Мастер-класс по проведению игровых форм работы на уроках русского языка с использованием ИКТ
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Ветлугина Ирина Владимировна
Мастер-класс
по проведению игровых форм работы
 на уроках русского языка 
с использованием ИКТ
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальность: игровые формы работы с использованием ИКТ на уроках русского языка и литературы повышают интерес к изучению предмета, активизируют познавательную деятельность учеников, развивают их творческий потенциал, позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу.

Компьютерные технологии могут использоваться  как в урочной, так и во внеурочной деятельности: как справочный материал, как средство наглядности, средство организации проблемной ситуации, способствующее исследовательской работе учащихся.

Цель мастер-класса: поделиться опытом организации игровых форм с использованием ИКТ на уроках русского языка;

повторение и обобщение изученного материала по теме «Лексика. Фразеология. Орфоэпия» в нетрадиционной форме.

Задачи:

Образовательные:

- формировать умение применять полученные знания на практике;

- закрепить понятие о лексикологии, фразеологии и орфоэпии как разделах русского языка.

Развивающие:

- развивать творческое мышление, активность учащихся;

- развивать умение работать в группах.

- совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся.

Воспитательные:

- привить любовь к слову, повысить интерес к изучению русского языка;

         - воспитывать бережное отношение к родному языку.

Планируемые результаты:

Предметные:  закрепить понятие о лексикологии и фразеологии, орфоэпии как разделах русского языка.

         

Метапредметные:

         Познавательные: самостоятельно создают способы решения проблем поискового характера, используют прием моделирования;

         Регулятивные: ставят учебные задачи, проводят контроль; сравнивают свою работу с эталоном;

Коммуникативные: сотрудничают в поиске и сборе информации, оценивают действия партнёра, учатся учитывать позицию собеседника, работают в группе, осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; аргументация своего мнения.

Личностные: осознание ответственности за написанное, расширение кругозора, осознание значения слова в культурологическом контексте.

Практическая ценность: возможность использования материала на уроках рефлексии  в 6 классе, а также на уроках актуализации знаний в старших классах. Представленные задания  (орфоэпия, склонение числительных, фразеологизмы) способствую подготовке к устному собеседованию и ОГЭ по русскому языку.

Тип урока: обобщающий урок  в форме игры с использованием ИКТ

Оборудование (средства обучения): компьютер, проектор, м/м презентация

Форма работы: групповая.

 

Ход урока:

Зощенко писал: «Если я искажаю иногда язык, то условно, поскольку мне хочется передать нужный мне тип…». 

В его языке запросто могли встретиться такие выражения, как «брунеточка», «вкапалась»,  «для скусу»,  «эта пудель»,  «животная бессловесная»,  «у плите»  и т. д. Именно этим писатель и добивался комического эффекта и небывалой популярности среди обычных людей.

Но мы люди нового времени, которое предъявляет к нам совершенно иные требования.  И имеет ли право современный человек выражаться, не соблюдая норм литературного языка?  Благодаря языку люди могут общаться между собой, передавать нужную информацию друг другу, выражать свои мысли, чувства, пожелания.   Существует выражение: «встречают по одежке…». Мы  же по аналогии с данным выражением можем утверждать, что по  тому, как человек говорит, с первых минут складывается наше первое впечатление о нем.

Русский язык содержит в себе множество тайн и загадок, больше всего такого неясного, странного в строительных материалах языка, то есть в словах как таковых, во фразеологизмах, в текстах. Поэтому сразу же вы окунаетесь в слово и его тайны…

          Представляем вам самую грамотную викторину: «Грамотеи».

Я предлагаю вам разделиться  на 2 команды. (дать им название)

  1. Первый конкурс  называется: «Азбукиведи»

Перед вами 6 однокоренных слов. Эти слова нужно расставить в алфавитном порядке. За каждое правильное место 1 балл. За скорость +1,  если в ответе не будет ошибок

Добро

Добродетель

доброжелатель

добропорядочность,

          доброта

          добротность

  1. А вы считаете, вы хорошо считаете? Если вы считаете, что хорошо считаете, то мы продолжим. Конкурс называется: «Посчитай меня, если сможешь».

Важно уметь склонять и выговаривать числительные:

1 балл за один правильный ответ

+1 балл за скорость

На экране вы видите 4 числительных, которые необходимо поставить в одну из падежных форм.

Р. П. 218 двухсот восемнадцати

Т. П. 134 ста тридцатью четырьмя

Д.П.  395 тремстам девяноста пяти

П. п. 645 о шестистах сорока пяти

  1. Следующий этап называется: «Лепота» .  Необходимо дать толкование устаревшим словам

Что означает слово лясы?

Точить лясы

Что сидишь без дела да лясы точишь?

Значение. Пустословить, заниматься бесполезной болтовней, сплетничать.

Происхождение. Лясы (балясы) - это точеные фигурные столбики перил у крылечка; изготовить такую красоту мог только настоящий мастер. Наверное, сначала «точить балясы» означало вести изящную, причудливую, витиеватую (как балясы) беседу. А умельцев вести такую беседу к нашему времени становилось меньше и меньше. Вот и стало это выражение обозначать пустую болтовню. Другая версия возводит выражение к значению русского слово балясы - россказни, украинского баляс - шум, которые восходят непосредственно к общеславянскому «рассказывать».

 

Канитель

Теперь пропали, он будет тянуть канитель, пока мы сами не откажемся от этой затеи.

Значение. Медлить, затягивать какое-либо дело, говорить однообразно и нудно.

Происхождение. Канитель - тончайшая золотая, серебряная или медная нить, которой вышивали галуны, аксельбанты и прочие украшения офицерских мундиров, а также ризы священников и просто богатые костюмы. Ее изготовляли кустарным способом, раскаляя металл и осторожно вытягивая клещами тонкую проволоку. Процесс этот был чрезвычайно длительным, медленным и кропотливым, так что со временем выражение «тянуть канитель» стало относиться ко всякому затяжному и однообразному делу или разговору.

Лыко (лыко не вяжет)

Замечательное чисто русское народное выражение. Лыко в стародавние времена было довольно распространенным поделочным материалом. Из него шили лапти, плели корзины, изготовляли разные подстилки. Все эти изделия получались методом плетения из полосок лыка – естественной прослойки между корой дерева и его стволом. Лыко есть у всех деревьев, но самое подходящее  для поделок именно липовое лыко.

Кисейная (барышня).

Это выражение появилось в XIX веке от слова кисея — дорогая и чрезвычайно лёгкая, прозрачная бумажная ткань полотняного переплетения, которая изначально предназначалась на драпировки, занавесы и т. п. В такую материю и приоделись провинциальные молодые дворянки, привнеся загадочность и экзотичность в свой образ. Таким образом, «кисейная девушка» — это модница.

  1. Теперь конкурс: «Ударь меня, если сможешь» . У каждой команды три слова. Расставьте ударение в словах, за каждую правильную позицию команда получает 1 балл.

включИшь

откУпорить

углубИть

чЕрпать

завИдно

кровоточИть

мастерскИ

  1. Следующий этап: «Где логика?». Перед вами на экране будут представлены картинки, по которым вы должны угадать фразеологизм.

Скатертью дорогаКартинки по запросу фото скатерть

 Картинки по запросу фото дорога

Вилами по воде писано

Картинки по запросу вилы для сена фотоКартинки по запросу вода фото

 Картинки по запросу писать фото

Надуть губыКартинки по запросу надуть  фото

Картинки по запросу губы фото

Точить зубКартинки по запросу точить  фото

 Картинки по запросу зуб  фото

Дуть на воду, обжегшись на молокеКартинки по запросу дуть фотоКартинки по запросу вода фотоКартинки по запросу обжегся фото

 

Картинки по запросу обжечься на молоке фото

Остаться с носомКартинки по запросу удивление фото

 

Картинки по запросу нос фото

  1. Переходим к следующему конкурсу: «Пан или пропал!». Вам предстоит назвать, что вы  увидели на картинке и правильно записать слово. Отвечает первой та команда, у которой будет готов ответ. Пожалуйста, поднимайте руку.

Картинки по запросу аккомпанемент  музыка фото

Аккомпанемент

Картинки по запросу силуэт фото Похожее изображениеКартинки по запросу силуэт фотоСилуэт

Картинки по запросу жонглер фотоЖонглер

Далее идет подсчет баллов. Объявляются победители.  

Спасибо за игру! Все выступили достойно!

Эпистолярный жанр актуален снова. Люди пишут смс, длинные посты, короткие комментарии. Следовательно,  писать нужно грамотно. Хотите стать королем смсок и магистром постов, играйте в викторину «Грамотеи»! Живите и пишите без ошибок!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые формы на уроке русского языка в 7-ом классе

Для работы на уроках русского языка...

Использование игровых форм на уроке русского языка.

Конспект урока по русскому языку. 7 класс....

Мастер-класс по теме «Повышение качества знаний на уроках химии с использованием информационно - коммуникационной технологии».

В Концепции модернизации российского образования на период до 2016 года поставлена важная задача: «подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, где с...

Игровая форма на уроках русского языка

Как сделать русский язык интересным, занимательным и любимым предметом для ребенка? Этот вопрос волнует каждого учителя и, конечно, всем известно, что без игровых заданий здесь не обойтись.Давайте пон...

Из опыта работы. Игровые формы на уроках русского языка.

Материал может быть использован учителями на уроках как изучения нового материала, так и во внеурочной работе по предмету....

Выступление на семинаре Районного методического объединения учителей русского языка и литературы.Мастер-класс "Приемы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"

«Приёмы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы» Цели мастер-класса: • Продемонстрировать некоторые методические приемы личностно- ориентированной техноло...