ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
методическая разработка по немецкому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

 Малышева Татьяна Владимировна

Отличительной особенностью ФГОС является его направленность на стратегию социального проектирования и конструирования. Учебный проект - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Малышева Татьяна Владимировна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа №7», город Абакан

Отличительной особенностью ФГОС является его направленность на стратегию социального проектирования и конструирования, переход от ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции.

Учебный проект с точки зрения учащегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей [1].

Проект — это возможность для учащихся выразить свои собственные идеи в творчески продуманной форме. Е.С.Полат предлагает следующую типологию проектов: исследовательские проекты, творческие проекты, ролево-игровые проекты, информационные проекты, практико-ориентированные. По признаку предметно-содержательной области проекта Е.С.Полат выделяет: монопроекты (они проводятся в рамках одного предмета) и межпредметные проекты [2].

Важно соблюдать, организуя работу на уроках иностранного языка,  следующие условия:

- тематика проектов должна быть связана как со страной изучаемого языка, так и со своей страной;

 - учащихся нужно ориентировать на сопоставление, сравнение событий, фактов из истории, жизни людей разных национальностей, разных стран, подходов к решению тех или иных проблем и т.д.;

- нужно ориентировать учащихся на использование  аутентичных источников информации;

-темы должны быть интересны  и близки учащимся.

В учебниках  немецкого языка  Бим И.Л. с  6-го класса к каждой теме учебника есть раздел «Проекты, Проекты». Начиная новую тему, я знакомлю учащихся с проектами, какие они могут выбрать по данной теме. Проекты в 5-6 классах являются в основном краткосрочными. В 5 классе ученики с удовольствием работают над проектами «Немецкий замок», «Моё любимое домашнее животное», «Моя комната» и т.д. В 6 классе защищают проект «Желаемое расписание уроков», «Школа будущего», «Желаемый распорядок дня».  В 7 классе ученики защищают проекты по темам: «Любимый город», «Немецкий город», «Транспорт большого города», «Деревня будущего»,  «Машина будущего». В 8 классе  - проект «Немецкие города», проект  «Здание школы будущего и т.д.  В 9 классе учащиеся защищают проекты «Моя фирма»,  «Проблемы молодежи», «Мой идеал» и т.д.  Ученики всех классов принимают активное участие в проектах «Праздники в Германии». Ученики 5-6 классов любят проект-театр. Они сами диалогизируют немецкие сказки, делают маски. На младшей ступени обучения немецкому языку учащиеся делают краткосрочные проекты, простые по оформлению.

Особое внимание я уделяю исследовательским проектам. Исследовательские проекты имеют  продуманную структуру, цели,  актуальность предмета исследования. Например, проект «Немецкие и русские скороговорки глазами учащихся школы №7». Учащиеся сравнивают и анализируют немецкие и русские скороговорки.  Продукты проекта – рисунки, буклеты, мини-книжки, презентации.

Анализ проблем при изучении иностранного языка в школе мотивировал к созданию проекта «Открой окно в мир без границ». Проект основан на общении с носителями языка с помощью электронной почты, также проведение внеклассных мероприятий, участие в различных проектах. Переписка с носителями языка, с представителями других стран (США, Индия, Швейцария, Япония и т.д.), владеющими немецким языком, побуждает к взаимодействию, способствует развитию межкультурной компетенции, повышает мотивацию учения. Аутентичные материалы переписки учащиеся используют при написании исследовательских работ, для участия в различных конкурсах, проектах. Сравнивая культуру, традиции, обычаи других стран с культурой, традициями, обычаями своей страны, учащиеся узнают много  и о своей стране.

Например, учащиеся сравнивают свадебные традиции в США, России и Хакасии, суеверия в Германии и России, прозвища в немецких и русских сказках, происхождение немецких и русских фамилий  и т.д. Материалы переписки позволяют учащимся лучше понять национальный характер людей, их интересы.

Диалог культур – это способ осознания своей культуры, которая лишь при наличии другой культуры обретает индивидуальность и самобытность. Поэтому очень важным является развитие у учащихся межкультурной компетенции.

Метод проектов нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более адаптированным к жизни, к изменяющимся условиям.

Библиографический список

1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2005. — 112 с.

2. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. Иностранные языки в школе. 2000. - № 2, 3.

© Т.В.Малышева, 2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация творческой деятельности учащихся на уроках немецкого языка

Применение проектной методики и ИКТ на уроках иностранного языка для творческого развития учащихся....

Организация разных видов проектной деятельности учащихся на уроках немецкого языка как форма воспитания творческой личности.

Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности л...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В рамках реализации ФГОС нового поколения актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и приемов, которые формируют у школьников навыки са...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В рамках реализации ФГОС нового поколения актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и приемов, которые формируют у школьников навыки са...

Проектная деятельность учащихся на уроках немецкого языка

В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие кр...

Из опыта работы о проектной деятельности учащихся на уроках немецкого языка.

Обновление целей и содержания обучения иностранным языкам влечет за собой обновление образовательных технологий. Широкое использование вновь получила  проектная деятельность, когда учащимся ...

Проектная деятельность учащихся на уроках немецкого языка по теме " Was soll ich werden?" (Кем быть?)

Представленные учащимися в итоге проектной работы сочинения получились  оригинальными, эмоционально окрашенными. Рассказы демонстрируют степень полноты представления ребят о своих будущих професс...