Использование игровых технологий на уроках русского языка
статья по русскому языку по теме

Исаченко Татьяна Владимировна

Цель применения технологии игровых форм обучения – развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразные игровые формы обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_igrovykh_tekhnologiy.docx21.77 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игровых технологий

на уроках русского языка как одно из средств повышения качества знаний и развития познавательной активности детей.

Учитель русского языка и литературы Исаченко Татьяна Владимировна

ГБОУ СОШ № 418 Кронштадтского района г.Санкт-Петербурга.


ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ.

Повышение требований к качеству образования становится насущной проблемой и условием развития системы образования, стимулом обновления его содержания. Целью современного образования в школе является формирование профессионально компетентной, социально активной, творчески самостоятельной личности.

СПЕЦИФИКА  ПРИМЕНЕНИЯ  ИГРОВЫХ  ТЕХНОЛОГИЙ  В ПРЕПОДАВАНИИ .

Известно, что интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры - помочь серьезный, напряженный труд сделать занимательным и интересным для учащихся.

Установлено, что игра способствует формированию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки. Игра информативна и многофункциональна.

Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры) и стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других). В игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет отличников и троечников, есть игроки). Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера. Обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностные значения. Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность (реванш). Состязательность – неотъемлемая часть игры – притягательна для детей. Кроме того, групповая игра-соревнование служит хорошим воспитательным средством, где коллектив отвечает за каждого своего члена. Удовольствие, полученное от игры, создает комфортное состояние на уроках и усиливает желание изучать предмет. В игре всегда есть некое таинство – неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответа.

Цель применения технологии игровых форм обучения – развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразные игровые формы обучения.

 Игровые технологии повышают активность, самостоятельность и заинтересованность ученика в процессе познания, делают учебную деятельность личностно значимой, значительно облегчают процесс приобретения новых знаний и умений. Игровые технологии обладают набором средств, активизирующих деятельность учащихся. Особенно это касается тех случаев, когда игра используется как метод изучения нового материала.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ.

Дидактические игры.

 Игра «Птенцы выпали из гнезда»

Тема: «Однокоренные слова»

Цель игры :  Закрепление нового материала, отработка умений правильно находить корень слова, подбирать однокоренные слова.

Наглядные средства: раздаточный материал – вырезанные из бумаги птички , на которых написаны слова ( по одному на каждой птичке).Гнезда можно  вырезать из бумаги или нарисовать на доске и «рассаживать» птенцов в гнезда при помощи магнитов.

Вода , водный, водолаз ,водяной ,подводник.

Водитель , водить ,выводить ,подвода

Дом ,домишко ,домовой ,домик ,домашний , домовенок .

Ум, умный,неумный,заумный,умненький,умничать,умник,умница,умишко,умище.

Море, морской, взморье, приморский, моряк.

Учитель поясняет ,что в русском языке об однокоренных словах говорят ,что они составляют гнезда. А наши птенчики – это не обычные птенчики ,а однокоренные слова, которые надо рассадить по родным гнездам.

Ребята сидят группами по 4-6 человек .Каждая группа получает раздаточный материал. Учитель проверяет правильность выполнения задания, скорость выполнения можно не учитывать.

2-й этап игры «Кукушата»

Необходимо научить детей различать однокоренные слова и разные формы одного слова.

Кукушата – это формы одного и того же слова .Они находятся в гнезде с однокоренными словами – кукушка подбросила .Ребятам нужно их найти и вынуть из всех гнезд.

3-й этап игры.

Он проходит в форме следующего домашнего задания: сделать не меньше 7 (10) птичек – однокоренных слов .Но только обязательно таких ,которых не было в лесу .Это будут новые жильцы.

Каждый ученик сдает своих птиц в конверте – так учителю легче проверить правильность домашнего задания и выставить оценки .В результате этой работы у учителя прибавляется раздаточный материал.

Много дидактических игр-упражнений можно использовать при изучении темы "Лексика".
Тема "Лексика" является одной из важнейших в курсе изучения русского языка в 5 и 6 классах. Представляя собой раздел науки о языке, изучающий лексическое значение, употребление и происхождение слов, этот раздел даёт богатые возможности для использования на уроках различных игр с целью активизировать учебную деятельность школьников.

Игра "Эрудит".

Тема: Лексическое значение слова.

Цель игры: Активизировать полученные знания о лексике. Закрепить понятие «Лексическое значение слова». Обогащать словарный запас.

Эта игра не только активизирует мыслительную деятельность, но и содействует расширению кругозора учащихся.
1. Угадай слово по толкованию его лексического значения:
- Разноцветная дугообразная полоса на небесном своде, образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях (Радуга)

- Мешок, набитый перьями ,волосом и т.п. ,на который кладут голову при спанье.(Подушка)

- Палочка из жирового вещества с фитилем внутри, служащая примитивным источником освещения. (Свеча)

- Морское животное со студенистым телом, снабженным щупальцами.(Медуза)

- Съедобный гриб на тонкой ножке, растущий группами у корней деревьев, на пнях. (Опёнок)

2. Объясни разницу в значении слов:

Песочный – песчаный, описка – отписка, сытый – сытный , поступок – проступок ,дипломат – дипломант.

3. . Кто даст самую точную и самую полную информацию о слове?

Школьникам могут быть предложены такие, например, слова: храбрость, труд, дружба,

 скромность и др.

Кроме сведений по лексическому разбору, учащимся предлагается привести примеры пословиц, афоризмов, цитат из известных им стихотворений, в составе которых имелось бы данное слово.

Игра «Угадай слово»

Тема: Имя прилагательное.

Цели игры:
1.    Расширить имеющиеся знания.
2.    Показать роль прилагательного в речи.

Условия: один ученик становится лицом к классу, другой записывает на доске имя существительное. (Класс видит записанное слово, называет как можно больше прилагательных, по которым вышедший ученик должен догадаться, какое существительное записано у него за спиной). Например: на доске пишем слово АРБУЗ. Ученики  называют прилагательные: сладкий, сочный, большой. Вышедший ученик не может отгадать написанное существительное. Лишь после прилагательного ПОЛОСАТЫЙ он правильно отгадывает слово. Игра хорошо расширяет словарный запас учеников.

Игра «Угадай слово»

Тема : Морфемный разбор слова.

Цель игры: отрабатывать навык морфемного разбора слов.

«Изюминка» в том, что задание учитель готовит только на начальном этапе, а потом это с успехом будут делать сами дети. Им доставит массу удовольствий возможность озадачить соседей по парте. И еще одно замечание: на первом этапе задание должно читаться с доски, а на последующих уроках воспринимается на слух. Итак, к нам на урок пришел Незнайка. Его первый вопрос:

«Какое слово я загадал?

– В нем такое же окончание, как в слове конь;

– в нем такая же приставка, как в слове заблудился;

– в нем такие же суффиксы, как в слове читала;

– в нем такой же корень, как в слове перебежчик».

В заключение следует отметить, что обучение русскому языку требует применения на уроке разнообразных методов. Игра - один из них, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами. Игры помогают школьникам быстрее осваивать знания, развивать их познавательную активность, применять их на практике, пользоваться ими в разных условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование игровых технологий на уроках русского языка в основной школе как фактор развития мотивации учащихся в изучении предмета».

Дидактические игры занимают особое место в учебном процессе,моя работа поможет учителю ознакомиться со специальной литературой и методическими разработками о применении этой технологии в своей практик...

Использование игровых технологий на уроках русского языка для развития познавательной деятельности учащихся коррекционной школы VIII вида при работе над словарными словами в 5 классе

  Выполнение программы по русскому языку в специальной (коррекционной) школе, прочность и глубина знаний, получаемых на уроке, во многом зависит от интереса к предмету, желания изучать его. У учащихся...

Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.

Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ - ИНТЕРНАТЕ ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ.

Многолетний опыт показывает, что огромная роль в развитии и воспитании  неслышащего ученика принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Игра является эффективным средством формирован...

Использование игровой технологии на уроках русского языка

С первых дней своей педагогической деятельности работаю над проблемой «Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка и литературы». И лучше ...

Статья "Использование игровых технологий на уроках русского языка".

В данной статье рассматривается одна из инновационных технологий обучения - игровая технология, способствующая формированию общих компетенций на уроках русского языка и воспитанию любви к слову и рече...

Использование игровых технологий на уроках русского языка

Данная статья содержит  материалы по использованию игровых технологий на уроках литературы. Такие уроки приносят большое удовлетворение и ученикам, и учителю. Основной целью использования ин...