Использование игровых технологий на уроках русского языка и литературы
методическая разработка

Цель: показать значимость игры, игровых ситуаций в организации учебного процесса в условиях реализации ФГОС. Задачи: отработать возможные пути использования игровых технологий при организации процесса обучения; дать психологическое обоснование роли игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_igrovyh_tehnologiy.docx40.3 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Дерезовская СОШ имени Героя Советского Союза

Василия Прокатова»

Тема выступления

«Использование игровых технологий на уроках русского языка и  литературы»

 

Подготовила:  учитель русского языка

                                                         и литературы

                                                                   1КК Таранова О.В.

   2020  г.

 Использование игровых технологий на уроках русского языка и  литературы

Цель:  показать значимость игры, игровых ситуаций в организации учебного процесса в условиях реализации ФГОС.

Задачи:

  • отработать возможные пути использования игровых технологий при организации процесса обучения;

• дать психологическое обоснование роли игры в жизни ребенка;

 • создать условия для диалога, направленного на выявление продуктивных подходов к решению актуальных проблем развития познавательной активности учащихся в процессе обучения.

Оборудование: проектор, раздаточный материал для учащихся

Ход  занятия

1. Вступление.

  - Добрый день!

2. Актуализация знаний.

За окном еще лежит снег, а так хочется лета. Пусть эти маленькие бабочки, которые опустились на стол, напоминают вам о лете. Выберите одну и посадите ее на свою ладонь, а я вам в это время расскажу одну легенду:

Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один его ученик захотел доказать обратное. Что он сделал? Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее омертвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: ….

- Как вы считаете, что ответил мудрец? “Всё в твоих руках”.

Действительно, всё в наших руках.

 Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя: любимым, нужным, а главное – успешным.

3. Раскрытие темы.

 

 У А. С. Макаренко есть такие слова: «… ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра!». И когда он приходит в школу он продолжает играть. А мы, учителя, для создания комфортности пребывания ученика в школе, повышения мотивации к учёбе должны разговаривать с детьми на их языке. Поэтому тема моего  занятия  «Использование игровых технологий на уроках русского языка и  литературы ».

     Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяют сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческом уровне, но и будничные шаги по изучению базового материала. То есть, если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики – проблему мотивации учебной деятельности.

В основу игр должны быть положены интерес, инициатива, свободный выбор темы. От коллектива ребят, занятых таким трудом требуется усидчивость и трудолюбие, любознательность и пытливость, выдержка и изобретательность, а также разнообразные навыки и умения.

 

  Какие задачи решаются при помощи игровых технологий?

- активизация познавательного интереса;

- развитие коммуникабельности;

- создание условий для творческого самовыражения;

- развитие памяти, внимания, мышления, воображения;

- конструктивное общение в составе социальной группы;

- создание позитивного психологического климата в коллективе.

 

Игры можно классифицировать:

а) развивающие игры;
б) обучающие игры;
в) игры-забавы;

г) игры – путешествия;
д) компьютерные  диагностические  игры.

Развивающие игры     предназначены для формирования и развития у детей общих умственных способностей, для развития фантазии, воображения, эмоционального и нравственного развития.

Они являются инструментами для творчества, для самовыражения школьника.

Это различного рода графические игры («рисовалки», «раскраски»), конструкторы,  рисунки;

 Обучающие игры

       Это игры  дидактического («закрытого») типа, в которых в игровой форме предлагается решить одну или несколько дидактических задач  на любом уроке.

- игры, связанные с отработкой у учащихся орфографических  навыков;

-  с закреплением правописания слов и пополнению словарного запаса.

Игры-забавы

      В таких играх не содержатся в явном виде игровые задачи. Они просто предоставляют возможность детям развлечься, осуществить поисковые действия и увидеть  результат своих действий, воспитывают толерантность.

В ролевых играх у ребят проявляются такие качества, как честность, смелость, товарищество, находчивость, остроумие, смекалка.  Игра проводится по определенным правилам. В ходе игры дети учатся считаться с мнением и интересами других, сдерживают свои желания, развивается чувство ответственности,  воспитывается дисциплина, воля, характер.  

В своей работе я стараюсь чаще использовать  игровые приёмы и игры.

 

Например, игра «Передал – садись».

На одном из этапов урока одни дети выполняют роль учителя, другие – учеников. Первые - ставят задачу, вторые – её решают. Подобные игры реализуются в парной, групповой и коллективной работе. На уроке математике учащиеся передают друг другу волшебную палочку, задавая, например, при этом примеры из таблицы умножения. Если ребёнок ответил правильно, то он может передать палочку следующему, задав ему пример, и так по цепочке.

  На уроках русского языка применяю игры «Серпантин одной фразы».  

    В игре отрабатывается умение пользоваться распространенными предложениями, умение строить сложные предложения. Учитель предлагает фразу. Задача каждого следующего игрока – продолжить ее в пределах одного предложения. Проигрывает тот, кто не может продолжить фразу.

Например:

1-й -  Я читаю книгу.

2-й – Я читаю интересную книгу.

3-й – Я читаю интересную книгу по вечерам.

 4-й - Я читаю интересную книгу по вечерам каждый день.

5-й - Я читаю интересную книгу по вечерам каждый день с мамой.

Игра «Горячий стул»

На уроках литературы  дети любят игру «Горячий стул».

Использую прием «горячий стул» при проверке самостоятельного поиска новой информации, изучения нового материла.  Ученики, самостоятельно читая материал, готовят 2-3 вопроса, пожелавший ученик садится на «горячий» стул перед классом, отвечает на вопросы одноклассников, затем ученики его оценивают.  Отвечающий выбирает самый интересный для него вопрос. При этом снимаются монотонность и однообразие устных опросов, такой диалог привлекает внимание и заставляет включиться в работу.

       Игровые технологии позволяют преподать материал в доступной, интересной, форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывают интерес к познанию, формируют познавательные компетенции учащихся. Игра позволяет сделать урок  качественным, реализует интеллектуальный и творческий потенциал учащихся.                                              

4. Игра – путешествие.

1)  Сейчас я хочу вам предложить игру,  урок – путешествие, которую я провела на обобщающих уроках    литературы.

Путешествовать можно разным транспортом и даже пешком, но мы отправимся в морское путешествие по морю на корабле.

 

Капитаном  корабля    у вас буду  я, а   Вас назначаю моими помощниками. А отправимся мы вот на загадочный остров «Дружба», где нас ждёт много интересного.  В плавание мы возьмём с собой знания, умения, способности и дружбу. Эти качества помогут преодолеть все препятствия и достичь желаемой цели. 

Работаем сегодня в группах.

                    Забудьте  о проблемах  и представьте себя на время моряками.

                   Итак, мы уже далеко в океане. Приблизительно в 200 милях от берега

 наш корабль терпит бедствие. Спасаясь с тонущего судна, вы успеваете перенести в шлюпку все необходимые предметы. Перечисленные они в таблице.

                  - Для этого возьмите карту острова «Дружба» и с левой стороны вы видите таблицу с предметами.  Эти предметы нужно расставить  по их значимости, начиная с  главного и заканчивая второстепенным. Вы пронумеруете их значимость в колонке справа от предметов.

                   Но для начала послушайте важную информацию.

- Для того чтобы выжить в экстремальных условиях, прежде всего необходимы средства сигнализации. Днем этим средством служит зеркальце. Солнечный зайчик от него виден на расстоянии до 15 км, а ночью - пламя горящего мазута – до 5-6 км. Затем выбирают средства первой необходимости – вода, продукты, аптечка и т.д.

(пронумеруйте предметы по их значимости)

 

                  - Давайте сверим свой ответ с эталоном и найдите разницу.  

-  Мы с вами спасены!

                  3)    Метод «Инфо–угадай-ка» или «Белые пятна»

- Но волею судьбы мы оказались на необитаемом острове. Здесь богатый животный и растительный мир, но есть опасности: ядовитые растения и животные, возможны визиты каннибалов с соседних островов. Сплоченной группой продержаться можно, а в одиночку – почти нереально.  В ближайшее время мы не можем вернуться к нормальной жизни в родные края. Сейчас наша  задача - создать условия, в которых бы мы могли выжить на острове  и чем – то питаться. К этому надо отнестись серьезно. Ведь за такой срок люди иногда дичают, становятся  раздражительными, возникают драки.

                   - Продолжаем работать в группах.

                    Материал для работы у вас на карте. В центре перечень. Вы выбираете то, что необходимо для вашей группы.

1 группа находит   и подчеркивает животный и растительный мир острова.

2 группа  -  ядовитые растения и опасных животных.

                -  Проверим, что растет и кто обитает на этом острове.

- Так, какие опасности нас подстерегают?

- Но этого недостаточно чтобы выжить.  Необходимы правила или принципы, по которым будет жить  остров, т. е. социальная жизнь острова.

  А чтобы легче перенести все трудности и невзгоды нужно организовать праздники.

- По каким принципам (правилам) будет жить на  острове? (терпение, дружба и т.д.)   Это еще задание для   1 группы

- Какие будут праздники на острове  - решит 2 группа.

 Для этого делаете соответствие (при помощи стрелочки)

- Обдумайте  и подготовьте сообщение

-Проверяем. По каким  принципам будем жить?(согласие, дружеские отношения, братство, единство, приятельство).

- Как будем отдыхать?

- Благодаря сплоченной работе мы выжили на необитаемом острове и вернулись домой.

- А какой принцип, предложенный вами во время исследования, помог выжить?

                   Конечно, это дружба. Без дружбы невозможно построить взаимоотношения. И на нашем острове появилось дерево дружбы.

                 ДЕРЕВО ДРУЖБЫ

-  Один человек улыбнулся другому. Эта улыбка пустила свои корни глубоко в землю, и на поверхности появились три ростка: доброта, взаимовыручка и искренность. Эти ростки срослись в одно целое, и появилось Дерево Дружбы. И каждый раз дерево улыбается, если люди дружат.

               5) Метод «Ассоциации».

- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это слово?

- Давайте попробуем составить кластер. С чем у вас ассоциируется каждая   буква слова ДРУЖБА.

  Разверните карту справой стороны. Вы видите дерево дружбы.

 Напишите напротив каждой буквы, что значит для вас «дружба», но чтобы значение начиналось именно с той буквы, напротив которой вы пишете.

                 Д - ДОБРОТА

Р - РАДОСТЬ

У - УСПЕХ

Ж - ЖЕЛАНИЕ

Б - БОЛЬ

А – АКТИВНОСТЬ

- Кто поделится своими мыслями? Отлично!

                5. Выяснение значение слова «друг».

- Дружбы не бывает без друзей. Когда нет друга, очень плохо: не с кем поделиться ни радостью, ни горем.

Слайд.

- Посмотрите на слайд, какими качествами должен обладать друг?

 (высказывания   по часовой стрелке)

                 - Но, чтобы наши друзья обладали такими замечательными качествами, прежде всего, необходимо, чтобы этими качествами обладали мы. И тогда у вас будет много хороших и добрых друзей.                                                                

                   6. Релаксация.

- А теперь немного отдохнем под   музыку. Закройте,  пожалуйста, глаза. Наберите   побольше воздуха  и ощутите солоноватый запах моря. Морской воздух свежий и немного влажный. Вы слышите, как кричат чайки, и чувствуете себя сейчас совершенно спокойно и безмятежно. Потянитесь, выпрямитесь, откройте глаза и снова будьте здесь, свежи и полны бодрости.

                 7. Законы дружбы.  

                 - Для чего человеку дружба? (Дружба дает человеку ощущение, что он не одинок, он понимает, что у него есть человек, который всегда его поддержит).

 Давайте сформулируем законы дружбы.

 Каждая группа получила конверт. В нем пословицы и поговорки о дружбе. Задача  групп – выбрать  пять самых важных  на  ваш  взгляд  и наклеить их на карту.

Поделитесь, какие законы дружбы получились.

                   8. Выражение отношения к проблеме.   «Синквейн»

- Мы сегодня много говорили о дружбе. Давайте вспомним, что с нами произошло, путешествуя по океану? (попали на необитаемый остров)

- А, почему мы выжили? (п.ч. помогали друг другу, выручали; одним словом были ВМЕСТЕ)

- Давайте попробуем сочинить синквейн.  Синквейн – это нерифмованное стихотворение  из 5 строк.  

Тема   синквейна – друг.

Постарайтесь выразить ваши чувства к этой теме   то, что вы понимаете под этим словом.

                   - Кто прочитает свой синквейн?

1.

Друг.
Верный, настоящий.
Выручает, помогает, понимает.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Дружба.
2.

Друг.
Хороший, близкий.
Дружит, доверяет, уважает.
Друг — это одна душа, живущая в двух телах.

Доверие.

- Молодцы, мы услышали ваше отношение к дружбе.

               

                 9. Рефлексия. «Все в твоих руках».

               - Ребята,  вы принимали участие в игре. Выразите сейчас свою позицию.

записаны фразы:

Урок полезен, все понятно.

Интересно, лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!

Посадите к себе на ладонь зеленую бабочку, если  урок полезен, все понятно.

Синюю – интересно, но кое – что чуть – чуть неясно.

Красную -  было трудно

А теперь подойдите и прикрепите те, которые   вы выбрали на наше ДЕРЕВО ДРУЖБЫ.

                Я  благодарю вас за   работу!  

 



 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование игровых технологий на уроках русского языка в основной школе как фактор развития мотивации учащихся в изучении предмета».

Дидактические игры занимают особое место в учебном процессе,моя работа поможет учителю ознакомиться со специальной литературой и методическими разработками о применении этой технологии в своей практик...

Использование игровых технологий на уроках русского языка для развития познавательной деятельности учащихся коррекционной школы VIII вида при работе над словарными словами в 5 классе

  Выполнение программы по русскому языку в специальной (коррекционной) школе, прочность и глубина знаний, получаемых на уроке, во многом зависит от интереса к предмету, желания изучать его. У учащихся...

Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.

Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ - ИНТЕРНАТЕ ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ.

Многолетний опыт показывает, что огромная роль в развитии и воспитании  неслышащего ученика принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Игра является эффективным средством формирован...

Использование игровой технологии на уроках русского языка

С первых дней своей педагогической деятельности работаю над проблемой «Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка и литературы». И лучше ...

Статья "Использование игровых технологий на уроках русского языка".

В данной статье рассматривается одна из инновационных технологий обучения - игровая технология, способствующая формированию общих компетенций на уроках русского языка и воспитанию любви к слову и рече...

Использование игровых технологий на уроках русского языка

Цель применения технологии игровых форм обучения – развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразные игровые формы обучения. ...