Приемы развития смыслового чтения и работа с текстом на уроках математики
методическая разработка

Козлова Наталия Вячеславовна

Рассказывается о том, какие приемы  развития смыслового чтениея применяют  на уроках математики. Как работать с текстом .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приемы развития смыслового чтения и работа с текстом

на уроках математики

Кто не умеет читать,

Тот не умеет мыслить

Сухомлинский В.А.

Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми. Чтение является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся.

Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД. И ответственность за этот результат лежит на всех педагогах, в том числе и на учителях математики. Междисциплинарные программы нового стандарта подростковой школы задают вектор воздействия на воспитанника для достижения новых результатов образования. Бесспорно, что ключевой из них является программа работы с текстом и смыслового чтения.

Можно выделить следующие причины возникновения проблем при работе с математическим текстом

1. Своеобразный язык математики, абстрактность теории, сжатость и краткость изложения

2. Широкое применение символики, преобладание дедуктивного метода изложения информации

3. Тесная связь текста с иллюстрациями и чертежами

4. В текстах учебников математики имеются так называемые «пробелы в тексте» - это ссылки на уже известный материал, формулы или теоремы.

 Одним из решений этой проблемы является организация систематической работы с учебником математики на каждом уроке и дома: до чтения, во время чтения и после чтения.

Работу по формированию умений и навыков самостоятельного чтения и понимания  текста необходимо начинать с 5-го класса и проводить в системе, усложняя приемы и способы чтения и обработки информации от класса к классу.

Приведу примеры приёмов работы с текстом, задания, которые позволят расширить предметную область и способствуют  формированию важнейших метапреметных умений.

  1. Приём «Тонкие» и « толстые» вопросы

Вопросы такого плана возникают на протяжении всего урока математики. А можно учащимся предложить задание: составьте вопросы по теме, по тексту параграфа и т.д.

«Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа;

 «толстые» вопросы – вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.  

«Толстые» вопросы

«Тонкие» вопросы

Объясните почему….?
Почему вы думаете….?
Предположите, что будет если…?
В чём различие…?
Почему вы считаете….?

Кто..? Что…? Когда…?
Может…? Мог ли…?
Было ли…? Будет…?
Согласны ли вы…?
Верно ли…?

  1. Приём «Составление краткой  записи  задачи»

Формируется умение целенаправленно читать учебный текст, задавать проблемные вопросы, вести обсуждение в группе.

  1. Приём «Составление вопросов к задаче» 

Анализ информации, представленной в объёмном тексте  математической задачи, формулировка вопросов к задаче, для ответа на которые нужно использовать все имеющиеся данные; останутся не использованные данные; нужны дополнительные данные.

  1. Приём  «Вопросы к тексту учебника»

Стратегия позволяет формировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах Тема: «Окружность и круг» (5 класс) 

1. Прочитайте текст. 

2. Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз? 

3. Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему? 

4. Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали понять, что это предложение главное? 

Речь идет о выделении фразы голосом. Здесь скрывается ненавязчивое, но надежное заучивание.

  1.  Приём «Ключевые слова» 

Это слова, по которым можно составить рассказ или определения некоторого понятия.

6. Приём «Верные и неверные утверждения»

Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока. Стратегия формирует умение оценивать ситуацию или факты, умение анализировать информацию, умение отражать свое мнение. Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу:

верно – «+»,  не верно – «-».

7. Приём «Верите ли вы…»

Проводится с целью вызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по этой теме. Проводится в начале урока, после сообщения темы.

Приведу пример некоторых типов заданий, которые позволяют развивать и проверять навыки смыслового чтения.

Задания «на восстановление деформированного текста»:

1) расположение «перепутанных» фрагментов текста в правильной последовательности.

2) «собери» правило, алгоритм.

3) «найди ошибку»

«Задания множественного выбора»

1) выбор правильного ответа из предложенных вариантов;

2) определение вариантов утверждений, соответствующих/не соответствующих содержанию текста/не имеющих отношения к тексту;

3) установление истинности/ложности информации по отношению к содержанию текста.

Задания «на соотнесение»:

  1. нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями, пунктами плана, знаками, схемами, диаграммами и частями текста (короткими текстами);
  2. нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений, формул, схем, диаграмм и т.д.
  3. соотнесение данных слов (выражений) со словами из текста.

Таким образом, эффективность процесса обучения зависит от умения правильно выбрать технологические приёмы, удачно комбинировать их, вмещать их в рамки уже знакомых традиционных форм урока. Важно понимать, что каждый ученик успешен, талантлив и уникален во всем. Рассмотренные приёмы работы с текстом учебника обеспечивают не только усвоение учебного материала, но и активизирует умственную деятельность учащихся, прививает интерес к изучаемому предмету.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кто не умеет читать, Тот не умеет мыслить Сухомлинский В.А.

Слайд 2

Тенденции в оценке качества образования Способность применять знания в конкретных жизненных ситуациях Определение уровня усвоения учебной программы

Слайд 3

1. Своеобразный язык математики, абстрактность теории, сжатость и краткость изложения 2. Широкое применение символики, преобладание дедуктивного метода изложения информации 3. Тесная связь текста с иллюстрациями и чертежами 4. В текстах учебников математики имеются так называемые «пробелы в тексте» - это ссылки на уже известный материал, формулы или теоремы

Слайд 8

1.

Слайд 9

Тема: «Окружность и круг» (5 класс) 1. Прочитайте текст. 2. Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз? 3. Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему? 4. Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали понять, что это предложение главное?

Слайд 10

Изучив таблицу, сформулируйте геометрические определения понятий, используя ключевые слова.

Слайд 12

Тупой угол – это угол, который нарисован тупым карандашом. Угол – это геометрическая фигура. Угол состоит из двух пересекающихся прямых. Бывают углы остроумные и тупые. Угол состоит из двух лучей, выходящих из одной точки. Равные углы – это те, у которых равны стороны. Равные углы – это те, у которых градусные меры равны Биссектриса – это луч, выходящий из вершины угла Бывает угол прямой

Слайд 13

1. Выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую 2. Уравнять количество знаков после запятой. 3. Поставить в ответе запятую под запятой 4. Записать их друг под другом, чтобы запятая была под запятой . Ответ:2, 4, 1, 3

Слайд 14

Какие из следующих утверждений верны? Через точку, не лежащую на данной прямой, можно провести прямую, параллельную этой прямой. 2) Треугольник со сторонами 1,2,4 существует. 3) В любом параллелограмме есть два равных угла. Двадцать выпускников одного из одиннадцатых классов сдавали ЕГЭ по русскому языку. Самый низкий балл, полученный в этом классе, был равен 28, а самый высокий — 83. Выберите утверждения, которые верны при указанных условиях. 1) Среди этих выпускников есть человек, который получил 83 балла за ЕГЭ по русскому языку. 2) Среди этих выпускников есть двадцать человек с равными баллами за ЕГЭ по русскому языку. 3) Среди этих выпускников есть человек, получивший 100 баллов за ЕГЭ по русскому языку. 4) Баллы за ЕГЭ по русскому языку любого из этих двадцати человек не ниже 27. В ответе запишите номера выбранных утверждений без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Слайд 16

2. Виноград содержит 90% влаги, а изюм – 5%. Сколько килограммов винограда требуется для получения 20 килограммов изюма? 3. Поезд, двигаясь равномерно со скоростью 60 км/ч, проезжает мимо придорожного столба за 57 секунд. Найдите длину поезда в метрах.

Слайд 17

На рисунке жирными точками показана цена золота на момент закрытия биржевых торгов во все рабочие дни с 5 по 28 марта 1996 года. По горизонтали указываются числа месяца, по вертикали — цена унции золота в долларах США. Для наглядности жирные точки на рисунке соединены линией. Определите по рисунку, какого числа цена золота на момент закрытия торгов была наименьшей за данный период


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приемы развития смыслового чтения и работа с текстом на уроках математики"

Смысловое чтение – вид чтения, который нацелен на понимание читающим смыслового содержания текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откли...

Приемы формирования смыслового чтения и работы с текстом на уроках географии

       Современное общество является информационным и очень важно научить школьников критически воспринимать поступающую к ним информацию. Единицей информации является...

Статья "Приемы формирования смыслового чтения и работы с текстом на уроках биологии".

Одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом:1. поиск информации и понимание прочитанного;2. преобразование ...

Приемы развития смыслового чтения и работа с текстом на уроках математики

Материал содержит информацию о междисциплинарной учебной программе, предусмотренной новыми образовательными стандартами «Основы смыслового чтения и работа с текстом». Описаны варианты...

Выступление на тему "Приёмы развития смыслового чтения и работа с текстом на уроках литературы и во внеурочной деятельности" (из опыта работы)

С каждым годом чтение художественной литературы у учащихся занимает низкую позицию, интерес к литературе заметно снижается. Это связано с неумением ученика понимать прочитанное. В данном выступление р...

Методическая разработка по теме "Приёмы развития смыслового чтения и работа с текстом на уроках математики".

Данный материал представляет приемы по обучению навыку понимания задачи обучающимися...