Аннотация методической разработки мастер-класса для педагогов "Организация проектно-исследовательской деятельности в школе" для участия в конкурсе ПНПО - 2016
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме

Воскобоева Елена Владимировна

В аннотации представлено краткое описание методической разработки мастер-класса для педагогов "Организация проектно-исследовательской деятельности в школе". Это направление в настоящее время является одним из приоритетных, поскольку применение технологии проектной и исследовательской деятельности помогает педагогу любой предметной области лобиться высоких образовательных (личностных, предметных и метапредметных) результатов. Основу нашей деятельности составляет разработка образовательных экскурсий и проведение научно-исследовательских конференций как одной из форм защиты собственных исследовательских проектов. Материалы разработки были представлены на школьном и районном уровнях, наш педагогический опыт был успешно диссеминирован.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аннотация методической разработки

Методическая разработка к мастер-классу для педагогов «Организация проектно-исследовательской деятельности в школе» позволяет педагогам не только конкретной предметной области (русский язык и литература), но предметов других учебных циклов в достижении обучающимися определенных образовательных результатов.

В связи с переходом ко ФГОС в учебно-воспитательном процессе образовался ряд проблем, связанных с методикой обучения, которое стало пониматься теперь как системный метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.

  1. Среди педагогических технологий, согласованных с ФГОС, мы особенно выделяем технологии проектной и исследовательской дяетельности, но здесь они не рассматриваются в совокупности. Именно проектно-исследовательская деятельность требует корректного научно-обоснованного подхода и решения организационно-управленческих, учебно-методических, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических задач. Проектно-исследовательская деятельность — это деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, определение необходимых ресурсов, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов и оценку реализуемости исследования.
  2. Реализация технологии проектно-исследовательской деятельности в ГБОУ школа №508 осуществляется в частности при разработке маршрутов образовательных экскурсий и проведении научно-исследовательских конференций.
  3. Комплексные образовательные экскурсии были разработаны на внеурочных занятиях по предмету «Литература», они объединили все подходы к подобным экскурсиям в один: узкая дисциплинарная ориентированность экскурсии расширилась, тематически и методически разнообразилось ее содержание. Существенным отличием от традиционных экскурсий явилось создание образовательно-экскурсионного проекта совместно с обучающимися. Так в рамках реализации нашего проекта были организованы и проведены экскурсии «Петербург Достоевского. Маршруты Родиона Раскольникова» (2011-2012 уч.г.), «По следам Серебряного века» (2012-2013 и 2013-2014 уч.гг.) и  «Толстовский дом: жильцы и гости» (2013-2014 уч.г.).
  4. По результатам образовательной экскурсии «По следам Серебряного века» (2012-2013 уч.г.)  была написана исследовательская работа в жанре путевых заметок «В чужих словах скрывается пространство…» (по следам Серебряного века), которая была представлена на конкурсе творческих работ «В чужих словах скрывается пространство…», посвященном столетию со дня рождения Л.Н. Гумилева, и отмечена жюри как лучшая. Обучающаяся стала победителем районного и призером городского этапов конкурса.
  5. Результаты совместной деятельности педагогов и обучающихся, проектные исследования, руководимые педагогами-научными руководителями, представлялись на научно-исследовательских конференциях, проводящихся в ГБОУ школа №508 с 2013 года. Конференция в целом является итогом учебно-исследовательской и проектно-исследовательской деятельности педагогов и обучающихся, которая связана с решением учебных, исследовательских и творческих задач. Целью конференции является развитие исследовательской культуры и поликультурного мышления школьников, выявление и поддержка способных и одаренных детей. Задачами конференции явились развитие навыков интеллектуальной деятельности обучающихся, популяризация интеллектуально-творческой деятельности; формирование поликультурного мышления и развитие толерантности у обучающихся; развитие патриотизма и чувства гордости за свою страну; развитие единого образовательного и социокультурного пространства города и поддержка одаренных детей и детского интеллектуального творчества.
  6. Одним из основных принципов работы в том числе с одаренными детьми во время конференции был взят принцип максимального разнообразия представленных возможностей для развития личности и принцип свободы выбора обучающегося. Способами оценивания достижений учащихся в основном были результаты участия в школьных, районных и городских конкурсах и отслеживание ценности индивидуального роста и развития детей в учебной деятельности.

Таким образом, применение технологии проектно-исследовательской деятельности способствует достижению планируемых образовательных результатов: личностные (создание средств коммуникации: печатных и электронных публикаций, мультимедийной продукции; совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.); метапредметные (умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности); предметные (приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы и их оценка; собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений; понимание русского слова в его эстетической функции, роли художественно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений).

Поскольку педагогический опыт по применению технологии проектно-исследовательской деятельности в воспитательно-образовательном процессе был диссеминирован на районном уровне (при чтении инвариантного модуля «Технологии реализации ФГОС в предметной области (русский язык и литература)» дополнительной профессиональной образовательной программы «Управление качеством образования в условиях внедрения ФГОС»), возможно представить имена некоторых педагогов-слушателей, активно применяющих технологию в своей педагогической деятельности: учителя русского языка и литературы Грушевская Анна Ивановна (ГБОУ школа № 356), Козлова Алла Владимировна (ГБОУ школа № 354), Козина Елена Владимировна (ГБОУ школа № 594).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка мастер-класса для педагогов "Методика подготовки успешного проекта деятельности"

Целью и задачами данного мастер-класса является  повышение мотивации педагогов к овладению проектной деятельностью  и расширение знания педагогов о методе проектов, алгоритме...

Методическая разработка урока хореографии с использованием проектно-исследовательской технологии "Движение весны".

Данная методическая разработка позволяет ученикам второго класса научиться применять исследовательские методы для создания творческого продукта....

Методическая разработка мастер-класса «Приёмы организации рефлексии познавательной деятельности на уроках географии»

Методическая разработка мастер-класса для учителей географии Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся. Задачи: 1. Познакомить коллег с поняти...

Информация о профессиональных достижениях (участие в конкурсе ПНПО-2016)

Информация о профессиональных достижениях для участия в конкурсе ПНПО - 2016...

Методическая разработка мастер-класса «Организация издательской деятельности в школе как новая форма проектной деятельности на основе ИКТ»

Мастер-класс «Организация издательской деятельности в школе как новая форма проектной дея­тельности на основе ИКТ» – второй мастер-класс в цикле мастер-классов «Проектная д...

Методическая разработка: Мастер-класс «Проектно-исследовательская деятельность в школе» 15.12.2022 г.

Мастер-класс «Проектно-исследовательская  деятельность в школе»,  организация и методическая поддержка....