Мастер класс по теме «Активные формы работы на уроках математики как фактор ведущих умений и навыков учащихся» на примере темы «Многогранники»
презентация к уроку по геометрии (10 класс) по теме

         На мой взгляд, наиболее глубокие знания учащиеся получают на экспериментальных уроках-исследованиях, посвящённых изучению новой главы или  темы, т.к. такие уроки позволяют решать не только образовательные, но и другие задачи: развивать наблюдательность, умение анализировать, сравнивать, делать логические выводы и, что очень важно, проявлять самостоятельность в поиске решения.А для этого важно создать условия для развития творческой, критически мыслящей личности, способной найти своё место в жизни, адаптироваться в обществе. В связи с этим и методы обучения должны изменяться, чтобы способствовать развитию творческих способностей учащихся, развивать логическое мышление и исследовательские навыки, формировать умение самостоятельно работать. При выполнении работы учащиеся должны обменяться полученными результатами, подвести итоги и сделать выводы. Таким образом, развиваются навыки культурного диалога, умение отвечать на вопросы оппонентов, излагать и обосновывать свою точку зрения, отстаивать правоту суждений, анализировать результаты. Причём те навыки и умения, которые учащиеся приобретают на таких уроках по математике, затем успешно используются и на других уроках. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Слайд№1Тема: «Активные формы работы на уроках математики как фактор ведущих умений и навыков учащихся» на примере темы «Многогранники»

  Слайд№2  Цель.

  Слайд№3                  

«Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы – пустота, обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити.

  Не отягощайте детей мёртвым грузом фактов, обучите их приёмам и способам, которые помогут им постигать.

  Не судите о способностях по лёгкости усвоения.

Успешнее и дальше идёт тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствия.

Любовь к познанию – вот главное мерило»

                                                                 Антуан де Сент-Экзюпери (эссе «Цитадель»)

   На мой взгляд, наиболее глубокие знания учащиеся получают на экспериментальных уроках-исследованиях, посвящённых изучению новой главы или  темы, т.к. такие уроки позволяют решать не только образовательные, но и другие задачи: развивать наблюдательность, умение анализировать, сравнивать, делать логические выводы и, что очень важно, проявлять самостоятельность в поиске решения. А для этого важно создать условия для развития творческой, критически мыслящей личности, способной найти своё место в жизни, адаптироваться в обществе. В связи с этим и методы обучения должны изменяться, чтобы способствовать развитию творческих способностей учащихся, развивать логическое мышление и исследовательские навыки, формировать умение самостоятельно работать. При выполнении работы учащиеся должны обменяться полученными результатами, подвести итоги и сделать выводы. Таким образом, развиваются навыки культурного диалога, умение отвечать на вопросы оппонентов, излагать и обосновывать свою точку зрения, отстаивать правоту суждений, анализировать результаты. Причём те навыки и умения, которые учащиеся приобретают на таких уроках по математике, затем успешно используются и на других уроках.

         Готовясь к уроку, я подбираю материал к нему и такие  формы работы, чтобы обеспечить мыслительную деятельность каждого ученика каждую минуту.

        Я считаю, что наиболее качественное усвоение изучаемого материала может происходить только при осуществлении каждым учеником самостоятельного, вдумчивого изучения материала и осмысления содержащихся в нем фактов, примеров и вытекающих из них правил, законов, выводов.

        Основная суть моего метода заключается в следующем:

- довести в доступной форме  теоретический материал на уроке;

- мотивировать заинтересованность учащихся к самостоятельной работе;

- провести исследование по усвоению новых знаний;

      Я продемонстрирую основные приёмы моей работы из личного опыта.

   При прохождении темы «Многогранники» на уроке геометрии в классе возникла небольшая проблемная ситуация. Часть учеников заявила, что данная тема на их взгляд не является интересной и достойной внимания и не считают её важной для изучения.

Слайд №4  В связи с этим я решила провести социологический опрос среди учеников до изучения темы и после и сравнить полученную рефлексию.

   Вот и сейчас для наглядности я предлагаю уважаемым слушателям разбиться на три группы. Первая группа выступит в роли адвокатов новой темы, вторая группа выступит в роли оппонентов, то есть попытается показать данную тему малозначимой. Третья группа попытается представить и нарисовать какие объекты в нашем мире могут состоять из многогранников.

 Слайд №5  Предлагаю группам ответить на следующий вопрос:

Как вы считаете могут ли многогранники занимать самое важное место в изучении мира, вселенной?

Бытует мнение, что многогранник  непонятно зачем усложненная фигура которую можно было бы разбить на более простые и приемлемые фигуры, для лучшего понимания окружающего мира. А что считает по этому поводу 2 группа. Нам также интересно узнать мнение 1 группы.

Также говорят, что идеально правильные формы в природе возможно и не встречаются и все мерить многогранниками неправильно.  А что считает по этому поводу 2 группа. Нам также интересно узнать мнение 1 группы.

А чтобы подробнее разобраться в этом сформулируем следующие вопросы:

Слайд №6, 

  1. Попробуйте представить и сформулировать своими словами, Что такое многогранник?

Слайд №7 Определение многогранника звучит так

Сформулируем следующий вопрос

Слайд №8

  1. Как вы считаете какие бывают на ваш взгляд многранники?

Вы правы  всего существует:

Слайд №9

А также

Слайд №10

Отсюда вытекает следующий вопрос

  1. Как вы считаете где встречаются многогранники и в каких областях могут применяться?

Слайд №11

Вы абсолютно правы, также многогранники встречаются

Слайд №12-23

Итак мы подошли к заключительному вопросу

Слайд №24

  1.  Все ли в мире состоит из многогранников и узнали ли мы для себя что то новое и интересное о окружающем мире?

После более подробного рассмотрения темы «Многогранники» я убедилась, что и учащиеся поменяли своё мнение о данной теме.

 Слайд №25- Слайд №26

А теперь посмотрим результаты работы 3 группы.

 Слайд №27  Вывод.

Слайд №28   Рефлексия:

как  чувствовали себя на уроке; было ли комфортно ваше настроение на уроке;  довольны ли вы.

 насколько комфортно работалось в группе;

 затруднялись ли в общении.

 нужен ли  этот материал (интересен, развивает ли, пригодится ли дальше);  

 



Подписи к слайдам:

Мастер-класс «Активные формы работы на уроках математики как фактор ведущих умений и навыков учащихся» (из опыта работы учителя математики Белоконь Н.В. на примере прохождения темы «Многогранники»)
Цель: формирование представления о многогранниках в окружающей среде; воспитание творческой личности и создание условий для ее самореализации. Задачи: изучить основные типы многогранников;показать области использования многогранников;исследовать взаимосвязь свойств многогранников и их распространение.
«Не снабжайте детей готовыми формулами,формулы – пустота, обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мёртвым грузом фактов,обучите их приёмам и способам, которые помогут им постигать. Не судите о способностях по лёгкости усвоения.Успешнее и дальше идёт тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствия.Любовь к познанию – вот главное мерило»
Антуан де Сент-Экзюпери (эссе «Цитадель»):
Вопросы опросника:1.Считаете ли вы тему «Многогранники» одной из важных и интересных в разделе «Стереометрии»? 2.Считаете ли вы необходимым применение в архитектуре и живописи многогранных фигур?»
50% ответили положительно, обосновав ответ тем, что многогранники таят в себе некую загадочность и утончённость.
20% не дали ответа, сказав что об этом никогда не задумывались.
30% сказали, что им не важно какая фигура используется, или её нет вообще – главное, чтобы было красиво.
Как вы считаете, могут ли многогранники занимать одно из самых важных мест в изучении мира, вселенной?
Что такое многогранник?
I вопрос

ВЫПУКЛЫЕ
НЕВЫПУКЛЫЕ
II вопрос
Какие бывают многогранники?
Многогранники
Существуют только пять правильных многогранников
Тетраэдр
Икосаэдр
Октаэдр
Додекаэдр
Гексаэдр
Звёздчатые многогранники (тела Кеплера - Пуансо)


Подписи к слайдам:

III вопрос
Где встречаются многогранники и в каких областях могут применяться ?
Форму правильных тел, по-видимому, подсказала древним грекам сама природа:1) Кристаллы поваренной соли имеют форму куба;2) Правильная форма алмаза – октаэдра;3) Кристаллы пирита – додекаэдра.
1
2
3
Многогранники в природе
Правильные многогранники - самые выгодные фигуры. Кристаллы некоторых знакомых нам веществ имеют форму правильных многогранников. Так, куб передает форму кристаллов поваренной соли NaCl, монокристалл алюминиево-калиевых квасцов (KAlSO4)2 12Н2О имеет форму октаэдра, кристалл сернистого колчедана FeS имеет форму додекаэдра, сурьмянистый сернокислый натрий – тетраэдра, бор – икосаэдра. Правильные многогранники определяют форму кристаллических решеток некоторых химических веществ.
В географии – многогранники занимают важное место в исследовании залежей полезных ископаемых, которые тянутся вдоль икосаэдровододекаэдровой сетки .
Многогранники в географии
Многогранники в биологии
Интересно, что именно икосаэдр оказался в центре внимания биологов в их спорах относительно формы вирусов. Чтобы установить форму вируса, брали различные многогранники, направляли на них свет под теми же углами, что и поток атомов на вирус. Оказалось, что только один многогранник дает точно такую же тень – икосаэдр . Его геометрические свойства, о которых говорилось выше, позволяют экономить генетическую информацию.
Вирус герпеса
вВирус герпеса
Скелет одноклеточного организма феодарии ( Circjgjnia icosahtdra )
Многогранники в медицине
Усечённый октаэдр нейтрализует энергетическое воздействие извне, повышает уровень энергетики головного мозга, помогает в работе на интуитивном уровне и очищает энергетическую структуру места в радиусе 500 м; икосаэдр со стороной 5 см устраняет психологические зависимости, восстанавливает биоструктуру, гармонизирует личность, очищает структуру места в радиусе 100 м; десятигранная пирамида защищает от излучений техногенного свойства, активизирует саморегуляцию организма, восстанавливает энергообмен человека, усиливает энергетику человека, повышает энергетический уровень места (70 м), восстанавливает эндокринную систему человека, нейтрализует геомагнитные излучения, гармонизирует взаимоотношения между людьми.Своеобразная форма многогранников позволяет накапливать энергию и передавать ее владельцу. Положительно влияет в основном на психику и поведение.
Многогранники в быту
Усеченный икосаэдр(футбольный мяч)
кубик рубика
пирамида Мефферта
Многогранники в декоративном искусстве
Надгробный памятник в кафедральном соборе Солсбери
Титульный лист книги Ж. Кузена «Книга о перспективе»
САЛЬВАДОР ДАЛИ
Картина известнейшего художника Сальвадора Дали «Тайная вечеря». На ней изображён Христос со своими двенадцатью учениками. Сальвадор показал их сидящими в огромном полупрозрачном додекаэдре. Многие века учёные искали разгадку такому странному изображению сцены из библии и пришли к выводу, что этим художник хотел показать Вселенную, бесконечность и, конечно же, духовность. Вот так, с помощью простой геометрической фигуры Сальвадор Дали скрыл огромный смысл.
Многогранники в живописи
• Ещё с давних времён зодчие использовали многогранники в строительстве различных архитектурных сооружений. Эти геометрические фигуры казались людям таинственными и завораживающими, им отдавалось высокое предпочтение, что видно из примера египетских пирамид, построенных ещё в древнейшие времена простыми рабами своим фараонам. Что так влекло простой народ к этим удивительным фигурам, не известно и по сей день, и учёным остаётся только предполагать.
Пирамида Хеопса


Подписи к слайдам:

Здание ПентагонаСША
Торговый центрГермания
Школа №16с. Александровское
Жилой комплексг. Ставрополь
Коттеджг. Ставрополь
IV вопрос
Все ли в мире состоит из многогранников и узнали ли мы для себя что то новое и интересное о окружающем мире?
Вопросы опросника:1.Считаете ли вы тему «Многогранники» одной из важных и интересных в разделе «Стереометрии»? 2.Считаете ли вы необходимым применение в архитектуре и живописи многогранных фигур?»
84% ответили положительно, обосновав ответ тем, что многогранники таят в себе некую загадочность и утончённость.
4% не дали ответа, сказав что об этом никогда не задумывались.
12% сказали, что им не важно какая фигура используется, или её нет вообще – главное, чтобы было красиво.
Сегодня мы увидели, что Все в мире состоит из многогранников. Изучив огромное количество литературы, познакомившись с различными понятиями, относящимися к данной теме, я пришла к выводу, что именно активными формами работы на уроках можно привить интерес к самостоятельной и исследовательской работе самих учащихся, преподнести изучаемый материал в привлекательных тонах.
Рефлексия:

Ну совсем непонятно!
Рефлексия:
Я в затруднении!
Рефлексия:
Отлично! Очень интересно!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме «Активные формы работы на уроках математики»

    В общем объёме  знаний,  умений  и  навыков,  получаемых  учащимися  в средней  школе,  важное  место  принадлежит...

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ. Выполнила учитель математики МБОУ усть-удинская сош №2БЕЗНОСОВА АННА ИВАНОВНА Без хорошо продуманных методов обучения трудно организов...

Активные формы работы на уроках математики в коррекционной школе

В общем объёме знаний, умений и навыков, получаемых учащимися в средней школе, важное место принадлежит математике, которая широко применяется при изучении других предметов и в практической деятельнос...

«Активные формы работы на уроках иностранного языка как фактор развития учебных умений и творческой активности учащихся»

В данной работе рассмотрены традиционные и натрадиционные формы работы на уроке английского языка...

Мастер-класс по проведению игровых форм работы на уроках русского языка с использованием ИКТ

Мастер-класспо проведению игровых форм работы на уроках русского языка с использованием ИКТ...

Статья "Формирование коммуникативных компетенций обучающихся на основе активных форм работы на уроках математики".

Статья основана на личном опыте работы. Готовилась для проведение методического семинара городского уровня. Содержит виды работы с детьми, спомощью которых можно развивать коммуникативные компетенции....

Активные формы работы на уроке математики.

Большая умственная нагрузка на уроке математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Некоторые приемы изложе...