Использование игровой технологии на уроках русского языка
статья по русскому языку на тему

Глинская Ира Николаевна

         С первых дней своей педагогической деятельности работаю над проблемой «Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка и литературы». И лучше всего это получается, играя. Ни для кого не секрет, что построенные с использованием игровой технологии уроки пользуются особым успехом у ребят. Успех такого урока в его необыч-ности (использование сказочного , фантастического сюжета, приглашение  любимых героев), и в доступности изложения материала, и в использовании яркой наглядности.

Программа по русскому языку составлена так, что процесс обучения школьника постепенно усложняется. Соответственно и формы игровых уроков меняются. Для учащихся 5-6 классов эффективными будут уроки-путешествия (по темам «Второстепенные члены предложения», «Причастие», «Имя числительное» и др.), уроки-упражнения (игра «Эрудит», «Аукцион», «Я работаю волшебником», «Четвертое лишнее», «Собери слово»), уроки-КВН.

Игровая деятельность как элемент урока может применяться  на любом его этапе- от проверки домашнего задания до выполнения контрольной работы и обобщения. Деятель-ность обучающихся может быть самой разнообразной. Это решение занимательных задач, шарад, участие в грамматических играх. Для актуализации базовых знаний учащихся про-вожу такие игры, как «Мозговой штурм», «Горячая картошка», «Перестрелка», «Эхо». Ребята учатся составлять вопросы, правильно формулировать свои мысли, активно включа-ются в работу. Для закрепления нового материала очень хорошо подходят игры-соревно-вания: «Кто больше…(кто быстрее…), тот победит», игры на внимание, игры-эстафеты. На этапе проверки  домашнего задания провожу орфографические игры («Откуда слово к нам пришло?», «Найдите слог с нужной гласной»).

Задания в игровой форме используются много на уроках в ходе изучения различных разделов русского языка. В разделе «Орфоэпия» проводятся ролевые игры («Званый обед», «Допиши словечко», игра-диалог «Магазин»). На уроках по изучению  лексики, чтобы повысить интерес ребят к слову, показать его многообразие, предлагаю самим сочинить загадки, используя многозначность слова, синонимы и антонимы.

Мое  внимание привлек  прием сотворчества, когда в классе пишется коллективное мини-сочинение. Интересной получается такой вид творческой работы, написанной по первой строке Мастера. По завершении такой работы сочинения зачитываются, после чего ребята знакомятся с аналогичным фрагментом из произведения писателя. В своей работе использую также сочинение по данному началу. В целях предупреждения однотипности работ учащихся  целесообразно обращаю их к нетрадиционным формам сочинения, как эссе, интервью, лингвистические сказки, юмористические рассказы.

Меня сегодня как учителя прежде всего интересует такая проблема: как повысить грамотность учащихся. На уроках  я стала чаще использовать орфографически насыщенные рифмованные упражнения, алгоритмы и тестовые  задания, этимологический анализ слов.  Это является важной основой для приобретения самого главного у обучающихся- умения думать, рассуждать, искать, пользоваться справочной литературой.

Таким образом, я пришла к выводу , что материал, изученный в процессе игровой деятельности, забывается обучающимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. В игре  органически сочетается занимательность и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения усвоение знаний становится более качественным  и прочным.   

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikatsiya.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

И.Н.Глинская,

учитель русского языка и литературы

МКОУ «СОШ №2» г.Николаевска

     Использование  игровой  технологии на уроках русского языка

         С первых дней своей педагогической деятельности работаю над проблемой «Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка и литературы». И лучше всего это получается, играя. Ни для кого не секрет, что построенные с использованием игровой технологии уроки пользуются особым успехом у ребят. Успех такого урока в его необыч-ности (использование сказочного , фантастического сюжета, приглашение  любимых героев), и в доступности изложения материала, и в использовании яркой наглядности.

Программа по русскому языку составлена так, что процесс обучения школьника постепенно усложняется. Соответственно и формы игровых уроков меняются. Для учащихся 5-6 классов эффективными будут уроки-путешествия (по темам «Второстепенные члены предложения», «Причастие», «Имя числительное» и др.), уроки-упражнения (игра «Эрудит», «Аукцион», «Я работаю волшебником», «Четвертое лишнее», «Собери слово»), уроки-КВН.

Игровая деятельность как элемент урока может применяться  на любом его этапе- от проверки домашнего задания до выполнения контрольной работы и обобщения. Деятель-ность обучающихся может быть самой разнообразной. Это решение занимательных задач, шарад, участие в грамматических играх. Для актуализации базовых знаний учащихся про-вожу такие игры, как «Мозговой штурм», «Горячая картошка», «Перестрелка», «Эхо». Ребята учатся составлять вопросы, правильно формулировать свои мысли, активно включа-ются в работу. Для закрепления нового материала очень хорошо подходят игры-соревно-вания: «Кто больше…(кто быстрее…), тот победит», игры на внимание, игры-эстафеты. На этапе проверки  домашнего задания провожу орфографические игры («Откуда слово к нам пришло?», «Найдите слог с нужной гласной»).

Задания в игровой форме используются много на уроках в ходе изучения различных разделов русского языка. В разделе «Орфоэпия» проводятся ролевые игры («Званый обед», «Допиши словечко», игра-диалог «Магазин»). На уроках по изучению  лексики, чтобы повысить интерес ребят к слову, показать его многообразие, предлагаю самим сочинить загадки, используя многозначность слова, синонимы и антонимы.

Мое  внимание привлек  прием сотворчества, когда в классе пишется коллективное мини-сочинение. Интересной получается такой вид творческой работы, написанной по первой строке Мастера. По завершении такой работы сочинения зачитываются, после чего ребята знакомятся с аналогичным фрагментом из произведения писателя. В своей работе использую также сочинение по данному началу. В целях предупреждения однотипности работ учащихся  целесообразно обращаю их к нетрадиционным формам сочинения, как эссе, интервью, лингвистические сказки, юмористические рассказы.

Меня сегодня как учителя прежде всего интересует такая проблема: как повысить грамотность учащихся. На уроках  я стала чаще использовать орфографически насыщенные рифмованные упражнения, алгоритмы и тестовые  задания, этимологический анализ слов.  Это является важной основой для приобретения самого главного у обучающихся- умения думать, рассуждать, искать, пользоваться справочной литературой.

Таким образом, я пришла к выводу , что материал, изученный в процессе игровой деятельности, забывается обучающимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. В игре  органически сочетается занимательность и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения усвоение знаний становится более качественным  и прочным.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...