Отчёт по теме самообразования "Активные формы работы на уроках английского языка и во внеурочное время в процессе обучения и развития творческого потенциала и самостоятельности учащихся"
материал по английскому языку по теме

Яковенко Валентина Алексеевна

По данной теме работаю уже третий год. Накоплено много интересных и занимательных находок. Работа опубликована в ежегодном школьном методическом сборнике за 2012 - 2013 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a_good_teacher_is_like_a_candle.docx952.13 КБ

Предварительный просмотр:

Отчёт по теме самообразования

учителя английского языка

Яковенко Валентины Алексеевны

Апрель 2013 года

A good teacher is like a candle – it consumes itself to light the way for others.

 

Хороший учитель, как свеча -  сгорает  сама, чтобы осветить путь для других.

 

1. Актуальность и перспективность темы.

        Я работаю над методической проблемой «Активные формы работы на уроках английского языка и во внеурочное время в процессе обучения и развития творческого потенциала и самостоятельности учащихся».  Выбор моей методической темы – неслучаен. Происходящие сегодня изменения в нашем обществе,  средствах коммуникации (использование новых информационных технологий), повышение интереса к России требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, т.е. способности осуществлять иноязычное  межкультурное и межличностное общение с носителями языка. Кроме того, изучение ИЯ должно обеспечить  приобщение учащихся к культуре стран изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей собственной страны, умение представить её средствами ИЯ, включение школьников  в диалог культур. В современных условиях востребован человек, хорошо владеющий иностранным языком.  Актуальность данной темы подвела меня к вопросу как научить школьников иноязычному общению, как сделать так, чтобы на моих уроках все детские глаза сияли, чтобы интерес моих учеников не пропадал ни на минуту, чтобы они понимали и принимали цели, поставленные учителем, чтобы они были активными участниками реализации этих целей.

2. Концептуальность.

       Хотелось бы выделить ряд наиболее эффективных, на мой взгляд, методов и приемов, способствующих развитию коммуникативных способностей учащихся:

·         создание на каждом уроке реальной  возможности коммуникации,

·         проведение компьютерных уроков,

·         создание и защита проектов с применением информационно-коммуникационных технологий, и создание ситуаций, имитирующих языковую среду,

·         применение личностно ориентированного подхода, где  ученик- в центре учебного процесса,

·         включение учащихся в игровую  деятельность, что приводит к естественному желанию говорить на языке,

·     сочетание самостоятельной индивидуальной работы с групповой и коллективной,         самостоятельный поиск учащимися нужной  информации, 

·         развитие творчества,  умения работать и различными источниками информации.

·         преобладание аутентичного материала на уроках,

·         проведение внеклассной работы по предмету, - развитие творческих, коммуникативных способностей учащихся.

      Я провожу ежегодные открытые внеклассные мероприятия, праздники, например: «Конкурс грамматиков», «Кто умнее пятиклассника?», «Love is never ending», Праздник Алфавита, где принимают  участие как младшие, так и старшие школьники.  Ко многим  праздникам готовим открытки, поздравления, сертификаты.      Опыт показывает, что применение этих методов и приемов приводит к развитию творческих, коммуникативных способностей учащихся. 

Важными принципами обучения ИЯ в школе, которыми я руководствуюсь в своей работе,  являются:

1.Коммуникативная направленность в обучении ИЯ. 

      Научить школьников общаться на иностранном языке в условиях учебного процесса – задача достаточно сложная. Ведь  естественную речь стимулирует не необходимость, а потребность в реальном общении. Уроки ИЯ - уроки  общения. Но при отсутствии языковой среды условия обучения находятся в противоречии с сущностью предмета, что составляет огромную трудность для учителей ИЯ. На своих уроках я стараюсь создать естественные условия для общения, насколько это возможно: задания ролевых игр, создание игровых ситуаций, использование занимательного материала, физкультминуток – всё это приближает речевую деятельность школьников к естественным нормам, активизирует ранее изученный материал. Например,  использую ситуацию «В международном лагере», реальные звуковые письма учащихся или  воспроизведение стихотворение, топика, диалогов с партнером ( кстати, хороший прием для корректировки произносительных навыков).

2.Соблюдение деятельностного характера учебного процесса проявляется в ролевых играх и проектной деятельности. Мною применяются разные формы работы в классе: индивидуальные, парные, групповые, как способы подготовки к условиям реального общения. Что касается проектов, то выполняются они  с большим желанием учащимися, особенно младшими. Так, дети изготавливают матрешку-подарок иностранному другу в парах; ведут диалог знакомство

3.Личностно-ориентированный характер обучения  проявляется в осознании школьниками их собственного участия в процессе общения за счет разнообразия заданий, их дифференциации по степени трудности. Если пропадает чувство уверенности в успехе, теряется интерес к языку. Настраиваю детей не бояться говорить на языке, не давая им усомниться в их успехе на уроке. Даже слабый может проявить себя, это все зависит от учителя. По окончании каждой четверти я награждаю ребят грамотами за достигнутые успехи.

4.Учет ведущей деятельности (игровой) учащихся начальных классов. Включение учащихся в игровую  деятельность приводит к естественному желанию говорить на языке, не вызывает скуки и утомления.    Применяю  также лексические, грамматические, фонетические игры.  Часто формой  моих уроков  бывает - игра-путешествие. Данная технология является основой моей системы работы в младших классах. Именно она обеспечивает ,во-первых, эмоциональное воздействие на учащихся,  во-вторых, способствует  актуализации опорных знаний, в-третьих, облегчает овладение речевыми навыками. Игровым фоном урока может быть выбран главный диснеевский герой Микки Маус, или мною выдуманные персонажи урока: ребята из разных англоговорящих стран, герои мультфильмов, девочка Аня из международного лагеря, или ребята называют себя именами детей англоговорящих стран в детском лагере, все это  приводит учащихся к естественному желанию говорить на языке, не вызывая скуки и утомления. Мною собран большой материал по игровым технологиям.

5. Доступность и посильность изучаемого материала по содержанию и объему отбираются с учетом возрастных особенностей  школьников. Следуя программе, строю уроки английского  языка так, чтобы они затрагивали темы, близкие интересам учеников: «Моя школа». «Я и моя семья», «Мои друзья», «Я и моё здоровье» и др. Ученик, его проблемы, интересы, жизнь находятся  в центре изучаемого.
          Если на уроке говорится о семье, то дети с гордостью рассказывают о своих родственниках: родителях, дедушках и бабушках, приносят фотографии, рисунки, узнают об увлечениях и интересах близких людей, задумываются о своем отношении к ним.

6. Использование различных видов наглядности - неотъемлемая составляющая моих уроков: игрушки, тематические картинки, плакаты, открытки, книжки-раскладушки, рисунки детей - вот  что затрагивает эмоции. Использую следующий прием введения лексики - ученик слово видит, слышит, произносит, читает, имитирует действие. Этот прием включаю при введении слов ЧАСТИ ТЕЛА. А  также – использование презентаций, видео материалов, символики англоговорящих стран, плаката  «Дерево успеха», смайлики, листочки успеха, макетов русской матрешки все это  и многое другое присутствует у меня на том или ином на уроке.

7.  Социокультурная направленность процесса обучения иностранному языку проявляется в использовании в разумных пределах лингвострановедческие сведений и фактов, название страны изучаемого языка. Это содействует воспитанию учеников в контексте «диалога культур», повышает их познавательную, творческую, коммуникативную активность на уроках. Урок должен быть осмыслен учителем, пропущен через его ум и сердце. Только в этом случае он может быть проведен на высоком эмоциональном, технологическом уровне. Особое внимание уделяю  тематике, связанной с нашей страной. Стараюсь привить любовь к своей стране посредством английского языка. Например, урок по теме: «Английский - как международный язык», провожу беседу «Английские слова в русском языке». При изучении темы «Еда» мы выясняем, что некоторые слова не переводятся в английский язык, являются неизменными: blihi, borshch, . Важными считаю, привитие любви к Родине большой и малой через иностранный язык, привлекаю внимание детей на богатство нашей страны, известных людей России. /Путин знает немецкий, изучил английский язык /. Говоря о достопримечательностях России, прошу детей сделать сравнение с английскими странами. Итак, Moscow - London, St. Basil’s Cathedral -Big Ben , Red Square - Trafalgar Square etc.

        Знакомство с реалиями англоговорящих стран начинается с первого урока. При этом не забываю о родной культуре, привлекая  ее элементы для  сравнения. Так, на моих уроках: изготавливаем Матрешку, знакомимся с флагами, гимнами своей и англоговорящих стран, разыгрываем этикетные диалоги и т.д. Знакомлю учащихся с английскими пословицами, идиомами, использую для этой цели программы BBC для русских студентов. Мною собран богатый интернет-материал по страноведению.

8. Преобладание аутентичного материала происходит за счет отбора языкового материала, текстов, песен, ситуаций общения проигрываемых ролей, иллюстраций, звукозаписи, видеосюжетов и др.

        С самого начала обучения я начинаю знакомство с песенками на английском языке. Когда я включаю ту или иную песенку, глаза у детей загораются. Исполнение песен под фонограмму благоприятно сказывается на произношении, говорении, аудировании.  На каждый праздник, случай, тему мы разучиваем  подходящую песенку. Подбираю несложные в языковом исполнении песни по темам, чтобы  их было легко понять. Мои дети знают много песен (Jingle Bells, Silent Night, Yesterday и др.). Далее в средних и старших классах разучиваем современные песни (My Heart Will Go On, I Feel Good, What A Wonderful World и др.). Разученные песни исполняем на уроках, внеклассных мероприятиях, Неделях иностранного языка.

   Работа над стихотворением – прием обучения, позволяющий заинтересовать  ребят творческой деятельностью, позволяет увеличить словарный запас учащихся, развивает коммуникативные умения. Начинаю с простых рифмовок, стишков в сопровождении движений. Этот прием часто демонстрирую на уроках.

9. Использование информационных технологий  на уроках ИЯ.

      Уроки с применением ИКТ ярче, эмоциональнее, интереснее, привлекательнее для детей. Презентация позволяет реализовать принцип наглядности в полной мере, представить объекты и процессы не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука. Сейчас имеется большое разнообразие мультимедийных  средств. Так, в УМК  “ENJOY ENGLISH”-входит обучающая программа “Enjoy listening and playing”, которая  оказывает неоценимую помощь как учителю, так и ученику . Использование этой программы на каждом уроке благотворно сказывается на аудировании, чтении, и практике устной речи.  В своей работе также применяю видео программы для учащихся.

     Систематическое применение квизов  после прохождения страноведческой темы развивает творческие, познавательные умения младших школьников, повышают интерес к ИЯ. Например,  после изучения тем «Рождество»,  «Визит в Лондон», «Визит в Вашингтон», «США», «Великобритания», «Знаменитости Америки» и т.д. с помощью квиза осуществляются  фронтальный опрос, проверка по ключу, высказывания учащихся  в форме микромонолога.

Отмечая все положительные стороны компьютеров, следует отметить, что никакие новейшие технологии не заменят живое слово учителя. Радость общения и творчества, радость учить и учиться – это могут дать друг другу только учитель и ученик.

   10.  Формирование информационной компетентности учащихся.

С внедрением в школы компьютеров, Интернета, я стараюсь идти в ногу со временем. Интернет помогает в этом: я подбираю видео материалы к урокам и использую  на разных этапах урока.    Много вопросов дети задают по англоязычным странам, приносят вырезки из газет, журналов, рассказывают, что слышали по радио, видели по ТВ об англоговорящих странах. Аутентичный материал Интернета языковой, культуроведческий,  страноведческий -  неоценимая основа практики языка. Мною собраны   достаточно много Интернет –ресурсов по темам,  особенно полезны ресурсы Британского Совета. Кроме того, уделяю большое внимание практике письменной речи. Составляем свои высказывания по разным темам, пишем письма разного характера зарубежным друзьям, делаем переводы английских стихотворений, заполняем анкеты, поздравительные открытки к праздникам, и т.д. Включаю в итоговый контроль по изученным разделам одно задание творческого характера.

    Самостоятельные исследования и наблюдения побуждают учащихся мыслить масштабно, искать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения. Результаты своих работ ученики представляли в Российском заочном конкурсе «Познание и  творчество». Наиболее успевающие и интересующиеся английским языком ученики принимают активное участие в олимпиадах и конкурсах.

        Я убеждена, что участие школьников в олимпиадах и конкурсах различного уровня является одним  из путей повышения интереса к английскому языку. Не так важно победить в олимпиаде, как выйти на уровень победителей. Это помогает молодому человеку приобрести уверенность в своих силах и способностях, сознательно выбрать жизненный путь.

Внеклассная работа тесно связана с урочной деятельностью.

           Внеклассную работу можно разделить на несколько этапов, при этом каждому этапу соответствует определенный возраст учащихся. Следует помнить, что содержание языкового и страноведческого материала, используемого при подготовке и проведении досуговых мероприятий, должно соответствовать возрастным и психологическим особенностям учащихся, отражать их реальные потребности и интересы в общении и познании.

•        Первый этап — начальный уровень обучения ( 1—4-й классы). На данном этапе у детей прекрасно развита долговременная память. Учащиеся быстро заучивают простые рифмовки и песенки, даже спустя многие годы они отлично помнят речевые образцы и лексические единицы, выученные в начальной школе. В шестилетнем возрасте происходит постепенный переход от игровой деятельности к учебной. При этом игры сохраняют свою ведущую роль. Поэтому дети легко включаются во внеурочную деятельность, примеряя на себя
роли Винни-Пуха или Колобка, Красной Шапочки или Мухи-Цокотухи.

        На начальном уровне обучения постановочные мероприятия могут проводиться на уроках-повторениях и уроках-обобщениях, в виде инсценировок и праздников. Дети дошкольного и младшего школьного возраста хорошо и быстро запоминают то, что интересно и вызывает у них эмоциональный отклик. В процессе увлекательного взаимодействия ребят создаются условия для непроизвольного усвоения материала.

  1. Второй этап — средний уровень обучения (5—8-й классы). Учащиеся на данном этапе уже достигли определенного уровня владения иностранным языком. Внеурочная работа в 5—8-м классах может быть представлена всевозможными соревновательными мероприятиями типа КВНа, «Звездного часа», игры «Самый умный», а также постановками сказок и других произведений зарубежных писателей. Данный этап характеризуется имитационными способностями учащихся, их любознательностью и потребностью в познании нового, необычного. Познание ребенком окружающего мира через иностранный язык, через его культуру помогает на этом этапе сформировать положительную мотивацию к освоению иностранного языка и создать хорошую базу для дальнейшего овладения умениями общения на этом языке.
  2. Третий этап — продвинутый уровень обучения (9—11-й классы). Данный этап имеет огромное воспитательное значение. Совместная работа над подготовкой школьных сценических постановок — это прекрасная возможность дать каждому ребенку шанс проявить свою творческую индивидуальность, ненавязчиво обучая его работать в команде, уважительно и толерантно относиться к мнению одноклассников. Данный этап предполагает проведение научно-практических конференций, олимпиад, творческих вечеров, постановок спектаклей и фестивалей. Учащиеся данного уровня обучения могут быть организаторами общешкольных мероприятий, таких как Рождество или День Святого Валентина.

             На всех этапах обучения, готовясь к внеурочным мероприятиям, огромное внимание следует уделять изучению песен и стихов, рифмованный текст которых помогает легко и быстро усваивать незнакомые слова, позволяет отрабатывать некоторые грамматические структуры, снимать фонетические трудности. На все внеклассные мероприятия ребята приглашают своих родителей, учителей. Присутствие учащихся младших классов будет очень полезно, так как даст возможность учителю заинтересовать их новым предметом и приобщить к проведению праздников.

            Проведение уроков и внеклассных мероприятий в оригинальной, нетрадиционной форме направлено не только на развитие основных видов речевой деятельности, но и на формирование ассоциативного мышления, памяти, навыков общения в коллективе, творческой инициативы школьников.

             Творческий характер заданий, предлагаемых в ходе различных конкурсов, игр и соревнований, способствует лучшему запоминанию и усвоению различных грамматических явлений, расширению лексического запаса, развитию монологической и диалогической речи, а также открывает широкие возможности для индивидуальной работы школьников.

           Каждый из нас, посвятив свою жизнь профессии учителя, выбрал путь постоянного поиска, работы над собой, путь сомнений и беспокойства, необыкновенной требовательности к себе, путь упорного и каждодневного труда -  и только при сложении  всех этих составляющих  можно добиться успеха и удовлетворения от работы.

        Очень часто на уроке солирует учитель. Давайте позволим и ученику спеть хотя бы одну арию. И давайте петь с ним в унисон. И тогда нам, учителям, все реже и реже придется словами известной английской песенки “Are you sleeping, are you sleeping, brother James?” будить ученика, заснувшего от тоски на уроке.

    Когда-то в древности Великий Учитель решил испытать своих учеников, предложив им выбрать для себя мечи. Один из них выбрал лёгкий меч. Надеясь сохранить силы в долгом походе. Другой выбрал длинный меч, надеясь поразить им больше противников с безопасного расстояния. Но самым мудрым оказался третий ученик, который выбрал для себя самый удобный меч, ставший продолжением его руки. Мы, как Великий Учитель, должны дать в руки ученику тот самый удобный меч Знаний, Умений и Навыков, который станет для него необходимой частью жизни.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка и во внеурочное время

     Развитие творческих способностей школьников не возможно без обобщения опыта использования занятий по английскому языку в системе обучения и воспитания. Изучение английского ...

Проектная деятельность на уроках английского языка и во внеурочное время как средство развития познавательной активности и творческих способностей учащихся

Проектная деятельность на уроках английского языка и во внеурочное время как средство развития познавательной активности и творческих способностей учащихся...

Краеведение как средство обучения и воспитания учащихся на уроках английского языка и во внеурочное время.

В статье рассказывается, что невозможно осуществлять реальное общение, не зная традиции и обычай своего края. На уроках английского языка необходимо использовать краеведческий материал....

Эссе по теме «Использование информационных технологий на уроках английского языка и во внеурочное время как средство развития творческого потенциала учащихся»

В течение 2014-2017 учебного года я работала над темой самообразования «Использование информационных технологий на уроках английского языка и во внеурочное время как средство развития творческог...

"Развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка и во внеурочное время"

  В наши дни проблема формирования творческих способностей у подростков в процессе обучения  английскому языку приобретает особую актуальность. В современных условиях педагогического ...