Информационно-коммуникационные технологии на уроках математики
статья по алгебре на тему

В данной статье рассказано, какие формы работы с использованием ИКТ в своей практике я применяю на уроках математики и во внеурочное время.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационно-коммуникационные технологии обучения

на уроках математики

Одной из значимых составляющих Приоритетного национального проекта «Образование» является информатизация образовательного пространства школ, которая включает в себя их оснащение современной техникой, позволяющей в полной мере реализовывать информационно-коммуникационные технологии обучения.

Под термином "информационные технологии" понимаются процессы накопления, обработки, представления и использования информации с помощью электронных средств.

Информационные технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации учащимся с помощью компьютера.

Что же необходимо для того, чтобы урок прошел с использованием ИКТ?

Во-первых, оборудование, как минимум один компьютер, в идеале – автоматизированное рабочее место преподавателя, компьютеризированное место ученика, видеопроектор, интерактивная доска, документ-камера и т.д.

Во-вторых, учитель, который владеет навыками работы на компьютере, он должен быть знаком с правилами работы с выше перечисленным оборудованием (мультимедийным проектором, интерактивной доской, документ-камерой).

В-третьих, компакт-диски с цифровыми образовательными продуктами.

В-четвертых, наличие локальной и глобальной сети.

Как показывает опыт, уроки с применением компьютерных систем не заменяют учителя, а наоборот, делают общение ученика с учителем более содержательным, индивидуальным и деятельным. Использование ЭВМ на уроках математики экономит время, повышает мотивацию учащихся и эффективность учебно-познавательного процесса.

Учитель – основное действующее лицо на уроке. Поэтому компьютер и мультимедийные средства надо рассматривать как инструмент обучения. Помощь от этого инструмента существенна.

Информационные технологии, наиболее часто применяемые в учебном процессе на сегодняшний день, можно разделить на две группы:

  1. сетевые технологии, использующие локальные сети и глобальную сеть Internet (электронные варианты методических рекомендаций, пособий, серверы дистанционного обучения, обеспечивающие интерактивную связь с учащимися через Internet, в том числе в режиме реального времени);
  2.  технологии, ориентированные на локальные компьютеры (электронные учебники и энциклопедии, программы-тренажёры и видеоуроки, словари и справочники, библиотеки электронных наглядных пособий).

    Формы и место использования компьютеров на уроке зависят от содержания самого урока, цели, которую ставит учитель.

Практика работы показывает, что наиболее эффективно использование компьютера на уроках математики:

- при проведении устного счёта (возможность оперативно представлять задания и корректировать результаты их выполнения);

  1. при изучении нового материала (иллюстрирование разнообразными наглядными средствами; моделирование);

На этом этапе компьютер выступает в роли мощного демонстрационного средства, обеспечивая высокий уровень наглядности. Сочетание рассказа учителя с демонстрацией презентации позволяет акцентировать внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала. Возможна демонстрация пошагового решения задачи.

Например, одной из основных проблем при изучении геометрии в школе, особенно стереометрии, является проблема наглядности. Современная трехмерная графика позволяет создавать модели сложных геометрических тел и их комбинаций, вращать их на экране, менять освещенность. Большим помощником на уроках геометрии, благодаря компьютеру, для меня стала программа «Живая геометрия». Учителя математики понимают, о чем я говорю.

Так же, эффективно использование компьютера на уроках математики:

  1. при проверке фронтальных самостоятельных работ (быстрый контроль результатов);
  2. при решении задач обучающего характера (выполнение рисунков, составление плана работы; отработка определенных навыков и умений);
  3. при организации исследовательской и проектной деятельности учащихся.

В своей практике я применяю следующие формы работы с использованием ИКТ:

  1. создание дидактического материала для урочных и внеурочных занятий;
  2. использование программного обеспечения непосредственно в учебном процессе;
  3. использование Интернет-ресурсов.

Всю мою деятельность, связанную с применением информационных технологий можно представить в виде следующих основных блоков:

  1. мультимедийные сценарии уроков;
  2. проверка знаний на уроке;
  3. подготовка к ЕГЭ;
  4. внеурочная деятельность.

Чуть подробнее раскажу о каждом блоке.

  1. Мультимедийные сценарии уроков.

Для оживления урока, для поддержания интереса к предмету, для привлечения учащихся к проектной деятельности, на уроках использую свои презентации, а также ресурсы сайта http://school-collection.edu.ru, www.it-n.ru, http://pedsovet.ru/, архив учебных программ информационного образовательного портала http://www.rusedu.ru/, и многое другое.

Презентации создаю с помощью, известной всем программы Power Point, но в последнее время, меня привлекает ПО предназначенное для создания сценария урока на интерактивной доске SMART Notebook.

Использование компьютерных презентаций на уроках делает изложение учебного материала наглядным, доступным, интересным. Такие презентации частично заменяют доску, различные плакаты и иллюстрации в учебниках.

Я использую презентации на различных этапах урока. Это и проверка домашнего задания, проверка обучающей самостоятельной работы, задания для устного счета, изучение нового материала, задание на дом.

Презентации Power Point - наиболее трудоёмкая в подготовке программа, но она многофункциональна. Основная цель применения презентаций на уроках математики – сделать учебный процесс более «технологичным», т.е. таким, чтобы он обеспечивал учебным материалом все основные этапы урока, был удобен в работе и для учителя, и для детей. Кроме того, анимационные возможности программы PowerPoint помогают на уроке обратить внимание учащихся на правила выполнения основных логических операций, помогают проводить рассуждения и простые доказательства. Презентации на уроках позволяют сделать урок не только более оживлённым, привлекательным, но и увеличить долю учебной информации, расширить кругозор учащихся. Разумеется, любая презентация для детей интересна и полезна, когда она сопровождается словом учителя. Презентация по математике помогает развивать познавательную активность учащихся, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу на уроке, а также снимает утомление учащихся.

Среди технических новинок, приходящих сегодня в школу, особое место занимают интерактивные доски. Интерактивная доска – уникальное учебное оборудование, представляющее собой сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. В отличие от обычного мультимедийного проектора интерактивная доска позволяет не только демонстрировать слайды и видео, но и рисовать, чертить, наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения, и сохранять их в виде компьютерных файлов. А кроме этого, сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным.

Работа с интерактивными досками предусматривает творческое использование материалов. Подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка, карты, а также добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и Интернет-ресурсам сэкономят время на написание текста на обычной доске или переход от экрана к клавиатуре. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране и сохранять записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть и повторить пройденный материал. Учитель всегда имеет возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые моменты занятия, зайдя на нужную страницу. Все это помогает планировать урок и благоприятствует течению занятия. При подготовке к обычному уроку, учитель математики часто сталкивается с проблемой построения геометрических фигур и различных функций, работой с координатной плоскостью на обычной доске. Здесь же эти вопросы легко можно решить с помощью встроенных шаблонов.

Преимущества использования интерактивной доски на уроке очевидны:

1. Экономия времени. Заранее подготовленные чертежи, схемы, текст позволяют экономить время урока, за счет чего повышается плотность урока.

2. Наглядность и интерактивность. Благодаря этому учащиеся активно работают на уроке. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.

3. Многократное использование. Во-первых, вся информация, появляющаяся на доске не стирается, а сохраняется. Во-вторых, наглядные материалы и обучающие ресурсы можно хранить в электронном виде и в дальнейшем многократно использовать их. Накапливается электронный банк данных для каждого учителя.

4. Повышается уровень компьютерной компетенции учителя.

5. Школьникам просто нравиться работать с интерактивной доской, учиться становиться интересно и увлекательно.

Конечно же, использование только интерактивной доски не решит всех учебных проблем. И учителя совсем не обязаны работать с ней постоянно, на каждом уроке. Но использование ее делает урок увлекательным и динамичным.

Применение информационных технологий в обучении основывается на данных физиологии человека: в памяти человека остается 25% услышанного материала, 33% увиденного, 50% увиденного и услышанного, 75% материала, если ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения.

Далее. Следующий блок.

  1. Проверка знаний на уроке.

Для контроля знаний на уроке помимо традиционных контрольно-измерительных материалов мною используются специально составленные мультимедийные тесты, которые  делятся на обучающие и контролирующие.

Обучающие тесты использую с целью тренировки и отработки знаний и умений учащихся по изучаемой теме.

Контролирующие тесты предназначены для проверки знаний учащихся по теме. Тестирование позволяет организовать самоаттестацию учащихся (проверить свои знания без участия учителя.)

Тестовые задания беру из Интернет-ресурсов, а также составляю сама в Power Point, SMART Notebook и Netop.

В кабинете математики подключен Интернет, с его помощью задаю домашние контрольные работы (www.uztest.ru) , провожу тренировочные тестирования при подготовке к ЕГЭ (www.решуегэ.рф) . Интернет-тесты дают хорошую возможность для самопроверки, решая их дома ученики получают помощь и консультацию учителя по Интернет.

На сайте www.uztest.ru есть личный кабинет учителя, в котором размещены информационные ресурсы и интерактивные сервисы для подготовки и проведения занятий по математике. В своем кабинете подготавливаю тесты и тренинги, причем для каждого ученика программа сайта создает уникальный вариант. Оценки учащихся за выполненные тесты и тренинги автоматически фиксируются в Интернет-журнале на сайте. Учащиеся (и родители) всегда могут видеть свои оценки.

Сейчас осваиваю систему голосования SMART Response PE, которая представляет собой интерактивную систему опросов для начальной и средней школы. Система сочетает в себе беспроводные пульты дистанционного управления, ресивер и программное обеспечение, с помощью, которой можно проводить запланированные или спонтанные опросы и быстро оценивать результаты. Благодаря интеграции с программным обеспечением SMART Notebook можно добавлять к своим опросам интерактивные и мультимедийные материалы, делая их более увлекательными.

Результаты проверки автоматически добавляются в электронный журнал успеваемости и сохраняются в одном файле, что помогает оперативно систематизировать и обрабатывать данные.

Активно использую на уроках Документ-камеру. С помощью документ-камеры можно проверять домашнюю работу, решение номеров классной работы, можно сфотографировать свое решение и показывать на уроке, как один из способов решения того или иного задания. Кроме этого есть другие возможности использования документ-камеры.

3. Подготовка к ЕГЭ. Сетевые технологии в учебном процессе.

В настоящее время Интернет в школе – не роскошь, а необходимость. Учитель, использующий на своих уроках мультимедийные программы, ресурсы сети Интернет, имеет качественное преимущество перед тем, кто не применяет информационные и коммуникационные технологии в своей практике. При наличии доступа к сети Интернет ключевой фигурой учебного процесса становится учитель. Именно его способность отбирать подходящий и самый современный материал определяет успешность обучения. Учитель же, используя соответствующие педагогические технологии, организует учащихся на самостоятельный поиск информации в Интернете по той или иной теме, проблеме. 

Постоянно рекомендую учащимся сайты, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, тесты в режиме on-line.

При подготовке к ЕГЭ на сайте www.решуегэ.рф составляю домашние и контрольные работы. На этом сайте есть уникальная возможность не только выполнить и сверить свои результаты с правильными, но и просмотреть решение каждого задания. Хочу отметить, что на www.решуегэ.рф можно готовить детей к ЕГЭ не только по математике, а еще и по таким дисциплинам как: русский, литература, биология, история, обществознание, физика.

Огромную помощь в подготовке уроков играют сайты Игоря Жаробовского и Валерия Зыкина: http://urokimatematiki.ru  и  http://www.valeryzykin.ru 

На данных сайтах очень много полезной информации: видео уроки, презентации, тесты, методическая литература в электронном виде. Всё это экономит время при подготовке к уроку. Оформив подписку на издания, каждую неделю приходят на электронный ящик новые материалы.

Огромную помощь оказывает новый проект «Школа цифрового века» на сайте "1 сентября" https://my.1september.ru/digital/participant/ .

Интернет – технологии в учебном процессе - это, прежде всего, получение и накопление информации, обработка и передача информации, использование информации для научной работы, для подготовки докладов и сообщений, дистанционное обучение, участие в различных международных и российских олимпиадах и конкурсах.

С ребятами мы принимали участие в таких дистанционных мероприятиях как:

- дистанционные эвристические олимпиады (ДЭО);

- дистанционные профиль - курсы;

- Всероссийская дистанционная ученическая конференция.

В этом году мы с учащимися 6 "А" класса зарегистрировались на сайте Мобильная Школа http://mobile-school.ru 

 Школьник выбирает тип обучения: обычный или углубленный. При выборе обычного типа обучения высылаются видеолекции по математике и задания, которые необходимо выполнить. если задание выполнено верно, то школьник переходит к изучению следующего блока. Если допущены ошибки, то школьнику отправляются поясняющие материалы. Таким образом у школьника формируется понимание пройденного материала. Темп обучения становится именно таким, при котором школьник понимает математику.

При выборе углубленного типа обучения школьнику на изучение определенного блока знаний отводится оределенное время, в течение которого ему последовательно отправляются материалы, относящиеся к рассматриваемой теме. Но каждый последующий комплект рассматривает тему более углубленно, даются все более сложные задания.

Таким образом, при выборе обычного типа обучения школьник осваивает программу за такой промежуток времени, который комфортен для его мышления. При выборе углубленного типа обучения школьник так глубоко проникает в суть вопроса, как он хочет и готов. Типы обучения в процессе можно менять неограниченное количество раз. У школьника есть возможность самому регулировать процесс своего обучения.

С учащимися 10-го класса зарегистрировались на сайте http://education-club.ru  на участие во  Всероссийском чемпионате по математике для школьников. Ждем задания.

Кроме этого. В 2009-2010 учебном году совместно с учащимися 10 физико-математического класса (Струц Артем, Бондаренко Роман) создали интерактивное электронное пособие по математике по теме "Модуль" средствами Web-дизайна. В результате на городской конференции заняли I место, а на окружной научно-исследовательской конференции «Ступень в будущее» - II место.

 

Применение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе способствует самообразованию педагога. Безусловно, это Интернет. Изучение опыта работы других педагогов, работа с электронными учебниками даёт идеи и  толчок для собственных открытий, показывает, как можно сделать, а в некоторых случаях, как делать не следует. Появляется необходимость и желание осваивать всё новые программы, которые эффективно применимы на уроках.

Надеюсь, что накопленный мною опыт, частично отраженный в настоящем выступлении, показывает, что применение информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества, как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение учениками довольно серьезных тем по математике, что, в итоге, ведет к интенсификации процесса обучения.

И в заключение хочу сказать, что в последние годы в образовательном процессе очень широко используются информационные технологии, поэтому информационно-коммуникационная компетентность педагога, его способность решать профессиональные педагогические задачи с привлечением ИКТ, становится важной составляющей его профессионализма.

Рекомендации.

Как начать освоение информационных технологий?

Приступая к работе, прежде всего определите, в каком режиме собираетесь использовать компьютер.

После выбора задач необходимо определиться с технической и методической  базой, подобрать подходящие программы и компьютерные продукты, познакомиться с опытом работы коллег в данном направлении.

Ученикам необходимо предложить список сайтов для более быстрого и результативного поиска информации

Особое внимание при использовании ИКТ можно уделить совместной работе учителя и ученика при создании презентаций.

Для полноценного использования информации, учитель должен сам уметь использовать указанные ресурсы, т.е. необходима личная ИКТ-компетенция учителя. Только в этом случае учитель становится полноценным «менеджером» образовательного процесса.

Когда все определено, изучено, можно смело работать.

Использование информационных технологий - это обновление роли учителя, его готовности передавать свои знания и опыт новыми средствами. И поэтому в первую очередь должен быть подготовлен учитель для грамотного использования компьютера в преподавании того или иного предмета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В работе  рассматривается  вопрос внедрения современных компьютерных технологий на уроках математики, различные типы уроков в зависимости от использования икт на уроках....

Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках математики

В данной работе показано использование современной информационно-комуникационныой технологии на уроке математики.  Результаты при использовании ИКТ на уроках математики. •развитие межпредметных...

Презентация "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики"

В помощь к заседанию методического объединения учителей математики....

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики...

Использование информационно-коммуникационных и здоровьесберегающих технологий на уроках математики

Статья по применению информационно-коммуникационных технологий на уроках математики...

Использование информационно-коммуникационных и Интернет-технологий на уроках математики

Системное, эффективное формирование информационно-коммуникативной компетенции для основной массы  учащихся сегодня возможно только  при условии использования ИКТ. А значит успешность намечен...