«Активные формы работы на уроках английского языка как фактор развития коммуникативных навыков учащихся» Хрулева Лала Владимировна Белоглинский район МБОУ СОШ № 16 учитель английского языка
статья по английскому языку по теме

 

   Школьный учитель теперь освобожден от жестких рамок обязательных программ и учебников, возможность выбора своего пути в преподавании открывает перед ним огромные перспективы для работы.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_rmo.rar18.66 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 16

Белоглинского района»

Краснодарского края

Обобщение опыта работы по     теме:

«Активные формы работы на уроках английского языка как фактор развития коммуникативных навыков учащихся»

                                         Хрулева Лала Владимировна Белоглинский район

МБОУ СОШ № 16        

учитель  английского языка

с. Новопавловка

2012

  Исторически сложилось так, что наша страна расположена на перекрестке европейских и азиатских дорог, подвергаясь при этом влиянию различных культур, языков, традиций. В России всегда звучала чужая речь, люди издавна общались с иностранцами, использовали заимствованные слова из других языков в своем , следовательно, необходимость изучения иностранных языков русскими была осознана давно. Политические, социально-экономические, культурные изменения, происходящие в России в течении последних 20-25 лет, неизбежно отразились на изменении понимания значимости иностранного языка. Изучение иностранных языков в начальной школе стало важнейшей образовательной программой государства. Последние достижения научных технологий особенно активизирует стремление учащихся к изучению иностранных языков.

   Школьный учитель теперь освобожден от жестких рамок обязательных программ и учебников, возможность выбора своего пути в преподавании открывает перед ним огромные перспективы для работы.    

 Начиная работать с малышами, стремлюсь, чтобы дети влюбились в новый для них предмет, стараюсь показать им актуальность английского языка в нашей жизни, его востребованность. Считаю важным с первых минут вести урок на английском языке, пытаюсь сразу вовлечь ребенка в разговор, пусть даже интуитивно, не совсем осознанно. Это может получиться с элементарной фразы:

-My name is Lala Vladimirovna. What is your name ?

-Sasha.

Я подчеркиваю при этом, что у нас состоялся маленький диалог, беседа. Это подбадривает ученика, вызывает в нем стремление идти дальше, изучая и познавая. Устная речь является наиболее естественным , доступным способом общения, который  позволяет детям окунуться в атмосферу языка, почувствовать его своеобразие. В дальнейшем дети с удовольствием называют имена близких, говорят об их возрасте. Фонетическая разминка- важнейший элемент урока на всех ступенях обучения английскому языку. Среди малышей особенно популярна сказка о непослушном язычке, который пошел гулять и простудился: «Язычок по имени [j] живее в домике во рту…».

Позже, когда дети хорошо запоминают сказку, прошу их рассказывая, показывать мне карточки с этими звуками.

 Очень продуктивны всеми любимые рифмовки:

[ә]- early to bed,

      early to rise,

      makes a man

      healthy, wealthy and wise.

 [ǽ] - Ann has a fat, black, cat and a rabbit.

«F» - is for flag

«В» - is for bag

«С» - is for cat

«Н» - is for hat

«Р» - is for pen

«Т» - is for ten

 

Речевая зарядка, исходящая из темы проблемы, рассматриваемой на уроке, помогает настроиться ученикам на  урок , вспомнить изучаемый материал. В 6 классе, при изучении темы «Дом», показываю фотографию произвольной комнаты и прошу по цепочке описать  изображенные детали. Во время повторения такой работы, идет активное закрепление лексики, которое имеет важное значение, учитывая насыщенность УМК В.П. Кузовлева  (рабтаю в течении 11 лет по этому УМК) лексическими единицами, хотя автор не ставит целью стопроцентное знание всех слов. Для достижения этой цели, использую задания типа:

Выпиши слова из темы «Животные»

Cat, pen, zebra, ball, parrot, book, dog, teacher, doctor, monkey.

Из 4-х предложенных слов, выбери то, которого недостаёт в таблице:


morning


evening


night


a) tomorrow     b) fine

c) brown          d) afternoon

Cоставь слова по образцу: si-is

anut –

elcnu –

ssietr –

borther –

lipup –

rtocdo –

Сгруппируй данные слова в таблицу:

Armchair, cushions, bookshelves, carpet, cooker, cupboard, lamp, chest of drawers, sofa, toilet, wardrobe, shower, washing machine, sink. Rug, mirror, bed, fridge table, telephone, TVset, piano, computer.


kitchen


bedroom


livingroom


bathroom

  В процессе изучения английского языка учащиеся испытывают трудности с изучением и правильным употреблением видовременных форм глаголов. В 6 классе, при изучении темы «Здоровье» хорошо проходит изучение и закрепление времени Present Perfect в ролевом диалоге:

-Have you ever had a headache?

-Yes? I have.

-Have you ever had an earache?

-No, I havn’t.

На подобном примере возможна и отработка Present Simple:

  1. Do you often have a headache?

     -    No, I don’t.

При изучении темы «Погода» с помощью реальной ситуации показываю употребление Present Simple и Present Progressive

     -   What is the weather like today?

  1. The weather is fine.

      -     Look, is it snowing?

      -     Yes, it is. It is snowing now.

Изучение и правильное употребление предлогов, также вызывает сложности. Эту проблему решаю двумя способами. Первый – при помощи картинки – схемы: предлог For:

For – для, за, ради, из-за (причина)

Children couldn’t speak for laughing

…....

For – на, для (цель); в течении

A poor man brought his old watch for sale


 

.....

For – на, в, к (направление)

Before you take a train for London, you must change twice.

 Второй вариант представляет собой объяснение, так называемую демонстрацию ситуации на примере предлогов at и in. In обозначает погружение внутрь охватывающего со всех сторон пространства, времени или состояния. At обозначает приближение к предмету и нацеливание на него; связь с предметам слабее, чем в случае с in, она может по воли говорящего быть легко прервана, или же кратковременна по своей природе. Эквивалент in – «внутри»; at – «в», «у». In England – «внутри Англии», in winter – «внутри зимы», in prison – «внутри тюрьмы».  Англия, зима, тюрьма охватывают нас со всех сторон, из них сразу не выберешься. Но at 2 o’clock – «в 2 часа», at school – «в школе»,  at London – «в Лондоне», два часа – миг, Лондон по сравнению с Англией -  город, школа – тоже кратковременное действие. Мне кажется, подобное объяснение может помочь яснее понять употребление этих предлогов и избежать ошибок.

  Естественно, что при изучении грамматики нельзя не вспомнить о тестовом контроле знаний. Именно в последние годы они приобрели актуальность, необходимость использования особенно в связи с активным внедрением ЕГЭ и ГИА.И становится важным применять тесты в своей работе при подготовке будущих выпускников и абитуриентов, нацеливать их на новые формы работы. Чаще всего я использую следующие варианты тестовых заданий:

 Найдите и исправьте ошибки:

1. Donald is the happiest boy in our school.

2. Monday is the most busiest day of the week.

3. My friends is coming to us on Sunday.

4. I like playing in volleyball.

5. Where does he going?

      Составьте предложения из данных слов

  1. Beautiful, we, sailing, boat, on, a, are.
  2. Mountains, to, I, the, am, going.
  3. School, our, do, Sunday, to, friends, go, not, on.
  4. Cinema, you, go, to, will, the, when.
  5. Many, in, I, my, library, have, books.
  6. This, when, see, did, you, film?

     Глаголы данные в скобка, поставьте в нужной форме.

Isabel and I (live) in a room in the hotel.

I (get up) at 5 o’clock and (have) a shower.

Isabel (stay) in bed.

I (start) work at six in the morning and Isabel (start) at six in the evening…

     Вставьте пропущенные глаголы: does, is, has.

  1. My sister … very clever.
  2. What … she do in the evening?
  3. She … a teacher in a primary school.
  4. Where … he live?
  5. Tom … a lovely house in the country.

     Вставьте пропущенные глаголы: does, is, has.

My sister … very clever.

What … she do in the evening?

She … a teacher in a primary school.

Where … he live?

Tom … a lovely house in the country.

Общение людей по сути представляет вопросы и ответы на них. На уроке английского языка вопросы и ответы присутствуют с первой минуты и до последней. И если на других уроках дети задают вопросы с удовольствием, просто, чтобы затянуть время, то на уроке английского языка происходит совершенно другая ситуация. Ученики боятся ошибиться, не могут вспомнить нужное слово, форму глагола. Чтобы научить детей задавать вопросы правильно, чтобы они хотели их задавать, кроме четких грамматических правил (структура, видовременные формы глаголов) необходимо создать определенные условия для этого. Я всегда стараюсь избегать общих вопросов типа Do you like reading English books?, потому, что ответ  Yes, I do, который уныло произносит мне ученик,  сразу же обрывает наш только-только начинающий складываться разговор. В данной ситуации я предпочитаю спросить: «What do you think about reading?» Подобные вопросы всегда дают ребенку выбор, а он очень важен. При постановке вопросов всегда помню о том, что вопрос должен быть четким и конкретным, соответствовать по содержанию уровню знаний детей, даю время на обдумывание. Занимательно, весело происходит отработка вопросительных структур в следующей форме: Прошу принести детей их фотографии, но не портреты, а те, где видны части интерьера, природы. Затем они обмениваются фотографиями и задают письменно или устно владельцу фотографии вопросы. Количество вопросов и время, отведенное на них, зависит от возраста и уровня подготовки детей. Более академичный вид работы, который я использую: карточка, где вразброс, без знаков препинания, маленькими буквами написаны слова, составляющие 5-7 вопросов по определённой теме. За определенное время дети должны составить вопросы, не изменяя, не исключая, не дополняя слова, данные там:


Is of branch the who us a in head executive the are the and the us a which in and elected officials appointed the of elected the in us a the is state directly the people by laws the passed veto congress can president federal the appoints judges president.

(УМК «English» В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа; 10-11 класс Unit2 «Western democracies are they democratic? »)

   Ещё один из видов задания – текст. Ученики должны его прочитать и задать два вопроса по содержанию о том, чего они не поняли. Затем каждый ученик читает свои вопросы, а класс отвечает на них. Эти формы работы дают плодотворные результаты, ученики активно выполняют предложенные им задания. Одновременно происходит как закрепление грамматических структур вопросительных предложений, так и идет процесс обучения говорению на английском языке.

Использование картинок на уроках английского языка – это старый, но надёжный способ, дающий в большинстве случаев ожидаемый результат. Увы, новые методики и разработки оттесняют его назад, но он незаменим для развития коммуникативных способностей учащихся, для изучения и усвоения лексико-грамматического материала. Предлагаю ученикам часть комикса без слов, прошу составить свою версию истории, используя например, Present Progressive Tense. При изучении степени сравнения прилагательных и наречий, сравнительных оборотов, показываю картинку с изображением классной комнаты и прошу сравнить со своей: In the picture there are 12 desks and in our classroom there are only 10 desks. Our classroom is bigger than in the picture.

 

   Картинки с изображением сезонов помогают как при изучении времен года, так и при закреплении грамматических видовременных конструкций. Глядя на картинку, ребенок увереннее вспоминает каникулы, его ответы на вопросы получаются быстрее, точнее.

  - How did you spend your summer?

  -Oh, it’s a pity that summer is over. I spent a super holidays with my friends.

  Используя картинку, как побуждение к разговору, или обходясь без неё, мне кажется важным ещё один момент: научить детей общим речевым знаниям, на все случаи жизни. Это может быть выражением эмоций, высказывание своих оценок, умение отвлеченно рассуждать. Для сообщения об этих универсальных потребностей лучше всего служат речевые клише: It’s the tops! It’s a marvelous sight! It’s one of a kind! Fabulous! Smashing! Cool. Являясь простыми ёмкими, именно они составляют общепонятную и общеупотребительную основу, которой поначалу будет достаточно для любого ученика. Очень активно дети их используют при работе над темой «Моя страна» 7 класс, «Достопримечательности», «Открытие ХХ века», «Кино, музыка, театр» 11 класс. Предлагаю картинку с изображением какого-нибудь архитектурного памятника со следующим заданием. «Tell your English friend about Kremlin, Using expressions: «Было бы глупо упустить шанс и не посмотреть это!», «Нет ничего лучше этого!»

   В конце 5, начале 6 класса предлагаю прочитать текст и отметить (True, false) предложенные предложения (см. приложение в конце). Также при работе над текстом учащимся нравится выполнять такое задание как квиз. Так как тексты сегодня все чаще имеют страноведческий характер, благодаря им учащиеся знакомятся реалиями страны изучаемого языка, получают дополнительную информацию по истории, географии, образованию, культуре. Именно форма квиза позволяет охватить и проконтролировать все стороны полученной информации. Процесс занимает мало времени и позволяет проверить одновременно всех учащихся, которые поставлены в равные условия. На первом этапе дети выполняют вопросы квиза, отличая правильный вариант ответа. На втором этапе идет проверка ответов с ключом. На третьем этапе несколько учащихся  высказываются по теме с опорой на квиз, это может быть как пояснение ответов на вопрос, так и исправление ошибок. Как показывает практика, квиз, являясь доступным для всех ступеней средней школы, стимулирует самостоятельную работу учащихся, развивает умение сжато излагать основные лингвострановедческие сведения, предъявленные в тексте. Для более подготовленных классов, нередко при контроле навыков и умения чтения, предлагаю текст, состоящий из нескольких частей, расположенных не в логическом порядке. Учащиеся должны расставить части текста так, как этого требует логика.

Часто думая над тем, как сделать урок интереснее и увлекательнее, чтобы дети с удовольствием усваивали языковый материал, я остановилась на такой форме работы, как игра. С помощью игры можно хорошо отработать произношение, активизировать лексику, грамматику, развивать навыки аудирования и устной речи. Чувство равенства, атмосфера увлечённости дают возможность, учащимся преодолеть стеснительности, скованность, снять языковый барьер, порой даже забыть, что идет урок.

  Дети встают в круг, или просто сидят на местах. Я бросаю мяч одному из детей и называю слово по теме на английском или русском языке. Ученик должен ответить соответственно. Этот вид игры приемлем всем ступеням возраста и уровня подготовки учащихся.

    I- стол             P- a table

    I- лампа          P- a lamp

    I- идти            P- go, went, gone

    I- быть            P- be, was/were, been

  В игре две команды: вызываю по одному от каждой. Отдаю приказания на английском языке: «Put the book in the bag.» «Come here, please.». Кто первым понял и выполнил, приносит команде очко.

  В игре две команды: участники команды по очереди выполняют, какое либо действие, а соперники должны прокомментировать его в Present Progressive Tense. Ученик пишет в тетради – «He is writing» Ученик идет к доске – «He is going to the board.» Если не смог составить правильно предложения – выбывает из игры.

  Перебрасывая друг другу мяч, дети называют буквы алфавита. Кто замешкался выбывает из игры.

  Перебрасывая друг другу мяч, называют букву и добавляют фразу со словом:

        A is for apple

        B is for boll

        C is for cat

  Начинающий игру ученик называет любую букву алфавита, получивший мяч, должен продолжить до конца.

  Игра в настоящее время считается одним из эффективных приемов обучения иностранным языком. Она способна создать на уроке обстановку естественного речевого общения, снять напряжение, но самое главное – вызвать интерес у учащихся к изучению иностранных языков.

     Метод проектов приобретает всё больше сторонников. Он направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка, научить его применять полученные знания на практике. Но при этом нельзя не принимать во внимание то, что школьники должны владеть определёнными интеллектуальными, творческими и речевыми умениями. Это и умение работать с текстом – выделять главную мысль, вести поиск нужной информации, анализировать, обобщать, делать выводы, поэтому, для использования проектной работы необходима определённая подготовка учащихся.

  Работая по УМК В.П. Кузовлева и др., мне пришлось обратить своё внимание на эту методику. Для того, чтобы использовать её я изучила опыт других учителей, статьи по этой проблеме. Переработав полученную информацию, я пришла к своему варианту проведения проектной работы, как варианту итогового урока по пройденной теме. Весь процесс рассчитан на три урока.

  На первом уроке определяем тему наших будущих работ. Я предлагаю  2-3, но у детей есть право и придумать свою собственную, отбираем дополнительную информацию для работы (статьи, газетные и журнальные вырезки, каталоги, справочники, учебники). На втором уроке мы повторяем необходимые грамматические структуры (There is/fre…, модальные глаголы, все вопросительные конструкции).

  На третьем уроке дети защищают готовые проекты. Ученики послабее просто прикрепляют свои работы к доске, более сильные, вывесив проект, комментируют его на английском языке, отвечают на вопросы одноклассников, учителя. Я считаю обязательным для себя прокомментировать каждый проект, похвалить автора, выделить интересное, необычное. Оценивает проекты экспертная группа по двум критериям: творческий подход и правильная подача материала. Неудовлетворительных оценок нет. Я согласна с В.П. Кузовлевым в том, что проект развивает у детей интерес к языку, творческое мышление. В ходе работы создаются условия для самого важного - общения.

      Иностранный язык вместе с родным языком способствует речевому и общему развитию школьников, совершенствует культуру общения. Речевое развитие составляет основу всего школьного образования, поскольку в процессе общения с учителем, учебником, друг другом, учащиеся овладевают всеми учебными предметами. Научив школьников читать, говорить, слушать на иностранном языке, переводить с одного языка на другой, мы обеспечим им доступ к мировой культуре. Иностранный язык, как и любой другой учебный предмет, должен стать фактором, формирующим личность. Это и определяет основную цель обучения иностранному языку в школе - воспитание, развитие и образование учащихся средствами данного предмета на основе и в процессе практического овладения ими иноязычной речевой деятельности.

Список использованной литературы:                                                            

Кашина Е.Г. «Речевые и лингвистические игры на уроке английского языка»

Рогова Г.В. «Методика обучения иностранным языкам в средней школе»

Пассов Е.И. «Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению»

Полат Е.С. «Новые педагогические разработки в системе образования»

Чеботарь А.В. «Использование идей В.Ф. Шаталова на уроке английского                                               языка в 5 классе»            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные формы работы на уроках английского языка

Современный урок ИЯ - это сложное образование. Проблемы повышения эффективного обучения ИЯ.  Решение многоплановых задач на уроках английского языка....

Мастер класс по теме «Активные формы работы на уроках математики как фактор ведущих умений и навыков учащихся» на примере темы «Многогранники»

       На мой взгляд, наиболее глубокие знания учащиеся получают на экспериментальных уроках-исследованиях, посвящённых изучению новой главы или  темы, т.к. такие уроки...

Активные формы работы на уроках английского языка

Основной задачей обучения иностранному языку является формирование у учащихся языковых и страноведческих знаний, а также умений в говорении, чтении и письме, которые позволили бы учащимся в проц...

Использование ИКТ на уроках английского языка как средство развития коммуникативной компетенции учащихся

 Современное постиндустриальное или информационное общество, в котором мы живем, характеризуется, прежде всего, ведущим положением информации и исключительно быстрым темпом развития средств ее обработ...

Отчёт по теме самообразования "Активные формы работы на уроках английского языка и во внеурочное время в процессе обучения и развития творческого потенциала и самостоятельности учащихся"

По данной теме работаю уже третий год. Накоплено много интересных и занимательных находок. Работа опубликована в ежегодном школьном методическом сборнике за 2012 - 2013 учебный год....

«Активные формы работы на уроках иностранного языка как фактор развития учебных умений и творческой активности учащихся»

В данной работе рассмотрены традиционные и натрадиционные формы работы на уроке английского языка...