Формирование критического мышления обучающихся через решение творческих заданий на разных этапах урока математики в 5-6 классах
статья
В статье рассматриваются способы формирования критического мышления, через включение творческих заданий в различные этапы современного урока математики в 5, 6 классах. Приведены примеры творческих заданий на стадиях «вызова», «реализации» и «рефлексии» и фрагмент урока математики в 6 классе по теме «Тела вращения».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.88 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 373.5.016.51
М.В. Гашина
M.V. Gashina
Гашина Марина Васильевна, учитель математики МАОУ СОШ №18, г.Тобольск, 8-982-972-8256, marinagashina@mail.ru
Gashina Marina Vasilievna, teacher of school №18, Tobolsk
Формирование критического мышления обучающихся через решение творческих заданий на разных этапах урока математики в 5-6 классах
Formation of students ' critical thinking through solving creative tasks at different stages of the math lesson in grades 5-6
Аннотация. В статье рассматриваются способы формирования критического мышления, через включение творческих заданий в различные этапы современного урока математики в 5, 6 классах. Приведены примеры творческих заданий на стадиях «вызова», «реализации» и «рефлексии» и фрагмент урока математики в 6 классе по теме «Тела вращения».
Annotation. The article discusses ways of forming critical thinking through the inclusion of creative tasks in various stages of modern mathematics lessons in grades 5 and 6. Examples of creative tasks at the stages of "challenge", "implementation" and "reflection" and a fragment of a math lesson in grade 6 on the topic "rotation Bodies" are given.
Ключевые слова: критическое мышление, творческие задания, стадии урока, фрагмент урока.
Keywords: critical thinking, creative tasks, stages of lesson, a fragment of a lesson.
Последнее время все чаще приходится слышать о недочетах в классно-урочной системе. С внедрением нового Федерального Государственного образовательного стандарта (ФГОС) учащимся стало необходимо научиться самостоятельно добывать новые знания всевозможными способами. Именно поэтому, действующий ФГОС предлагает внедрять различные формы проведения занятий, в том числе, интегрированные и разнотрансформируемые. Надо понимать, что такие формы уроков могут носить только эпизодический характер, а для соблюдения непрерывности обучения, для устойчивых знаний по математики, обучающимся необходима классно-урочная система, с использованием системно-деятельностного подхода, а также пониманием ежедневного применения знаний и навыков по математике. Именно использование творческих заданий на всех этапах проведения современного урока, формирует умение учиться самостоятельно, а также развивает критическое мышление учащихся.
Критическое мышление – это тип мышления, который помогает нестандартно относиться к любым утверждениям, помогает справиться с постоянно меняющимся информационным потоком [2]. Организация современных уроков является интересным творческим процессом, в ходе которых у учащихся формируется критическое мышление успешного человека, готового ответственно относится к своему образованию.
При использовании технологии критического мышления урок математики состоит из трех стадий: вызов, реализация и рефлексия. Ниже представлены некоторые виды творческих заданий по темам, которые могут использоваться на уроках математики в 5, 6 классах.
На стадии «вызова» можно использовать: «Мозговой штурм» по темам: «Положительные и отрицательные числа», «Многоугольники»; «Корзина идей» по темам: «Вероятность случайного события», «Виды пирамид»; графическая систематизация материала по темам: «Треугольник и его виды», «Решение задач на движение»; «Ассоциации» по темам: «Тела вращения», «Отношения», «Сфера»; «Черный ящик» по темам: «Виды углов», «Окружность и круг»; игра «Крестики-нолики» по теме «Действия с числами»; «Морской бой» по теме «Построение на координатной плоскости»; «Иллюстрации» по темам: «Чтение графиков», «Диаграммы»; Кроссворд по теме «Многоугольники»; «Найди допущенную ошибку» по темам: «Решение линейных уравнений», «Признаки делимости».
На стадии «реализации» можно применять следующие творческие задания: «Ромашка» Блума по темам: «Действия с дробями», «Действия с действительными числами»; «Деловая игра» по теме «Проценты»; Составление схемы по теме «Наименьшее общее кратное»; Диаграммы по теме «Построение диаграмм»; Составление задач по темам: «Осевая симметрия», «Объем прямоугольного параллелепипеда»; Составление презентаций по теме «Решение текстовых задач»; Оформление и защита мини-проекта по темам: «Решение уравнений», «Равные фигуры»; «Математическое домино» по теме «Порядок действий при вычислениях».
И на последней стадии урока - «Рефлексии» можно использовать: составление справочника по темам «Площади и объемы», «Наибольший общий делитель», «Делимость чисел»; «Лесенка успеха» по теме «Градусная мера угла»; «Синквейн» по теме «Прямоугольный параллелепипед».
Рассматривая данные примеры, можно заметить, что одним из способов развития критического мышления на уроках математики происходит с помощью решения творческих заданий. Ученики испытывают интерес к предмету, когда самостоятельно, на основе собственного опыта, активно находят информацию и учатся ее применять. Развитие критического мышления помогает учащимся сформировать такие качества как гибкость ума, настойчивость, толерантность, умение планировать, исправлять свои ошибки и искать компромиссное решение, работать в сотрудничестве. Не стоит забывать, что и перегружать урок творческими заданиями не стоит: можно применять не более одного-двух творческих заданий на каждом этапе урока.
Предлагаю фрагмент урока математики, с использованием творческих заданий в шестом классе по теме «Тела вращения» (таблица 1).
Таблица 1
Фрагмент урока математики по теме «Тела вращения»
Развития критического мышления учащихся происходит также и во внеурочной деятельности по предмету с использованием творческих заданий:
- В школе проводится декада естественно-научного цикла в которую включены: конкурсы математических сочинений, стихотворений, сказок, инсценировки, выставки плакатов; оформляется «История математики в лицах»; проводятся викторины, КВН.
- В рамках Дня науки проходит Научно-практическая конференция школьников. Примеры представленных исследовательских работ: «Магия чисел», «Оптические иллюзии», «Симметрия в архитектуре Тобольска», «Мужчина и женщина. Почувствуй разницу», «Процентные расчеты на каждый день».
- Организуются выставки: «Объемные тела», «Тела вращения», «Симметрия в окружающем мире» и т.п.
Использование на уроках математики творческих задания позволяет учителю создать ситуацию успеха, открытости и сотрудничества, самостоятельности в процессе обучения, что ведет к приближению решения математических задач к реальной жизни, развитию критического мышления у учащихся.
Список литературы
- Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. 2-е. изд., СПб: «Альянс «Дельта» совм. с издательством «Речь», 2003. 192 с.
- Новые стандарты: идеология, содержание, технологии / Бондаренко, И.Л. Васильевых, О.И. Липатникова, С.Н. Тяпугина, Е.В. Тюленева, Г.А. Хардина, Л.Ф. Шмакова / Лысьва: МБОУ ДПО «Центра научно – методического обеспечения»: Электронный методический дайджест. 2013. Режим доступа к журн. URL : http://litcey.ru/literatura/19420/index.html?page=12 (дата обращения: 25.01.2020)
___________________
© Гашина М.В., 2020
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/02/picture-171801-1357147676.jpg)
Конспект урока по литературе в 10 классе с использованием технологии развития критического мышления. Л.Н.Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания писателя.
Конспект урока по литературе в 10 классе с использованием технологии развития критического мышления.Л.Н.Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания писателя....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/06/picture-172905-1357480468.jpg)
Статья "Самостоятельная работа на разных этапах урока математики"
Современный урок должен обеспечить усвоение основ науки, выработку умений и навыков, специфических для каждого предмета, развивать эмоциональную восприимчивость, мотивировать школьников на самостоятел...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/22/picture-128807-1350892431.jpg)
Исследовательская работа по теме "Формирование критического мышления обучающихся в процессе обучения математике"
Перемены в культурной и материально-производственной сферах, социально-экономические проблемы, вставшие перед обществом, повлекли изменение мышления людей, миропонимания, в отношении к пре...
Использование элементов игровых технологий на разных этапах урока математики
Основная цель работы-активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики, развитие любознательности и интереса к предмету. В этой статье показано использование игровых технолог...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/24/picture-230200-1524599380.jpg)
Технологическая карта урока по технологии развития критического мышления и методические приемы, используемые на различных этапах урока биологии.
В результате использования технологии развития критического мышления появляется возможность соединить в образовательном процессе навыки различных видов интеллектуальной деятельности с навыками о...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/19/picture-1177454-1571492345.jpg)
Статья "Формирование коммуникативных компетенций обучающихся на основе активных форм работы на уроках математики".
Статья основана на личном опыте работы. Готовилась для проведение методического семинара городского уровня. Содержит виды работы с детьми, спомощью которых можно развивать коммуникативные компетенции....
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/15/picture-1449664-1673778563.jpg)
О формировании метапредметных умений обучающихся, не являющихся носителями русского языка, на уроках математики
О формировании метапредметных умений обучающихся, не являющихся носителями русского языка, на уроках математики...