Развитие математике XXI веке
материал по алгебре (9 класс) по теме

Маликов Ильназ Фанисович

Эссе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon essekonkursa.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс

«Молодой учитель»

Тема : РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИКИ В XXI ВЕКЕ

                                     Работу выполнил учитель

     математики Новоалимовской основной

                                                             общеобразовательной школы

                                                             Маликов Ильназ Фанисович


    Математика как общеобразовательный предмет оказывает большое влияние на умственное развитие учащихся. Она формирует пространственное мышление, обеспечивающее свободу и легкость создания образов и оперирование ими.  Как учебный предмет математика изучается в систематическом виде. Она имеет большой развивающий эффект. Среди целей и задач обучения основными признается развитие пространственно представлений и логического мышления школьников. Математика является основой для изучения целого цикла учебных предметов. Умения создавать образы и оперировать или, формируемые средствами математики, могут быть широко использованы при усвоении знаний по различным предметом. В курсе математики особое значение уделяется формированию интеллектуальных умений, которые начинаются с первых же уроков. Учащиеся осваивают умение делать выводы из посылки, аргументировать свой вывод со ссылкой на определение или на теоретическое утверждение, строить цыпочки силлогизмов, проводить сравнения, анализ, классификация, применять правила формальной логики и многое другое. В ряде случаев материал для формирования таких умений заложен учебников в явном виде. Однако даже в настоящее время нельзя сказать, что такие умения формируется в курсе математики в полном объеме. Например,  слабо формируется представления о признаков понятий, о необходимых и достаточно условия, об умении построить отрицания некоторого утверждения и т. д.

Анализируя учебные программы можно рассмотреть как их достоинство, так недостатки. Например, в учебнике Погорелова «Геометрия, 7-11» после разбора программного материала приводится список вопросов, отвечая на которые учащиеся воспроизводят изученный материал. Вопросы составлены таким образом, что в случае затруднения ученик может найти правильный ответ. Данный учебник не содержит никакого второстепенного материала. Таким образом, воспроизведя просто текст учебников, ученик осваивает математическую речь во всей его полноте: краткое изложение, отсутствие «лирических отступлений» четкий, математический правильный язык. В случае проведения беседы учителя с учеником по вопросам учебника у ученика формируется правильное диалогическое речь, а в случае использование им вопросов учебника его текста для воспроизведения изученного материала – правильного монологическое. Структура учебного плана школы, распределения учебного материала по математике и по другим предметам по годам обучения создают благоприятные возможности систематического раскрытия учащимся в роли математике изучения смежных дисциплин, решение на уроках математики задач, сюжеты которых заимствованы из окружающей школьников жизни. Таким образом, учащиеся получают первое представления о роли математики в научном познание. В программе и других учебно-методических пособиях имеется большой материал, позволяющий достаточно реализовать практическую, прикладную и политехническую ориентацию получения математики. Однако не все программы исходят из требований сегодняшнего дня. Программы должны учитывать перспективы возможно изменений этих требований, реальную подготовку учащихся. Заметим, что упражнения, включенные школьные учебники и другие учебно-методические пособия, а, следовательно, и внимание учителя направлено в основном на обучения учащихся выполнению первого и второго этапов решения прикладных задач. Знакомство учащихся с третьим этапом весьма ограниченно, так как в практике обучения обычно не используются задачи, в которых надо было бы интерпретировать полученный результат решения математической задачи применительно ситуации, для которой она была составлена. В результате ученики оказываются не редко беспомощными при решении даже несложных задач прикладного характера, затрудняются дать верный числовой ответ на задачу, решения которой в целом проведено, верно.

Фундаментальное современное приложение геометрии связаны с векторами, координатами, методами аналитической геометрии векторной алгеброй. Раньше была сделана попытка ознакомить учащихся с этими методами приложении их к решению геометрических задач. Однако «скачок» координатам и векторам оказался слишком большим для большинства учащихся и для учителей. А.В. Погорелов своем курсе ограничивается ознакомлением учащихся с координатами и векторами без показа его приложений к решению стереометрических задач этот вариант подхода представляется разумным, но не окончательным.

Часто думают, что для занятий математикой необходимы особые способности. Практика обучения математики в средней школе показывает, что обычно средних способностей вполне достаточно для того, чтобы ученик, при правильном руководстве им, сознательно усваивал математику, преподающуюся в средней школе. Математические способности нужны для тех, кто посветить всю свою жизнь математике. Иногда думают, что успех математики основан на простом запоминании большого числа правил, формул и т. д. Хорошая память для занятий нужна, но многие ученые – математики особой памятью обладали и именно систематические занятия математикой часто помогали развивать ее. Очень важно развивать у одаренных детей логическое мышление, умение правильно, обоснованно и последовательно рассуждать. Эти способности необходимые для талантливых математиков, не даются человеку готовыми при рождении. Их нужно развивать и закреплять в ходе творческого изучения математики. Математический талант – это прежде всего напряженный, хорошо организованный труд.

Перед школой поставлено проблема обеспечения всеобщей компьютерной грамотности. Информатика и ЭВМ имеют для учащихся не только познавательное, но большое мировоззренческая значения. Формируя представления о единстве мира, информатика и ЭВМ представляют собой богатый материал для разъяснения учащимся своеобразие отражения реального мира математическими моделями. Составления алгоритмов в курсе информатики и вычислительной техники активизирует умственную деятельность и развивает математические способности. Давая учащимся сведения о профессии, связанных с ЭВМ и математикой, учитель имеет возможность вести профориентационную работу. Высокая вычислительная культура учащихся также является одним из необходимых условий математических подготовке школьников к производительному труду. Необходимо, чтобы учащиеся твердо осознали, что от уровня и качества компьютерной грамотности молодого поколения зависит технически и производственный потенциал страны. Систематическое занятие математикой способствует развитию настойчивости и творческого отношения к своим обязанностям. Таким образом, обучение математики имеет воспитательные возможности для формирования трудолюбия, чувства ответственности за выполняемую работу как черт характера.

Математический кружок – одна  из наиболее распространенных и основных форм внеклассной работы по математике. Занятие в математическом кружке способствует углублению знаний учащихся, поднимает их математическую культуру и повышает интерес дисциплине. Участие в работе кружка способствует приобретению навыков   умений самостоятельной работы над дополнительной литературой по математике. Занятие в кружке необходимо проводит по определенному плану с учетом интересов и склонностей учащихся.

Математическая олимпиада являются из форм внеклассной работы и массовым соревнованиям учащихся. Олимпиада способствует повышению интереса учащихся предмету. Важное значение имеет подбор задач для олимпиады. Они должны быть основаны на использования материала школьной программы. Одно из особенностей олимпиады является то, что здесь элемент творчества присутствует во всех формах математического мышления. Олимпиада способствует выявлению и отбора талантливых учащихся для последующей подготовке молодых ученых стенах высших учебных заведений.                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие математики в Китае".

При изучении темы "Кодирование информации с помощью знаковых систем", презентация знакомит учеников c записью чисел в древнем Китае....

Панфутий Львович Чебышев – величайший математик XIX века

Панфутий Львович Чебышев – величайший математик XIX века...

Разработка урока по обществознанию в 11 классе по теме «Права человека и гражданина: история развития в XX веке”

В конспекте урока моей целью является помочь старшеклассникам разобраться в реалиях современной жизни, осмыслить историю  прошлого на примере Конституций Российского государства разных лет....

Развитие навыков 21 века на уроках английского языка

В данной статье автор систематизирует накопленный опыт по теме самообразования "Развитие навыков 21 века на уроках английского языка". Критическое мышление, креативность, коммуникация и сотр...

Титанакова Н.К., статья "Технологии педагогического наставничества в реализации неформального образования педагогов" для Международной Интернет – конференции «Современные тенденции развития навыков XXI века: проблемы, перспективы» БОУ ДПО "ИРООО"

Титанакова Н.К., статья "Технологии педагогического наставничества в реализации неформального образования педагогов" для Международной  Интернет – конференции  «Совреме...

Стефан Банах- выдающийся польский математика 20 века

Данный материал можно использовать на уроках математьики в 10-11 классе или на внеурояных занятиях. Презентация знакомит с биографией, сложной судьбой выдающегося польского математика Стефана Банаха. ...