Методическая разработка мастер-класса «Приёмы организации рефлексии познавательной деятельности на уроках географии»
методическая разработка по географии на тему

Осташкина Светлана Викторовна
Методическая разработка мастер-класса 
для учителей географии
 
Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся. 
Задачи: 
1. Познакомить коллег с понятием “рефлексия”; 
2. Дать представление о классификации рефлексии; 
3. Показать конкретные приемы проведения рефлексии на уроках; 
4. Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер – класс и участников мастер – класса. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_28.04.15-_ostashkina_s.v.rar2.66 МБ

Подписи к слайдам:

« Приёмы организации рефлексии познавательной деятельности на уроках географии»мастер-класс Осташкина С.В.

  - Тогда суди сам себя, - сказал король. - Это самое трудное. Себя судить куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.(«Маленький принц») Антуан Де Сент-Экзюпери
Reflexio – обращение назад. Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Физическая (успел – не успел); Сенсорная (самочувствие: комфортно - дискомфортно); Интеллектуальная (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал); Духовная (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Классификация приемов рефлексии
1/Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Гномик веселый и грустный
Лестница состояний(твои ощущения на уроке)
Крайне скверно
Плохо
Хорошо
Уверен в своих силах
Комфортно
Рефлексия настроения «Радуга»
С каким цветом радуги ассоциируется данный урок?оранжевый– радостное, восторженное настроение. Красный- нервозное, возбуждённое состоянии, агрессия;синий цвет – грустное настроение, пассивность, усталость, желание отдохнуть;зелёный цвет – активность, жёлтый цвет – цвет радостифиолетовый цвет – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;
Анкетирование
Доволен ли ты тем, как прошел урок?Было ли тебе интересно?Сумел ли ты получить новые знания?Был ли ты активен на уроке?Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание?Учитель был внимателен к тебе?Сумел ли ты показать свои знания
2/ Рефлексия деятельности
Лесенка успеха
3-4 ошибки
Нет ошибок
1 ошибка
Звездочка «Я на уроке» (учащийся в каждом лучике записывает свои действия на уроке)
Я на уроке
Рефлексия содержания учебного материала
1.  сегодня я узнал…2.  было интересно…3.  было трудно…4.  я выполнял задания…5.  я понял, что…6.  теперь я могу…7.  я почувствовал, что…8.  я приобрел…9.  я научился…10.  у меня получилось …11.  я смог…12.  я попробую…13.  меня удивило…14.   урок дал мне для жизни…15.  мне захотелось… 
Плюс-минус-интересно
Плюс
Минус
Интересно
записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Рюкзак
Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход". Пример. я научился составлять план текста и конспектя запомнил формулу для нахождения естественного прироста населения…я разобрался в такой-то теме я наконец-то запомнил, чем …отличается от…
Светофор
Карточка красного цвета: «Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке, я получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке»Карточка желтого цвета: «Урок был интересен и я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно»Карточка зеленого цвета: « Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я не был готов»
Анкета самоанализа
На уроке я работал
активно / пассивно
Своей работой на уроке я
доволен / не доволен
Урок мне показался
коротким / длинным
За урок я
не устал / устал
Мое настроение
стало лучше / стало хуже
Материал урока мне был
понятен / не понятенполезен / бесполезен
Домашнее задание
интересен / скученлегким / трудныминтересно / не интересно
. Рефлексия. Подведение итогов мастер-классаТЕЛЕГРАММА
Закончите предложение: На мастер классе я…….Самым интересным для меня сегодня было…В своей дальнейшей работе я… Я пожелал бы ведущему мастер-класс учителю…
*
http://aida.ucoz.ru
*
Список литературы
Вагина Л.А., Дорошенко Е.Ю, Хуртова Т.В.Школа молодого учителя- Волгоград: «Учитель», 2007Гин А.А. Приемы педагогической техники -Луганск: СПД Резников В.С., 2006Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Анализ современного урока». Практическое пособие.- Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2003 г.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1. Научно-практическое пособие. - Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2004 г.Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. М: Центр «Педагогический поиск», 2004

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка мастер-класса по теме: «Развитие учебно-познавательных компетентностей на уроках математики с использованием ИКТ»

         В последнее время все чаще высказывается идея о том, что ученик должен не вообще получать образование, а достигнуть некоторого уровня компетентности в способах...

Аннотация методической разработки мастер-класса для педагогов "Организация проектно-исследовательской деятельности в школе" для участия в конкурсе ПНПО - 2016

В аннотации представлено краткое описание методической разработки мастер-класса для педагогов "Организация проектно-исследовательской деятельности в школе". Это направление в настоящее время является ...

Методическая разработка мастер-класса «Организация издательской деятельности в школе как новая форма проектной деятельности на основе ИКТ»

Мастер-класс «Организация издательской деятельности в школе как новая форма проектной дея­тельности на основе ИКТ» – второй мастер-класс в цикле мастер-классов «Проектная д...

Методическая разработка мастер-класса для учителей географии по теме "Приемы организации рефлексии познавательной деятельности на уроках географии" 2022 г

. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание....

Методическая разработка мастер-класса на тему: «Использование приёмов смыслового чтения при работе с текстом на уроках истории и обществознания посредством технологии развития критического мышления».

Использование различных форм и методов работы с текстами на уроках истории и обществознания позволяет выделить ряд проблем, с которыми каждый педагог встречается при организации образовательной деятел...

Методическая разработка мастер-класса для учителей истории и обществознания «Использование интерактивных приёмов обучения на уроках истории и обществознания как средство выявления и поддержки одарённых детей».

Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира. Одной из первоочередных задач является создание эффективной и постоянно действующе...