Методическая разработка: Мастер-класс «Проектно-исследовательская деятельность в школе» 15.12.2022 г.
учебно-методический материал по музыке

Мастер-класс «Проектно-исследовательская  деятельность в школе»,  организация и методическая поддержка.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Проектно-исследовательская

 деятельность в школе»

Хохлова Ирина Васильевна,

методист по музыке ГБУ ИМЦ

 Невского р-на Санкт-Петербурга

Цель мастер-класса: эффективное использование проектно- исследовательской деятельности как формы организации деятельности и социализации субъекта образовательного процесса.

Задачи:

- углубить знания педагогов о методах проектов и исследований, алгоритмах их создания;

создать условия для активного взаимодействия участников между собой;

 -повысить интерес педагогов к инновационным технологиям.

Формы работы: фронтальная, групповая

Участники: учителя музыки

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор

 Дидактический материал: презентация, наглядный и раздаточный материал (информационные и технологические карты)

                                                 

 Структура мастер – класса:

1.Вступительная часть.

2. Теоретически - демонстрационная часть.

3. Практическая часть.

4. Рефлексия участников мастер-класса.

5. Подведение итогов.  

Слайд

Ход мастер-класса:

 Цель нашего мастер- класса –  повышение   мотивации к овладению методами проектов и исследований как интерактивных методов обучения. Вы углубите свои знания об этих методах и алгоритме проектно-исследовательской деятельности.

        Мы вместе сделаем необходимые шаги к пониманию того, что нужно для подготовки, разработки и  эффективной реализации проекта и исследования в условиях образовательного учреждения.

Слайд

Л.Н. Толстой  говорил: «Знание только тогда становится знанием, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью».

Сегодня в образовательный процесс широко внедряются технологии на основе проектной и исследовательской деятельности, которые позволяют именно так получать знания.  Вспомним, что исследование –это деятельность, направленная на получение новых знаний о существующем в окружающем мире.

А проектирование – это создание новых, прежде не существовавших объектов и явлений.

Слайд

 Что же такое проект? В последнее время это слово ассоциируется чаще всего со смелыми и оригинальными начинаниями в области интеллектуальной или практической деятельности человека, символизируя новизну и нестандартность подхода в решении задач. Слово «проект» переводится как «брошенный вперед». Проект – это детская самодеятельность, конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели.

Слайд

        Однажды мудрец странствовал в поисках смыслов и добрел до реки..

Ни моста, ни лодки не было видно… Возникла проблема – надо переправиться, но как…

        Задумался мудрец… Что же сделать? Как связать 2 берега реки? Мудрец закрыл глаза и представил, как он переправился на другой берег и радостно продолжает свой путь.

        «Эврика» - сказал мудрец – «Надо сделать лодку, которая приведет меня к моей мечте и решит проблему».

        Сел мудрец нарисовал схему лодки, расчеты произвел, план составил… Тут как раз ученики его подоспели и они вместе начали действовать, периодически заглядывая в план, оценивая правильность и исправляя ошибки.

        В команде дело шло быстро, и очень скоро лодка была готова! Со всех сторон осмотрели ее путники –нет ли где трещин, потом спустили на воду -плывет! Можно переправляться!

        Не прошло и 15 минут как мудрец и ученики были на другой стороне реки! Проблема решена и можно было дальше странствовать. А нам эта мудрость про старца, учеников и лодку пусть станет иллюстрацией того....

Слайд

Рефлексия.

На этом притча обрывается. А чем заканчивается предложение?

Какие мысли возникли после прочтения притчи?

Какие характеристики проектной деятельности мы можем взять из притчи?...

Задание.

1. С чем столкнулся мудрец на берегу реки? (надо переправиться через реку)

2. Что сделал мудрец, чтобы решить возникшую проблему? (Представил как он переправляется, нарисовал схему лодки, произвел расчеты, составил план)

3. Какую работу выполняли  ученики в сказке? (строили, опираясь на план)

4. Как быстро построили лодку и почему? (через 15 минут, т.к. были распределены роли и обязанности)

5. Что сделали ученики, прежде чем спустить лодку на воду? (осмотрели со всех сторон, проверили, нет ли трещин)

6. Каков результат этой истории? (ученики и учитель переправились на другой берег)

7. Как вы думаете, какова была роль учителя в этой истории? (он наблюдал, консультировал, давал советы).

Слайд

Вспомним, алгоритм создания  проекта  состоит из  6 «П»:

-проблема;

-поиск информации;

-планирование;

-продукт;

-презентация;

-портфолио (папка с рабочими материалами проекта).

Слайды

Конечно, данный алгоритм не является идеальным. В него можно вносить  изменения, мы выделили главное  в работе над любым проектом.

Как же внедрить метод проектов в учебную деятельность?

Из опыта работы.

Темы проектов по предмету «музыка»: старинные и современные музыкальные инструменты, из истории песен, музыкальные жанры, стили, авторы и исполнители.    

Музыкальные проекты могут быть  выполнены в виде  презентаций, буклетов и др...

      Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения. Эти умения формируют положительную мотивацию учения.  

Слайд

Исследовательская деятельность  - еще одна форма организации работы школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности.

Подберите и запишите синонимы к  слову «исследование». Ответьте на вопросы:

- Организуете ли вы исследовательскую деятельность в своем классе, в своей школе?

- Доставляет ли вам эта работа удовольствие?  Что особенно нравится?

- С какими трудностями приходится сталкиваться?        

- Видите  ли вы положительные результаты своего труда? В чем?

Учителя пишут на карточках свои ассоциации.     

Посмотрите, насколько по-разному вы  дали определение слову «исследование».

  Что же такое исследовательская деятельность?

  Традиционно в нашей учебной и внеучебной музыкальной деятельности мы обращаемся к исследованию. Для учащегося это просто новый вид деятельности. Для педагога – творческий педагогический проект, с индивидуальным планом работы с учащимся, конкретными мероприятиями и образовательным результатом.

 Организация исследовательской деятельности  школьников – серьезная, сложная работа. Она требует от педагога не только высокого уровня знаний, но и  желания углубленно работать с учащимися в области тех или иных наук.

Задание.

Давайте вместе вспомним основные шаги, которые проходит исследователь. Для этого вспомним и проанализируем рассказ Н.Носова «Живая шляпа». 

Слайд

1.С чего все начиналось?

Володя обернулся и увидел на полу возле комода шляпу. Он подошёл, нагнулся, хотел поднять шляпу и вдруг как закричит: — Ай-ай-ай! — и бегом в сторону. — Чего ты? — спрашивает Вадик. — Она жи-жи-живая! — Кто живая? — Шля-шля-шля-па.  

Итак, с чем столкнулись герои рассказа? С проблемой.

 Проблемная ситуация - такая ситуация, в которой нет соответствующего обстоятельствам решения,  и которая поэтому заставляет остановиться и задуматься.

Это- первый этап исследовательской деятельности.

2. Идем дальше.

— Что ты! Разве шляпы бывают живые?

— По-по-посмотри сам. Вадик подошёл поближе и стал смотреть на шляпу. Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Он как закричит: — Ай! — и прыг на диван. Володя — за ним. Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на неё и трясутся от страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану. — Аи! Ой! — закричали ребята. Соскочили с дивана — и бегом из комнаты.

Что делают мальчики? Задают вопросы, наблюдают. Любое познание начинается с вопроса. Он направляет мышление ребёнка на поиск ответа, пробуждает потребность в познании. Самый популярный и доступный метод исследования – это наблюдение.

3. Продолжаем читать.

Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли… — Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила. — А может быть, её кто-нибудь за верёвочку дёргает?

Что выдвигают мальчики? Гипотезы. Гипотеза – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений, предвидение событий. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы. Умение выдвигать гипотезы – одно из главных умений исследователя.

4.— Ну, пойди посмотри. — Пойдём вместе. Я возьму кочергу. Если она к нам полезет, я её кочергой тресну. — Постой, я тоже кочергу возьму. — Да у нас другой кочерги нет. — Ну, я возьму лыжную палку. Они взяли кочергу и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату. — Где же она? — спрашивает Вадик. — Вон там, возле стола. — Сейчас я её как тресну кочергой! — говорит Вадик. — Пусть только подлезет ближе. Но шляпа лежала возле стола и не двигалась. — Ага, испугалась! — обрадовались ребята. — Боится лезть к нам. — Сейчас я её спугну, — сказал Вадик. Он стал стучать по полу кочергой и кричать: — Эй ты, шляпа! Но шляпа не двигалась. — Давай наберём картошки и будем в неё картошкой стрелять, — предложил Володя. Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять её в шляпу.

Чем занимаются Володя и Вадик? Проводят эксперименты, опыты. Эксперимент – важный метод исследования. Это метод познания, при помощи которого в строго контролируемых и управляемых условиях исследуется явление природы.

5.Швыряли, швыряли, наконец, Вадик попал. Шляпа как подскочит кверху! — Мяу! — закричало что-то. Глядь, из-под шляпы высунулся серый хвост, потом лапа, а потом и сам котёнок выскочил.

Чем заканчивается исследование? Решение проблемы, нахождение ответов на свои вопросы, совершение открытия.

Проанализировав рассказ Н.Носова, мы вспомнили основные  этапы исследовательской деятельности.

Слайд

Структура исследования включает в себя все типично проектные этапы:

-концептуализация (выделение нерешенной проблемы, актуализация недостаточного знания);

- целеполагание – определение целей и задач исследовательской работы (при этом функцию проектного замысла выполняет гипотеза исследования);

- подбор методов и средств достижения поставленных целей (сбора информации, отбор фактов )

- планирование хода работы;

- оценка результатов и соотнесение их с гипотезой (обсуждение и анализ результатов);

- окончательные выводы и их интерпретация.

Слайды

Темы исследовательских работ по предмету «музыка»: музыкальные направления, музыкальные жанры, этапы творчества композиторов, музыкальные сочинения, образы защитников в музыке, песни о войне…

Давайте рассмотрим подробнее структуру исследования  на примере конкретной работы ученицы….

Слайд

Перечень ролей, которые «проживает» педагог в ходе руководства исследовательским проектом: 

-энтузиаст, который повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в направлении достижения цели;

-специалист, который компетентен в нескольких областях;

-консультант, который может организовать доступ к ресурсам, в том числе к другим специалистам;

-руководитель, который может четко спланировать и реализовать проект;

-«человек, который задает вопросы», который организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов, обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь;

-координатор, который поддерживает групповой процесс решения проблем;

-эксперт, который дает четкий анализ результатов как выполненного проекта в целом, так и отдельных его этапов.

Слайд

Рефлексия. Прием  «5 шляп мышления».

Белая (нейтральная, оперирует фактами)- вспомнить алгоритмы  создания проектов и исследований.

Желтая (солнечная, положительные моменты)- найти аргументы в защиту этих технологий.

Красная (страстная)- рассказать об эмоциях после  проведенного мастер –класса.

Черная(негативная) – озвучить негативные стороны проектно- исследовательской  деятельности.

Синяя (оценочная)- жюри, оценивают ответы всех групп.

Слайд

Подведение итогов мастер-класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Использование проектно-исследовательской деятельности на уроках черкесского языка и литературы"

Данный мастер-класс я провела совместно с учителями школы и учащимися 6 класса. Я показала на практике как проводить проектную и исследовательскую работу с учащимися, ознакомила с этапами работы над п...

Методическая разработка по теме "Проектно-исследовательская деятельность школьников"

Данная методическая разработка раскрывает вопросы организации проектно-исследовательской деятельности школьников, затрагивая аспекты собственного педагогического опыта по теме....

Аннотация методической разработки мастер-класса для педагогов "Организация проектно-исследовательской деятельности в школе" для участия в конкурсе ПНПО - 2016

В аннотации представлено краткое описание методической разработки мастер-класса для педагогов "Организация проектно-исследовательской деятельности в школе". Это направление в настоящее время является ...

Методическая разработка "Технология организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках ИЗО в 5 классе"

Методическая разработка"Технология организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках ИЗО в 5 классе"  поможет учителям изобразительного искусства, руководителям ...

Методическая разработка мастер-класса «Организация издательской деятельности в школе как новая форма проектной деятельности на основе ИКТ»

Мастер-класс «Организация издательской деятельности в школе как новая форма проектной дея­тельности на основе ИКТ» – второй мастер-класс в цикле мастер-классов «Проектная д...

Методическая разработка мастер-класса «Издательская деятельность в школе как средство формирования надпредметных компетенций учащихся»

Мастер-класс «Издательская деятель­ность в школе как средство формирования надпредметных компетенций учащихся» – очередной мастер-класс в цикле мастерских «Проектная деятел...

Методическая разработка мастер-класса для учителей географии по теме "Приемы организации рефлексии познавательной деятельности на уроках географии" 2022 г

. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание....