Использование элементов игровых технологий на уроках русского языка и литературы
учебно-методический материал по русскому языку (5, 6, 7 класс) на тему

Использование игровых технологий способствует формированию познавательного интереса к предмету. Игры развивают ум, внимание детей, тренируют память. Игра помогает облегчить восприятие и усвоение нового трудного материала, закрепить полученные знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Использование элементов игровых технологий на уроках русского языка и литературы

Санкт-Петербург  

2017 г.


        Чтобы урок русского языка не был бы однообразным, не казался бы детям долго и нудно тянущимся, скучным, чтобы они не смотрели бы на часы, сколько времени осталось до конца урока, а вместо этого увлеченно работали, я при продумывании урока и написании конспекта включаю часто различные игры, потому что игра является эффективным способом обучения детей.

        С включением игры в структуру урока процесс обучения становится намного интереснее, занимательнее. Игры эмоционально оживляют уроки, доставляют радость ребятам.

        Использование игровых технологий способствует формированию познавательного интереса к предмету. Игры развивают ум, внимание детей, тренируют память. Игра помогает облегчить восприятие и усвоение нового трудного материала, закрепить полученные знания. Командные игры воспитывают чувство ответственности за весь коллектив, желание хорошо справиться с заданием, успешно выступить, не подвести товарищей. В игре проявляются личностные качества учеников, раскрывается их характер.

        Игровые технологии я использую чаще в 5-6 классах на разных этапах урока при знакомстве с новым материалом, закреплении знаний, умений, навыков, повторении и систематизации изученного при изучении разных разделов русского языка.

        При изучении орфографии провожу орфографическую разминку «Словесный мяч». Бросаю мяч и произношу слово, например, с безударной гласной в корне. Ребенок ловит его и называет проверочное слово: подбодрить – бодрость

                           упростить – просто

                           очароваться – чары

                           уплотнить – плотно и т.д.

        Когда работаем над орфограммой «Ь на конце после шипящих в глаголах», предлагаю детям игру «Допиши пословицу»:

                Тише едешь – дальше (будешь).

                Поспешишь – людей (насмешишь).

                Без труда (не вытащишь и рыбку из пруда) .

                С кем поведешься, от того и (наберешься).

                Шила в мешке (не утаишь).

                Что посеешь, то и (пожнешь).

        Чтобы разнообразить работу по заучиванию словарных слов, периодически провожу игру  «Узнай по описанию». Читаю словарную статью, а дети должны угадать слово и грамотно записать его, например:

  1. Разговор между двумя или несколькими лицами. (Диалог)
  2. Дорога в саду, парке с рядами деревьев, посаженными по обеим ее сторонам. (Аллея)
  3. Подземные толчки и колебания отдельных участков земной поверхности. (Землетрясение)
  4. Положительный результат каких-нибудь усилий, успех. (Достижение)                                                    

При повторении орфограммы ЧК, ЧН предлагаю детям орфографическую разминку «Отгадай загадку»

  1. Что за чудо в доме нашем?

Ест дрова и кормит кашей. (Печка)

  1. Сам верхом, а ноги за ушами. (Очки).
  2. В маленьком амбаре лежит сто пожаров. (Спички) Поясняем значение слова амбар – строение для хранения зерна, муки, припасов, а также товаров.
  3. На ветках плотные комочки,

В них дремлют клейкие листочки. (Почки)

        Когда изучаем правописание приставок При- и Пре-, устраиваю эстафету по рядам: ребята должны быстро и правильно написать по 1 слову с этими приставками.

        После написания словарных диктантов иногда предлагаю обменяться тетрадями и проверить работу соседа, пользуясь орфографическим словарем.

        С целью научить логически мыслить, рассуждать, анализировать использую словесную игру «Найди закономерность и вставь пропущенные буквы». Ребята должны объяснить, на чем основывается их выбор, проанализировать примеры и самостоятельно сформулировать свой выбор.

        Ключик – ключика, кирпичик – кирпичика. Горошек – горошка, платочек – платочка, носик – носика, ларечек – ларечка, слоник – слоника.

        Помидорч…к, калач…к, замоч…к, пенеч…к, понч…к, ящич…к, стаканч…к, камеш…к, диванч…к, букет…к, карандаш…к, листоч…к.

        «Найди лишнее слово»  

  1. Ш…в, ш…рох, ш…к, крыж…вник, ш…пот, капюш…н, ш…мпол (объясняем значение слова шомпол – стержень для чистки и смазки канала ствола ручного стрелкового оружия или, в старину, для забивания заряда в ружья, заряжаемые с дула);
  2. Щ…тка, ш…ба, параш…т, ш…стрый, ш…т;
  3. Мыш…, мощ…, лещ…, лож…, рож…, брош…;
  4. С…ем, под…ем, соб…ем, об…ем;
  5. Ц…ркуль, ц…фра, ц…ганка, ц…линдр, ц…тата.

При изучении раздела русского языка «Синтаксис и пунктуация» играем в игру «Составь предложение»

Из предложения  С тихим шорохом пробежал по саду ветерок взять прилагательное, выступающее в роли определения, поставить его в И.п., ж.р., ед.ч.

Из предложения  За ночь вся земля покрылась пушистым снегом  взять обстоятельство, употребить как подлежащее.

Добавить глагол из предложения  Мама от усталости опустилась на диван.

Из предложения  Над городом пролетел быстрокрылый самолет  взять обстоятельство (с другим предлогом).

                Получим предложение  Тихая ночь опустилась на город.

        Изучая имена существительные собственные и нарицательные включаю в урок игру «Эрудиты». Ребята должны за определенное время записать как можно больше слов по следующим разделам:

1.название стран……

2.название морей…..

3.фамилии писателей…..

4.фамилии художников…..

5.фамилии композиторов…..

6.названия исторических событий…..

Включаю в урок работу по исправлению текстов или исправлению ошибок в предложениях. При выполнении таких заданий у ребят развивается орфографическая зоркость. «Нарочно не придумаешь» найдите ошибки и исправьте их. Сколько их здесь?

Великий сыщик не предал значения тому, что поезд пребывал в городок в полдень. Между тем преступить к раследованию приступления надо было неприменно на рассвете. Он призирал страшного приступника – п в пребрежном поместье. Местная полиция приклонялась перед талантом преезжего знатока и с нетерпением ожидала его преезда. Великий сыщик небоялся никаких припятствий – он саберался их приодалеть все!

Изучая фразеологизмы, провожу игру «Четвертый лишний»

1.хоть пруд пруди

Кот наплакал

Тьма тьмущая

Яблоку негде упасть

2.во все лопатки

Сломя голову

Черепашьим шагом

В мгновение ока

3.попасть впросак

Попасть на 7-ое небо

Попасть в переделку

Попасть в переплет.

        На уроках литературы также использую элементы игровых технологий. Знакомимся с устным народным творчеством _ предлагаю игру «Отгадай пословицу». На столе вперемешку лежат карточки, на каждой написано 1 имя существительное из пословицы. Ребята должны выбрать из них 2 слова, входящих в одну пословицу, и назвать ее.

Камень, вода (Под лежачий камень вода не течет).

Корень, плод (Корень учения горек, а плод его сладок).

Лес, щепки (Лес рубят – щепки летят).

        Также делаем инсценировки. Читаем сказку В.А.Жуковского «Спящая царевна», даю задание: покажите, что увидел царевич во дворце? Как это не стоит и не лежит?

        Читаем сказку К.Г.Паустовского «Теплый хлеб», прошу показать сцену примирения Фильки с конем. Что символизирует эта сцена? (Символ слияния, единения человека с природой).

        Когда читаем сказку А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне…», инсценируем «Сцену сватовства». Зрители смеются. Богатыри почесали в затылке, значит, отказ царевны выйти за одного из них замуж не вызвал боль, горечь, страдание, следовательно, не было у них истинной любви к царевне, они искали себе хозяйку.

Таким образом, использование игр на уроках повышает интерес ребят к изучаемым предметам, оживляет урок, делает его ярким, запоминающимися.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая работа на тему: " Использование элементов игровой технологии на уроках русского языка в 5 классе при изучении темы " Лексическое значение слова"

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся   главной формой организации учебного процесса. И для того чтобы ...

«Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы»

Цель мастер - класса – организовать деятельность участников семинара, в результате которой они смогут  прийти к выводу, что действительно с помощью использования современных технологий можн...

Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы

В работе описано пложительное влияние на эмоциональное состояние учащихся использование интеграции различных видов искусства...

Использование игровых технологий на уроках русского языка и литературы

Цель: показать значимость игры, игровых ситуаций в организации учебного процесса в условиях реализации ФГОС. Задачи: отработать возможные пути использования игровых технологий при организации процесса...