Статья "Формирование коммуникативных компетенций обучающихся на основе активных форм работы на уроках математики".
статья по математике

Осянина Людмила Робертовна

Статья основана на личном опыте работы. Готовилась для проведение методического семинара городского уровня. Содержит виды работы с детьми, спомощью которых можно развивать коммуникативные компетенции. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_kommunikativnyh_kompetentsiy_osyanina_l.r.docx49.1 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Формирование коммуникативных компетенций обучающихся на основе активных форм работы на уроках математики.

    Одно из основных направлений работы нашей школы - создание условий для развития у учащихся разного рода компетенций, в том числе и коммуникативной, с целью повышения речевой культуры учащихся, воспитания разносторонне развитой личности.

   Современные дети сильно изменились, возникают определенные проблемы в обучении и воспитании подрастающего поколения.

    Резко выросла информированность детей. Если раньше школа и уроки были источниками получения информации ребенком о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ, Интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной.

   Современные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют чтение. Отсюда и трудности в обучении в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов; трудностью логического мышления и воображения. И как следствие у детей теряется интерес к учению.

      Возникла необходимость повысить уровень сформированности коммуникативной компетенции учащихся на уроках математики.

И сделать это, в первую очередь, через:

  • решение задач, примеров с комментированием;
  • устное решение заданий, с подробным объяснением;
  • устное рецензирование ответов домашнего задания учениками;
  • использование на уроках математических софизмов;
  • использование тестовых конструкций свободного изложения ответа и устных тестовых конструкций;
  • использование работы в группах, например: рассказать соседу по парте правило, определение, выслушать ответ, правильное определение обсудить в группе;
  • сдача различных устных зачетов.

Актуальность опыта обусловлена тем, что главной задачей школьного обучения становится формирование у детей универсальных умений и способностей - ключевых компетенций: социальной, коммуникативной, информативной, когнитивной, общекультурной, специальной. Освоив их, ребенок впоследствии может легко адаптироваться в мировом сообществе. 
От уровня сформированной коммуникативной компетенции личности учащихся во многом зависит успешность их дальнейшего взаимодействия с партнерами по общению и самореализация в обществе.

Коммуникативная компетентность имеет особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание.

Во-первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример: если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетентности) будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность. Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Ребенок должен привыкнуть не только к новому виду деятельности (обучению), но и к окружающим людям. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает больший психологический комфорт и удовлетворенность ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущения непринятости, одиночества в классе, может провоцировать асоциальные формы поведения. В-третьих, коммуникативная компетентность учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.
Важность формирования коммуникативной компетенции учащихся связана и с возрастными особенностями подросткового возраста, который характеризуется стремлением к самостоятельности и самосовершенствованию, к поиску идеала и подражанию взрослым, способностью видеть и понимать окружающий мир, умением анализировать, оценивать свои поступки и принимать ответственные решения. В этот период учебная деятельность перестает быть ведущей, лидирующие позиции начинает занимать общение со сверстниками. Именно поэтому подростковый возраст является наиболее эффективным для организации совместной деятельности и продуктивным для формирования не только предметных, но и ряда ключевых компетенций (особенно коммуникативной), связанных с ведущим типом деятельности школьников-подростков. 

ФГОС устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным, предметным. Все результаты (цели) освоения учебно-методического курса образуют целостную систему вместе с предметными средствами. Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов коммуникативности как одного из условий достижения высокого качества образования.

Предполагается, что результатом формирования коммуникативных компетенций будут являться умения:

  • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении; 
    учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве (навыки работы в паре, группе);
  • понимать смысла простого текста;
  • знать способов поиска информации (спросить у взрослого, сверстника, посмотреть в учебнике, книге, словаре, Интернете);
  • осуществлять поиска информации, критически относиться к ней, сопоставлять её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом;
  • уметь задавать учебные вопросы;
  • уметь ставить вопросы
  • формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме; 
    договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
  • уметь аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • уметь продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
  • достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнеру;
  • уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Формирование коммуникативной компетенции – непрерывный педагогический процесс, требующий усилий совместной деятельности обучающегося и учителя. Выявление методов и форм организации учебно-воспитательного процесса, способствующих развитию коммуникативной компетентности на уроках математики на основе обобщения теоретических положение и педагогической практики одна из важных задач учителя.

Для формирования коммуникативной компетенции использую следующие методы и приемы:

  • решение задач, примеров с комментированием, устное решение заданий, с подробным объяснением;
  • устное рецензирование ответов домашнего задания учениками;
  • использование на уроках математических софизмов;
  • использование тестовых конструкций свободного изложения ответа и устных тестовых конструкций;
  • использование работы в группах, например: рассказать соседу по парте правило, определение, выслушать ответ, правильное определение обсудить в группе;
  • сдача различных устных зачетов.

Ребенок усваивает какой-либо материал в процессе учебной деятельности только тогда, когда у него есть:

  • внутренняя потребность и мотивация такого усвоения;
  • деятельность ребенка связана с преобразованием усваиваемого материала и получением нового духовного продукта, то есть знания об изучаемом материале.

Для реализации цели развития коммуникативной компетентности на уроках математики использую следующие методические приемы по формированию и развитию коммуникативной компетентности.

1. Развитие письменной речи через:

Тестовые конструкции свободного изложения ответа и устных тестовых конструкций;

Индивидуальный пакет заданий.

Для каждого ученика готовится пакет заданий, которые выполняются только письменно. После проверки возвращаю пакет ученику со своими письменными комментариями по решениям. Устные комментарии, как со стороны ребенка, так и со стороны педагога не допускаются. Если необходимо, то решение переделывается и дорабатывается учеником. Каждый учащийся работает в наиболее комфортном для себя режиме. При такой работе развиваются навыки работы с различными источниками информации, формируется умения передавать и воспринимать письменную информацию. Таким образом, можно говорить, что учащиеся овладевают письменными видами речевой деятельности, выступают в позиции авторов и комментаторов. Вырабатывается такое личностное качество, как способность отстаивать собственную точку зрения письменно.

Создание художественных текстов на математические темы.

Вместо традиционного домашнего задания, выдается творческое задание (как правило, на каникулы). Необходимо создать сказку (можно в стихотворной форме), которая будет служить иллюстрацией некоторого математического правила. Вырабатываются умения преобразовывать информацию, сохранять и передавать ее. Учащийся выступает в позиции автора, учится творческому подходу к любому процессу.

Обязательное обоснование.

При проверке любой письменной работы (домашних, самостоятельных, контрольных) не принимаются необоснованные ответы, даже правильные. Для того, чтобы правильно письменно обосновать свое решение, необходимо уметь систематизировать, извлекать, отбирать нужную информацию и передать ее. В этом случае ученик выступает в роли письменного докладчика, комментатора.

2. Устная речь

Устное решение заданий, с подробным объяснением.

Устное рецензирование ответов домашнего задания учениками.

Устные тестовые конструкции ответов

Устные зачеты

Устные упражнения содержат огромные потенциальные возможности для развития способностей у учащихся самостоятельно работать с информацией, для активизации познавательной деятельности школьников, для развития мышления. С их помощью учащиеся понимают сущность математических понятий, теорем, математических преобразований. Устные упражнения активизируют мыслительную деятельность учащихся, развивают внимание, наблюдательность, память, речь, быстроту реакции, повышают интерес к изучаемому материалу. Они дают возможность изучить большой по объему материал за более короткий промежуток времени, позволяют учителю судить о готовности класса к изучению нового материала, о степени его усвоения, помогают выявлять ошибки учащихся. При раскрытии понятия «устные упражнения» следует исходить из того, что решение существенной части задач школьного курса математики предполагает сформированность у учеников таких качеств, как: владение правилами и алгоритмами действий в соответствии с действующими программами, умение проводить элементарные исследования.

Серьезным потенциалом в формировании таких исследовательских качеств, как умение целенаправленно наблюдать, сравнивать, выдвигать или опровергать гипотезу, умение обобщать и другие, обладают устные упражнения.

Таким образом, устные упражнения представляются нам как многоаспектное явления обучения математике, обладающее следующими основными функциями:

  • быть способом деятельности;
  • являться средством целенаправленного формирования знаний, умений и навыков;
  • являться средством активизации познавательной деятельности;
  • служить средством связи теории с практикой;
  • быть способом стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности школьников;
  • являться интегративной составляющей методов обучения;
  • быть способом организации и управления деятельностью.

Устные упражнения, с одной стороны, способствуют систематизации знаний и осознанию целесообразности работы над данными понятиями, а с другой – активизируют и делают осмысленным сам процесс учебных действий. Ученик выступает здесь субъектом учебно-познавательной деятельности, причем деятельность связана с созданием субъектом новых для него знаний в качестве ориентировочной основы для последующей разработки способов действий. Деятельности в устных упражнениях присущи черты исследования и творчества. Таким образом, формировать коммуникативную компетентность можно с помощью устных упражнений, а в качестве способа формирования использовать деятельностный подход.

Устные доклады.

Решения задач излагаются у доски в режиме «оппонент» - «докладчик» по правилам «математических боев». При этом общение у доски идет на «Вы», не допускается критиковать оппонента, критиковать можно только его решение. По просьбе докладчика оппонент повторяет или уточняет свои вопросы. Докладчик должен доказать каждое сформулированное им промежуточное утверждение либо сослаться на него, если оно общеизвестно. Докладчик обязан стремиться к ясности изложения, в частности, повторять по просьбе оппонента любую часть своего решения. Для успешного выступления и докладчик, и оппонент должны знать основы риторики, уметь устно вести диалог, уметь осознанно воспринимать и обрабатывать информацию. Необходимо обладать способностью слышать и слушать, уметь искать и находить компромиссы, уважать мнение другого.

Деловая игра «Ученик-учитель»

Группа получает задания, решения сдаются устно. Если группа считает, что готова сдать задание, то к ним подходит учитель или консультант, который называет представителя группы, который будет устно презентовать решение группы. То есть, решение задач докладывает не тот, кто его получил, а тот, на кого укажет учитель. Если решение кем-нибудь получено, он должен суметь объяснить его всем членам своей группы. В такой коллективной работе отрабатываются следующие способности: отбирать нужную для передачи информацию, воспринимать ее, выделять главное и необходимое, владеть способами совместной деятельности в группе. Каждый учащийся может выступить как в роли ученика, так и в роли учителя.

Поток вопросов

Суть приема заключается в поощрении заданных вопросов по теме. На хороших вопросах акцентируется внимание других учащихся. После решения задачи обязательно нужно остановиться для того, чтобы дать возможность школьников сформулировать интересующий его вопрос. Если вопросов от учащихся не последовало, то учитель сам задает вопросы, стимулируя учащихся к обобщению полученного результата или, напротив, актуализируя интересный частный случай. Одно из возможных заданий: придумать как можно больше вопросов по заданной теме. В процессе такой работы вырабатываются умения задавать вопросы, корректно вести учебный диалог. Учащийся может выступать в позициях слушателя, оппонента, ученика.

Публичные выступления

В работе с учащимися у доски важно не ставить плохие оценки, чтобы не формировался страх перед публичными выступлениями, а поощрять инициативу выхода к доске. В процессе публичного представления результатов своей работы учащиеся овладевают основами риторики, учатся выступать с устным сообщением, овладевают видами речевой деятельности. При этом они могут выступить в роли докладчика, учителя, оратора.

«Эксперт»

Система работы над развитием коммуникативных способностей предполагает привлечение старшеклассников для контрольно-оценочной деятельности. Чтобы принять зачет у школьника младшего возраста, важно владеть способами взаимодействия с окружающими, разными видами речевой деятельности. Каждый участник зачета учится как передавать, так и воспринимать информацию, обучается приемам действий в ситуациях общения. Учащиеся могут выступать в роли эксперта, слушателя, оппонента.

Коммуникативные компетенции учащихся зависят от развития диалогической и монологической речи. Развитие начинается в беседе, когда ученики отвечают на вопросы учителя, учатся сами задавать вопросы, запрашивать недостающую информацию. Во время работы в парах (группах) обсуждают выполнение совместных действий, распределение ролей, контроль и оценку. В структуру урока включаю моменты, связанные с работой учащихся в паре, создаю ситуации, вызывающие у ученика потребности высказываний (устно и письменно), для создания речевой ситуации использовать ролевые и сюжетные игры, стихотворения, загадки, ребусы, кроссворды, сочинение сказок. На каждом уроке работаю над умением общаться, взаимодействовать, понимать друг друга, оценивать результат работы других, обосновывать свои действия, сравнивать и анализировать. Коммуникативная компетентность учащихся также проявляется и в свободном владении ими информационными технологиями. Ребята могут участвовать в мероприятиях дистанционного характера, которые проводятся с помощью информационных технологий. Таким образом, процесс формирования коммуникативной компетентности становится более интенсивным и качественным. Развитие коммуникативной компетентности на уроках математики возможно осуществлять применением дидактических игр и метода проектов Такие уроки носят коллективный характер, при общении достигается высокая активность и контактность учащихся. Нестандартная форма проведения урока заинтересовывает учащихся и будит эмоции, вызывает дух соревнования, желание одержать победу, у них появляется чувство удивления, усиливается мыслительная деятельность. С помощью игры можно достичь прочного усвоения знаний, а также возможность проверки знаний и умений при решении задач, параллельно осуществляя развитие коммуникативных навыков и умений. В игре создается положительный эмоциональный настрой, который содействует успеху и повышает интерес к изучению предмета. Изменяется психологический климат в классе, усиливается заинтересованность учащихся, повышается их работоспособность.

Таким образом, коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, то есть имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание. Значимость коммуникативной компетентности ученика в образовательном процессе определяется несколькими факторами, среди которых выделяют ее влияние на учебную успешность, успешность процесса адаптации учащегося к школе, рассмотрение коммуникации как основы эффективности и благополучия ученика в его будущей взрослой жизни. Коммуникативность, как черта характера, развивается на основе общительности, которая, закрепляясь в поведении, является предпосылкой для формирования таких качеств личности, как направленность на общение, интерес к людям, рефлексия, эмпатия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс по теме «Активные формы работы на уроках математики как фактор ведущих умений и навыков учащихся» на примере темы «Многогранники»

       На мой взгляд, наиболее глубокие знания учащиеся получают на экспериментальных уроках-исследованиях, посвящённых изучению новой главы или  темы, т.к. такие уроки...

«Активные формы работы на уроках английского языка как фактор развития коммуникативных навыков учащихся» Хрулева Лала Владимировна Белоглинский район МБОУ СОШ № 16 учитель английского языка

Школьный учитель теперь освобожден от жестких рамок обязательных программ и учебников, возможность выбора своего пути в преподавании открывает перед ним огромные перспективы для раб...

Доклад по теме «Активные формы работы на уроках математики»

    В общем объёме  знаний,  умений  и  навыков,  получаемых  учащимися  в средней  школе,  важное  место  принадлежит...

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ. Выполнила учитель математики МБОУ усть-удинская сош №2БЕЗНОСОВА АННА ИВАНОВНА Без хорошо продуманных методов обучения трудно организов...

Активные формы работы на уроках математики в коррекционной школе

В общем объёме знаний, умений и навыков, получаемых учащимися в средней школе, важное место принадлежит математике, которая широко применяется при изучении других предметов и в практической деятельнос...

Формирование коммуникативной компетенции через организацию коллективных форм работы на уроках математики в старших классах специальной (коррекционной) школы

Формирование коммуникативной компетенции через организацию коллективных форм работы на  уроках  математики в старших классах специальной (коррекционной) школы...

Активные формы работы на уроке математики.

Большая умственная нагрузка на уроке математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Некоторые приемы изложе...