Использование элементов игровых технологий при изучении стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» в 6 классе.
статья по русскому языку (6 класс) на тему

Сотпа Аяна Васильевна

В данной статье представлены элементы игровых технологий. Именно игра приоткрывает незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у учащихся интереса к учебному предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_o_borodino.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование элементов  игровых  технологий при изучении  стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» в 6 классе.

        Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые интересные. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остается очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребенку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным.

        Применение игровой формы на уроках русской литературы в 6 классе не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения. Оно рационально их дополняет, позволяя более эффективно достигать поставленной цели и задачи конкретного урока из всего учебного процесса. В то же время игра на уроках русской литературы в национальных классах повышает интерес обучающихся к учебным занятиям, стимулирует рост познавательной активности, что позволяет учащимся получать и усваивать большее количество информаций, способствует  приобретению навыков принятия естественных решений в разнообразных ситуациях, формирует опыт нравственного выбора.

Применение игровой формы на уроке русской литературы при изучении стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»  улучшает отношения между участниками, так как игровые взаимодействия предусматривают неформальное общение и позволяют раскрыть и тему, и личностные качества, лучшие стороны своего характера, она повышает самооценку участников игры, так как у них появляется возможность от слов к конкретному делу и проверить свои способности. Применение игровой формы изменяет отношение ее участников к окружающей действительности, снижает страх перед неизвестностью. Оно одновременно ставит ученика в несколько позиций. Личность находится одновременно в двух планах – реальном и игровом.

Чтобы достичь ряд важнейших образовательных целей во время урока можно привести такие игры:

  • «Литературное лото». Цель этой игры: дети должны в течение определенного времени собрать стихотворение, т.е в правильном порядке собрать все произведение. Например,

Мы долго отступали,

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля…

Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы!

-Скажи-ка, дядя, ведь недаром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?...

Таким образом, можно работать с целым стихотворением. В результате игры дети покажут свои знания  по целому произведению.

  • Шарады (шарада – это одна из форм загадки,  в которой загаданное слово делится на несколько частей – отдельных слов). Использование шарад, приводит к развитию критического  мышления и навыков, к развитию  принятия решений, к развитию обобщения информации, к развитию готовности к специальной работе. На листочках заранее напечатаны тексты шарад, раздать каждому ребенку. На это отводится тоже определенное время, в итоге игры дети дают точные ответы. Например,

1. Лес растёт в начале слова,

Не берёзовый – сосновый.

Цифру видим посреди,

А предлог вот – позади.

Слово это отгадает

Тот, кто битвы наши знает. (Бор-один-о)

2. В «КУЗОВ» машины слог «ТУ» погрузили…

И в полководца его превратили.

Наш полководец, с раненым глазом

Кто назовёт нам фамилию сразу? (Ку-ту-зов)

3. Возьмём предлог, местоимение,

Меж ними – место для сражения.

Всё вместе – имя полководца,

Которым торт сейчас зовётся.

(И каждый раз пирог съедая,

Мы тем француза побеждаем). (На-поле-он) и т.д.

        При использовании игровых форм на уроках русской литературы решаются и воспитательные задачи, например, воспитание терпения и терпимости, формирования аккуратности и умения доводить начатое дело до конца, умения работать сообща, прислушиваясь к мнению других участников, терпимо относясь к критике в свой адрес, деликатно отзываясь об ошибках своих товарищей, приобретаются навыки публичных выступлений, желание и умение добиваться поставленной цели.

С помощью игры можно снять психологическое утомление учащихся, игровую форму можно использовать для мобилизации умственных усилий учащихся для развития у них организаторских способностей, привития навыков самодисциплины, создания обстановки радости на уроках.

Я, как учитель русского языка и литературы, оцениваю эффективность игровой формы на уроках в усвоении учебного материала таким образом. Поэтому мы настаиваем на применении игровых форм на уроках русской литературы.

Использованная литература:

  1. И.В. Никишина. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе. Волгоград., 2007.
  2. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы. Волгоград., 2009.
  3. Занимательные материалы по литературе. 5 класс. Волгоград, 2005.
  4. Учебник-хрестоматия для 6 класса национальных школ. С.-Пб.,2002.
  5. Г.Ю.Кзенцова. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников.М.,2008.
  6. С.И.Ожегов и Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка.М.,2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по произведению М.Ю. Лермонтова "Бородино" в 7 классе

Внеклассное инегрированное занятие по произведению М.Ю.Лермонтова "Бородино" в коррекционной школе VIII вида...

Разработка урока литературы в 5 классе по стихотворению М.Ю.Лермонтова «Бородино»

Разработка урока литературы в 5 классе по стихотворению М.Ю.Лермонтова «Бородино».    Предметные цели: показать историческое значение Бородинской битвы, ее стратегическое значение в хо...

Интегрированный урок по литературе и истории в 5 классе по произведению Лермонтова "Бородино"

Интегрированный урок по литературе и истории в 5 классе по произведению М.Ю. Лермонтова «Бородино».Тема урока :«Не даром помнит вся Россия про день Бородина».Цель урока: познакомить с содержанием...

Технологическая карта предметного учебного занятия по литературе «Историческая основа и патриотический пафос стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» (5 класс)

Методическая разработка урока литературы в 5 классе по теме «Историческая основа и патриотический пафос стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» представляет собой материалы к уроку с использован...

Урок литературы в 5 классе по стихотворению М. Ю. Лермонтова "Бородино" на тему "Бородинское сражение глазами историка и поэта"

Это урок литературы и истории в 5 классе  по стихотворению М.Л.Лермонтова "Бородинона тему "Бородинское сражение глазами историка и поэта"...

Презентация к уроку "Недаром помнит вся Россия про день Бородина" (по стихотворению М.Ю.Лермонтова "Бородино")

В презентации представлены портреты М.Ю.Лермонтова, М.Кутузова, Репродукции картин с изображением Бородинской битвы, Толковый словарь по непонятных слов, композиция стихотворения, образ рассказчика в ...