Выступление на тему "Приёмы развития смыслового чтения и работа с текстом на уроках литературы и во внеурочной деятельности" (из опыта работы)
статья

Неугодникова Евгения Геннадьевна

С каждым годом чтение художественной литературы у учащихся занимает низкую позицию, интерес к литературе заметно снижается. Это связано с неумением ученика понимать прочитанное. В данном выступление рассказывается о некоторых приёмах смыслового чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения

«Байкаловская средняя общеобразовательная школа»

Тобольского района Тюменской области

Приёмы

развития смыслового чтения

и работа с текстом

на уроках литературы и

 во внеурочной деятельности

        

Выполнила: Неугодникова Евгения Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы

2020 г.

Аннотация

Работая в школе уже почти 20 лет, я с каждым годом замечаю, что чтение художественной литературы у учащихся занимает низкую позицию, интерес к литературе и желание читать заметно снижается. В основном это связано с неумением ученика понимать прочитанное. Литература оставляет читателя один на один с книгой, и требует от него определенных усилий, так как чтение – это  активный процесс, опирающийся на жизненный опыт, на работу  мыслей, чувств, воображения и памяти. Таким образом, понимание текста – это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта.

Эта тема актуальна и очень значима для меня.

Введение

Цель работы:  выявить эффективность используемых методов и приемов при обучении учащихся смысловому чтению.

 Задачи:

-изучить теоретический материал по смысловому чтению;

-познакомить с эффективными методами и приемами  смыслового чтения;

-создать системы по формированию универсальных учебных действий смыслового чтения и работе с текстом на основе предметного содержания уроков литературы и во внеурочной деятельности.

Чтение  влияет на  эмоциональные и ценностные отношения, обогащает личный опыт и интеллект. Федеральные государственные стандарты установили определенные требования к результатам обучения, которые говорят об необходимости изменить содержание обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен стать создателем новых ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание обучающимися собственных продуктов в освоении знаний.

Под понятием «смысловое чтение» понимается получение лишь той информации, которая необходима читателю.Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.Работу по формированию умений и навыков самостоятельного чтения и понимания  текста необходимо начинать с 5-го класса и проводить в системе, усложняя приемы и способы чтения и обработки информации от класса к классу.

Основными видами чтения являются: ознакомительное, поисковое или просмотровое, изучающее и вдумчивое.

 Смысловое  чтение  помогает понять текст благодаря приемам   на этапах до чтения, во время чтения и после чтения.

- до чтения (выдвижение гипотез, формирование ожиданий),

- в процессе чтения (выделение в тексте основных смысловых вех, поиск ответов на вопросы или решение других коммуникативных задач),

- после чтения (выражение своего отношения, мнения с опорой на текст, рефлексия прочитанного).

1. До чтения

           Целью  является постановка цели и задач чтения, актуализация или знакомство с важными понятиями, терминами, ключевыми словами. Прогнозирование и формулирование новой темы самим учащимся высвечивает область неизвестного ученику.  

           С помощью догадки обучающийся забегает мыслью вперед. Он не только понимает то, о чем говорит автор в тексте, читаемом в данный момент, но и предполагает, догадывается — по логике развития мысли автора,— о чем тот должен сказать вслед за этим. Читатель превращается в своеобразного соавтора. Он сам «продолжает» авторский текст, сам мысленно «пишет» продолжение.

           С позиции пробуждения интереса к чтению  я использую в своей работе такие приёмы, как «Мозговой штурм»,  «Ориентиры предвосхищения» или приём сингапурской технологии «ЭЙ АР ГАЙД», «Соревнуемся с писателем». К данным приемам прибегаю для коллективного поиска решения проблемы,  вовлечения в работу как можно большего числа учащихся.  

2. В процессе чтения

Целью чтения является развитие его механизмов, то есть выдвижение гипотезы о содержании читаемого.  Основным принципом этого этапа является остановка деятельности, размышление вслух, прогноз, установление разнообразных и разнонаправленных связей и отношений в ходе развития сюжета. Учитель вмешивается в процесс чтения обучающегося с целью помочь, предоставить дополнительную информацию и просто обучить.

Цель : понимание текста и создание его читательской интерпретации.

  • «Чтение в кружок» (попеременное чтение»).
  • «Чтение про себя с остановками».

«Чтение в кружок»

Ход работы:

           Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать с пониманием, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу.

           Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

  «Чтение про себя с остановками»

Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

Ход работы:

Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие – на прогноз содержания последующего отрывка.

 

3. После чтения

 Целью является применение, использование материала в самых различных ситуациях, формах, сферах, включение его в другую, более масштабную деятельность. Приёмы связаны с усвоением, расширением, углублением, обсуждением прочитанного. Это такие приёмы: «Отношение между вопросом и ответом», «Тайм-аут», «Стё зе класс»,  «Учимся задавать вопросы  разных типов» – « Ромашка Блума»,  Приём «Синквейн»  

 

Заключение

 Итак, использование этих и других приёмов  помогает нам:

-научить детей ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;

-находить в тексте требуемую информацию;

-выделять не только главную, но и второстепенную информацию;

- у учащихся повысится интерес к чтению художественной литературы, а отсюда и понимание прочитанных текстов.

 

Эффективность работы по развитию смыслового чтения зависит прежде всего от самого педагога, задача которого быть организатором учебной деятельности, заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда и учащимся будет интересно открывать для себя новые художественные миры и возможности литературы.

Читать - это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное –  вот в чём главное дело.      

К.Д. Ушинский

Слова К. Ушинского как никогда актуальны в наши дни, в период, когда необходимо сформировать метапредметные умения учеников. Чтение является основным умением, необходимым для дальнейшего успешного обучения.

Список литературы

1. Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2012. – № 6
2. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5 – 9 классах: Как реализовать ФГОС. Пособие для учителя/ Н. Н. Сметанникова. – М.: Баласс, 2011.
3. . http://www.centeroko.ru/pisa09/pisa09_res.htm

Приложение

 1.Результативность опыта

За время работы по данной теме в моих классах повысилось качество обучения от 50% до 60% либо остаётся стабильное 50%, повысился уровень сформированности УУД и уровень читательской компетентности.

 

2. Приёмы развития смыслового чтения, используемые на уроках.

1.«Мозговой штурм»

Целью  является актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста.

Урок в 7 классе на тему «Смерть ради жизни» (по рассказу И. А. Бунина «Лапти»

Ход работы:

Сегодня мы будем читать и обсуждать тему «Смерть ради жизни»  Какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы?

Учитель записывает все называемые ассоциации.

Теперь прочитаем текст и посмотрим, адекватна ли информация, данная вами при «Мозговом штурме», тому, что мы узнали из текста.

       2. «Соревнуемся с писателем».

Цель: мотивировать человека на прочтение книги. Попробуйте спрогнозировать содержание книги, просмотрев иллюстрации. Один ученик предлагает свой вариант сюжета книги, остальные его дополняют.

Урок в 8 классе  на тему Н.В. Гоголь «Шинель»

Ход работы:

Сегодня мы познакомимся еще с одним произведением Н.В. Гоголя «Шинель». Прежде чем с нм знакомиться, я хочу, чтобы вы рассмотрели иллюстрации и подумали, о чём будет повесть? Учащиеся высказывают свои предположения, только потом учащиеся читают текст, используя приёмы «чтение в кружок» (попеременное чтение») и «чтение про себя с остановками».

3.Ориентиры предвосхищения».

На уроке литературы в 9 классе при изучении темы «Пушкин- герой своего романа»  

1.    Учащимся необходимо   прочитать суждения и отметить те, с которыми они согласны (V).

До чтения текста

Суждения

После чтения текста

 

Творчество А.С. Пушкина неповторимо яркое и глубокое. 

 

 

А.С. Пушкин сам делал удивительные зарисовки на полях романа «Евгений Онегин».

 

 

Первым, кто серьезно обратил внимание на пушкинские рисунки, был знаменитый русский художник Николай Кузьмин. 

 

 

 2.    Затем   отметить их ещё раз после прочтения текста параграфа.  Если   ответ изменился, объяснить, почему это произошло.

4.«Отношение между вопросом и ответом»

           Ответ на вопрос может быть в тексте или в голове читателя. Если ответ в тексте, он может находиться в одном предложении или в нескольких его частях. В случае 1, чтобы ответить на вопрос, надо найти точный ответ в одном предложении текста, если он содержится в нескольких частях текста, такой ответ надо формулировать, соединяя их.

           Если ответ в голове читателя, то в одном случае читатель составляет его, соединяя то, что автор говорит между строк или в косвенной форме, и то, как сам читатель интерпретирует слова автора. В другом случае ответ находится за пределами текста и читатель ищет его в своих знаниях. Данный приём помогает проникнуть в содержание текста и даже посмотреть на него с другой стороны.

Урок в 5 классе по теме «Сказка о «Царе Салтане…»

1. Работа в группе или паре : Доказать, что Царь Салтан-положительный герой, отрицательный герой, жертва обстоятельств.(назвать качества и доказать текстом сказки)

2. Назвать всех героев сказки, составить по каждому герою синквейн.

3. Дать возможность выбрать себе героя и от имени героя , опираясь на текст, порассуждать, в чём заключается их счастье. Пока идет рассуждение, учитель может задавать проблемные вопросы, чтобы учащиеся могли задуматься и понять глубину прочитанного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование рессурсов Learn English Kids на уроках и внеурочной деятельности (из опыта работы) Сценарий к Рождеству

Работа с качественными аутентичными материаламижаудированием. скороговорками. пазлами . песнями и т д Все виды работ создают огромную мотивацию и помощь для усвоения лексики. делает уроки весёлыми и з...

«Использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс, при подготовке и проведении уроков и занятий внеурочной деятельности» (из опыта работы)

«Использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс, при подготовке и проведении уроков и занятий внеурочной деятельности» (из опыта работы)...

Работа с одарёнными детьми в условиях реализации ФГОС в рамках внеурочной деятельности. Из опыта работы.

Статья " Работа с одарёнными детьми в условиях реализации ФГОС в рамках внеурочной деятельности. Из опыта работы" напечатана в сб. "Профессионализм и гражданственность - важнейшие приоритеты росс...

Никитина Н.Н, учитель химии , МОУ "Лицей № 47" г. Саратов "Организация работы со способными и одарёнными детьми на уроках химии и во внеурочной деятельности".-из опыта работы

В  опубликованной  презентации  я  делюсь  некоторыми наработками из  своего опыта работы  со способными и одаренными детьми на  уроках химии и  во  в...

Система работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочной деятельности (из опыта работы)

В данной презентации отражена работа по выявлению и развитию способностей учащихся...

Статья "Методы и приёмы повышения мотивации обучающихся к чтению на уроках литературы в средней школе ( из опыта работы)". "

В статье представлен опыт повышения мотивации учащихся к чтению на уроках русского языка и литературы ....

СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В РАМКАХ УРОЧНОЙ И  ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ.

Система работы с одаренными детьми по иностранному языку в рамках урочной и  внеурочной деятельности: из опыта работы.Аверкович Т.П.(МОБУ СОШ 25 МО Кореновский район...