Мастер-класс по теме: «Технология игровой деятельности на уроках географии, как фактор формирования ключевых компетенций учащихся в рамках перехода на ФГОС»
учебно-методический материал ( класс) на тему

Холкина Гюзель Фларисовна

Применение творческих, игровых методов стимулирут и повышает интерес в обучении учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx34.1 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                              Автор: Холкина Гюзель Фларисовна,

учитель географии МБОУ СОШ с.Емаши

                                                      Белокатайского района

                                                            Республики Башкортостан

Мастер-класс по теме: «Технология  игровой деятельности на уроках географии,

как фактор  формирования ключевых компетенций учащихся

 в рамках перехода на ФГОС»

Ребенок любит игру не за то, что она легкая, а за то, что она трудная.

Бенджамин Спок

        Общеизвестно, что знания должны «поглощаться с аппетитом», что учиться должно, быть интересно, что эмоции играют большую роль в деятельности человека. Работа, которой человек увлечен, спорится, не тяготит его, выполняется быстро и дает хороший результат. Поэтому учебная деятельность должна осуществляться с подъемом, сопровождаться положительными эмоциями, доставлять радость.

В своей  работе при обучении географии я делаю акцент на творческие задания, которые  стимулируют интерес учащихся к предмету, способствуют развитию навыков индивидуальной и коллективной деятельности и в итоге приводят к более глубоким знаниям учащихся и приобретению метапредметных навыков.

      В условиях принятия Федерального Государственного Образовательного Стандарта(ФГОС) к современному образованию предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в потоке информации; творчески решать возникающие проблемы; применять на практике полученные знания, умения и навыки. На сегодняшний день наиболее  востребованы такие качества личности как социальная мобильность, инициативность, умение легко и пластично реагировать на изменяющиеся условия и находить адекватные способы самоопределения, самореализации.

      География - предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика - умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать. А благодаря этому у учащихся формируются, как мне кажется, ключевые компетенции.

Принято выделять  три основных типа компетенций: 1)профессиональные; 2) мобильные;

3) ключевые.

          В преподавании географии, наиболее важны ключевые компетенции - необходимые для получения новых знаний и адаптации имеющихся знаний к новым требованиям и мобильные компетенции –  такие как социальные, коммуникативные, информационные, которые необходимы для эффективной трудовой деятельности в рамках различных профессий.

Необходимо заметить, что формирование всех вышеперечисленных компетенций эффективно происходит на уроках – играх.    А что значит игра? Деятельность. Мотивированность. Обучение и воспитание в коллективе и через коллектив. Увлеченность. Развитие речи. Формирование определенных навыков. Общение. Познание. Усвоение учебного материала.

Игры можно включать и в урок, и в занятия кружка, можно проводить на привалах во время походов, на экскурсиях в природу, школьных переменах.

Все образовательные игры выполняют одновременно три функции:

  • обучающая – развитие умений и навыков;
  • развивающая – развитие различных психических функций;
  • воспитывающая – развитие качеств личности, общей культуры ученика.

А сама игровая деятельность, в свою очередь, отличается следующими особенностями:

  • добровольность;
  • высокая активность;
  • контактная зависимость учеников.

В литературе представлено множество классификаций игр, но для меня наиболее подходит следующая: неимитационные  в 5- 6 классах; ролевые в  7 – 8 классах; деловые  в  9 -10 классах

ТДЗ по виду деятельности могут быть: индивидуальные, парные, мелкогрупповые (3-7 человек), групповая (10-15 человек), коллективная

ТДЗ по уровню оформления

  •  Рабочая (в тетради, с листа)
  • Экспозиционная (на отдельном формате, содержащая иллюстрации, схемы, таблицы)
  • Файл – лист
  • Буклет
  • Брошюра
  • Газета
  • «Раскладушка»
  • Альбом
  • Электронная презентация.

       Каждая игра включает в себя рад этапов, четкое следование которым позволяет добиться хорошего результата. Это: 

  • этап подготовки, на котором происходит постановка цели игры, определение правил игры, распределение ролей, формирование групп, консультации.
  • этап проведения, где уже непосредственно происходит работа с раздаточным материалом, выступление групп, защита проектов, работа экспертов.
  • этап анализа и обобщения, который включает в себя подведение итогов игры, выводы игроков, рефлексию, рекомендации.

Особое внимание уделяю этапу анализа и обобщения результатов. Где каждый из участников игры должен суметь провести самоанализ, анализ работы в группе и анализ всего мероприятия в целом. В помощь ученикам я предлагаю план проведения анализа или таблицу:

Что я узнал нового

Что я хотел бы узнать, рассмотреть более подробно.

Как я оцениваю свою работу на занятии.

Как я оцениваю работу своих одноклассников.

Так в 5 - 6 классах, когда только начинается знакомство с новым предметом, я применяю неимитационные игры. Это игры с использованием разнообразных карточек с заданиями, загадок, кроссвордов. На уроках – играх ребята учатся сравнивать географические объекты и явления, сопоставлять факты, группировать, выделять лишнее.  Происходит формирование организационной и коммуникативной компетенций, учебно-познавательной (сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки)  Ребята работают и в больших и в малых группах возможно парами. Предлагаю такие игры как: «Кто последний и кто больше», «Путешествие Капельки».

В рамках викторины можно показывать ребусы, шарады, кроссворды, логические цепочки – все, что вызывает интерес и делает урок нескучным. Еще одно развивающее задание –  составление «синквейнов», выступает как симбиоз географии и русского языка и  способствует развитию речи, творческих способностей и расширению географического кругозора.

Например:

                    ____________                                               1 существительное

       ___________  _________                                           2 глагола

___________ _________ ____________                          3 прилагательных

__________ ___________ __________ ____________   Предложение                    

                              Карта

               Показывает   Определяет

Физическая    Политическая     Контурная

    Изображение Земли на плоскости

В первом случае - ребенок перемещается во времени и пространстве, а во втором - творит и ощущает значимость своего творения.

В последнее время большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям.  Предлагаю несколько подвижных географических игр.

Игра “Широта и долгота

Участники игры (их должно быть не менее 4 человек) делятся на четыре группы. Первая - “ северные широты”, вторая - “южные широты”, третья - “восточные долготы”, четвёртая - “ западные долготы”. Игроки вперемежку выстраиваются в шеренгу. Ведущий называет любой географический объект, участники игры быстро вспоминают, где он находится. Те, которые представляют “широты” и “долготы” этого объекта, должны быстро присесть. Например, ведущий называет: остров Мадагаскар; приседают ребята, изображающие “южные широты” и восточные долготы”. Кто ошибся – получает штрафное очко, а при повторной ошибке выбывает из игры.

Игра “Раз! Два! Три!”

Участники игры берутся за руки и образуют круг. Начиная движение по часовой стрелке, они произносят слова: “ Раз! Два! Три! Море(горы, реки, город) назови!” При последних словах все останавливаются и начинают по очереди перечислять названия морей. Если кто-нибудь  промолчит, то он выбывает из игры.

Дешифратор.

           В 6-м классе при изучении темы «План и карта», чтобы подвести учащихся  к изучению новой темы, я зашифровываю ее с помощью условных знаков. Таким образом учащиеся повторяют тему «Условные знаки». (Масштаб)

При изучении темы  «Географические координаты» можно зашифровать какое-либо слово с помощью координат. Учащимся предстоит сначала определить, какие города соответствую данным координатам, а потом определить заданное слово.

59 с.ш. 11 в.д.                  Осло

35 с.ш. 51 в.д.                  Тегеран

13 ю.ш.  76 з.д                 Лима

52 с.ш. 105 в.д.                 Иркутск

с.ш.  115 в.д.                     Чита

 42 с.ш 78 з.д.                   Нью-Йорк

46 с.ш. 75 з.д.                    Оттава

             Такое задание можно давать учащимся на дом. Они могут зашифровать свое имя, фамилию или любое другое слово, которое на следующем уроке будут отгадывать его одноклассники.

В 7 классе, помимо неимитационных игр, начинаю проводить ролевые игры. При подготовке к ролевой игре не первом этапе, подготовительном, появляется необходимость деления класса на группы, раздача им опережающих заданий. К выше перечисленным компетенциям добавляется еще и информационная а так же оценочная (направленная  на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки), общекультурная (сюда  относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира)

Предлагаю познавательные игры, логические задачи как средство развития мышления учащихся

  • Игра «Город в океане»
  • Игры «Конкурс капитанов»

Конкурс  туристических фирм.

 «Геопочта»

       Учащимся раздаются «письма» (можно «СМС-ки») с описанием природной зоны. Задача разнести по адресатам. На доске висят конверты с названиями природных зон. Задания в данном случае могут быть разнообразны: географические объекты материков, горные породы и т.д.

Письмо (Из страны, в которой вы якобы живете, своему другу, живущему на другом материке).

Баобаб, зебра, лев,красно-…(саванны)

Мох, песец, лишайник, субаркти…(тундра)

«Отыщи на карте».

            Учитель предлагает паре учащихся показать на карте географический объект. Выигрывает тот, кто показал его первым. Тот, кто проиграл выбывает, его место занимает следующий

Географическая викторина «Заработай балл»– неотъемлемый и любимый учениками атрибут каждого занятия, помогающий быстро включить ребят в деловой ритм, расширить географический кругозор, создать непринужденную атмосферу через элемент игры. За каждый правильный ответ учитель ставит балл и записывает его в тетрадь. Этот балл ребенок может использовать для повышения оценки за любой письменный и устный ответ, суммируя его с полученной оценкой (прибавлять нельзя только к «2»). Баллы, как поощрение можно ставит за активную работу на уроке, за хороший логический вывод.

1тип. Что это такое?  Эрги- гамады –самум- баргузин-вади- крики-эндемики-эпифиты.

2 тип. Где находится?

Страна, в которой расположено озеро Балатон.  Высочайший в мире водопад.

Страна с самой большой береговой линией. Материк, который пересекают все меридианы.

 3 тип. Какие столицы здесь зашифрованы?

 Из слова удалены одинаковые гласные, а оставшиеся согласные переставлены.

   - РНК (Анкара)        - ДКРЖТ (Джакарта)          - БКЛМ (Коломбо)

8 и 9 классы – происходит переход от просто ролевой игры к деловой.

В 8 классе это такие игры как: 

  • Заповедники и национальные парки России.
  • «Удивительное путешествие по….».
  • «Дуэль почвоведов».

9 класс:

  • «Лаборатория нерешенных проблем» ТЭК;
  • Урок – экскурсия «Дворцово–парковые ансамбли окрестностей Санкт - Петербурга».

      Ребята примеряют на себя, помимо уже известных им ролей  капитанов кораблей, директоров туристических фирм, географов, климатологов, биологов, этнографов, роли экологов и пытаются объяснить те или иные экологические проблемы, а так же роли экскурсоводов.

      Одной из моих самых любимых игр является урок – экскурсия. При проведении подобных игр ученики примеряют на себя роли экскурсоводов. Им необходимо профессионально представить ту информацию, которую они собрали по предложенной  теме. Ребятам необходимо вжиться в роли экскурсоводов, заинтересовать и даже заинтриговать своих слушателей, при этом им необходимо выучить достаточно большой объем материала (читать нельзя, можно только несколько раз посмотреть в подготовленный ими текст). Доносить информацию четко, членораздельно и с выранием. Рекламный плакат. Например: «Приглашение в Бурятию» и др.

Продолжается формирование уже перечисленных компетенций – организационной, учебно-познавательной, информационной, коммуникационной, оценочные (компетенции личностного самосовершенствования), общекультурные.

Один из оригинальных способов работы при изучении нового материала -  «Фишбоун»  что в переводе с английского означает рыбий скелет. Суть его довольно проста и интересна для учеников, позволяет организовать как индивидуальную, так и парную работу.

Голова нашей рыбки – вопрос или главное понятие темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – вывод или ответ на вопрос. Все записи должны быть краткими, представлять собой ключевое слово или фразу, отражающие суть.

         А так же «Корзина» идей, понятий, имен…

Этот прием я обычно применяю для организации индивидуальной и групповой работы учащихся на этапе изучения нового материала. Чаще всего по тем  темам, которые связаны с ранее пройденным материалом.

В 10-11классах

Игры длительного характера «Караул, тонем!»

  • Потепление климата на Земле обозначило проблему спасения населения прибрежных территорий от затопления.
  • Задача: на географической карте найти свободные территории, где можно разместить население. Класс делится на пять групп, по направлениям: климатологи, геологи, картографы, почвоведы, биологи. Группы оглашают свои предложения по данному вопросу. Учитель оценивает их правильность.

Нельзя забывать и про работу с картой,  при проведении всех уроков – игр

обязательно присутствуют  задание по работе с картой. Карта - язык географии. Использование в работе картографического источника информации позволяет сформировать образное представление об объектах, явлениях и территории. Но чтение карты является "сухим действием", а вот путешествие по ней в качестве капитана корабля или туристического агента в поисках нового туристического маршрута - дело иное.

В рамках перехода на ФГОС необходимо понимать, что методика обучения должна перейти из   «обучения делать что-то» в «оказание помощи научиться, что-то делать».

В основе моей работы  лежит обучение посредством деятельности, а главный вид деятельности, который свойственен детям по их природе -  это игра.

По моему мнению, использовать такой подход в преподавании  географии просто необходимо, не происходит разрыва между теорией и практикой, ученики получают возможность   учиться через собственную практику и ошибки, обеспечивается интеграция теории и практики. Способность «учиться тому, как учиться».

 У учеников, в ходе урока – игры     появляется возможность обучаться в рамках многообразных ситуаций, а мне  использовать  различные стили обучения.

Результатом каждой игры должно стать либо приобретение новых знаний, либо улучшение качества уже существующих. Игра может быть как самостоятельной дидактической единицей, так и элементом при использовании любой другой технологии обучения. Игра универсальна, т. к. возможна на любом этапе урока, при любой его форме.

Критериями  результативности  выбираю  такие показатели как:

  • качество образования
  • степень облученности
  • сформированность  ключевых компетенций учащихся
  • отношения учащихся к предмету.

Все вышеизложенное позволяет мне сделать вывод, что игровая деятельность должна и может стать неотъемлемой частью преподавания географии в рамках перехода на ФГОС.

Литература

1.    Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М., 1987.

2.    Газман О.С. и др. В школу - с игрой. - М., 1991.

3.    Журавлев А.П. Языковые игры на компьютере. - М., 1988.

4.    Занъко С.Ф. и др. Игра и ученье. - М., 1992.

5.  Игры - обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В.В.Петрусинского. - М., 1994.

6.      Кэрролл Л. Логическая игра. - М., 1991.

7.      Макаренко А.С. Некоторые выводы из педагогического опыта. Соч. т.У. - М., 1958.

8.      Минкин Е.М. От игры к знаниям. - М., 1983.

9.      Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. - М., 1990.

10.     Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М.:  РПА, 1996.

11.     Самоукина Н.В. Организационно-обучаюшие игры в образовании. - М.: Народное образование, 1996.

12.     Спивакоаский А.С. Игра - это серьезно. - М., 1981.

13.     Удовольствие - в игре. - М.,1995.

14.     Хейзинга И. В тени завтрашнего дня. - М., 1992.

15.     Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. - М., 1994.

15.     ЭльконинД.Б. Психология игры. - М., 1979.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: Проектная деятельность на уроках географии.

Повышение познавательного интереса при изучении предмета география, через проектную деятельность учащегося...

«Деятельностный подход на уроках технологии как основа формирования практических навыков рамках перехода на ФГОС» (индивидуальный план саморазвития учителя технологии)

Необходимо отметить, что умение учиться, прежде всего, связано с «автономным действием» человека. Осмысленное и ответственное выстраивание личной  жизненной траектории  связаны со  скво...

Исследовательская деятельность на уроке как технология формирования ключевых компетенций при работе с одарёнными детьми.

Мастер-класс знакомит  с технологией формирования ключевых компетенций в исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии. Основная задача - раскрыть особенности технологии фо...

Методическая разработка мастер-класса «Приёмы организации рефлексии познавательной деятельности на уроках географии»

Методическая разработка мастер-класса для учителей географии Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся. Задачи: 1. Познакомить коллег с поняти...

Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность на уроках географии и во внеурочной деятельности"

Методические рекомендации об организации проектной деятельности на уроках географии с 5 по 11 класс и во внеурочной деятельности...

Исследовательская и проектная деятельность обучающихся по географии - основа формирования ключевых компетенций в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Материал из опыта работы.

Исследовательская и проектная деятельность обучающихся по географии - основа формирования ключевых компетенций в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта общего обр...

Мастер класс для педагогов "«Организация исследовательской деятельности на уроке и внеурочной деятельности как способ достижения метапредметных результатов обучения».

Распространение опыта организации исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС, как одной из личностно-ориентированных технологий, способству...