Образовательная программа « Решение творческих заданий по математике»
рабочая программа по алгебре (7 класс) по теме

 

Результаты надежны лишь тогда, когда введение в область математических знаний совершается в легкой и приятной форме. Программа рассчитана на то, чтобы дети могли найти живое, увлекательное и полезное дело, которое поможет приобщению к процессу творческого воспитания более сложных математических знаний. Учащиеся познакомятся с задания которые решали их сверстники начиная с древней Греции и заканчивая XIX века.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx19.99 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная программа


« Решение творческих заданий по математике»


Пояснительная записка.

Национальная образовательная инициатива « наша новая школа» определила приоритеты развития образования не столько в совершенствовании форм передачи знаний и технологий, сколько в сфере формирования творческой компетентности личности, особо подчеркивая необходимость «поддержать творческую среду, обеспечить возможность самореализации учащихся каждой общеобразовательной школы», совершенствовать « систему мероприятий для поддержки общения, взаимодействия и  дальнейшего развития одаренных а различных областях интеллектуальной и творческой деятельности детей школьного возраста»

Результаты надежны лишь тогда, когда введение в область математических знаний совершается в легкой и приятной форме. Программа рассчитана на то, чтобы дети могли найти живое, увлекательное и полезное дело, которое поможет приобщению к процессу творческого воспитания более сложных математических знаний.

Программа разбита на разделы, содержащие каждый однородные задачи в порядке возрастания их трудности.

Также программа рассчитана на развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся, которые могут донести свои знания и открытия до учащихся, не занимающихся в кружке, организацию и проведение интеллектуальных игр и викторин.

Программа поможет развить презентационные навыки и умения у ребят, путем участия в мультимедийных проектах, участия в НОУ.

Программа рассчитана на один год, 144часа ( 4 часа в неделю), для учащихся 6-7 классов в количестве 15 человек.

Цель:

Развитие ключевой коммуникативной компетентности( презентационных навыков) учащихся в процессе практического знакомства с популярными задачами по математике.

Задачи:

  1. Сформировать у учащихся навыки решения различными способами нестандартных и творческих задач.
  2. Развить презентационные навыки учащихся через организацию игр, презентаций, научных конференций.

Содержание программы.

Введение (2ч)

Данное занятие проводится с целью обобщения знаний по математике, рассказ о работе кружка в течении года.

Раздел 1. (38 ч)

Название « Задачи-шутки, задачи-загадки, математические игры»

Перечень тем: забавные исчезновения, остроумный дележ, затруднительные положения, основные геометрические понятия, упражнения со спичками, игры с числами, игры с предметами, упражнения с куском бумаги, угадывание чисел.

Основные понятия: треугольник, ромб, квадрат.

Учащиеся должны уметь: решать задачи на «выход из затруднительного положения», задачи с куском бумаги, решать геометрические задания со спичками.

Форма подведения итогов: практикумы, игры.

Раздел 2. (46 ч)

Название « Волшебные квадраты, переправы, вычисления»

Перечень тем: задания на волшебную таблицу, волшебные квадраты, как сосчитать, задачи на «переправу», задачи на « разъезды»

Основные понятия: переправы в различных суднах, с разным набором заданий, волшебный квадрат.

Уметь: решать задачи на « волшебную таблицу», судоку, решать задачи на «переправу» и « разъезд».

Форма подведения итогов: практикумы. Работа в Интернете, интеллектуальные игры.

Раздел 3.( 30 ч)

Название: « Старинные задачи по математике»

Перечень тем: задачи древнего Египта, древней Греции и Рима, средневековые задачи, задачи древней Руси, задачи-сказки.

Основные понятия: старинные меры длины, веса и времени.

Уметь: применять современные способы решения для старинных задач.

Форма подведения итогов: семинары. Практикумы. Научные работы.

Раздел 4. (26 ч)

Название « Задачи с домино, шахматами, шашками»

Перечень тем: задачи с домино, шашками, шахматами.

Основные понятия: домино, шашки, шахматы, сумма всех очков в домино, название шахматных фигур, прямоугольник.

Уметь: решать задачи, применяя домино, шашки и шахматы.

Формы подведения итогов: практикумы, семинары, игры.

Методическое обеспечение.

При реализации данной программы используются технологии: игровая, проектного обучения, исследовательского обучения.

Занятия проводятся в форме: лекций, игр, практикумов, презентаций.

На занятиях используется групповая, индивидуальная формы организации учебно- познавательной деятельности учащихся.

Для реализации программы понадобятся средства: мультимедиа проектор, компьютеры.

Учебно-тематический план.

Название разделов и тем

Общее

к-во час

теория

практика

Введение в программу

2

2

1

Задачи-шутки, задачи-загадки, математические игры

38

1.1

Забавные исчезновения

2

2

1.2

Остроумный дележ

2

1.3

Затруднительные положения

2

1.4

Основные геометрические понятия

2

1.5

Упражнения со спичками

4

1.5

Проведение занимательного урока для уч-ся 4 кл

2

1.7

Игры с числами

4

1.8

Игры с предметами

6

1.9

Упражнения с куском бумаги

6

1.10

Угадывание чисел

2

4

2

Волшебные квадраты, переправы, вычисления.

46

2.1

Исторический рассказ о математических квадратах

2

2.2

Задания на волшебную таблицу

4

2.3

Волшебные квадраты и судоку

2

4

2.4

Разбор задач по теме « как сосчитать»

2

2

2.5

Групповая работа по решению задач

4

2.6

Разбор задач по теме « Переправа»

2

4

2.7

Разбор задач по теме «Разъезды»

2

4

2.8

Подбор вопросов для викторины в 2-3 кл.

2

2.9

Проведение викторины, анализ.

2

3

Старинные задачи по математике

30

3.1

Задачи древней Греции и Рима

2

6

3.2

Задачи древнего Египта

2

4

3.3

Средневековые задачи

2

4

3.4

Задачи древне Руси

2

4

3.5

Задачи –сказки и способы решения задач

2

4

3.6

Выбор оптимального решения при решении задач

4

3.7

Групповая работа по подбору задач

2

2

3.8

Выступление групп, анализ работы

2

4

Задачи с домино, шашками, шахматами

26

4.1

Задачи с домино

2

4

4.2

Задачи с шашками

4

4.3

Задачи с шахматами

6

4.4

Подбор заданий для интеллектуальных игр

4

4.5

Проведение игр 1-2 классы

2

4.6

Проведение игр 3-4 классы

2

4.7

Проведение игр 5 классы

2

Заключительное занятие

2

Список литературы:

  1. Аменецкий Н.Н.и др. Забавная арифметика. М. « Наука» 1991
  2. Балаян Э.Н. 1001 олимпиадная и занимательная задачи по математике 2008
  3.  Перельман Я.И  Забавная математика. Екатеринбург « Тезис» 1994
  4. Перельман Я.И. Живая математика. Математические рассказы и головоломки. М. « Астрель», АСТ, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие. Дополнительная образовательная программа "Решение математических задач повышенной сложности".

Учебно-методическое пособие. Дополнительная образовательная программа "Решение математических задач повышенной сложности". (9 класс)....

Образовательная программа "Мастерская творческих дел"

Образовательная программа дополнительного образования  "Мастерская творческих дел" направлена на формирование у активных молодых людей 14-17 лет лидерских качеств, умение проявлять свои личн...

Творческие задания по математике для 5 класса

В данной разработке приведены примеры творческих заданий по некоторым темам курса математики 5 класса по учебнику «Математика 5» Н.Я.Виленкин и др., 2005г.. Данные материалы могут быть использов...

Практикум по решению тестовых и творческих заданий по математике для 9 класса

Программа факультативного курса, нацеленного на подготовку учащихся 9-ых классов к сдаче ГИА...

Формирование исследовательских качеств учащихся средствами активизации учебной деятельности при решении творческих заданий по химии.

Как сформировать исследовательские умения ученика через решение творческих заданий, экспериментальных задач и методов активизации познавательной деятельности при помощи ситуационных задач....

Формирование критического мышления обучающихся через решение творческих заданий на разных этапах урока математики в 5-6 классах

В статье рассматриваются способы формирования критического мышления, через включение творческих заданий в различные этапы современного урока математики в 5, 6 классах. Приведены примеры творческих зад...