Формирование критического мышления обучающихся через решение творческих заданий на разных этапах урока математики в 5-6 классах
статья

Гашина Марина Васильевна

В статье рассматриваются способы формирования критического мышления, через включение творческих заданий в различные этапы современного урока математики в 5, 6 классах. Приведены примеры творческих заданий на стадиях «вызова», «реализации» и «рефлексии» и фрагмент урока математики в 6 классе по теме «Тела вращения».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья26.88 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 373.5.016.51

М.В. Гашина

M.V. Gashina

Гашина Марина Васильевна, учитель математики МАОУ СОШ №18, г.Тобольск, 8-982-972-8256, marinagashina@mail.ru

Gashina Marina Vasilievna, teacher of school №18, Tobolsk

Формирование критического мышления обучающихся через  решение творческих заданий на разных этапах урока математики в 5-6 классах

Formation of students ' critical thinking through solving creative tasks at different stages of the math lesson in grades 5-6

Аннотация. В статье рассматриваются способы формирования критического мышления, через включение творческих заданий в различные этапы современного урока математики в 5, 6 классах. Приведены примеры творческих заданий на стадиях «вызова», «реализации» и «рефлексии» и фрагмент урока математики в 6 классе по теме «Тела вращения».

Annotation. The article discusses ways of forming critical thinking through the inclusion of creative tasks in various stages of modern mathematics lessons in grades 5 and 6. Examples of creative tasks at the stages of "challenge", "implementation" and "reflection" and a fragment of a math lesson in grade 6 on the topic "rotation Bodies" are given.

Ключевые слова: критическое мышление, творческие задания, стадии урока, фрагмент урока.

Keywords: critical thinking, creative tasks, stages of lesson, a fragment of a lesson.

Последнее время все чаще приходится слышать о недочетах в классно-урочной системе.  С внедрением нового Федерального Государственного образовательного стандарта (ФГОС) учащимся стало необходимо научиться самостоятельно добывать новые знания всевозможными способами. Именно поэтому, действующий ФГОС предлагает внедрять различные формы проведения занятий, в том числе, интегрированные и разнотрансформируемые. Надо понимать, что такие формы уроков могут носить только эпизодический характер, а для соблюдения непрерывности обучения, для устойчивых знаний по математики, обучающимся необходима классно-урочная система, с использованием системно-деятельностного подхода, а также пониманием ежедневного применения знаний и навыков по математике. Именно использование творческих заданий на всех этапах проведения современного урока, формирует умение учиться самостоятельно, а также развивает критическое мышление учащихся.

Критическое мышление – это тип мышления, который помогает нестандартно относиться к любым утверждениям, помогает справиться с постоянно меняющимся информационным потоком [2]. Организация современных уроков является интересным творческим процессом, в ходе которых у учащихся формируется критическое мышление успешного человека, готового ответственно относится к своему образованию.

При использовании технологии критического мышления урок математики состоит из трех стадий: вызов, реализация и рефлексия. Ниже представлены некоторые виды творческих заданий по темам, которые могут использоваться на уроках математики в 5, 6 классах.

На стадии «вызова» можно использовать: «Мозговой штурм» по темам: «Положительные и отрицательные числа», «Многоугольники»; «Корзина идей» по темам: «Вероятность случайного события», «Виды пирамид»; графическая систематизация материала по темам: «Треугольник и его виды», «Решение задач на движение»; «Ассоциации» по темам: «Тела вращения», «Отношения», «Сфера»; «Черный ящик» по темам: «Виды углов», «Окружность и круг»; игра «Крестики-нолики» по теме «Действия с числами»; «Морской бой» по теме «Построение на координатной плоскости»; «Иллюстрации» по темам: «Чтение графиков», «Диаграммы»; Кроссворд по теме «Многоугольники»; «Найди допущенную ошибку» по темам: «Решение линейных уравнений», «Признаки делимости».

На стадии «реализации» можно применять следующие творческие задания: «Ромашка» Блума по темам: «Действия с дробями», «Действия с действительными числами»; «Деловая игра» по теме «Проценты»;  Составление схемы по теме «Наименьшее общее кратное»; Диаграммы по теме «Построение диаграмм»; Составление задач по темам: «Осевая симметрия», «Объем прямоугольного параллелепипеда»; Составление презентаций по теме «Решение текстовых задач»; Оформление и защита мини-проекта по темам: «Решение уравнений», «Равные фигуры»; «Математическое домино» по теме «Порядок действий при вычислениях».

И на последней стадии урока - «Рефлексии» можно использовать: составление справочника по темам «Площади и объемы», «Наибольший общий делитель», «Делимость чисел»; «Лесенка успеха» по теме «Градусная мера угла»; «Синквейн» по теме «Прямоугольный параллелепипед».

Рассматривая данные примеры, можно заметить, что одним из способов развития критического мышления на уроках математики происходит с помощью решения творческих заданий. Ученики испытывают интерес к предмету, когда самостоятельно, на основе собственного опыта, активно находят информацию и учатся ее применять. Развитие критического мышления помогает учащимся сформировать такие качества как гибкость ума, настойчивость, толерантность, умение планировать, исправлять свои ошибки и искать компромиссное решение, работать в сотрудничестве. Не стоит забывать, что и перегружать урок творческими заданиями не стоит: можно применять не более одного-двух творческих заданий на каждом этапе урока.

Предлагаю фрагмент  урока математики, с использованием творческих заданий в шестом классе по теме «Тела вращения» (таблица 1).

Таблица 1

Фрагмент урока математики по теме «Тела вращения»

Стадии урока

Действия учителя

Действия ученика

Вызов

В центре доски записываются три ключевых слова – «цилиндр», «конус», «шар»  

Каждый учащийся делит лист бумаги пополам и в центре записывает одно ключевое слово

Осмысление

Класс разбивается на 3 группы (по рядам). На листе необходимо нарисовать тело вращения, привести примеры (можно нарисовать), сформулировать определение (своими словами) и записать основные элементы фигуры.  В  процессе работы, учитель корректирует полученные знания

Учащиеся самостоятельно работают над заданием, оформляя на листе. Затем, используя текст учебника, дополнительный материал, интернет ресурсы происходит работа в группе и защита мини-проекта по телам вращения.

Рефлексия

Индивидуально составить и оформить справочник по телам вращения (на основе заполненных листов) и оформить выставку

Оформляют выставку справочников «Тела вращения»,  в которых отражены: чертеж, определение, элементы фигур, формулы, примеры из окружающего мира

Развития критического мышления учащихся происходит также и во внеурочной деятельности по предмету с использованием творческих заданий:

- В школе проводится декада естественно-научного цикла в которую включены: конкурсы математических сочинений, стихотворений, сказок, инсценировки, выставки плакатов; оформляется «История математики в лицах»; проводятся викторины, КВН.

- В рамках Дня науки проходит Научно-практическая конференция школьников. Примеры представленных исследовательских работ: «Магия чисел», «Оптические иллюзии», «Симметрия в архитектуре Тобольска», «Мужчина и женщина. Почувствуй разницу», «Процентные расчеты на каждый день».

- Организуются выставки: «Объемные тела», «Тела вращения», «Симметрия в окружающем мире» и т.п.

Использование на уроках математики творческих задания позволяет учителю создать ситуацию успеха, открытости и сотрудничества, самостоятельности в процессе обучения, что ведет к приближению решения математических задач к реальной жизни, развитию критического мышления у учащихся.

Список литературы

  1. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. 2-е. изд., СПб: «Альянс «Дельта» совм. с издательством «Речь», 2003. 192 с.
  2. Новые стандарты: идеология, содержание, технологии / Бондаренко, И.Л. Васильевых, О.И. Липатникова, С.Н. Тяпугина, Е.В. Тюленева, Г.А. Хардина, Л.Ф. Шмакова / Лысьва: МБОУ ДПО «Центра научно – методического обеспечения»: Электронный методический дайджест. 2013. Режим доступа к журн. URL : http://litcey.ru/literatura/19420/index.html?page=12 (дата обращения: 25.01.2020)

___________________

© Гашина М.В., 2020


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 10 классе с использованием технологии развития критического мышления. Л.Н.Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания писателя.

Конспект урока по литературе в 10 классе с использованием технологии развития критического мышления.Л.Н.Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания писателя....

Статья "Самостоятельная работа на разных этапах урока математики"

Современный урок должен обеспечить усвоение основ науки, выработку умений и навыков, специфических для каждого предмета, развивать эмоциональную восприимчивость, мотивировать школьников на самостоятел...

Исследовательская работа по теме "Формирование критического мышления обучающихся в процессе обучения математике"

Перемены в культурной и материально-производственной сферах, социально-экономические проблемы, вставшие перед обществом, повлекли изменение мышления людей, миропонимания, в отношении к пре...

Использование элементов игровых технологий на разных этапах урока математики

Основная цель работы-активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики, развитие любознательности и интереса к предмету.  В этой статье показано использование игровых технолог...

Технологическая карта урока по технологии развития критического мышления и методические приемы, используемые на различных этапах урока биологии.

В результате использования технологии развития критического мышления появляется возможность соединить в образовательном процессе навыки различных видов интеллектуальной деятельности с навыками о...

Статья "Формирование коммуникативных компетенций обучающихся на основе активных форм работы на уроках математики".

Статья основана на личном опыте работы. Готовилась для проведение методического семинара городского уровня. Содержит виды работы с детьми, спомощью которых можно развивать коммуникативные компетенции....

О формировании метапредметных умений обучающихся, не являющихся носителями русского языка, на уроках математики

О формировании метапредметных умений обучающихся, не являющихся носителями русского языка, на уроках математики...