ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья на тему

Богиня Татьяна Николаевна

       В рамках реализации ФГОС нового поколения актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и приемов, которые формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения делать выводы, строить умозаключения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_boginya_t.n.docx24.11 КБ

Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

       В рамках реализации ФГОС нового поколения актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и приемов, которые формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения делать выводы, строить умозаключения.

      В основе стандартов второго поколения лежит системно-деятельностный подход, в основе которого предусматривается участие ребенка в учебном процессе в качестве субъекта учения, когда знания не преподносятся в готовом виде, а самостоятельно добываются в ходе проектной и исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время.

     По нашему мнению, способов развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка много, но собственная исследовательская практика и создание своих проектов - один из самых эффективных.

В настоящее время исследовательская и проектная деятельность начинается в начальной школе. Дети младшего школьного возраста по своей природе исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских проектах. Особенностью организации такой деятельности является то, что в ней могут участвовать не только одаренные обучающиеся, но и школьники, имеющие низкий уровень знаний. Необходимым условием является то, что проектно-исследовательская деятельность стала для обучающегося интересным, захватывающим процессом.

     Осваивая данный вид деятельности, мы пришли к выводу, что использование исследовательского и проектного методов в обучении английскому языку в начальной школе способствует развитию интеллектуальной сферы личности, формированию умений и навыков самообразования, позволяют использовать на уроках английского языка элементы дискуссии, где обучающиеся высказывают свои мнения с учетом особенностей культур разных англоговорящих стран.

       Организация исследовательской и проектной деятельности по английскому языку проводится нами в начальной школе как на разных уровнях и в разных формах. Прежде всего, это урочная деятельность школьников. В качестве творческих домашних заданий младшим школьникам предлагается подготовка сообщений, поиск ответов на вопросы, написание мини сочинений, составление кроссвордов и вопросов для одноклассников и т. п.

        В качестве примеров урочной учебно-исследовательской деятельности учащихся выступают проблемные уроки; уроки-проекты; уроки-дискуссии. 
Внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности- это проектная работа по интересам (2-4-е классы), подготовка и участие в олимпиадах разных направлений, конференциях. 

       В качестве видов исследовательской деятельности мы выделяем: 
1. Групповую  работу, когда представители групп готовят сообщения по темам. Учащиеся со слабой подготовкой имеют возможность воспользоваться предложениями подстановочной таблицы при составлении своего небольшого высказывания. 

2. Лабораторные работы. Проведение анализа о том, как правильно составить вопрос на английском языке или рассмотрение порядка слов в различных типах английского предложения. 

3. Кейс-технологии. Кейс-метод или кейс-технологии (обучение на примере конкретных случаев). Сущность этого способа обучения заключается в том, что учащимся предлагаются конкретные ситуации, которые обсуждаются на занятиях и служат основой дальнейшей исследовательской деятельности. 
       На протяжении многих лет мы используем проектную методику на уроках английского языка. Выбор этого метода в нашей работе с обучающимися, во-первых, обусловлен тем, что он позволяет учащимся наиболее полно реализовать их способности и интересы, то есть речь идет о реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Вторая причина связана с особенностями иностранного языка, как учебного предмета, который определяет его ярко выраженный межпредметный характер. Третья причина выбора данного метода  связана с особенностью нашего образовательного учреждения. Среди учащихся большой процент способных и одаренных детей с высокой мотивацией к учебе, к исследовательской деятельности. Важно не растерять этот интеллектуальный потенциал, а всемерно его развивать.

        Работая по углубленной программе изучения английского языка, младшим школьникам уже со2 класса предлагаются задания, которые предусматривают выполнение проектов. Так, работая над темой «Meet the Family»,ученики рисуют портрет своей семьи, создают свое семейное дерево и рассказывают о членах семьи. В 3-4 классах обучающиеся начинают работать с научно-популярными текстами, Интернетом и решают конкретные проблемы, а также проводят небольшие исследования частично-поискового характера, результаты которых оформляются, в основном, в виде проектов и презентаций. Так, изучив тему «Clothes»и «Nature» в третьем классе, мы предложили ребятам проекты «My favourite season»и «School uniform», поскольку большинство учащихся предпочитают работать индивидуально, чтобы рассказать о своих предпочтениях. А после изучения темы “The discovery of America” учащиеся подготовили рисунки и коллективные проекты (4 класс). 
       В основном большинство проектов выполняются в ходе итоговых уроков, когда по результатам их выполнения, оценивается усвоение учащимися определенного учебного материала. При оценке готового проекта мы обращаем внимание не только на правильное использование языка. Важным стимулом для развития личности учащегося является степень творчества и оригинальность при выполнении проекта. Кто-то из ученых удачно высказался по этому поводу: "Если в конце исследования не видно начала следующего - значит, исследование не доведено до конца". 

       Навыки, полученные в работе над проектом, помогают детям начальной школы успешно справляться с проблемными заданиями на уроках,  уверенно чувствовать себя на конференциях, не бояться публичных выступлений, отстаивать собственное мнение и позицию. Работа над исследовательским проектом прививает вкус к научной работе.

       В заключение следует отметить, что научно-исследовательская работа в школе - это одна из самых позитивных форм работы с учащимися, которая становится неотъемлемой частью содержания начального образования.

Список используемой литературы:

  1. Хуторский А.В. Развитие одарённости школьников: Методика продуктивного обучения.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 320с.
  2. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации для учителя. Проекты. Автор составитель В.Ф. Феоктистова. - Издательство "Учитель" Волгоград, 2010.
  3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Пособие для учителя. - Самара: Издательство "Учебная литература".
  4.  Белова С.А. Технология исследовательской деятельности по иностранному языку в обучении учащихся
  5.  Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151-157 
  6. Особенности организации научно-исследовательской работы с учащимися старших классов по иностранному языку
  7.   Савченко Н.А. Метод проектов в обучении английскому языку учащихся среднего этапа обучения общеобразовательной школ.- http://www.ioso.ru/distant/library учреждений. 
  8.  Стрельникова Т.Д. Обучение с помощью кейс-технологий Ж «Справочник заместителя директора школы» №4 2009 .- М.: АРКТИ.2006. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность учащихся на уроках английского языка и во внеурочное время.

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и ...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В рамках реализации ФГОС нового поколения актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и приемов, которые формируют у школьников навыки са...

Работа с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочное время в начальной школе

РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...

«Формирование коммуникативной компетенции в межкультурной коммуникации у учащихся на уроках английского языка и во внеурочное время»

Выпускная работа слушателя курсов группы ИНО-2 учителя английского языкаМОУ Новоульяновской средней общеобразовательной школы №2 Шайдуллиной З.Ф....

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Отличительной особенностью ФГОС является его направленность на стратегию социального проектирования и конструирования. Учебный проект - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в групп...