Методическая разработка мастер-класса на тему: «Использование приёмов смыслового чтения при работе с текстом на уроках истории и обществознания посредством технологии развития критического мышления».
методическая разработка

Мандрунов Руслан Владимирович

Использование различных форм и методов работы с текстами на уроках истории и обществознания позволяет выделить ряд проблем, с которыми каждый педагог встречается при организации образовательной деятельности: учащиеся недостаточно владеют навыками и умениями осуществлять поиск необходимой информации, анализировать и обобщать неупорядоченную информацию, не владеют достаточным умением использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, не владеют достаточным умением осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма), не владеют достаточным умением извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (философских, научно-популярных, публицистических, художественных) знания по заданным темам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klass-6.docx96.44 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс:

 «Использование приёмов смыслового чтения при работе с текстом на уроках истории и обществознания посредством технологии развития критического мышления».

Пояснительная записка

Актуальность  проблемы, разрешаемой с помощью мастер – класса.

Чтение является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся. Как установили ученые, на, успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые. Исследования показывают: для того, чтобы быть компетентным по всем предметам и в дальнейшем в жизни, человек должен читать 120-150 слов в минуту. Для современных учащихся  сегодня нет сложностей с поиском необходимой информации, трудности вызывает неумение работать с ней.

Использование различных форм и методов работы с текстами на уроках истории и обществознания позволяет выделить ряд проблем, с которыми каждый педагог встречается при организации образовательной деятельности: учащиеся недостаточно владеют навыками и умениями осуществлять поиск необходимой информации, анализировать и обобщать неупорядоченную информацию, не владеют достаточным умением использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, не владеют достаточным умением осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма), не владеют достаточным умением извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (философских, научно-популярных, публицистических, художественных) знания по заданным темам.

Поэтому проблема смыслового чтения очевидна и актуальна. Очень важно педагогу научить каждого ученика находить нужную для него информацию в тексте, самостоятельно изучать ее и критически оценивать, воспитать грамотного читателя, понимающего  смысл прочитанного текста, умеющего анализировать информацию, выделять главное и второстепенное.

 Уроки истории и обществознания как нельзя лучше позволяют  формировать данные универсальные умения и  действия посредством технологии критического мышления.

  Вид методической продукции: разработка мастер – класса по теме: «Использование приёмов смыслового чтения при работе с текстом на уроках истории и обществознания посредством технологии развития критического мышления».

  Целью мастер-класса является передача коллегам личного профессионального опыта использования  приёмов смыслового чтения при работе с текстом на уроках истории и обществознания посредством технологии развития критического мышления.  

         Задачи: 

  1. создать  условия для восприятия в интерактивной форме опыта работы по развитию навыков смыслового чтения;
  2. познакомить с  некоторыми приёмами, предоставить возможность для оценки их эффективности на практике;
  3. содействовать формированию мотивации на осуществление  деятельностного подхода в обучении.

Целевая аудитория: учителя истории и обществознания.
         Планируемый результат: понимание его участниками сути понятия         «Смысловое чтение», повышение уровня профессиональной компетенции в рамках транслируемого опыта, формирование готовности педагогов к применению технологии развития критического мышления при работе с текстом в собственной педагогической практике.

В рамках мастер-класса подробно и наглядно рассмотрены следующие вопросы: понятие «смысловое  чтение», виды и этапы смыслового чтения, понятие «критическое мышление», продемонстрирован опыт работы использования приемов смыслового чтения при работе с текстом посредством технологии критического мышления».

Использование приемов смыслового чтения можно использовать как в урочной, так и во внеурочной деятельности детей, достигая посредством данных приемов личностных, метапредметных и предметных результатов образования.

 Эффективность: в результате участия в мастер-классе каждый педагог получает четкое представление о приемах смыслового чтения,  а также о возможностях технологии критического мышления  при формировании универсальных учебных действий.
         
Форма проведения: семинар-практикум с использованием групповой формы работы.

Форма взаимодействия всех участников семинара – сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

          Обеспечение: м/медиа, презентация, раздаточный материал для каждой группы.

Сценарий мастер-класса на тему: «Использование приёмов смыслового чтения при работе с текстом на уроках истории и обществознания посредством технологии развития критического мышления».

Ход проведения мастер-класса:

Подготовительно-организационный этап:

Организационный момент, положительная  мотивация. Актуализация

Добрый день, уважаемые коллеги!  

Прежде чем нам начать работу, хотелось бы, узнать, что каждый из вас ожидает от работы в мастер- классе?

У вас на парте лежат листочки 3 цветов, на которых нужно написать свои ожидания и разместить на дереве («Дереве ожиданий»), сказав: «От работы в секции  я ожидаю…». (Слайд 2.)

Прежде чем нам настроиться на работу, предлагаю поиграть, используя прием «верю/не верю» и размять наши ладони. Если согласны со мной аплодируйте.

  • Верите ли вы, что с помощью приемов технологии критического мышления можно сформировать навыки смыслового чтения?
  • Верите ли вы, что смысловое чтение является важнейшим компонентом читательской компетентности?
  • Верите ли вы, что по окончанию мастер-класса, вы возьмете что-то полезное для своей педагогической копилки?
  • Согласны ли вы со словами академика Льва Дмитриевича Кудрявцева «Результат обучения оценивается не количеством сообщенной информации, а качеством усвоения и развития способностей к обучению и самообразованию»?

    Хочется согласиться с вами. (Слайд 3.)

Согласиться с данным изречением  мне позволили проблемы,  с которыми  мне приходится сталкиваться  в своей практике:

  • обучающиеся  имеют низкую скорость чтения, вследствие чего тратят много времени на подготовку домашних заданий,
  • зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении и неправильного интонирования,
  • могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста,  выделить главное в прочитанном, затрудняются кратко пересказать содержание,
  • при выполнении самостоятельной работы, тестов разного уровня о

обучающиеся допускают ошибки по причине непонимания формулировки задания.

Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации общего образования. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».

(Слайд 4-5.)Проблема читательской грамотности обозначена на международном уровне.  Международные исследования по читательской грамотности  PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) позволяет констатировать то, что  в исследовании  приняли участие 65 стран мира.  Выделены лидирующие страны и территории: Корея, Финляндия, Шанхай (Китай), Гонконг (Китай), Сингапур.

У  38 стран,  средний балл которых статистически значимо выше среднего балла России. Россия – средний балл – 459. Место 43.  4 страны, средний балл которых находится на уровне  России
(Австрия, Литва, Турция, Дубай (ОАЭ).  

В российских школах недостаточно проверялась читательская грамотность, а упор делался на проверку техники чтения. Из 77 обучающихся в 7 классе норму по технике чтения прошли 43%, 31% читают выше норм, 26% читают ниже нормы. Читательская грамотность сформирована у 40% школьников,  а также выявлены проблемы в формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле слова как способности учащихся к осмыслению текстов различного содержания, формата и рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в разных жизненных ситуациях.

        Современное общество является информационным обществом и придает большое значение непрерывному образованию, соответственно учащиеся в школе должны овладеть навыками самостоятельного получения знаний, основным источников которого является текст. Современный учащийся должен не только уметь найти нужную информацию, но и понять её, извлечь нужное, увидеть главное, отделить достоверную информацию от недостоверной, а так же по своему её интерпретировать. Чем старше становится обучающийся, тем меньше у него желания что – то прочитать. В озвученном и услышанном не всегда усваивается главное, а за деталями теряется общий смысл. Переизбыток информации приводит к тому, что, несмотря на кажущуюся её доступность, обучающиеся  испытывают затруднения в работе с информацией. Необходимо найти такие методы и приемы, использовать такие технологии, которые помогут подросткам освоиться в информационном поле, применить полученные знания, умения и навыки в работе в других предметных областях, овладеть стратегией смыслового чтения и работы с текстом.

- Без чтения – нет учения. Передо мной как  учителем стоит задача эффективного использования приемов смыслового чтения на уроках, в том числе на уроках истории и обществознания.

Основная часть.

Что такое смысловое чтение? (Слайд 6.)

Смысловое  чтение -  умение воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию).

Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. 

В концепции универсальных учебных действий смысловое чтение обозначено как:

  1. осмысление цели и выбор вида чтения в зависимости от цели;
  2. извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
  3. определение основной и второстепенной информации;
  4. свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
  5. понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.

(Слайд 7.) Существуют различные способы смыслового чтения:

Аналитический (структурный) способ. В этом случае читатель идет от целого к частному. Цель такого чтения – понять отношение автора к предмету или явлению и выявить факторы, повлиявшие на это отношение;

Синтетический (интерпретационный) способ. Здесь читатель движется от частного к целому. Цель этого способа – выявить, какие задачи поставил автор в этом тексте и каким образом и насколько решил их;

Критический (оценочный) способ. Цель его – оценить авторский текст и решить, согласен ли читатель с ним; определить собственное отношение к тексту, сформулировать его.

(Слайд 8.)Технология смыслового чтения включает в себя три этапа работы с текстом:

I этап. Работа с текстом до чтения.                                                                                                                                        Это антиципация (или предугадывание предстоящего чтения; определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт) и постановка целей урока с учётом общей готовности учащихся к работе.

Наиболее распространённые стратегии предтекстовой деятельности вы можете увидеть на слайде: (Слайд 8.) 

Стратегии предтекстовой деятельности

Название стратегии

Цель стратегии

«Мозговой штурм»

«Ориентиры предвосхищения»

Актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста.

«Глоссарий»

Актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.

«Батарея вопросов»

Припоминание важной информации, касающейся темы текста.

«Предваряющие вопросы»

Актуализация имеющихся знаний по теме текста.

«Рассечение вопроса»

Смысловая догадка о возможном содержании текста на основе анализа его заглавия.

II этап. Работа с текстом во время чтения.                                                                                            В ней три момента: первичное чтение текста (самостоятельное чтение в классе, чтение-слушание, комбинированное чтение в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся; выявление первичного восприятия, совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста), затем перечитывание текста (медленное «вдумчивое» повторное чтение всего текста или его отдельных фрагментов) и анализ текста (постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части, беседа по содержанию текста, обобщение прочитанного, постановка к тексту обобщающих вопросов, обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста и выразительное чтение).

(Слайд 9.) Стратегии текстовой деятельности

Название стратегии

Цель стратегии

«Чтение в кружок (попеременное чтение)»

Проверка понимания читаемого вслух текста.

«Чтение про себя с вопросами»

Управление процессом осмысления текста во время его чтения.

«Чтение с остановками»

«Чтение про себя с пометками»

Мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ

         III этап. Работа с текстом после чтения.                                                                                                                             В ней также несколько важных моментов: во-первых, концептуальная (смысловая) беседа по тексту (т.е. коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия; соотнесение читательских интерпретаций произведения с авторской позицией; выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов).                              Во-вторых, знакомство с исторической личностью (это рассказ о личности, беседа о его личности, работа с материалами учебника, дополнительными источниками). Далее идёт работа с заглавием, иллюстрациями (обсуждение смысла заглавия, обращение учащихся к готовым иллюстрациям и соотнесение видения художника с читательским представлением).                                                                                                          И в заключение третьего этапа - творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы). 

(Слайд 10.) Стратегии послетекстовой деятельности

Название стратегии

Цель стратегии

«Отношения между вопросом и ответом»

Обучение пониманию текста.

«Вопросы после текста»(«Таксономия Б. Блюма»)

Проверка понимания текста с помощью критического анализа.

«Тайм-аут»

Самопроверка и оценка понимания текста путём обсуждения его в парах и в группе.

«Проверочный лист»

Проверка понимания текста.

Мы познакомились с вами с теоретическими основами понятия «смысловое чтение, видами и этапами смыслового чтения.

        

        Практическая часть (Слайд 11.).

В начале мероприятия вы писали на листах свои ожидания, предложенные листы были 3 цветов (зеленый, желтый, красный). Сейчас мы поделимся на 3 группы  в зависимости от цвета вашего листа (1 группа - зеленые листочки, 2 группа – желтые, 3 группа – красные).

Работа в группах.

У вас на столах карточки. В своих карточках составьте список прилагательных, которые характеризуют историческую личность (Целеустремленная, умная, самодержавная, строгая, властная, красивая - Екатерина II).

Теперь назовите эту историческую личность и обведите 1 слово из списка, которое лучше всего характеризует характер этого человека. И объясните, почему именно это слово так точно описывает характер данной личности. (Даются объяснения).

Вы критически отнеслись к выбору того слова, которое характеризует вас? (Конечно).

Вот и обучающихся  мы учим относиться критически к той информации, которую они получают. Осмысливать её, «переваривать», находить дополнительную информацию, проверять источники и только потом делать выводы.

Мне в этом нелегком деле помогает  технология критического мышления.

(Слайд 12.) Критическое мышление - способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам; способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать продуманные решения.

Посмотрим на слайд (13) и вспомним стадии технологии критического мышления.

  Приёмов критического мышления большое количество, но мы с вами  

остановимся только на некоторых методических приемах из моей практики, которые работают наиболее успешно,  формируют УУД, развивают критическое мышление, учат эффективно работать с информацией и ответить на вопрос: «Какой образовательный  результат могут получить обучающиеся, если в образовательной  деятельности будет осуществляться системная работа над формированием    смыслового чтения посредством  технологии развития критического мышления?» (Слайд 14.)

(Слайд 15.) Переходим к стадии вызова.

Прием "Ребус", обществознание, 8 класс.

- Давай разгадываем  ребус, в котором зашифровано ключевое слово к теме урока. После чего сформулируем   тему урока. (Ответ: личность. Тема урока: « Как стать личностью»).

Прием «Ряды понятий», история 5 класс

Перед вами ряд понятий: ФАРАОН, ЖРЕЦ, ВЕЛЬМОЖА, РЕМЕСЛЕННИК, ЗЕМЛЕДЕЛЕЦ, РАБ.

- Что обозначают эти слова? (жители Египта)

- О ком хотелось бы узнать подробнее? (о вельможах).

(Слайд 16.) Прием «Синквейн».

Данный прием мы, как правило, используем на этапе «Рефлексия», давайте посмотрим, как данный прием работает на стадии «Вызова». Урок обществознание, 8 класс, Тема урока: «Семья».

- Что для вас семья?

- Напишите синквейн и выразите свое отношение к данной теме.

Семья.

Дружная, счастливая,

Понимает, поддерживает, заботится;

Союз людей, объединенных любовью;

Ответственность.

(Слайд 17.) На слайде представлены приемы, которые можно  также использовать на стадии вызова.

Стадия осмысления.

(Слайд 18.) Прием «Составление  текста с пропусками важных слов».

Перед вами лежат карточки с текстом.

Задание: заполните пропуски в тексте, предварительно проработав с текстом карточки.

Иван получил свое прозвище от …….. .

В…… году он помог хану ……… подавит восстание против ордынцев в г. ………. .

За что и получил ……… и право собирать ……  для Орды с подвластных земель.

Иван Калита навел ……….. в русских землях, набеги ………. прекратились.

Московское княжество при Иване Калите стало ……………. в Северо –Восточной Руси

(ОТВЕТ: Иван получил свое прозвище от названия кошелька («калита» – денежная сумма).

В 1327  году он помог хану Узбеку подавит восстание против ордынцев в г. Твери. За что и получил ярлык и право собирать дань для Орды с подвластных земель.

Иван Калита навел порядок в русских землях, набеги ордынцев прекратились.

Московское княжество при Иване  Калите стало сильнейшим в Северо – Восточной Руси).

(Слайд 19.) Приём «Кубик Блума».

На гранях кубика написаны первые слова вопросов: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись». Учащиеся передают кубик друг другу, подбрасывают его и формулируют вопрос по предложенному тексту по той грани, на которую выпадает кубик.

Предлагаю познакомиться  с текстом и, используя кубик Блума, придумать вопросы к тексту (Обществознание, 8 класс, тема «Семья»).

Текст для чтения.

Семья-союз лиц, основанный на браке, близком родстве, усыновлении, характеризующийся общностью жизни и интересов.

Государство стоит на страже интересов семьи. Некоторые стороны семейной жизни регулируются законом. Главными документами, регулирующими семейные отношения, являются Конституция РФ и Семейный кодекс.

(Слайд 20.)Приём «Алфавит на доске».

(История Древней Греции,   5 класс)

-Выполните следующее задание: 

-Вам даны  следующие слова:  Аттика, Афины, ареопаг, архонты, агора, амфоры, Арес, акрополь.

-Составьте  текст с данными словами.

(Слайд 21.) Кроме того, на стадии осмысления в  своей практике использую приём «Поработай редактором»  по тексту новгородских  грамот. Учащиеся,   изучив исторический источник  должны  сделать выводы об уровне грамотности новгородцев, о занятиях,  о межличностных отношениях.

Приём «Юный историк» предполагает сделать выводы о жизни восточных славян по «Повести Временных лет» Нестора. Полученную информацию обучающиеся распределяют по пунктам плана (занятия, управление, обычаи и т. д.) и сделать вывод об уровне развития восточных славян.

 На стадии осмысления также можно использовать приемы, представленные на слайде.

                (Слайд 22.) Стадия рефлексии

На слайде вы можете познакомиться с приемами, с которыми можно познакомиться на стадии рефлексии.

Одним из приемов стадии «Рефлексия» является «Ответы на поставленные в начале урока  вопросы». Сейчас мы апробируем его.

В начале практической работы  вам был предложен вопрос, «Какой образовательный  результат могут получить обучающиеся, если в образовательной  деятельности будет осуществляться системная работа над формированием    смыслового чтения посредством  технологии развития критического мышления?»

(Слайд 23.) Использование технологии развития критического мышления позволяет следующее:

  • повышение   мотивации учащихся к образовательной деятельности;
  • возрастание  мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой;
  • развитие  способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими;
  • развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека;
  • развитие умения анализировать полученную информацию;
  • решение  учебно-познавательных и учебно-практических задач, требующих полного и критического понимания текста.

Таким образом, применение технологии РКМ позволяет не присваивать «готовое» знание, а конструирует свое, которое рождается в процессе обучения. Тексту в данном случае отводится приоритетное значение: его читают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, ведут дискуссии, наконец, сочиняют.

Хочется надеяться, что все перечисленные приёмы помогут вашим учащимся  правильно работать с текстом, с различными видами информации.

(Слайд 24.) Рефлексия.

           Все участники по очереди подходят к «Дереву ожиданий», к которому прикреплены их ожидания (листочки). Если чьи – то ожидания осуществились, он «забирает» свой опыт и кладет в чемодан Полезных Знаний. У кого они не осуществились, тот оставляет свои ожидания (листочки) на дереве.

(Слайд 25.) В заключении.

Мастер – класс  мне   хочется  закончить словами  В.А. Сухомлинского: «Кто не умеет читать, тот не умеет мыслить». Учить детей читать, мыслить остается актуальной задачей для нас педагогов.  Мысль должна быть всегда самым универсальным инструментом познания для человека.  Её  нужно развивать,  её нужно совершенствовать,  её нужно формировать, как человек тренирует тело, потому что «Ты не можешь остаться в тени, если сам излучаешь свет». Я желаю, чтобы вы всегда оставались светом для окружающих, и чтобы ваши уроки стали очагом, согревшись у которого, ваши ученики стремились стать мыслителями.

Спасибо за работу!

Список использованной литературы:

  1. Адлер М. Как читать книги. – М.: 2011. – 344 с.
  2. Королева Г. В. Технология эффективного чтения. – Ростов-на-Дону: 2009. – 307 с.
  3. Сметанникова Н. Н. Обучение стратегиям чтения в 5 – 9 классах: Как реализовать ФГОС. Пособие для учителя/ Н. Н. Сметанникова. – М.: Баласс, 2011. 
  4. Соболева О. В. Обучение пониманию текста: учебная книга – учитель – ученик //Психологическая наука и образование. – 2006. - №1
  5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителей/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование учебно-познавательной мотивации учащихся на уроках истории и обществознания через технологию развития критического мышления

Сергей  Заир-Бек, один из наиболее известных российских специалистов в области РКМЧП, подчеркивает: «Смысл нового образовательного подхода состоит не в строгом следовании алгоритму тех или ...

План самообразования «Формирование учебно-познавательной мотивации учащихся на уроках истории и обществознания через технологию развития критического мышления»

Цель самообразования по теме: - повышение профессионального мастерства. Задачи профессионального самообразования:- изучить учебно-методическую литературу по теме самообразования;-изучить опы...

Методическая разработка по теме "Приёмы развития смыслового чтения и работа с текстом на уроках математики".

Данный материал представляет приемы по обучению навыку понимания задачи обучающимися...