ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
материал по информатике и икт по теме

Алескерова Ирада Гидаятовна

В работе  рассматривается  вопрос внедрения современных компьютерных технологий на уроках математики, различные типы уроков в зависимости от использования икт на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt_na_uroke_matematiki.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

                                                       

                                                    автор: Алескерова Ирада Гидаят к.                                      

                                                         учитель математики

                                                    Экологического лицея «Араз» №291

                                                    г. Баку 2011

        

        

В последнее время все больше внимания уделяется вопросу внедрения современных компьютерных технологий практически во все сферы деятельности человека. Естественно, сфера образования не могла стать здесь исключением. Более того, именно сфера образования характеризуется огромным потенциалом и разнообразием направлений применения компьютерных технологий. Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе предполагает повышение качества образования, т. е. решение одной из насущных проблем для современного общества.  

Что же такое ИКТ?

Любая педагогическая технология - это информационная технология, так как так как сущность процесса обучения составляет получение и преобразование  информации.

Когда компьютеры стали использовать в образовании, появился термин компьютерная технология. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. Если при этом используются телекоммуникации, то появляется термин информационно-коммуникационных технологий.  Телекоммуникации (греч. tele - вдаль, далеко и лат. communicatio - общение) - это передача и прием любой информации (звука, изображения, данных, текста) на расстояние.

С точки зрения использования ИКТ на уроке, представляется целесообразным разделить уроки на пять групп. Принадлежность урока к той или иной группе обуславливает технические условия и наличие соответствующего программного обеспечения для его проведения. 

  1. Уроки демонстрационного типа
  2. Уроки компьютерного тестирования
  3. Уроки тренинга или конструирования
  4. Интегрированные уроки
  5. Уроки с использованием компьютерных коммуникаций

1. Уроки демонстрационного типа.

 Этот тип уроков – один из самых распространённых на сегодняшний день. На таком уроке информация демонстрируется на большом экране и может быть использована на любом его этапе. В качестве программного обеспечения используются материалы готовых программных продуктов на CD, содержащих большой объём  фото, видео, аудио информации по различным темам.  На таких уроках реализуются принципы доступности, наглядности. Уроки эффективны своей эстетической привлекательностью.

К примеру, диски  «Репетитор по математике» (Кирилл и Мефодий)  имеет богатый графический материал, интересное оформление, в том числе и звуковое, вопросы и задачи на темы, необходимые учителю на данном уроке.

2. Уроки компьютерного тестирования.

Тестирование – это один из видов контроля знаний, который в последнее время всё больше входит в жизнь современной школы. Для выявления уровня знаний можно использовать компьютерные тестирующие программы.  Высокая эффективность тестовых программ определяется тем, что они позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях (компьютер выдает % выполнения задания, ошибки, оценки).

.        

3. Уроки тренинга или конструирования. 

На таком уроке учащиеся индивидуально или в группе работают с какой то конструктивной средой с целью отработки навыка в решении задач. Программным обеспечением является какая- либо компьютерная среда. Как правило, на уроках математики это тренажёр для решения определённого типа задач или среда для решения задач на построение в курсе геометрии. Например, программа тренажер "Система координат» может быть использована учителями при изучении учащимися темы "Прямоугольная система координат". Эта программа является хорошим тренажером для учащихся, позволяющая по заданной точке определять ее координаты и, наоборот, по координатам точки - выставлять точку.

KWUR представляет собой набор из трех программ-тренажеров, которые могут быть использованы учителями математики при изучении учащимися темы "Квадратные уравнения". Одна из программ набора: определение коэффициентов квадратного уравнения, вторая - нахождения корней по теореме Виета и третья - решение квадратного уравнения по общей формуле. Программа «Я изучаю дроби!» представляет собой интерактивный тренажер, включающий все типы примеров и задач, в которых используются дроби. Тренажер снабжен демонстрационными материалами, помогающими ученику быстро разобраться со всеми «тайнами» дробей. В процессе тренировки ведется учет правильных и неправильных попыток и учащемуся выставляется отметка.

Программа «Живая геометрия» - это набор инструментов, который предоставляет все необходимые средства для построения геометрически фигур и их исследования. Она дает, возможность анализировать, «открывать» и проверять геометрические факты на основании достаточно большого количества опытов самостоятельно каждым учеником. Программа позволяет "оживлять" чертежи, плавно изменяя положение исходных точек. 

В программе  ADVANCED GRAPHER учащиеся практическим способом  изучают многие задачи, связанные с исследованием функций:

  1. взаимное расположение графиков линейных функций
  2. графический способ решения системы линейных уравнений  
  3. графический способ решения уравнений
  4. построение графика квадратичной функции
  5. графический способ решения систем уравнений
  6. преобразование графиков
  7. нахождение касательной к графику функции
  8. исследование функции при помощи производной и построение графика функции
  9. нахождение площади фигуры

     С помощью программы удобно показывать все преобразования графика: растяжение, сжатие, переносы вдоль координатных осей.

4. Интегрированные уроки.

Интегрированные уроки – пример реализации межпредметных связей. Осуществление межпредметных связей помогает формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними и поэтому делает знания более значимыми и применимыми. 

И здесь незаменимым помощником учителя становится компьютер.   Используя возможности стандартных программ MS-OFFIC, ученики могут проводить целый ряд расчётных операций, позволяющих сделать количественный анализ какого либо процесса,  вычислить площадь криволинейной трапеции, найти наибольшее и наименьшее значение функции на отрезке и т.д. Интегрированные уроки целесообразно проводить в компьютерном классе, где учащиеся имеют доступ к компьютерам. С его помощью  решают уравнения, строят графики, чертежи, готовят тексты, рисунки для своих работ.  Они применяют на практике теоретические знания, отрабатывают навыки работы на компьютере. Использование новых информационных технологий активизируют умственную деятельность учеников, стимулируют их самостоятельному приобретению знаний на этих уроках. Это - возможность для учащихся проявить свои творческие способности. Межпредметные связи для уроков математики стали особенно актуальны. Использование на уроках химии, физики  методов математического моделирования позволяет решить такую методическую задачу, как наглядное практическое применение знаний по математике.

  На интегрированном уроке  алгебры и информатики в 10 классе «Построение и исследование графиков функций»  закрепление навыков исследования функций и построения их графиков предусматривает использование  возможностей  среды электронных таблиц Microsoft Office Excel.

   5. Уроки с использованием компьютерных коммуникаций.

Для проведения таких уроков необходимо наличие компьютерного класса,  локальной сети и свободный доступ в  Интернет. На таких уроках учащиеся, как правило, работают в группах над каким-либо общим проектом. В результате работы в группах создаются  мини-проекты, которые  по сети собираются в единое целое, и затем идёт обсуждение всего проекта. На мой взгляд, именно метод проектов в полной мере способствует развитию у детей самостоятельности, умению находить нужную информацию, выражать свои мысли.

Итак, применение ИКТ на уроках решает многие педагогические задачи, которые ставит перед собой ежедневно учитель, планируя очередной урок.  

Наибольшее распространение  получила  среди учителей форма проведения уроков с презентационным сопровождением. с применением графики и анимации, которые позволяют акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации, помогают ученикам понимать сложные логические математические построения. Компьютерные презентации позволяют подойти к процессу обучения творчески, разнообразить способы подачи материала, сочетать различные организационные формы проведения занятий с целью получения высокого результата, при минимальных затратах времени на обучение.

Уроки, составленные при помощи PowerPoint зрелищны и эффективны в работе над информацией. Можно привести примеры различного использования слайдов PowerPoint на уроках математики:

слайды с задачами,

слайды с теоремами,

слайды с определениями,

слайды с графиками

презентация – тест на результат;

презентация – обучающий тест;

презентация – математический диктант;

презентация – игра;

презентация – самостоятельная работа с последующей самопроверкой

Одним из современных внедрений в области образования является интерактивная доска.  Интерактивная доска в совокупности с персональным компьютером и проектором дает новые возможности образовательному процессу. В отличие от обычного представления презентации интерактивная доска позволяет не только демонстрировать слайды и видео, но и рисовать, чертить, наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения, и сохранять их в виде компьютерных файлов. Возможности применения интерактивной доски создают условия для создания интереса школьников к предмету, интерактивного общения, яркого и живого знакомства с материалом на уроке.

Интерактивная доска соответствует тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации.     Интерактивная доска позволяет повысить мотивацию учения учащихся через использование большого спектра наглядных пособий.

Интерактивная доска помогает учителям сделать уроки живыми и привлекательными, позволяют увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала (карты, таблицы, схемы, диаграммы, фотографии и др.)

Интерактивные доски предоставляют больше возможностей для взаимодействия и обсуждения в классе; позволяют ученикам выполнять совместную работу, решать общую задачу, поставленную учителем.

Правильная работа с интерактивной доской может помочь проверить знания учащихся (Например: тренажер устного счета, ребус, танаграм, кроссворд, задания по заполнению недостающих элементов, т. п.).

При этом опрос становится увлекательным и динамичным, так как на интерактивной доске можно легко передвигать объекты и надписи(например, при установлении соответствия между графиком и формулой функции), добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. К тому же тексты, рисунки или графики можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты объяснения или опроса.

Заранее подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка, карты, а также добавление гиперссылок к Интернет-ресурсам задают занятию бодрый темп: вы не будете тратить много времени на то, чтобы написать текст на обычной доске или перейти от экрана к клавиатуре. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране, используя инструмент стилус, и сохранять записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть и повторить пройденный материал.

Разработанная учителем методика использования интерактивной доски, позволит создавать базу различных демонстрационных и методических материалов, которые можно применять на уроках многократно.

Преимущества использования ИКТ

Педагогическая целесообразность использования ИКТ на уроках математики. Какие плюсы я вижу?

Уроки с использованием ИКТ

  1. позволяют представить учебный материал более доступно и понятно, повышают степень наглядности
  2. делает процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. В частности, становится более быстрым процесс записи определений, теорем и других важных частей материала, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз (он вывел его на экран), ученику не приходится ждать, пока учитель повторит именно нужный ему фрагмент.

  1. способствуют реализации развивающего обучения, формируют навыки исследовательской деятельности

 

  1. позволяют учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика

  1. позволяют осуществить дифференцированный подход в обучении

  1. вызывают высокую степень эмоциональности учащихся, оживляют учебный процесс
  2. повышают мотивацию и познавательную активность

 И как естественное следствие всех этих составляющих имеет место повышение качества знаний учащихся.  Информатизация образовательного процесса - это реальность сегодняшнего дня.  ИКТ уверенно завоёвывают себе место в учебном процессе. Работать по- новому интересно, увлекательно, это верный путь в будущее школьного образования.