Урок математики в 5 классе по теме: "Дерево возможных вариантов"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме

Роговская Екатерина Андреевна

Урок разработан по требованиям Федерального Государственного стандарта на основе УМК линии Сфера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл derevo_vozmozhnyh_variantov_5_klass.docx30.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 Средняя общеобразовательная школа № 1 имени Сергея Бондарева

п.Серышево.

Конспект урока по математике в 5 классе

Тема: «Дерево возможных вариантов»

 (УМК «Сфера»)

Подготовила и провела: Е,А  Роговская

учитель математики

2012 год

Цели: 

Образовательные: 

  1. Познакомить учащихся с основными приемами подсчета различных вариантов при решении комбинаторных задач;
  2. Учить решать комбинаторные задачи с помощью перебора всех возможных вариантов (комбинаций чисел, слов, предметов и др.);
  3. формировать умения моделировать ход решения с помощью рисунка, дерева возможных вариантов.

Развивающие:

  1. развивать математическую речь;
  2. развивать умение обобщать, систематизировать, анализировать, сравнивать;
  3. развивать внимание;
  4. развивать логическое мышление;
  5. умение делать выводы.

Воспитательные:

  1. воспитывать интерес к изучению математики;
  2. воспитывать самостоятельность;
  3. воспитывать желание преодолевать трудности.

Здоровьесберегающие:

  1. элиминация общего утомления;
  2. снятие утомления глаз.

Формирование УУД

Личностные УУД:

  1. принятие образца «хорошего ученика»;
  2. формирование интереса (мотивации) к учению.

Регулятивные УУД:

  1. организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
  2. определять цель выполнения заданий на уроке;
  3. волевая саморегуляция;
  4. прогнозирование уровня усвоения;
  5. оценка;
  6. коррекция.

Познавательные УУД:

  1. умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
  2. отвечать на простые вопросы учителя;
  3. построение логической цепи рассуждений;
  4. использование индуктивного умозаключения.

Коммуникативные УУД:

  1. участвовать в диалоге на уроке;
  2. отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;
  3. слушать и понимать речь других;

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности (орг.момент)

Девиз урока: «Математика – это больше, чем наука, это язык» (Н. Бор)

Есть о математике молва,

Что в порядок ум она приводит,

Потому хорошие слова

Часто говорят о ней в народе.

Ты нам математика даешь

Для победы трудностей закалку,

Учится с тобою молодежь

Развивать и волю и смекалку.

II. Актуализация знаний. Устный опрос.

  1. Что изучает комбинаторика?
  2. Какие способы решения комбинаторных задач вам известны?

У: На сегодняшнем уроке вы познакомитесь с еще одним способом решения комбинаторных задач. А его название вы мне потом скажете сами. Сегодня мы с вами будем решать задачи на изученные правила по комбинаторике, выполним лабораторную работу, а также творческую.

III. Открытие новых знаний

Решим задачу на странице 41 учебника. (Сколькими способами можно выбрать два различных цветка, если есть васильки, маки, ромашки и тюльпаны? Сколько получится пар, если их можно составлять и из двух одинаковых цветков?). Разобрать задачу устно, а затем приступить к ее оформлению и решению.

У:  Начало задачи я предлагаю вам обозначить звездочкой «*»  (учащиеся решают задачу под руководством учителя)

                                                                                 *

           М                                     Р                                       Т                                    В

М    Р    Т    В                   М    Р    Т    В                    М    Р    Т    В                  М    Р    Т    В

Ответ: 12 способов без повторений, 16 способов с повторениями.

У:  На что похожа данная схема? (ученики высказывают свои версии названия). Как звучит тема урока? (дерево возможных вариантов). Какую цель ставим перед собой? (научиться решать комбинаторные задачи с помощью перебора всех возможных вариантов).

Часто процесс перебора удобно осуществлять путем построения специальной схемы – так называемого дерева возможных вариантов. Это название принято потому что, такая схема, как вы увидели, действительно напоминает дерево, правда расположенное «вверх ногами» и без ствола, только с «веточками».

IV. Закрепление и коррекция (практикум).

У:  А сейчас вы выполните лабораторную работу (см. приложение №1). Задания о цифровых кодах. У вас на каждой парте лежит листок с заданиями, которые вы должны выполнить в парах. (учащиеся работают в парах).

У: Запишите в отдельной графе, чему вы научились в ходе выполнения данной лабораторной работы.

V. ФИЗМИНУТКА 

А теперь всем детям встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Отдохнули все немножко

И отправились в дорожку.

Раз – два – три – четыре!

Дружно делаем зарядку-

Раз – два – три – четыре!

Руки выше, ноги шире!

Влево, вправо, поворот,

Наклон назад, наклон вперед.

VI. Творческая работа.

Я вам раздам цветные полоски: белую, синюю и красную. Составьте их них флаг Российской Федерации.

                                         

-Что означает каждый цвет нашего флага? ( белый – мир, чистота, совершенство; синий – цвет веры и верности; красный – энергия, сила, кровь, пролитую за Отечество.)

Решение этой задачи можно записать двумя способами:

  1. Перебор возможных вариантов:

                          КБС            КСБ

                          БСК            БКС

                          СБК           СКБ

  1. Дерево вариантов:

                    красный                    белый                            синий

                            Б              С              С              К                 Б              К    

VII. Рефлексия «Все в твоих руках». Итог урока.

- Что нового вы узнали?

- Чему вы научились на этом уроке?

- Что больше всего вам понравилось?

- Добились ли поставленной цели в начале урока? (Учащиеся сами оценивают работу одноклассников, аргументируя свое мнение).

Домашнее задание. У.: стр. 38-39 читать, решить № 117, № 121.

Чтобы успешно выполнить домашнее задание вам необходимо будет внимательно прочитать теоретический материал в учебнике.

А как вы работали на уроке вы определите сами. (встают те учащиеся, которые хорошо работали на уроке. Остальные выставляют им отметки, аргументируя свое мнение).


Приложение № 1

Лабораторная работа по теме: Дерево возможных вариантов.

ФИ__________________________________________

  1. Изобразите корень дерева, для этого поставьте звездочку.

  1. Чтобы выбрать первую цифру кода, у вас есть три варианта: цифры 1, 2 или 3. Поэтому от корня дерева проведите три ветви и на их концах поставьте цифры 1, 2 и 3.

  1. Для выбора второй цифры кода есть те же три варианта: цифры 1, 2 и 3. Поэтому от каждой первой цифры кода проведите снова по три отрезка и на их концах опять запишите цифры 1, 2 и 3.

  1. Двигаясь по ветвям, посчитайте и запишите в отведенном месте все возможные коды.

Место для выполнение работы.

 

Ответ:______________________________________________________

В ходе этой работы мы научились: ___________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка в 5 классе на тему «Дерево дорого плодами, а человек – делами. »

Конспект урока по обобщению и систематизации изученного материала по разделу «Речь» на осснове текста "Соседи" (Л. Гурунц)...

конспект урока в 5 классе на тему "Дерево дорого плодами, а человек - делами"

Данный конспект представляет собой обобщение и систематизацию материалов раздела "Речь " в 5 классе по тексту "Соседи" (Л.Гурунц)...

конспект открытого урока математики в 5 классе по теме "Дерево возможных вариантов"

Математику многие любят за ее вечные истины. Но реальная жизнь не так проста и однозначна. Исходы многих явлений предсказать невозможно, какой бы полной информацией мы не обладали. Такие закономерност...

Урок по предмету "Мир растений" в 7 ГУО классе на тему: « Деревья и кустарники».

Цели: познакомить учеников с царством растений, их видовым разнообразием на примере деревьев и кустарников; сформировать представления детей о деревьях и кустарниках, об их сходстве, различии, пользе....

Урок по информатике для 7 класса по теме "Деревья"

Урок по информатике на тему «Деревья»7 класс (УМК Л.Л. Босовой) Цель: сформировать представление о деревьях как графах, изображающих иерархические системы, закрепить умения строить графы, осущест...

Итоговая контрольная работа по математике 8 класс по материалам ОГЭ 1 вариант

Контрольная работа состоит из 5 варианто одинакового уровня сложности. Состоит из 8 заданий 1 части и одного задания 2 части. Контрольная работа расчитана на 45 минут. К контрольной работе прилагаются...

Математика 3 класс. Тема: "Умножение". Программа АООП (вариант 1)

Данная презентация составлена для дистанционногообучения детей. Математика 3 класс. Тема: "Умножение". Программа АООП (вариант 1)...