Использование элементов игровых технологий на разных этапах урока математики
статья по математике на тему

Основная цель работы-активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики, развитие любознательности и интереса к предмету.  В этой статье показано использование игровых технологий на разных этапах урока математики:

  • на этапе проверки домашнего задания
  • на этапе актуализации знаний
  • на этапе погружения в тему ( открытие нового)
  • на этапе закрепления новых знаний
  • на этапе обобщения и систематизации знаний
  • рефлексия

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование элементов   игровых технологий  на разных этапах урока математики.

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

Игра это огромное  светлое окно, через которое в духовный мир ребенка

вливается  живительный поток представлений, понятий »          

                                                                                         (В.А.   Сухомлинский)

С 1 сентября 2012 года все российские школы по мере их готовности могут осуществлять переход на ФГОС основного общего образования.  Методологической основой Стандарта является системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

  • формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся. 

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования должна предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга. 

Основным смыслом образования  становится развитие личности. А это означает изменение задач, стоящих перед педагогом. Если раньше он должен был передавать учащемуся знания, то гуманизация образования выдвигает иную задачу – способствовать всеми возможными способами развитию ребёнка. Необходимо создать  условия для самореализации личности и развития  её творческих возможностей.

Одной из технологий, реализующей задачи гуманизации образования,  является игровая. Игровая технология обеспечивает достижение единства эмоционального  и рационального в обучении. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся  интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим основная задача, которую я ставила перед собой состоит в том, чтобы отыскать эффективные методы обучения и такие методические приемы, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.

Основная цель работы – активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики, развитие любознательности и глубокого познавательного интереса к предмету через игровую деятельность.

Хочу обратить внимание, что в данной статье акцентирую внимание не на играх на целый урок, которые в основном проводят на уроках обобщения и систематизации знаний, а на коротких играх, используемых для развития интереса к учебной деятельности и решения отдельных конкретных задач; усвоение какого-нибудь конкретного правила, отработка навыков.

 Целью ставила не столько найти какие-то новые игры, а систематизировать, т.е использовать разные игровые технологии практически на каждом уроке по выбранной теме, которые занимают от 5 до 20 мин.

Приёмы игровых технологий можно использовать на разных этапах урока:

  • На этапе проверки домашнего задания            
  • На этапе актуализации знаний
  • На этапе погружения в тему
  • На этапе закрепления новых знаний
  • На этапе обобщения и систематизации знаний
  • Рефлексия

1этап.  Проверка домашнего задания.

1.Прием «Аукцион»

  •  активизация мыслительной деятельности и внимания учащихся к содержанию изучаемого материала;
  •  формирование умения доступно и аргументировано излагать свои мысли;
  • развитие математической речи.

   Описание: Учащимся предлагается задача. Они должны назвать значения  как можно большего числа найденных величин. Побеждает тот, кто отвечает последним. При  ответе ученик должен дать формулировку определения или теоремы.

2.Приём «Математический бой»

  • развитие умения объективно оценивать свои возможности и работать в коллективе;
  • воспитание уважительного отношения к товарищам;
  • формирование навыков групповой работы.

     Описание: с помощью конкурса капитанов, определяется очередность выступления команд. Капитан, победивший в конкурсе, вызывает любого ученика из другой команды. Задача этого ученика объяснить одно из заданий домашней работы. Если задача не решена, то решение должна рассказывать вызвавшая команда. За каждую задачу присуждается определенное количество баллов.

3.Приём «Индивидуальное лото»

  • проверка уровня усвоения заданий домашней работы каждым учащимся;
  • формирование положительной мотивации к предмету, используя индивидуальный подход при проверке домашнего задания.

Описание: в специальных конвертах учащимся предлагается набор карточек (карточки-задания). Имеется другой набор карточек. Это карточки-ответы, их больше, так как есть ложные ответы. Ученик решает задание (аналогичное заданию, которое выполнял дома) и карточкой (ответом) накрывает соответствующий номер в специальной карте. Если все задания выполнены верно, то получается рисунок, чертеж и т.п.

4. Приём «Найди ошибку»

  • развитие внимания, стремления к знаниям, умения анализировать, синтезировать, обобщать;
  • воспитание познавательного интереса  к учебному предмету;
  • формирование навыков находить и устранять недочеты в решении.

Описание: учащимся предлагаются задания с решениями, в которых допущены ошибки. Задача найти ошибки, исправить их.

2 этап. Актуализация опорных знаний.

1.Прием «Викторина»

  • активизация внимания;
  • развитие смекалки, мышления, памяти;
  • развитие познавательного интереса к предмету.

  Описание: учитель заготавливает  вопросы по пройденной теме и проводит  опрос    учащихся. За верные ответы начисляются баллы.

2.Приём «Турнир» 

        Описание: к доске вызывается несколько человек. Класс задает им теоретические вопросы по курсу пройденного материала. Вызванные ребята отвечают по очереди. Если кто-то не сможет ответить на вопрос, на него должен отвечать следующий игрок. За ответами следит весь класс, начисляются баллы, в конце игры выставляется оценка.      Конечно,  нельзя забывать и всем известные приёмы:

3.Приём «Кто быстрее»

4.Приём «Числовая мельница»

5.Приём «Волшебные цепочки» и другие.

Устные упражнения – одна из важнейших составляющих развивающего обучения. Устный счет на уроках математики может быть представлен разнообразными формами работы.   Цели:

  •  развитие вычислительных навыков;
  •  развитие математической культуры, речи;
  •  умение обобщать и систематизировать, переносить полученные знания на новые задания.

3 этап. Погружение в тему.

1.Приём «Анаграмма»

  • развитие логического мышления;
  • развитие внимания, стремления к знаниям;
  • развитие умения анализировать, синтезировать, обобщать;
  • поддержание интереса учащихся к учебному предмету.

Описание: Учащимся предлагается решить анаграмму и исключить лишнее. Таким образом  можно перейти к изложению нового материала.

2. Ребусы, загадки, кроссворды.

  • развитие логического мышления;
  • развитие умения анализировать, синтезировать, обобщать;
  • поддержание интереса учащихся к учебному предмету.

Описание: Учащимся необходимо разгадать ребус или отгадать загадку по теме урока.

3.Кодирование.

  • развитие умения анализировать, синтезировать, обобщать;
  • развитие познавательного интереса.

 Описание: Учащиеся выполняют задания.  Выписывают буквы, которые соответствуют найденным ответам. Получается слово (словосочетание) – тема урока.

4.Приём «Диалог».

  • повышение активности учащихся;
  • воспитание уважительного отношения к товарищам , снятие конфликтности и напряжённости при изучении материала;
  • активизация  творческого мышления на основе созданной проблемной ситуации.

Описание:    Учитель формулирует проблемную ситуацию, а учащиеся стараются решить эту проблему. Каждая  команда имеет право задать учителю минимальное число вопросов с тем, чтобы извлечь из его ответов максимум информации по новой теме. 

5.Приём «Открытие».

  • активизация мышления учащихся;
  • воспитание самостоятельности, дисциплинированности, взаимопомощи и взаимоконтроля.

 Описание:  Игровой замысел состоит в том, чтобы на основе созданной проблемной ситуации и соревнования команд активизировать мышление учащихся, превратить весь процесс обучения в процесс активной поисковой  деятельности и самостоятельных открытий. 

6.Приём «Соревнование художников»

  • развитие логического мышления, творческой  активности, внимания, наблюдательности;
  • воспитание познавательного  интереса к предмету.

     Описание: игру можно использовать как на уроках алгебры при изучении тем, связанных с функциями, так и на уроках геометрии. Ученикам предлагается нарисовать рисунок  по заданным координатам на координатной плоскости  или  рисунок из геометрических фигур.

7. Приём «Круговые задания»

  • активизация учебной деятельности;
  • развитие вычислительных навыков, смекалки;
  • воспитание уважительного отношения к одноклассникам.

      Описание: Игру можно проводить как эстафету. В одну команду входят все ученики, сидящие на первых партах, во вторую - сидящие на вторых партах и т.д. Учитель готовит карточки (по количеству парт). Ученики одной парты получают карточку и решают по одному заданию. После этого передают карточку на соседнюю парту. Выигрывает та команда, ученики которой раньше всех решат полученные задания.

           4 этап.  Закрепление и обобщение знаний

1.Игры-задания (на отдельном этапе урока) :

  1.  «Магические квадраты»
  2.   Математический турнир
  3.  Математическое лото
  4.  Занимательные задачи
  5.  Кроссворды
  6.  «Цепочка»
  7.  «Найди ошибку»

2.Игровая организация учебного процесса (на весь урок):

  1.    Урок-соревнование
  2.   Урок-путешествие
  3.   Урок-КВН
  4.   Урок-аукцион
  5.   Урок- спектакль
  6.    Деловые игры

        5 этап.   Рефлексия.

1.Плюс-минус - интересно

  • Развитие умения излагать свое мнение, оценивать свои достижения

       Описание: Учащиеся заполняют таблицу из трех граф. Это позволяет выявить, что усвоили учащиеся лучше, а что хуже. .  

2.Дерево успеха

  •   осознание пройденного пути
  •   сбор в общую копилку замеченного, обдуманного,  понятого каждым.

 Описание : учащиеся размещают на дерево листья: зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки 

  3.  Кубик

  •     Развитие умения излагать свое мнение

На каждой стороне кубика записано одно из предложений:

1.  сегодня   я     узнал…                              2.  было  интересно…

 3.  было   трудно…                                     4.  я   выполнял   задания… 

5.  я понял,   что…                                      6.  теперь я   могу…

7.  я   почувствовал,  что…                        8.  я   приобрел… 

9.  я   научился…                                          10.  у   меня   получилось …

11.  я   смог…                                               12.  я   попробую…

13.  меня   удивило…                                   14.   урок  дал   мне   для   жизни…

                             15.  мне   захотелось…

 Описание: Учитель бросает кубик учащемуся - так определяется  какое предложение он должен продолжить.

 4. Нарисуй свое настроение

  • Создание ситуации, способствующей анализу собственных действий, настроения

 Описание: Учащимся предлагается нарисовать «веселую фигуру» - всё хорошо, мне всё удалось  или «грустную  фигуру» - мне не всё удалось или у меня не получилось (можно по группам).

5. «Мини-сочинение»

Варианты:  «Мое участие», «Мой вклад в урок», «Значение урока для меня», «Мои мысли о своем участии в деле», «Как я оцениваю результаты мероприятия», «Что мне дал этот урок».

В заключении хочу добавить, что на уроках необходимо применять здоровьесберегающие  технологий обучения. Это предполагает:
- учет периодов работоспособности детей на уроках ;
- учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях (количество видов деятельности на уроках, их продуктивность);
- наличие эмоциональных разрядок на уроках;
- использование физкультурных пауз на уроках.

Очевидно, что игровые технологии тесно переплетаются со здоровьесберегающими технологиями.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЕТ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО ТЕМЕ «ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ» 8 КЛАСС.

Данная форма зачета поможет учителю всесторонне проверить знания и умения учащихся 8ого класса по теме "Первоначальные химические понятия"...

Использование элементов игровых технологий на этапе закрепления и проверки знаний

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как подержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим веду...

Итоговая работа на тему: " Использование элементов игровой технологии на уроках русского языка в 5 классе при изучении темы " Лексическое значение слова"

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся   главной формой организации учебного процесса. И для того чтобы ...

Урок по химии, 8 класс «Первоначальные химические понятия», Дифференцированный зачет с использованием элементов игровых технологий

УРОК ТРЕБУЕТ НЕКОТОРОЙ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ: ИНФОРМИРОВАНИЕ О ЗАЧЕТЕ ВЫВЕШИВАЕТСЯ ДЛЯ УЧЕНИКОВ ПЕРЕД ИЗУЧЕНИЕМ ТЕМЫ, ПОДГОТОВИТЬ ДИФФЕРЕЦИРОВАННЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ, ВЫБРАТЬ ПОМОЩНИОВ ИЗ СТАРШ...

Использование элементов игровых технологий при изучении стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» в 6 классе.

В данной статье представлены элементы игровых технологий. Именно игра приоткрывает незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у учащих...

"Использование элементов игровых технологий на различных этапах урока"

С каждым годом увеличивается  умственная нагрузка на уроках математики. Возникает вопрос: как поддержать у учеников интерес к предмету и активность на протяжении всего урока.Игра - творчество, иг...

Использование элементов игровых технологий на уроках русского языка и литературы

Использование игровых технологий способствует формированию познавательного интереса к предмету. Игры развивают ум, внимание детей, тренируют память. Игра помогает облегчить восприятие и усвоение новог...