, решение  линейных уравнений с параметрами, сводящихся к виду ах=в. Линейные    уравнения с параметрами, содержащие дополнительные условия (корень равен данному числу, прямая проходит через точку с заданными координатами, уравнение имеет отрицательное решение и т.д.).

Линейные неравенства с параметрами вида ах≤в, ах≥в.

Уравнения и неравенства с параметрами, сводящиеся к линейным.

Решение квадратных уравнений и неравенств с параметром. Исследование квадратного трехчлена.

Количество корней в зависимости от значений параметров. Параметр, как фиксированное число.

3. Нестандартные методы и приемы решения уравнений, неравенств и систем, содержащих модули и параметры. (10 часов)

Графические и аналитические методы. Классификация задач. Ответ, как наперёд заданное подмножество множество действительных чисел. Параметр, как равноправная переменная. Свойства решений уравнений, неравенств и их систем.

Свойства функций в задачах с параметрами и модулями. Схема исследования функций. Область значений функции. Подстановки. Экстремальные свойства функций. Метод оценки. Свойства монотонных функций.

5. Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать: 

  1. понятие параметра
  2. прочно усвоить понятие модуль числа;
  3. алгоритмы решений задач с модулями и параметрами;
  4. зависимость количества решений неравенств, уравнений и их систем от значений параметра;
  5. свойства решений уравнений, неравенств и их систем;
  6. свойства функций в задачах с параметрами.

Учащиеся должны уметь: 

  1. уметь решать линейные, квадратные уравнения с модулем;
  2. уметь решать линейные, квадратные неравенства с  модулем;
  3. строить графики уравнений, содержащие модули;
  4. уметь решать линейные, квадратные, рациональные уравнения с параметром;
  5. уметь решать неравенства с параметром;
  6. находить корни квадратичной функции;
  7. строить графики квадратичных функций;
  8. исследовать квадратный трехчлен;
  9. знать и уметь применять нестандартные приемы и методы решения уравнений, неравенств и систем.
  1. Список литературы.

для учителя: 

  1. Литвиненко В.Н., Мордкович А. Г. Практикум по решению математических задач.
  2. Ястрибинецкий Г.А  Задачи с параметрами.
  3. Горнштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С.  Задачи с параметрами.
  4. Голубев В.И., Гольдман А.М., Дорофеев Г.В. «О параметрах – с самого начала».
  5. Дорофеев Г.В., Затахавай В.В. «Решение задач, содержащих модули и параметры».
  6. Дорофеев Г.В. «Квадратный трёхчлен в задачах».
  7. Марков В.К. «Метод координат и задачи с параметрами».
  8. Шарыгин И.Ф. «Факультативный курс по математике. Решение задач».

для учащихся: 

  1. Макарычев Ю.Н. Миндюк Н.Г. Алгебра 8. Алгебра 9. Дополнительные главы к школьному учебнику. Москва. «Просвещение». 2001год.
  2. Галицкий М.Л., Гольдман А.М., Звавич Л.И. Сборник задач по алгебре

8-9. Москва. «Просвещение». 2001год.


Тема

Беседа, лекция

Сообщения

учащихся

Практикум

Творческое  исследование

Тренажер



Формы

контроля

Дата

1.

Модуль действительного числа. Геометрическая интерпретация. Линейное уравнение, содержащее абсолютную величину. Уравнение и неравенства вида |х|= а, |ах+в|=0, |ах+в|≤0.

1 ч.

1 ч.

2.

График функции у=|х|, у=| ах+в |. Построение графиков функций, связанных с модулем.

1 ч.

1 ч.

3.

Решение уравнений и неравенств различных видов, содержащих модули.

Графическая интерпретация.



1 ч.


1 ч.


1 ч.


1 ч.

4.

Квадратное уравнение, содержащее абсолютную величину. Метод замены переменной. Решение уравнений.

1 ч

1 ч.

1 ч.

1 ч.

Сам. работа

1 ч.

1.

Понятие параметра.

1 ч.

2.

Линейное уравнение с параметрами. Общий метод решения уравнения вида ах= в, решение  линейных уравнений с параметрами, сводящихся к виду ах=в.

1 ч.

1 ч.

3.

Линейные неравенства с параметрами вида ах≤в, ах≥в.

1 ч.

1 ч.

4.

Уравнения и неравенства с параметрами, сводящиеся к линейным.

1 ч.

1 ч.

5.

Решение квадратных уравнений и неравенств с параметром. Исследование квадратного трехчлена.

1 ч.

1 ч.

1 ч

6.

Количество корней в зависимости от значений  параметров.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

Сам. работа

1.

Графические и аналитические методы. Классификация задач.

2.

Свойства решений уравнений, неравенств и их систем.

3.

Свойства функций в задачах с параметрами и модулями.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Математика и музыка" для 10-11 классов

Курс призван расширить знания учащихся о музыкальном искусстве в контексте одного из многочисленных аспектов его бытования, сосредоточить их внимание на осмыслении различных точек соприкосновения иску...

ПРОГРАММА Элективного курса «математика в задачах» (10-11 классы)

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.Эта программа рассчитана для гуманитарных и общеобразовательных классов средней школы.Настоящая программа предусматривает наиболее полное развитие целостной математической сос...

элективный курс 11 класс материал по математике

Элективный курс предлагается учащимся 11 класса  средней общеобразовательной школы. На изучение курса выделяется17 часов. Форма проведения занятий: лекции, семинары, практикумы,тестирование....

Программа элективного курса 9 класса "В лабиринтах математики"

Работа состоит из пояснительной записки и учебно-тематического планирования...

Рабочая программа по элективному курсу "Математике для любознательных" для 5 класса ФГОС ООО на 2014-2015 учебный год

Рабочая программа сосотавлена на  основе  Федерального компонента государственного стандарта ООО и примерной программы для общеобразовательных учреждений по математике к УМК  для 5-6 кл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «МАТЕМАТИКА И ЛОГИКА» ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ 9 КЛАССА НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

Рабочая программа элективного курса " математика и логика" по математике для 9 класса...