Самообразование по теме: «Использование элементов новых технологий на уроках русского языка и литературы»
статья по русскому языку на тему

Гизитдинова Рашида Галиулловна

Самообразование

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Самообразование по теме:

«Использование элементов новых технологий на уроках русского языка и литературы»

     В последние годы приоритетом в развитии школьного образования стал личностно – ориентированный подход. Но самые благие начинания гибнут под ворохом обязательных требований. Программы, учебники и методические пособия ориентированы на традиционный репродуктивный подход в обучении.

     Необходимо, чтобы педогоги получили возможность обмениваться друг с другом мнениями, делиться успехами и проблемами, а школьники не испытывали серьёзных трудностей        при обучении у разных учителей. Многие учителя видят себя в качестве основного источника информации.

Задачи:

1. Изучение теории педогогической технологии развития критического мышления.

2. Разработать и првести интересный урок с использованием технологии развития критического мышления.

3. Сделать так, чтобы такие уроки стали нормой, а не единичным случаем.

4. Для эффективности педогогического процесса сотрудничать с коллегами при внедрении новых технологий в учебный процесс.

Почему?

Они развивают личность ученика, его мышление и творческие способности. Помогают достичь атмосферы доверия между учителем и учеником.

Развитие критического мышления путём чтения и письма.

     Структура технологии развития критического мышления путём чтения и письма стройна и логична. Можно сказать, что критическое мышление – это отправная точка для развития творческого мышления. Структура данной технологии состоит из трёх этапов: стадии вызова, стадии осмысления и стадии рефлексии.

Технологические этапы:

Вызов:

- актуализация имеющихся знаний;

- пробуждение интереса в получении новой информации;

- постановка учеником собственных целей обучения.

Осмысление содержания:

- получение новой информации;

- корректировка учеником поставленных целей обучения.

Рефлексия:

- размышление, рождение нового знания;

- постановка учеником новых целей обучения.

В прцессе реализации вызова важно:

1.Давать учащимся возможность высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным учителем.

2.Фиксировать все высказывания: любое из них будет важным для дальнейшей работы.

3.Сочетать индивидуальную и групповую работу.

На фазе осмысления учащиеся:

1. Осуществляют контакт с новой информацией.

2. Пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом.

3. Обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы.

4. Акцентируют своё внимание на поиск ответов на возникшие вопросы и затруднения.

5. Стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно их привлекает , какие аспекты менее интересны и почему.

6. Готовятся к обсуждению анализа услышанного или прочитанного.

Учитель на данном этапе:

- может быть непосредственным источником информации;

- отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении, если школьники работают с текстом;

- предлагает различные приёмы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном.

Стадия рефлексии:

     Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построения дальнейшего маршрута обучения. Данный этап активно способствует развитию навыков критического мышления. На стадии рефлексии школьники систематизируют новую информацию по отношению к уже имеющимся представлениям.

     Таким образом, учитель, организуя образовательный процесс, вступает с учащимися в рефлексивное взаимодействие. И учитель, и ученик выступают в качестве партнёров по рефлексивному осмыслению.

Данная технология формирует:

- самостоятельность мышления;

- вооружает способами и методами самостоятельной работы;

- даёт возможность сознательно управлять образовательным процессом;

- позволяет влиять на цели, способы, методы и результаты образовательного процесса.

Кластеры:

     Система кластеров охватывает большое количество информации. Этот приём может быть применён на стадии вызова , когда мы систематизируем информацию, полученную до знакомства с основным источником в виде смысловых блоков.

     При изучении темы «Части речи» учащиеся предполагают, что главным вопросом темы будут самостоятельные и служебные части речи. Таким образом, учащиеся сами ставят цель: какие части речи относятся к самостоятельным, а какие к служебным.Определяют роль в предложении и тексте.

Критическое мышление на уроках русского языка.

                         

                                                            части речи                              

самостоятельные                                                                               служебные      

                                             простое                  сложное

                  нерасп.                                                                        распрост.

                                                                    предложение

                       

по цели высказыванияосложнено                                                               осложнено

          ?                                                                                                  однор.чл      обращен

                                 побуд                                повест

     Кластеры можно использовать и в начале темы, и в её конце. Вначале мы узнаём, что уже знаем по теме, дополняем кластер новым материалом, который только предстоит изучить. Школьникам нравится данная работа, они с удовольствием выполняют её. В конце изучения темы сравниваем первоначальные сведения с вновь изученными, делаем вывод и ставим задачу на будущее, что предстоит изучить по теме в старших классах. Степень сложности кластеров различна. Слабым ученикам можно предложить кластер с наводящими вопросами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая работа на тему: " Использование элементов игровой технологии на уроках русского языка в 5 классе при изучении темы " Лексическое значение слова"

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся   главной формой организации учебного процесса. И для того чтобы ...

Доклад на тему: «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы»

Современный этап развития общества характеризуется интенсивностью и глубиной информатизации всех его институтов. Существенную роль в этом процессе играет информатизация системы образования, которая ос...

План самообразования на 2018-2019г.г.: «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы»

Цель: повысить свой теоретический, научно-методический уровень и профессиональное мастерство; Основные направления деятельности: изучение информационно-коммуникационных технологий с целью пов...

Использование элементов игровых технологий на уроках русского языка и литературы

Использование игровых технологий способствует формированию познавательного интереса к предмету. Игры развивают ум, внимание детей, тренируют память. Игра помогает облегчить восприятие и усвоение новог...

«Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы»

Цель мастер - класса – организовать деятельность участников семинара, в результате которой они смогут  прийти к выводу, что действительно с помощью использования современных технологий можн...

Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы

В работе описано пложительное влияние на эмоциональное состояние учащихся использование интеграции различных видов искусства...