Об интеграции стохастической линии в сложившийся курс математики основной школы
статья по алгебре на тему

Ледяева Татьяна Александровна

Презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentaciya_dlya_konferencii.pptx381.24 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Об интеграции стохастической линии в сложившийся курс математики основной школы Выполнила Ледяева Татьяна Александровна

Слайд 2

Введение в содержание школьной математики элементов комбинаторики, статистики и теории вероятностей вызывает надежду на появление в ней новой сквозной содержательно - методической линии, которая обеспечивала бы формирование, систематизацию и развитие представлений о стохастической природе (структуре) явлений окружающего мира. Именно стохастическая линия (а не отдельные, изолированные блоки или разделы) в органичном единстве и сочетании всех линий математической образовательной области должна обеспечить успех достижения поставленных целей.

Слайд 3

Почти все содержательные линии курса математики находят применение при изучении комбинаторики и теории вероятностей. Это и вычисления, и преобразование выражений, и уравнения, и элементы геометрии. Но с применением элементов стохастики в традиционных разделах школьного курса математики дело обстоит значительно хуже. Несмотря на предпринятые методически удачные разработки курсов стохастики для школы, им не удается преодолеть статус «инородности» внутри традиционной математики. Важно, чтобы новая содержательная линия естественно использовалась в сложившемся курсе математики.

Слайд 4

Цель работы: Показать как использование статистико-вероятностных понятий способствует закреплению изученного материала «обычных» тем математики.

Слайд 5

Привести примеры задач, из которых видно, что элементы стохастики вполне возможно «растворить» внутри привычной всем математики. Задача работы:

Слайд 6

Тема «Натуральные числа» 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Слайд 7

Задача 1 . Алина, Клава и Марат вращали вертушку (рис. 1) и записывали цифры, на которых останавливалась стрелка: Алина: 3, 1, 0, 0, 9 Клава: 9, 2, 8, 0, 1, 2, 0 Марат: 0, 0, 3, 2, 7, 0, 5, 4 Сколько опытов провела Алина? Сколько Клава? Сколько Марат? Запишите и прочитайте числа, получившиеся из этих цифр, в порядке их появления.

Слайд 8

Задача 2. Сколько различных двузначных чисел можно составить, используя только цифры 3 и 4? Пытаясь ответить на этот вопрос, учащиеся пробуют записать все такие числа: 33, 34, 43, 44. Их всего четыре. И нет других двузначных чисел, в записи которых употребляются только цифры 3 и 4. Изучая натуральные числа, пятиклассники могут испробовать комбинаторный перебор вариантов.

Слайд 9

Тема «Меньше или больше» 7 > 5 5 < 7

Слайд 10

Задача 3. Света и Катя набрали в лесу грибов. Для грибов, собранных Катей, приведена таблица 1, а для грибов, собранных Светой, - диаграмма (рис. 2). Сравнение натуральных чисел удобно осуществлять в условиях анализа таблиц и диаграмм.

Слайд 11

2 1

Слайд 12

С понятиями «больше» и «меньше» вполне естественно увязывается разговор о «более возможных», «менее возможных», «мало вероятных», «очень вероятных» и «равновозможных» событиях. В этой теме уместно познакомить детей с понятиями размаха, моды и медианы.

Слайд 13

Задача 4. В известном мультфильме рассказывается, как «корову на рынке старик продавал». Представьте, что старик, торгуясь, привел следующие данные о суточных удоях его Буренки: 9; 3; 1; 6; 4; 8; 5; 12; 7; 10; 2; 14 (л), а помогавший ему паренек: 10; 11; 9; 10; 9; 12; 10; 11; 10; 12; 9; 12 (л). С помощью какого показателя паренек мог заинтересовать покупателей и убедить старика, что «такая скотина нужна самому»? Укажите этот показатель для каждой совокупности сведений.

Слайд 14

Тема «Нахождение дроби от числа»

Слайд 15

Задача 5 . Владелец детского кафе «Сладкоежка» планирует закупку товара на предстоящую неделю. Среди посетителей кафе в течение прошедшей недели было 330 взрослых и 900 детей. Каждый посетитель заказал только один вид лакомства. Мороженое заказали 60% детей и 20% взрослых, остальные взрослые посетители заказали минеральную воду; детей, отказавшихся от мороженого, заказали фрукты, а остальные дети — минеральную воду. Какой вид лакомства заказывали чаще? Реже? Найдите соответствующие частоты. Сколько процентов лакомств каждого вида заготовит, вероятнее всего, владелец кафе на предстоящую неделю?

Слайд 16

Решение данной задачи целесообразно проиллюстрировать деревом с указанными на его ветвях частотами (рис. 3). 3

Слайд 17

Тема «Оценка погрешности, решение уравнений и неравенств»

Слайд 18

Задача 6 . Баба-яга решила переселиться в высотное здание с основанием треугольной формы. Она разрешила Лешему, Кикиморе и Дикому Коту сделать одноэтажные пристройки с квадратными основаниями вдоль ребер треугольника. Того из них, у кого жилплощадь окажется больше общей жилплощади двух других, она обещает назначить Первым советником. Дикому Коту очень хочется стать Первым советником. Каким должен быть треугольник, чтобы он смог добиться желаемого?

Слайд 19

Таблица 2 Треугольник а² в² с² а²+в ² а²+с ² в²+с ² Остроугольный Прямоугольный Тупоугольный

Слайд 20

Осуществив перебор возможных вариантов, ребята запишут неравенства и равенства: c 2 < a 2 + b 2 , c 2 > a 2 + b 2 , c 2 = a 2 + b 2 , a 2 < b 2 + c 2 и т . д . 4

Слайд 21

Вывод: Таким образом, статистико - вероятностное содержание органично переплетается внутри «обычных» тем математики, способствуя их закреплению. Открываются резервы поиска учебного времени для новой линии. Уже не за счет повторения пройденного материала, а путем реализации потенциала внутрипредметных связей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стохастическая линия в школьном курсе математики

Сравнительный анализ учебников...

Стохастическая линия в школьном курсе математики.

В данной методической разработке представлено содержание материала стохастической линии, обязательного для изучения в курсе основной школы. Данные предоставлены для учителей, ведущих  препод...

Стохастическая линия в школьном курсе математики. Презентация.

В методической разработке "Стохастическая линия в школьном курсе математики" было представлено содержание материала стохастической линии, обязательного для изучения в курсе основной школы. В данной пр...

Образовательная программа по математике ( основная школа)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯПО МАТЕМАТИКЕПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАСтатус документаОбразовательная  программа по математике составлена на основе федерального компонента...

Методологическая основа системы учебников «Алгоритм успеха» в актуализации знаний на примере линии курса биологии для основной школы «Живая природа»

Предлагаемый учебник входит в систему учебно-методических комплектов «Алгоритм успеха». Он продолжает линию курса биологии для основной школы «Живая природа», в котором все раз...

Статья "Функция в курсе математики основной школы".

В статье подробно анализируются различные методы преподавания темы "Функции" в основной школе. Описываются различные подходы, приводятся методические материалы....