Краеведение как средство обучения и воспитания учащихся на уроках английского языка и во внеурочное время.
статья по английскому языку на тему

Филатова Ольга Робертовна

В статье рассказывается, что невозможно осуществлять реальное общение, не зная традиции и обычай своего края. На уроках английского языка необходимо использовать краеведческий материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краеведение – как средство обучения и воспитания учащихся на уроках английского языка   и  во  внеурочное время.

О.Р.Филатова

МАОУ СОШ  №32 г. Томска, учитель английского языка

       Целью обучения иностранным языкам является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, т.е. способности и возможности осуществлять реальное общение. В  настоящее время такое общение стало и возможным и актуальным, так как многие люди имеют желание и возможность путешествовать по миру и посещать разные страны в деловых целях и для отдыха и общаться с людьми с разными национальными традициями, обычаями и бытом. В этих условиях  человек должен знать культуру и историю, традиции и обычаи своего края, чтобы вести разговор на равных. Не произойдёт диалога двух культур, если люди  затрудняются рассказать о родном крае и его достопримечательностях.

Исходя из этого, возникает необходимость изучения родного края, его истории, культуры, традиций, жизни и быта, т.е. использование регионального и краеведческого компонентов на уроках английского языка. И на уроках английского языка ведется целенаправленная работа по формированию умений представлять свою страну, ее культуру средствами английского языка в условиях межкультурного общения.

      Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие личности, способной и желающей участвовать в разговоре на изучаемом языке, уметь  обмениваться информацией. Краеведческий материал приближает иноязычную коммуникацию к личному опыту учащихся и позволяет им оперировать в учебной беседе  сведениями и фактами из своей жизни, способствует формированию и закреплению у них навыков общения на изучаемом языке.

       Использование местного и регионального материала при обучении иностранным языкам  расширяет кругозор учащихся и  развивает их познавательный интерес, а также помогает в выборе профессии и является одним из средств повышения уровня положительной мотивации учения. Кроме этого,  знание родной культуры и традиций помогает узнать другую культуру, сравнить их и  понять и полюбить другую культуру.

    При  изучении  устных  тем  на  уроках  английского  языка  можно  проводить интегрированные  уроки (английский  -  краеведение,  английский  -  литература)  с использованием  метода  проектов.  Формы  реализации  могут  быть  разными:  экскурсия  по городу,  экскурсия в школьный музей, доклад, презентации.

    Например, в 5 классе, при  изучении  темы «Достопримечательности Лондона»  я провожу беседу о родном городе – Томске, о его достопримечательностях, организую «виртуальную» экскурсию по городу, где сама выступаю в роли гида. Далее учащиеся пишут письмо другу по переписке, приглашают его в Томск, рассказывают об интересных местах города.  На старшей ступени  обучения  учащиеся  сами  могут  проводить экскурсии и создавать буклеты и постеры о Томске, работать над проектами по краеведению, целью которых является формирование  у  обучающихся  умений  и  навыков  устной, разговорной речи на  уроках иностранного языка.

    Метод  проектов  на  уроках  иностранного  языка  с  использованием  краеведческого материала  способствует  формированию у учащихся познавательного  интереса  к  изучению иностранного    языка  и  истории  родного  края,  развитию  самостоятельности,  умения сотрудничать,  развитию  творческих  способностей,  коммуникативных  умений  и  навыков, культуры  общения и рефлексивных  умений.

    Применение в работе  краеведческого материала дает возможность учащимся работать самостоятельно, искать фотографии, картины и информацию в Интернете и посещать городские музеи, школьный музей. Именно самостоятельность в учении является важным образовательным фактором в условиях современной модернизации общества.  В итоге учащиеся создают свои проекты, защищают их, выражают свои идеи. Учитель может использовать современные  эффективные методы обучения: проблемное обучение, метод проектов, ролевые игры, информационные, поисковые, исследовательские технологии, а также создать условия для формирования самооценки обучающихся. 

      Не зная своей родной культуры, не любя ее, нельзя понять и полюбить другую культуру. Только тот, кто чувствует красоту, силу и богатство родного края, кто знает и чтит  обычаи и традиции своего народа и бережно относится к ним, может понять и уважать культуру других народов. Краеведческий материал приближает иноязычную коммуникацию к личному опыту учащихся и позволяет им оперировать в учебной беседе сведениями и фактами из своей жизни, способствует формированию и закреплению навыков общения на изучаемом языке, повышает коммуникативную компетентность учащихся и развивает их речевую активность. Осмысленное понимание учащимися родной культуры важно в процессе становления личности. Основу содержания регионального материала должны составить знания учащихся о регионе, полученные при изучении учебных предметов гуманитарного и естественного циклов. Это географические, исторические, биологические, литературные, искусствоведческие и др. сведения о своем родном крае. Краеведение позволяет значительно расширить и углубить знания и представления детей об окружающем мире, приобрести умения осуществлять краеведческие и иные исследования. Учащимся предоставляется возможность получить и развить практические навыки: самоорганизации и самоуправления, общественной активности и дисциплины.

     Краеведение как дидактическое средство в процессе обучения языку и культуре позволяет говорить  о неразрывной связи процессов обучения и воспитания. Включение данного компонента в содержание обучения иностранному языку и культуре повышает не только качество образования, но и благотворно влияет на мотивацию обучающихся.

Работа с краеведческим материалом  предусматривает разнообразные типы занятий:

1.  самостоятельную работу с книгой и документом;

2.экскурсии;

3.осмотр памятников истории культуры;

4.экспедиции по родному краю;

5.ученические исследования;

6.проектную деятельность;

7.работу предметного кружка;

8.беседы и встречи с интересными людьми;

9.выступления с сообщениями, докладами на уроках,

10.научно-практические конференции;

11.краеведческие исследования природы;

12.создание видеофильма;

              Тематика работы с краеведческим материалом:

1. Земля и люди.

Природа. Климат. Население. Города. Районы.

2. История региона.

Основные этапы. Личности. Памятники.

3. Экономика.

Промышленность. Сельское хозяйство. Полезные ископаемые.

4. Социальная сфера.

Экология. Спорт. Отдых. Средства массовой информации.

 5. Культура.

Литература. Музеи. Театры. Школы. Вузы.

     Учителю необходимо уделять большое внимание согласованию краеведческого материала с программой. Необходимо отбирать материал, который отражает уникальность региона, его неповторимый характер, и в то же время обладает общечеловеческой ценностью, приобщение к которой оказывает положительное влияние на повышение общекультурного уровня учащихся.  Надо обучать школьников умению извлекать и применять на уроке иностранного языка информацию, получаемую при изучении географии, истории, литературы, биологии и других предметов. Учащиеся пользуются учебниками по краеведению, рекламными изданиями, прессой, различными картами: физической, климатической, Интернетом. Работа с краеведческим материалом может быть частью, этапом урока, отдельным уроком, иметь более широкие  временные рамки (проектный день, проектная неделя). Результаты работы могут быть представлены в своём классе, показаны в параллели или в младших классах, могут быть адресованы родителям, публиковаться в печати и т.д.

     Работу над краеведческим материалом можно начинать уже в начальной школе, так как темы обучения повторяются в последующие годы на продвинутом, расширенном уровне.

                  Список использованной литературы:

  1. Сороковых Г.В. Давыдова О.В. Региональный компонент культуры как составляющая содержания обучения иностранному языку.//Иностранные языки в школе. -2007.-№1.
  2. Иванова Н.Н. Чудилова А. И. Вилкова Н.Д. Использование краеведческого материала в обучении иностранному языку. Метод проектов. // Иностранные языки в школе. -2006.-№4.
  3. Годунова Н.А. Использование краеведческого материала для повышения мотивации при обучении иностранным языкам. // Иностранные языки в школе. -2006. - №7.
  4. Шишова И.Е. Проектные работы в обучении одаренных детей иностранному языку. //Иностранные языки в школе. – 2008.-№1.
  5. Топленкина И.П. Региональный компонент на уроках иностранного языка. //Иностранные языки в школе.- 2007.-№3.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность учащихся на уроках английского языка и во внеурочное время.

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и ...

Краеведение-средство обучения и воспитания учащихся на уроках немецкого языка

Включение краеведческого компонента в содержание обучения иностранным языкам и культуре стимулирует не только интерес детей и изучению иностранного языка, но и развивает самостоятельность,активность к...

Краеведение - как средство обучения и воспитания учащихся на уроках иностранного языка.

Обновление содержания обучения иностранным языкам и культурам в средней школе - один из важнейших вопросов подготовки к реальной межкультурной коммуникации...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В рамках реализации ФГОС нового поколения актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и приемов, которые формируют у школьников навыки са...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В рамках реализации ФГОС нового поколения актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и приемов, которые формируют у школьников навыки са...

Метод проектов как средство развития познавательной активности учащихся на уроках английского языка и во внеурочное время

Луткова Ирина ВитальевнаМуниципальное автономное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №10» города Когалыма...