Итоговая работа на тему: " Использование элементов игровой технологии на уроках русского языка в 5 классе при изучении темы " Лексическое значение слова"
статья по русскому языку (5, 6 класс) на тему

Настина Светлана Владимировна

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся   главной формой организации учебного процесса. И для того чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами, урок должен стать новым, современным!

Именно ученики являются главными “действующими героями” на уроке. И, безусловно, их деятельность на уроке должна быть осмыслена и значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Итоговая ( курсовая) работа38.97 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическое

Министерство образования и науки Самарской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования ( повышение квалификации) специалистов Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Итоговая работа на тему:

«Использование элементов игровой технологии

на уроках русского языка

в 5 классе  при изучении темы «Лексическое значение слова»

                         курсы повышения квалификации по ИОЧ

                         ВБ: 10.11.2014 - 14.11.2014 г.

                        « Современный урок русского языка».

                       

                                                                                                                     Выполнила работу

                                                                                                                     Настина Светлана Владимировна

                                                                                                                     учитель русского языка и литературы

                                                                                                                     МБУ средней школы № 31

                                                                                   

                                                                    Тольятти,2014 г.

                                                                                                                             

1.Введение.  Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС.

Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации и умение адаптироваться в любом обществе. Подготовка к будущей жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты.

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). Наше образовательное учреждение не стало исключением, более того мы начали вводить ФГОС в 5 классе.

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся   главной формой организации учебного процесса. И для того чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами, урок должен стать новым, современным!

Как подготовить и провести урок, учитывая новые требования ФГОС и современные инновации? Перед современным учителем в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использовать системно-деятельностный подход в обучении школьников. Реализация деятельностного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания. Именно ученики являются главными “действующими героями” на уроке. И, безусловно, их деятельность на уроке должна быть осмыслена и значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.

Сформированность качественно новых образовательных результатов возможна лишь при системном включении обучающихся в самостоятельную учебно–познавательную деятельность. Именно деятельностный метод обеспечивает непрерывность саморазвития личности в процессе обучения. Очевидно, что реализовывать новые цели образования невозможно, если ученик пассивно усваивает готовые истины. Необходим его самостоятельный поиск, в процессе которого как раз и приобретается опыт целеполагания, достижения поставленных целей, рефлексивной самоорганизации и самооценки, опыт коммуникативного воздействия, поэтому для развития личности обучающихся, формирования у них деятельностных способностей необходимо включать их в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Главный принцип деятельностного подхода – научить учиться. Такой подход предполагает, что знания приобретаются и проявляются только в деятельности, что за умениями, навыками, развитием и воспитанием ученика всегда стоит действие. В образовательной области “Филология” приоритетным является коммуникативное развитие – формирование способности и готовности свободно осуществлять общение на русском  языке.

Предлагаемый подход к преподаванию русского языка и литературы имеет ряд преимуществ:

- учащиеся систематически получают навыки общения, сотрудничества, саморегуляции поведения в коллективе. Происходит это в привычной обстановке микрогруппы, в которую объединяются учащиеся. Работа в микрогруппах постепенно раскрепощает ребят, создает условия психологического комфорта, учит свободно излагать свои мысли, доказывать собственные выводы, слушать других, уважать чужую точку зрения, спорить, анализировать свои действия, давать им оценку. Идет формирование личности, способной оценить ситуацию, увидеть проблему, принять решение, реализовать его и нести ответственность за свой выбор. Предметы

русский язык и литература дают большие возможности для работы с использованием ИКТ, так как именно на этих уроках мы непосредственно работаем со словом, предложением, текстом; учим детей составлять планы, конспекты, аннотации и рецензии информационных сообщений; аргументировать свои высказывания; воспитываем у учащихся бережное уважительное отношение к слову.

Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.

Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:

- предъявить противоречивые факты, теории;

- обнажить житейское представление и предъявить научный факт;

- использовать приемы “яркое пятно”, “актуальность”.

Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания.

Структура современных уроков должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении  и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования. Если ученик будет обладать качествами, заложенными в ФГОС, то он сам сможет стать “ строителем” образовательного процесса, самостоятельно анализировать свою деятельность и вносить в нее коррективы. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать. Много зависит от желания и характера учителя, от уровня его профессиональной подготовки.

Таким образом, реализация ФГОС в большей степени зависит, конечно, от учителя, который перестанет быть единственным носителем знаний, а будет выполнять роль проводника в мире информации. Задача наша не просто формировать и развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок. Дать учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое. Для выстраивания новой системы работы и достижения качественных результатов учебной деятельности целесообразно использовать наиболее эффективные приемы и формы ее организации:

1. Использование дифференцированных заданий.

2. Включение в образовательный процесс ИКТ.

2.Использование  элементов игровой  технологии на уроках русского языка

                                                                                     “Игра – это искра, зажигающая огонек

                                                                                       пытливости и любознательности”

                                                                                                                       В.А.Сухомлинский.

 

Игра - самое любимое, самое естественное занятие детей. Игра приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету. Целью обращения к игровым технологиям на уроке русского языка является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне методики, перевод знаний в опыт.

 Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр  педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.

Повышение качества обучения школьников является одной из самых актуальных проблем педагогики сегодня. В настоящее время очевидными становятся недостатки в образовательном уровне школьников, в уровне владения ими русским языком. Идет снижение грамотности, неумение правильно, логично,чётко выразить свою мысль.

Требуются новые педагогические исследования в области методики преподавания предметов, поиск инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий. Учителю необходимо пересмотреть свое отношение к преподаванию русского языка в свете новых требований и выбрать те методы и технологии обучения, которые, по его мнению, наиболее оптимальны для построения и конструирования учебного процесса.

Я стараюсь использовать нестандартные формы работы, способные заинтересовать учащихся. Важную роль отдаю применению игровым технологиям на уроке русского языка.

Актуальность.

  Игра - это действенный метод для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Она приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным.

Новизна.

В структуру игры как деятельности органично входит планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностью выбора и элементами соревновательности, удовлетворением потребности в самоутверждении, самореализации.

Используя развивающие игры,  педагог  объединяет один из основных принципов обучения — от простого к сложному — с очень важным принципом творческой деятельности — самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.

 Целью обращения к игровым технологиям на уроке русского языка является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне методики, перевод знаний в опыт.

 При использовании  игр решаются  воспитательные задачи, например, воспитание терпения и терпимости, формирование аккуратности и умения доводить начатое дело до конца; в групповой работе – развитие умения работать сообща, прислушиваясь к мнению других учеников, терпимо относясь к критике в свой адрес, деликатно отзываясь об ошибках своих

товарищей; приобретаются навыки публичных выступлений, желание и умение добиваться поставленной цели.

В основе игровой деятельности лежит развивающее обучение, которое способствует включению механизмов развития личности обучающихся и наиболее полной реализации их внутренних интеллектуальных и творческих способностей.

Большинству игр присущи четыре главные черты:

- свободная развивающая деятельность, предпринимаемая  лишь по желанию ребенка,  а не только от результата;

- творческий характер этой деятельности;

 - эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция и т.п.

- наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов.

  Среди многообразия игр, которые используются в работе с детьми в школе, различают: учебно-ролевые (сюжетно-ролевые) и дидактические игры.

 Отличительной особенностью ролевых игр является то, что ученики вместе с учителем становятся исполнителями определенных ролей. Ролевые игры развивают фантазию, воображение и речь, имеют большое значение в нравственном воспитании.

 Дидактические игры специально создаются педагогами в учебно-воспитательных целях, являются познавательными и развивающими.

 В школьной практике широко используются словесные игры, уроки-путешествия, КВН, уроки-викторины и т.д.

Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

 Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

- учебная деятельность подчиняется правилам игры;

- учебный материал используется в качестве игрового  средства;

- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

дидактической игрой является включение игры в его конструкцию  в качестве одного из структурных элементов урока.

 Существуют определенные требования к организации дидактических игр:

        - игра – форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества;
        - игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры;
        - обязателен элемент соревнования между участниками игры.

         Требования к подбору игр следующие:

        - игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта;
        - игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся .

 Выделяют следующие виды дидактических игр:

        1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.
        2
. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий,

высказывания гипотез.
        3
. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.

        Следует отметить, что дидактические игры  заняли прочное место в практике проведения уроков русского языка. Современная жизнь предъявляет всё более высокие требования к ученику как личности. Значит, необходимо перевести дидактическую игру на качественно новый уровень, сделать её творческой.

Игровые формы могут быть использованы как элемент урока, они легко подбираются по тематическому принципу для каждого раздела школьного курса. Игры могут стать удобной формой актуализации знаний (в начале урока или перед началом изучения новой темы); «разминки», необходимой по ходу урока;  контроля в конце учебного занятия. В игровой форме может пройти и целый урок (можно назвать  уроки по-разному: уроки-конференции, аукционы, диспуты, путешествия, КВНы, зкзамены и т. д.).

К нестандартным заданиям можно отнести: диктанты на засыпку; предметные (терминологические) диктанты (лингвистический, литературоведческий; математический, исторический), кроссворды, чайнворды, ребусы. Кроссворд может быть предложен учителем классу в начале урока с целью актуализации знаний или постановки проблемы нового урока. Кроссворд, предложенный в конце урока, может стать своеобразным подведением итогов работы на уроке. Незаменимы кроссворды, чайнворды и другие головоломки в тех случаях, когда детям нужно дать своеобразную минутку отдыха: переключение внимания, возможность посмотреть на языковые явления под другим углом зрения – хорошая возможность поддержать умственную активность учащихся на уроке. Это такие головоломки и кроссворды, как «Знаете ли вы пословицы»; «Слова на шипящий согласный звук»; «Словесные тесты»; «Раз - рас»; чайнворды: «Местоимение»; «Имя существительное»; игры со словами на досуге: «Пары

слов»; «Телеграмма»; «Наборщик»; «Палиндромы»; «Собираем родственников»; «Алфавит»; «Соберем букет» и др.  

  При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:
1) соответствие игры учебно - воспитательным целям урока;

 2) доступность для учащихся данного возраста;

 3) умеренность в использовании игр на уроках.

Урок, заявленный как урок – игра, презентация, урок - фестиваль, позволяет создать особое эмоциональное поле, которое устраняет у ребенка комплекс тревожности, связанный прежде всего с отсутствием веры в собственные силы.  

Обучение русскому языку подразумевает не только освоение письменной речи, но и норм произношения. Вот почему целесообразно на каждом уроке находить возможность для отработки произносительных норм. Это может быть минутка-разминка под общим названием: « Говорите по–русски правильно». В каких формах можно предположить задания детям? Вот лишь некоторые из возможных вариантов:

- «Составь текст и озвучь его». Детям предлагается набор слов, которые могут представлять какие-то трудности в произношении. Слова записаны на доске. Задача учащегося – за 2-3 минуты составить связный текст (используя данные слова) и прочитать его, соблюдая орфоэпические нормы.

 - «Пригласи на обед». Задача: озвучить меню обеда, на который вы хотите пригласить своего друга (подругу). В меню даны слова: тефтели, щавель, пирожки с творогом, сливовый или грушевый компот и т.д. По аналогии можно провести игры «Пригласи в гости», «Пригласи в театр» и т.д.

Эффективно использование игр на уроках по теме «Лексика и фразеология»:

 «Собери фразеологизм»; «Угадай-ка»,  «Гонка за лидером», «Переводчик»,  «Кто быстрее?»,  «Найди пару»  «Объясни значение»;  «Прямое и переносное»; «Аукцион»;  «Замени фразеологизмом»;  «Подбери синонимы»;  «Географические названия»; «Имена собственные»;  «Кто

больше»;  «Закончи фразеологизм»;  «Угадай профессию»;  «Догадайся»; «Переводчики»;  «Любопытный» и др.

Часто на уроках использую лингвистические «Угадайки». Они во многом напоминают хорошо известную игру-задачу под названием «Кроссворд». При выполнении работы обогащается словарный запас учащихся и грамматический строй речи. Развивается и совершенствуется чувство языка, умение понимать изобразительно-выразительные возможности языковых единиц. Все это способствует развитию творческих возможностей учащихся, часто вызывая желание создавать по аналогии свои произведения (сказки, загадки) и кроссворды.

Целесообразно использовать игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм. Они пробуждают интерес, активизируют весь класс учащихся. Очень часто я использую игру «Помоги Пете Ошибкину».Начинаю с таких шуточных  слов: «Разве можно без улыбки видеть Петины ошибки .Быстро Пете помогайте да ошибки исправляйте». Она не только пробуждает интерес к работе, но и формирует умение применять полученные знания в новых ситуациях.

Например:

  1. В слове вьюга Петя Ошибкин написал твердый знак, так объяснив выбор орфограммы: после приставки в- перед гласной ю, с которой начинается корень юг, пишется твердый знак. Согласны ли вы с Петей?
  2. Ненавидел в тетради Пети написано раздельно. «Не с глаголами пишется раздельно», - заявил Ошибкин.

 Игра «По щучьему велению» помогает учащимся ориентироваться в системе изученных орфограмм, четко формулировать их наименования.

 Вот некоторые из игр, которые я использую на уроках : «Третий лишний»; «Я работаю волшебником»;  «Справочное бюро»; «Словарный диктант»; «Диктант-шутка»;  «Лингвистический футбол»;«Найди пару»; «Умный

редактор»; «Отними букву»; «Вставь букву»: «Какой глагол задуман?»; «Кто больше?»;  «Подбери синонимы»; «Перепутаница» - (повторение спряжения); «Ремонт»; «Лови ошибку» - (повторение вида) «Замени букву»; «Возвратная форма»; «Поставь ударение»; «Аукцион»; «Цепочка»; «Кто последний»; «Двойное ударение»; «Чередования»; «Добавь мягкий знак»; «Назови часть речи»; «Добавь букву».

 Заключение. 

 Таким образом,игровые технологии занимают важное место в учебно – воспитательном  процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций: 

1) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;  

 2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

 3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;

 4) в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.

Требования к подбору игр:

 1.Игры должны соответствовать определенным учебно- воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.

 2.Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.

 3.Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.

Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить.   Известный российский педагог С.Шацкий  даже считал, что «серость жизни вызывает у детей нечто вроде настоящего заболевания». «Игра – едва ли не единственный вид деятельности, направленный на развитие не отдельных способностей  (к искусству или технике), а способности к творчеству в целом». (О.Газман)

 Эти общие положения становятся особенно актуальны в настоящее время, ибо явно выражен заказ общества на так называемую креативную личность, т.е. личность гибкую, открытую, с развитой способностью к творчеству в любых сферах.

                                   Список литературы:

1.Успенский Л.В. Слово о словах.-Л.,1962.

2. Шанский Н.М. Занимательный русский язык.-М.:Дрофа, 1996.

3.Борзова В.А. Развитие творческих способностей у детей.-Самара,1994г.

4. Игровые технологии на уроках русского языка.5-9 классы. В.Н. Пташкина и др. 2009.

5. И  учеба , и игра: Тарабарина Т.И.,Соколова Е.И., 2003.

6.Удовольствие в игре. Издательство «Знание», Москва,1987 г.

7. Е. И. Коновалова  Нестандартные уроки. М.; Дрофа, 2002

 

                                        Оглавление:

 1.Введение. Современный урок русского языка в условиях введения    ФГОС.

2.Использование  элементов игровой  технологии на уроках русского языка.

2.1. Понятие «игровые педагогические технологии».

      2.2. Актуальность игровых технологий.

      2.3.Новизна элементов игровых технологий.

      2.4.Цель использования элементов игровых технологий.

      2.5.Формы и виды  игр на современном уроке.

3.Технологическая карта урока.

4.Заключение.

5. Список литературы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элементы игровой технологии на уроках русского языка.

В работе представлены некоторые элементы игровых технологий на уроках русского языка. Использовать можно в любом классе....

Проект "Элементы игровых технологий на уроках русского языка."

В работе представлены элементы игровых технологий на уроках русского языка, которые помогут вызвать интерес к предмету. Использовать можно в любом класе....

Элементы игровой технологии на уроках русского языка в средних классах

Интерес школьников к урокам русского языка можно повысить, используя элементы занимательности, которые помогают учителю улучшить качество знаний учащихся, развить их языковую культуру, привить и...

Элементы игровой технологии на уроках русского языка в средних классах

    Педагогические игры имеют следующую классификацию: 1.По виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные. 2.По характеру педагогического процесса:...

Использование элементов игровых технологий на уроках русского языка и литературы

Использование игровых технологий способствует формированию познавательного интереса к предмету. Игры развивают ум, внимание детей, тренируют память. Игра помогает облегчить восприятие и усвоение новог...