«Развитие смыслового чтения при работе с текстом на уроках истории посредством технологии критического мышления».
статья по истории
Статья о развитии смыслового чтения на уроках истории
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_smyslovogo_chteniya.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие смыслового чтения при работе с текстом на уроках истории посредством технологии критического мышления».
Современное общество является информационным обществом и придает большое значение непрерывному образованию, соответственно учащиеся в школе должны овладеть навыками самостоятельного получения знаний, основным источников которого является текст. Современный учащийся должен не только уметь найти нужную информацию, но и понять её, извлечь нужное, увидеть главное, отделить достоверную информацию от недостоверной, а так же по своему её интерпретировать. Чем старше становится обучающийся, тем меньше у него желания что – то прочитать. В озвученном и услышанном не всегда усваивается главное, а за деталями теряется общий смысл. Переизбыток информации приводит к тому, что, несмотря на кажущуюся её доступность, обучающиеся испытывают затруднения в работе с информацией. Необходимо найти такие методы и приемы, использовать такие технологии, которые помогут подросткам освоиться в информационном поле, применить полученные знания, умения и навыки в работе в других предметных областях, овладеть стратегией смыслового чтения и работы с текстом.
- Без чтения – нет учения. Передо мной как учителем стоит задача эффективного использования приемов смыслового чтения на уроках, в том числе на уроках истории и обществознания.
Смысловое чтение - умение воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию).
Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.
В концепции универсальных учебных действий смысловое чтение обозначено как:
- осмысление цели и выбор вида чтения в зависимости от цели;
- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
- определение основной и второстепенной информации;
- свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.
Существуют различные способы смыслового чтения:
Аналитический (структурный) способ. В этом случае читатель идет от целого к частному. Цель такого чтения – понять отношение автора к предмету или явлению и выявить факторы, повлиявшие на это отношение;
Синтетический (интерпретационный) способ. Здесь читатель движется от частного к целому. Цель этого способа – выявить, какие задачи поставил автор в этом тексте и каким образом и насколько решил их;
Критический (оценочный) способ. Цель его – оценить авторский текст и решить, согласен ли читатель с ним; определить собственное отношение к тексту, сформулировать его.
Технология смыслового чтения включает в себя три этапа работы с текстом:
I этап. Работа с текстом до чтения. Это антиципация (или предугадывание предстоящего чтения; определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт) и постановка целей урока с учётом общей готовности учащихся к работе.
Наиболее распространённые стратегии предтекстовой деятельности вы можете увидеть в таблице:
Стратегии предтекстовой деятельности
Название стратегии | Цель стратегии |
«Мозговой штурм» | |
«Ориентиры предвосхищения» | Актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста. |
«Глоссарий» | Актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста. |
«Батарея вопросов» | Припоминание важной информации, касающейся темы текста. |
«Предваряющие вопросы» | Актуализация имеющихся знаний по теме текста. |
«Рассечение вопроса» | Смысловая догадка о возможном содержании текста на основе анализа его заглавия. |
II этап. Работа с текстом во время чтения. В ней три момента: первичное чтение текста (самостоятельное чтение в классе, чтение-слушание, комбинированное чтение в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся; выявление первичного восприятия, совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста), затем перечитывание текста (медленное «вдумчивое» повторное чтение всего текста или его отдельных фрагментов) и анализ текста (постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части, беседа по содержанию текста, обобщение прочитанного, постановка к тексту обобщающих вопросов, обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста и выразительное чтение).
Стратегии текстовой деятельности
Название стратегии | Цель стратегии |
«Чтение в кружок (попеременное чтение)» | Проверка понимания читаемого вслух текста. |
«Чтение про себя с вопросами» | Управление процессом осмысления текста во время его чтения. |
«Чтение с остановками» | |
«Чтение про себя с пометками» | Мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ |
III этап. Работа с текстом после чтения. В ней также несколько важных моментов: во-первых, концептуальная (смысловая) беседа по тексту (т.е. коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия; соотнесение читательских интерпретаций произведения с авторской позицией; выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов). Во-вторых, знакомство с исторической личностью (это рассказ о личности, беседа о его личности, работа с материалами учебника, дополнительными источниками). Далее идёт работа с заглавием, иллюстрациями (обсуждение смысла заглавия, обращение учащихся к готовым иллюстрациям и соотнесение видения художника с читательским представлением). И в заключение третьего этапа - творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Стратегии послетекстовой деятельности
Название стратегии | Цель стратегии |
«Отношения между вопросом и ответом» | Обучение пониманию текста. |
«Вопросы после текста»(«Таксономия Б. Блюма») | Проверка понимания текста с помощью критического анализа. |
«Тайм-аут» | Самопроверка и оценка понимания текста путём обсуждения его в парах и в группе. |
«Проверочный лист» | Проверка понимания текста. |
Мы познакомились с вами с теоретическими основами понятия «смысловое чтение, видами и этапами смыслового чтения.
Для развития смыслового чтения на уроках истории применяю технологию критического мышления
Например, Прием «Составление текста с пропусками важных слов».
Перед вами лежат карточки с текстом.
Задание: заполните пропуски в тексте, предварительно проработав с текстом карточки.
Иван получил свое прозвище от …….. .
В…… году он помог хану ……… подавит восстание против ордынцев в г. ………. .
За что и получил ……… и право собирать …… для Орды с подвластных земель.
Иван Калита навел ……….. в русских землях, набеги ………. прекратились.
Московское княжество при Иване Калите стало ……………. в Северо –Восточной Руси
(ОТВЕТ: Иван получил свое прозвище от названия кошелька («калита» – денежная сумма).
В 1327 году он помог хану Узбеку подавит восстание против ордынцев в г. Твери. За что и получил ярлык и право собирать дань для Орды с подвластных земель.
Иван Калита навел порядок в русских землях, набеги ордынцев прекратились.
Московское княжество при Иване Калите стало сильнейшим в Северо – Восточной Руси).
Приём «Кубик Блума».
На гранях кубика написаны первые слова вопросов: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись». Учащиеся передают кубик друг другу, подбрасывают его и формулируют вопрос по предложенному тексту по той грани, на которую выпадает кубик.
Предлагаю познакомиться с текстом и, используя кубик Блума, придумать вопросы к тексту (История, 7 класс, тема «Опричнина»).
Приём «Алфавит на доске».
(История Древней Греции, 5 класс)
-Выполните следующее задание:
-Вам даны следующие слова: Аттика, Афины, ареопаг, архонты, агора, амфоры, Арес, акрополь.
-Составьте текст с данными словами.
Приём «Юный историк» предполагает сделать выводы о жизни восточных славян по «Повести Временных лет» Нестора. Полученную информацию обучающиеся распределяют по пунктам плана (занятия, управление, обычаи и т. д.) и сделать вывод об уровне развития восточных славян.
Использование технологии развития критического мышления позволяет следующее:
- повышение мотивации учащихся к образовательной деятельности;
- возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой;
- развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими;
- развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека;
- развитие умения анализировать полученную информацию;
- решение учебно-познавательных и учебно-практических задач, требующих полного и критического понимания текста.
Таким образом, применение технологии РКМ позволяет не присваивать «готовое» знание, а конструирует свое, которое рождается в процессе обучения. Тексту в данном случае отводится приоритетное значение: его читают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, ведут дискуссии, сочиняют.
Список использованной литературы:
- Адлер М. Как читать книги. – М.: 2011. – 344 с.
- Королева Г. В. Технология эффективного чтения. – Ростов-на-Дону: 2009. – 307 с.
- Сметанникова Н. Н. Обучение стратегиям чтения в 5 – 9 классах: Как реализовать ФГОС. Пособие для учителя/ Н. Н. Сметанникова. – М.: Баласс, 2011.
- Соболева О. В. Обучение пониманию текста: учебная книга – учитель – ученик //Психологическая наука и образование. – 2006. - №1
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителей/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие навыков смыслового чтения и работа с текстом на уроках немецкого языка
Обучение основам смыслового чтения является актуальным для подросткового возраста, когда дети хотят получить нужную информацию «здесь и сейчас». Дети понимают, что научиться выделять основную мысль, г...
"Приемы развития смыслового чтения и работа с текстом на уроках математики"
Смысловое чтение – вид чтения, который нацелен на понимание читающим смыслового содержания текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откли...
Приемы развития смыслового чтения и работа с текстом на уроках математики
Материал содержит информацию о междисциплинарной учебной программе, предусмотренной новыми образовательными стандартами «Основы смыслового чтения и работа с текстом». Описаны варианты...
Выступление на тему "Приёмы развития смыслового чтения и работа с текстом на уроках литературы и во внеурочной деятельности" (из опыта работы)
С каждым годом чтение художественной литературы у учащихся занимает низкую позицию, интерес к литературе заметно снижается. Это связано с неумением ученика понимать прочитанное. В данном выступление р...
Приемы развития смыслового чтения и работа с текстом на уроках математики
Рассказывается о том, какие приемы развития смыслового чтениея применяют на уроках математики. Как работать с текстом ....
Методическая разработка по теме "Приёмы развития смыслового чтения и работа с текстом на уроках математики".
Данный материал представляет приемы по обучению навыку понимания задачи обучающимися...
Методическая разработка мастер-класса на тему: «Использование приёмов смыслового чтения при работе с текстом на уроках истории и обществознания посредством технологии развития критического мышления».
Использование различных форм и методов работы с текстами на уроках истории и обществознания позволяет выделить ряд проблем, с которыми каждый педагог встречается при организации образовательной деятел...