Методическая разработка мастер-класса «Издательская деятельность в школе как средство формирования надпредметных компетенций учащихся»
методическая разработка

Сивоволова Татьяна Владимировна

Мастер-класс «Издательская деятель­ность в школе как средство формирования надпредметных компетенций учащихся» – очередной мастер-класс в цикле мастерских «Проектная деятельность с использованием ИКТ», предназначенный для поддержки авторского образовательного модуля корпоративного обучения «Методика организации настольно-издательской деятель­ности в школе», реализуемого на базе инвариант­­ного модуля «Информационно-коммуникационные технологии в современной школе» дополни­тель­ной профессиональной образовательной программы повышения квалификации учителей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_master-klass-2017.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:


Государственное  бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 525
с углубленным изучением английского языка Московского района Санкт-Петербурга

______________________________________________________________________________

Методическая разработка мастер-класса

«Издательская деятельность в школе как средство формирования надпредметных компетенций учащихся»

мастер-класс № 5

цикла мастер-классов «Проектная деятельность с использованием ИКТ»

Автор: Сивоволова Татьяна Владимировна

Должность: педагог дополнительного образования

2017


Пояснительная записка

Мастер-класс «Издательская деятельность в школе как средство формирования надпредметных компетенций учащихся» – очередной мастер-класс в цикле мастерских «Проектная деятельность с использованием ИКТ», предназначенный для поддержки авторского образовательного модуля корпоративного обучения «Методика организации настольно-издательской деятельности в школе», реализуемого на базе инвариантного модуля «Информационно-коммуникационные технологии в современной школе» дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации учителей.

Мастер-класс опирается на коммуникативно-деятельностный подход к преподаванию в современной школе, на компетентностную модель результатов образования, что обеспечивает реализацию ФГОС в плане достижения предметных, метапредметных и личностных результатов.

Актуальность мастер-класса обусловлена прежде всего

а) утверждением в 2013 году нового профессионального стандарта для педагогов (воспитателей, учителей) в сфере дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, который включает в функции педагога

  • формирование универсальных учебных действий;
  • формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями;
  • формирование мотивации к обучению;
  • осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования;

б) появлением ФГОС нового поколения, в которых методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы образовательного учреждения, а внеурочная деятельность – как неотъемлемая часть образовательного процесса в школе;

в) необходимостью совершенствования профессиональной ИКТ-компетентности учителей в области издательских систем;

г) необходимостью создания условий для организации издательской деятельности в образовательных учреждениях.

Проект «Издательская деятельность в школе» развивает не только предметные, но и надпредметные компетенций учащихся, и наилучшим образом подходит для организации интересного и значимого для всех учащихся дела  – создания и издания собственных школьных газет, журналов и другой печатной продукции. Издательская деятельность в школе может быть организована учителем в рамках проектной деятельности на уроках и во внеклассной работе по предмету.

Цель мастер-класса: показать компетентностный подход к обучению на примере организации издательского проекта в школе, совершенствование профессиональных компетенций учителя, связанных со способностями к организации и реализации проектной настольно-издательской деятельности в образовательных учреждениях, совершенствование профессиональной ИКТ-компетентности в области  настольно-издательских систем.

Задачи:

  • активизировать использование информационных технологий в деятельности работников образовательных учреждений в условиях реализации требований ФГОС;
  • распространить и пропагандировать опыт инновационных методов и новых результативных форм использования информационных технологий в образовательной деятельности;
  • познакомить с методикой организации настольно-издательской деятельности;
  • быстро освоить новые знания и технологии, повысить профессиональное мастерство;
  • сформировать элементы профессиональной компетентности  педагогов в области использования современных информационно-коммуникационных технологий;
  • мотивировать учителей на развитие творческих способностей обучающихся и проявление инициатив;
  • апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми способностями;
  • активизировать мыслительную и творческую  деятельности учителей;
  • повысить уровень организации и результативности преподавания.

Целевая аудитория мастер класса: учителя образовательных учреждений.

Форма проведения: педагогическая мастерская.

Методы обучения: словесный  (устное изложение, беседа); наглядный (сопровождение рассказа презентацией, показ образцов работ печатной продукции и компьютерных моделей); практический (привлечение слушателей к ходу мастер-класса, обмен идеями).

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

  • готовность и способность слушателей к саморазвитию;
  • сформированность мотивации к творческой профессиональной деятельности.

Метапредметные результаты:

  • повышение ИКТ-компетентности в области настольно-издательских систем;
  • совершенствование основных универсальных умений по организации коллективной проектной деятельности обучающихся;
  • умение мотивировать обучающихся на развитие творческих способностей и проявление инициатив, к выражению своей точки зрения;
  • умение показывать обучающимся, как можно самостоятельно учиться и придумывать что-то новое;
  • апробирование специальных подходов к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми выдающимися способностями;
  • умение создавать разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников на основе организации издательской деятельности в школе.

Предметные результаты: 

Участник мастер-класса научится:

  • ориентироваться в оборудовании и программном обеспечении, необходимом для настольно-издательской деятельности.
  • понимать возможности настольно-издательских систем на персональных компьютерах для проведения проектов в урочной и внеурочной деятельности, для внеклассной работы в школе.

Участник мастер-класса получит возможность научиться:

  • делать правильный выбор оборудования и ПО, необходимого для организации издательской деятельности в школе;
  • определять оптимальное место проекта «Издательская деятельность в школе» в своей педагогической практике;
  • применять инновационный опыт организации школьной настольно-издательской деятельности в своем ОУ;
  • определять типичные ошибки набора, форматирования и верстки текстовых документов;
  • основам верстки отдельной статьи и целой полосы согласно правилам.

План мастер-класса:

I. Вступительное слово. Актуализация. Постановка проблемы (цели, задач).

II. Активизация деятельности.

III. Учебная информация. Издательская деятельность в школе как средство формирования надпредметных компетенций учащихся (из опыта организации издательской деятельности в школе № 525) (сопровождение – презентация)

IV. Практикум «Делаем дайджест». Привлечение слушателей к ходу мастер-класса. Обмен идеями. Верстка дайджеста о мастер-классе.

V. Рефлексия.

Ход мастер-класса:

Перед началом мероприятия участники мастер-класса знакомятся с образцами школьных печатных работ: газет, журналов, буклетов, брошюр, плакатов, открыток и пр.

I. Вступление (сопровождение – презентация)

– Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас на сегодняшнем открытом мероприятии. Разрешите представиться:

Татьяна Владимировна Сивоволова – учитель информатики ГБОУ школы № 525, руководитель школьной редакции «Высокое напряжение», в которой работают учащиеся разных возрастов с 5 по 11 классы: газетчики, телевизионщики, радийщики. (Структура редакции на слайде).

Разрешите представить вам членов нашей школьной редакции «Высокое напряжение», которые сегодня будут помогать мне в практической части нашего мастер-класса.

Учащиеся – члены редакции представляются, кратко рассказывая, чем они занимались (занимаются) в школьной редакции и каких успехов достигли в этой работе.

В последние годы наблюдается все более возрастающий интерес к детским СМИ на региональном и всероссийском уровнях: проводятся многочисленные конкурсы и фестивали детской и юношеской прессы, организуются профильные смены во Всероссийском Детском Центре «Орленок» и детско-юношеском лагере «Зеркальный». Активизировало свою деятельность Санкт-Петербургское регионального отделение Общероссийской общественной детской организации «Лига юных журналистов». Являюсь координатором Санкт-Петербургского регионального отделения ООДО «Лига юных журналистов» в Московском  районе Санкт-Петербурга, которое организует и проводит для юных журналистов обучающие семинары, мастер-классы, фестивали, форумы школьной прессы, конкурсы издательской деятельности. Можно обращаться ко мне с вопросами по адресу sivtany@mail.ru

С самого начала своей педагогической практики особо остро ощущала противоречия между предметным образованием и восприятием целостной картины мира, между разнообразием интересов и дарований школьников и единым учебным планом. Кроме того, реализуя программу по информатике, хотелось учить детей основам работы в прикладных программах в процессе настоящего интересного и общего для всех дела, а не просто выполняя упражнения. Конечно, на уроках информатики сделать это было невозможно, приходилось заниматься во внеурочное время дополнительно. Это побудило так выстраивать учебный процесс и внеклассную работу, чтобы не только осуществлять связь между разными дисциплинами, но и способствовать тому, чтобы учащиеся всю свою систему знаний и умений, приобретенную на разных учебных предметах, применяли не только  в обучении, но и на практике, в том числе во внеклассной и  внеучебной деятельности.

Имея многолетний успешный опыт организации и реализации проекта «Издательская деятельность в школе», готова поделиться им с вами, представив опыт организации издательской деятельности в школе № 525.


II. Активизация деятельности (сопровождение – презентация)

Но вначале давайте обсудим: КАКИЕ ЦЕЛИ СТОЯТ ПЕРЕД СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛОЙ?

Выслушиваются мнения участников мастер-класса. Подводится итог:

Если говорить о современных тенденциях развития образования в России, то необходимо отметить, что перед общеобразовательной школой поставлена цель формирования у обучающихся не только предметных, но и надпредметных компетентностей в качестве желаемого итога образовательного процесса. (Слайд - Ожидаемые результаты модернизации образования)

Сформированность ключевых надпредметных компетенций: исследовательских, общекультурных, речевых, мыслительных, ценностно-смысловых – ресурс достижения высокого уровня компетентности в любом виде деятельности в будущем.

Идея о развитии не только предметных, но и надпредметных компетенций учащихся привела меня пятнадцать лет назад к организации в школе № 525 Московского района Санкт-Петербурга издательской деятельности.

III. Учебная информация. Издательская деятельность в школе как средство формирования надпредметных компетенций учащихся (из опыта организации издательской деятельности в школе № 525) (сопровождение – презентация)

Организуя издательскую деятельность, можно решить сразу множество задач, стоящих перед современной школой. Все основные направления национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и стратегии развития Петербургской школы могут быть реализованы через работу школьного пресс-центра. Его деятельность очень тесно связана с учебным процессом. Они дополняют и взаимно проникают друг в друга. Работа обучающихся в сотворчестве с учителями заканчивается выпуском реального продукта – школьного журнала или газеты, созданного с использования новых информационных технологий. Собственно этим и отличается компетентностно-ориентированное обучение: оно заканчивается не ответом учащегося у доски, или выполнением тестовых заданий, а созданием продукта.

Внедрение издательской деятельности в школы

  • содействует в воспитании информационной культуры школьников;
  •  повышает интерес к учёбе (литературе, русскому и английскому языкам, обществознанию, краеведению, информатике), а также к общественной жизни школы, района, страны;
  •  развивает интеллект, творческие, коммуникативные способности;
  •  формирует гуманистическое отношения к окружающему миру, приобщает к общечеловеческим ценностям;
  •  реализует гражданско-патриотическое воспитание;
  •  формирует стремления к здоровому образу жизни;
  •  способствует освоению способов коллективной творческой деятельности, приобретению элементов профессиональной компетентности на основе использования новых информационных технологий;
  •  имеет большое значение в плане индивидуального обучения, увеличивает долю самостоятельной работы и ориентирует на формирование навыков самообразования;
  •  дает возможность ученикам и учителям овладеть инновационными технологиями;
  •  содействует интеграции разных учебных предметов;
  •  способствует переходу на личностно-ориентированное обучение в школе.

Издательская деятельность дает возможность отследить личностный рост учителя и ученика: саморазвитие, самодеятельность, особенности мотивационной (и шире – эмоционально-ценностной) сферы личности, адаптивность (уникальность и вписываемость в общество).

Школы, внедряющие в образовательный процесс издательскую деятельность, могут вводить факультативные занятия, играющие большое значение в плане индивидуального обучения, увеличивать долю самостоятельной работы и ориентировать на формирование навыков самообразования.

Издательская деятельность позволяет успешно участвовать в международных проектах, интегрироваться в международное образовательное пространство. Наша редакция неоднократно успешно участвовала в международных конкурсах, по итогам которых команда награждалась поездками – учебными визитами в Англию и Финляндию. В январе 2014 года по инициативе нашей школы [видеобращение] организован совместный российско-американский проект по созданию тематических школьных журналов учащимися 525-ой школы Санкт-Петербурга и американскими школьниками штата Алабама. Свои статьи, репортажи и интервью юные журналисты напишут на английском языке. Лучшие работы будут опубликованы на страницах интернет-журнала, созданного под руководством учителей города Дотана, а печатную версию тематического журнала будут разрабатывать и выпускать учащиеся 525 школы с углубленным изучением английского языка. Этот проект еще больше мотивирует наших учащихся изучать английский язык, а также те предметы (историю, географию, биологию, искусство и пр.), знание которых потребуется при написании материалов для тематических журналов. Предполагается обмен и видеорепортажами, а в перспективе – и организация телемостов. Первые шаги по реализации этого проекта уже делаются: учащиеся определяются с темами своих журналистских материалов, начинают их разработку, а видеорепортаж, снятый о детях блокадного Ленинграда, и специально переозвученный для американских школьников, находится на стадии завершения монтажа. Надеемся, что этот международный проект будет способствовать установлению взаимопонимания школьников разных стран.

Важным итогом работы в школьном пресс-центре становится приобретение учащимися ключевых компетенций, которые переходят потом в компетентности, а они, в свою очередь, в профессию. Таким образом, организация издательской деятельности в школе выполняет предпрофильную подготовку и профориентацию учащихся основной школы, и профильную подготовку старшеклассников. Учащиеся пробуют, ищут, и многие находят свой путь в профессию. Каждый год наши выпускники поступают в вузы по направлениям «информационные технологии», «журналистика», «компьютерная графика», «издательское дело». Многие становятся успешными инженерами, журналистами, редакторами, дизайнерами.

О результативности нашей работы свидетельствуют следующие показатели:

  • Кроме школьной газеты (70 номеров) издано шесть тематических журналов и несколько экологических газет, примерно полсотни различных информационных буклетов, листовок, программок, брошюр для различных мероприятий, проведенных на базе 525 школы. Выпущено более десятка видеорепортажей, несколько радиопередач. Работы школьной редакции за последние несколько лет можно прочитать, увидеть и услышать на странице «Редакция ВН» школьного сайта www.525school.ru .
  • победы и призовые места учащихся в творческих конкурсах, форумах, фестивалях, предметных олимпиадах от муниципального до международного уровней; 
  • публикации творческих работ учащихся на школьном сайте, сайтах сетевых сообществ и проектов;
  • высокий уровень компетентностей, сформированных у учащихся;
  • высокое качество знаний учащихся по информатике и информационно-коммуникационным технологиям;
  • участие моих воспитанников в волонтерском движении и различных общественных организациях;
  • помощь моих учащихся другим учителям в освоении ИКТ; оказание технической и информационной поддержки на других уроках, внеклассных и школьных мероприятиях;
  • активная помощь моих учащихся в освещении проводимых районных мероприятий;
  • успешная социализация моих выпускников, их поступление в профильные вузы.

Благодаря участию и победам в конкурсах учащимся и руководителю команды предоставлялась возможность обучения у профессионалов. Это и работа в мастер-классах ведущих журналистов, фотографов, операторов, редакторов, режиссеров, специалистов в области компьютерной верстки, директоров Санкт-Петербургских СМИ, и приобретение бесценного опыта работы в настоящих телевизионных студиях, редакциях городских газет (стажировка в редакциях городских газет и телестудиях), на журналистских сменах в ВДЦ «Орленок». Это и знакомство с работой зарубежных редакций («The Guarduen» в Лондоне, «Etelä-Suomen Sanomat» в Финляндии), крупнейшими печатными центрами в Европе («The News Paper Education Trust»).

Общение и обучение у профессионалов в ходе работы над издательским школьным проектом помогает обучающимся и руководителю проводить самоанализ и анализ работ, которые проводятся на всех стадиях проекта. Обязательно отмечаем «плюсы» каждой работы, но подробно рассматриваем и «минусы», выявляя и объясняя причины, намечая пути усовершенствования.

«Старики» школьной редакции (в том числе и выпускники) делятся своими знаниями, передают опыт начинающим юным журналистам, проводя свои мастер-классы в школе, вместе с учителем-руководителем помогают другим ребятам найти себя, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. В конце учебного года проводим «разбор полетов», цель которого – анализ и подведение итогов проектной работы, поиск путей ее совершенствования, награждение лучших учащихся – участников проекта. В этом внеклассном мероприятии применяется технология групповой работы, направленная на развитие навыков анализа, речи, взаимодействия, коммуникации.

Этот проект значим не только для учащихся, но и для учителей, т.к. осуществляет связь между разными дисциплинами: информационными технологиями, русским языком, литературой, историей, географией, журналистикой, английским языком, экологией, изобразительным искусством, компьютерной графикой и многими другими. Важной стороной этого проекта является возможность активного привлечения родителей к работе школьного издательского центра. Он создает условия сотрудничества со всеми участниками проекта.

Результаты нашей пятнадцатилетней работы над проектом «Издательская деятельность в школе» подтверждает следующее положение:

Компетентностный подход в образовании, в противоположность концепции «усвоения знаний», а на самом деле суммы информации (сведений), способствует освоению учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Особо ценно, что учащиеся приобретают компетенции, позволяющие им успешно действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующие средства. Эти средства личность находит в процессе решения подобных ситуаций и достигает требуемых результатов.

Главная проблема востребованности и конкурентоспособности молодых людей на рынке труда основывается на профессиональном карьерном росте, активности и мобильности, саморазвитии личности, повышении квалификации, прогнозировании своей деятельности.

Мы готовим людей к рабочим местам, которых еще нет,

к использованию информационных ресурсов, которых пока не существует,

для решения проблем, о существовании которых мы еще не знаем.

Как отмечают Дж. Боуден и Ф. Мертон (John Bowden & Ference Marton): «Если Вы не представляете, с какими ситуациями могут столкнуться Ваши ученики в будущем, учите их тому, что они могут применить в любых ситуациях».

Прежде чем мы приступим к практической части нашего мастер-класса, если есть вопросы, с удовольствием отвечу на них.

IV. Практикум «Делаем дайджест»

  • обзор аппаратного и программного обеспечения издательской деятельности,
  • анкетирование,
  • обмен идеями,
  • резюме,
  • верстка дайджеста о мастер-классе (демонстрации работы в программе Adobe Indesign);
  • разбор типичных ошибок верстки на примерах печатных школьных работ;
  • издание экспресс-выпуска дайджеста о мастер-классе,
  • вручение экземпляра каждому участнику.

V. Рефлексия.

Ресурсное обеспечение мастер класса

Список литературы

1. Ильина М. В. Педагогические условия формирования ключевых компетенций учащихся основной школы // Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-klyuchevykh-kompetentsii-uchashchikhsya-osnovnoi-shko#ixzz2sADSnWr4 // 2011

2. Эльконин Б. Д. Понятие компетентности с позиций развивающего обучения // Современные подходы к компетентностно ориентированному образованию. Красноярск, 2002.

3. Bowden J. and Marton F. The university of learning: beyond quality and competence in higher education. – London: “Kogan Press”, 1998.

4. Вохменцева Е. А. Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетентностей // Актуальные задачи педагогики: материалы международной научной конференции (г. Чита, декабрь 2011 г.).  — Чита: «Молодой ученый», 2011.

5. Пигичка Ю. Л. Компьютерные технологии в учебно-исследовательской деятельности учащихся: Групповое исследование учащимися глобальных проблем современности с использованием новых информационных технологий. // Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-globalnye-problemy-sovremennosti-kak-predmet-gruppovoy-issledovatelskoy-deyatelnosti-uchaschihsya#ixzz2rW6nhYQI // СПб., 1999.

6. Самолетов С. А. Школьная газета // Учебник для учителей.  Санкт-Петербург, 2013.

Интернет-ресурсы:

  1. Портал всероссийского конкурса «Издательская деятельность в школе». Режим доступа: http://schoolizdat.ru
  2. Портал ГБОУ школы № 525 Санкт-Петербурга. Режим доступа:  http://525school.ru/
  3. Презентация Самолетова С. А. «Дизайн современой газеты». Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/aa505b99b835/%D0%9E%D0%A1%D0%9D%D0%9E%D0%92%D0%9D%D0%90%D0%AF%20%D0%9F%D0%A0%D0%95%D0%97%D0%95%D0%9D%D0%A2%D0%90%D0%A6%D0%98%D0%AF.ppt

Требования к материальному обеспечению мастер-класса

Оборудование:

  • демонстрационный ПК;
  • мультимедийный проектор, экран;

Программное обеспечение:

  • Microsoft Office PowerPoint,
  • Adobe Indesign;
  • Adobe PhotoShop;
  • Adobe Acrobat;
  • мультимедийные презентации.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме: "Использование инновационных технологий как средство формирования ключевых компетенций у учащихся"

Задачи моей педагогической деятельности на современном этапе - обеспечение необходимого и достаточного уровня усвоения систематизированных знаний по истории и обществознанию через развитие позна...

Методическая разработка по теме : "Межпредметные связи как средство формирования культуроведческой компетенции учащихся на уроках литературы , русског языка и во внеурочной деятельности.""

Интеграция предметов- это не просто соединение их частей и элементов, это взаимопроникновение, объединение на  основе общего подхода. Стремление к эффективности  учебного процесса  заст...

Методическая разработка по английскому языку на тему: Использование видео в формировании коммуникативной компетенции учащихся 8 классов школ с углубленным изучением английского языка

Несмотря на активное включение учителями школ видеоматериалов в процессе обучения иностранным языкам, их разнообразие, наличие большого количества видеокурсов по иностранным языкам, существует необход...

Методическая разработка мастер-класса «Организация издательской деятельности в школе как новая форма проектной деятельности на основе ИКТ»

Мастер-класс «Организация издательской деятельности в школе как новая форма проектной дея­тельности на основе ИКТ» – второй мастер-класс в цикле мастер-классов «Проектная д...

ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАДПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ

Актуальность и перспективность организации издательской деятельности в школе обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы об...

Методическая разработка: Мастер-класс «Проектно-исследовательская деятельность в школе» 15.12.2022 г.

Мастер-класс «Проектно-исследовательская  деятельность в школе»,  организация и методическая поддержка....