Доклад на методическом объединении учителей русского языка и литературы «Диалог как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся 5-7 классов.» 2015-2016 уч.год.
статья (5, 7 класс) на тему

"Средства организации учебно-речевой деятельности ."   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_mo_dialog.docx32.14 КБ

Предварительный просмотр:

2015-2016 учебный год

Министерство образования и науки Самарской области

ГБОУ СОШ пос. Береговой муниципального района Шигонский

Самарской области

  «Диалог как средство формирования коммуникативной компетенции

 учащихся 5-7 классов.»

"Средства организации учебно-речевой деятельности ."  

Доклад подготовила Самаркина Вера Павловна,

учитель русского языка и литературы,

ГБОУ СОШ п. Береговой,

 муниципального района Шигонский

 Самарской области

Содержание.

1.Введение.

1.1. Актуальность выбранной темы.

1.2.Цель и задачи.

1.3. Методические особенности учебного диалога.

2.Практическая направленность. Виды заданий, развивающих диалогические навыки учащихся 5-7 классов.

2.1..Методическая разработка урока русского языка в 7 классе. .Лингводилижанс. Урок-диспут на тему: "Руссий язык гибнет или проходит путь своего естественного развития?".

2.2.Виды заданий на уроке русского языка в 5 классе по теме: «Повторение безударных  гласных».

2.3. Примеры заданий  для организации диалога на уроках в 5 классе при изучении "Синтаксиса и пунктуации".

2.4.Групповая учебная работа учащихся 5-7 классов . 5 класс ."Однокоренные слова".

2.5. Работа  детей в парах.  Тема: «Имя существительное. Закрепление." 5 класс.

2.6. Деловая игра «Корректор».  «Местоимение». 6 класс.

2.7.Предполагаемые результаты работы по формированию коммуникативных навыков.

3.Заключение.

4.Список литературы.

Образование вне диалога превращается в искусственную, мертвую систему.

                                                                                                                                                       М.М. Бахтин.

 1.Введение.

           1.1.Актуальность выбранной темы.  В современном обществе востребована образованная личность, способная творчески мыслить, чётко выражать своё мнение, отстаивать свою точку зрения. Основы развития такой личности формируются в школе. С учетом новых образовательных стандартов  выпускник школы  должен уметь организовать собственную учебную деятельность, т.е. иметь готовность и способность учиться. Понятно, что такие цели образования предполагают использование новых, современных  технологий организации учебной деятельности. Сегодня у детей необходимо развивать общеучебные навыки, среди которых выделяют и коммуникативные.   Формировать коммуникативные навыки можно с помощью учебного диалога. Овладение умением вести учебный диалог - необходимое условие активизации познавательной деятельности учащихся и развития их коммуникативных способностей. Это особенно важно для среднего подросткового возраста (5-7 класс)

          Главными мотивами учебной деятельности в этом возрасте считают коммуникацию, самопознание и самореализацию. Проблема развития личности также связана с такими особенностями (свойствами), как активность, самостоятельность, наличие своей позиции, способность нести ответственность за свою точку зрения и отстаивать её. Развитие этих свойств проявляется в умениях, необходимых для полноценного диалогического общения: быстро и правильно ориентироваться в условиях диалогической речи; планировать своё высказывание, сообразно целям и условиям, времени и ситуации; верно выбирать содержание акта общения; находить соответствующие средства (речевые или знаковые) для передачи этого содержания; обеспечивать обратную связь.

        Задача современной школы состоит не только в том, чтобы дать учащимся ту или иную сумму знаний, но и активизировать их познавательную деятельность, а также развить их мышление и речь. Духовному совершенствованию и интеллектуальному развитию учащихся поможет диалог о русском языке, направленный на постижение глубины национальной культуры. Целенаправленный диалог с учащимися, позволяющий выстроить характеристику языка, способствует формированию ценностных установок, мировоззренческих представлений, выработке у школьников своей позиции в отношении родного языка.

       Задача учителя – создать на уроке ситуацию, близкую к ситуации живого общения. Здесь на помощь приходит учебный диалог. В самом общем смысле диалог можно определить как соприкосновение двух (или более) несовпадающих, но равноправных сторон. Диалог всегда согласие-несогласие, понимание-непонимание, слияние-разъединение.

1.2. Цель и задачи:

Цель: научить детей пользоваться диалогом как формой общения.

Задачи:

-содействовать развитию умений понимать разнообразные инициативные обращения (сообщения, вопросы, побуждения), отвечать на вопросы и реагировать на побуждения в соответствии с правилами поведения;

- учить детей вступать в речевое общение различными способами: сообщать о своих впечатлениях, переживаниях и т.п.; задавать вопросы; побуждать партнёра по общению к совместной деятельности, действию и пр.;

- формировать у детей умения целесообразно и уместно пользоваться интонацией, мимикой, жестами;

- ознакомление с правилами речевого этикета, их назначением;

- формирование умений ориентироваться в разнообразных ситуациях общения, усвоение вариативных формул речевого этикета, обслуживающих эти ситуации, осознанное их использование в соответствии с обстоятельствами и задачами общения.

- развивать умения следовать правилам ведения диалога.

1.3. Методические особенности учебного диалога.

Диалог начинается в том случае, когда ученик делает высказывания типа «я хочу сказать», «мое мнение», «мне хочется дополнить», «моя точка зрения».

Диалог можно подразделить на три уровня:

1) Диалог с собственным Я (собственные размышления). Это личностный уровень.

2) Я и другой (взаимодействия двух ценностно-интеллектуальных позиций). Это межличностный уровень.

3) Мультидиалог (возникает при обсуждении проблем в малых группах по 5-7 человек при работе, например, над проектом).

В технологии разработана определённая логика ведения диалога.

1-й этап – создание «ситуации успеха». На этом этапе детям предлагается конкретно-практическая задача, опирающая на прошлый опыт ребёнка.

2-й этап – возникновение ситуации «интеллектуального разрыва». Детям предлагается похожая по внешним признакам конкретно-практическая задача, которую они решить уже не могут, так как она ориентирована уже на новый способ действия. В результате возникает эмоциональное переживание всеобщего неуспеха («никто не может»).

3-й этап – фиксация «разрыва» в графико-знаковой форме и формулировка учебной задачи  в словесной форме. На этом этапе дети вместе с учителем должны сформулировать то, чего им сейчас не хватает, т.е. испытать «дефицит своих способностей». Для этого необходимо проанализировать ситуацию: где и почему возникла трудность? Вывод: «Я сам не могу, и никто из нас не может, даже учитель, давайте попробуем вместе».

         Учебный диалог всегда возникает на основе учебной речевой ситуации, он решает те или иные учебные задачи. Во время учебного диалога всегда происходит обмен информацией и регулируются межличностные отношения. В основе учебного диалога всегда должен находиться предмет обсуждения, который можно рассмотреть с различных точек зрения.

     Говоря об учебном диалоге, следует учитывать ряд организационных моментов:

 -ни одна реплика такого диалога не может остаться без ответа;

 -учебный диалог строго ограничен по времени;

  -если ученик не активен, значит, он испытывает недостаток знаний;

  -речевые характеристики учебного диалога связаны с требованием полных ответов;

  -учебный диалог требует предварительной подготовки.

                    В процессе диалога репродуктивные и продуктивные (творческие) методы обучения органически сливаются. Создаются условия для закрепления и использования знаний в новых ситуациях. Кроме того, способность задать вопрос при диалогической форме общения отражает понимание проблемы.

      Побуждающий от проблемной ситуации диалог требует от учителя последовательного осуществления четырёх педагогических действий:

• создания проблемной ситуации;

• побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;

• побуждения к формированию учебной проблемы;

• принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

2. Практическая направленность. Виды заданий, развивающих диалогические навыки учащихся 5-7 классов.

      2.1.  В подростковом (5-7 кл.) возрасте учебный диалог начинается с погружения в сознание ребёнка культурологического собеседника, роль которого играет учитель. Овладевая тем или иным предметным содержанием, учащиеся вступают в спор.  Школьники создают свои варианты ответа на вопросы, обсуждаемые на уроке. На первых порах детские варианты, модели, гипотезы представляют весьма неуклюжие и плохо понятные конструкции.

         Использовать технологию проблемного диалога непросто. В своей практике стараюсь не давать информацию в готовом виде. Всё делаю для того, чтобы мои ученики сами открывали новое знание. Какое удовольствие видеть восторг детей,когда они угадывают и самостоятельно формулируют тему урока, правила, составляют опорные схемы, когда их догадки подтверждаются тестом в учебнике или  записью на доске, заранее подготовленной учителем. С каким увлечением они ищут выход из затруднений – шаг за шагом, словечко за словечком, вместе, всем классом. Учёными теоретиками и учителями практиками доказано, что проблемный диалог очень эффективен.Прежде всего он обеспечивает высокую активность детей. Ведь ставя проблемный вопрос, мы побуждаем их думать, высказывать своё мнение,творить наконец. Складывается такой урок из проблемных ситуаций, которых в рамках одного часа может быть несколько. Детям предстоит пережить и удивление, и затруднение, и противоречие. А самое главное – им будет интересно.Покажу, как можно использовать проблемный диалог на уроке русского языка.(Приложение. Методическая разработка урока русского языка в 7 классе. .Лингводилижанс. Урок-диспут на тему: "Руссий язык гибнет или проходит путь своего естественного развития?".

  2.2.  Подводящий к теме диалог представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. В структуру подводящего диалога могут входить разные типы вопросов и заданий: репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу); мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение). При подводящем диалоге менее вероятно появление ошибочных ответов учащихся, если же это происходит, необходима принимающая реакция учителя («Кто думает иначе?»). Например, на уроке русского языка в 5 классе по теме «Повторение безударных  гласных»  предлагается классу выполнить следующие задания:

1. Выпишите из упражнения слова «дошёл», «надписал» и т.д.

2. Поставьте ударение.

3. Подчеркните безударные гласные.

      Выполнив задания, ученики отвечают на вопросы: «В каких частях слова находятся безударные гласные?» (подчеркивают их) «Какое правило о безударных гласных мы знаем?»  «Значит, какая сегодня тема урока?» В результате учащиеся самостоятельно формулируют тему урока.

             2.3.   Примеры заданий  для организации диалога на уроках в 5 классе при изучении "Синтаксиса и пунктуации":

1. Учёные называют интонацию и пунктуацию «сёстрами, дочерьми одного отца – смысла». Можешь ли ты примерами подтвердить или опровергнуть это высказывание?2.Правильно ли  построены словосочетания?  Если есть нарушения, установи их причину.  Запиши словосочетания верно, в скобках укажи, что было нарушено. Спелая жёлудь, о сизокрылым голубе, наблюдать за малыш, ехал на метро.

3. Детям предлагается упражнения,  когда на доске записаны два столбика слов (словосочетаний, предложений) и дети их сравнивают. Вначале задаётся обобщённый вопрос: «Что заметили?» Дети высказываются. Учитель слушает детей, «цепляется» за более интересные реплики (так называемые «крючки») и развивает их. В случае затруднения используются такие приёмы, как наводящие вопросы, дозированная подсказка, живая наглядность. Заканчивается анализирующее наблюдение обобщением результатов в виде какой-то схемы, опоры, плана, «изобретением» нового термина, словесной формулировкой вывода и чтением вывода в учебнике.

Использование такого подхода помогает переориентировать обучение с усвоения и запоминания готовых форм знаний на навыки слушания, чтения, говорения, письма, поиска информации в разных источниках, особенно в словарях разного типа, навыки организации учебной деятельности.

От ознакомления с разнообразными лексическими значениями слов дети переходят к элементарным грамматическим обобщениям. Сквозными линиями в программе каждого класса распределен материал: 1) для изучения принятых среди носителей родного языка норм: произносительных (орфоэпических, акцентологических), правописных (орфографических, пунктуационных), словообразовательных, словоупотребительных, этикетных; 2) для наблюдения над ролью изобразительно-выразительных средств русского языка (уменьшительно-ласкательных суффиксов, переносного значения слов, интонации, употребления пословиц и поговорок и др.)

Для организации учебного диалога необходимо:

1.снятие всех барьеров в общении между педагогом и ребёнком и использование приёмов, «подогревающих» обучение;

2. владение учителем технологией побуждающего и подводящего диалога;

3. проведение наряду с уроками-заданиями уроков-наблюдений и уроков проблемных ситуаций;

4. использование на уроках различных диалоговых приёмов: дискуссий, групповой работы, «ловушек», провокаций и т.п.

2.4. Групповая учебная работа учащихся 5-7 классов .

       Групповая работа - это самостоятельная форма организации обучения. Уникальность групповой работы обеспечивается такими ее признаками, как непосредственное взаимодействие между учащимися (дети выполняют учебное задание совместно в составе малой группы) и опосредованное руководство деятельностью ученика со стороны учителя. Педагог руководит работой всей группы в целом: предъявляет ей задание, инструкцию по его выполнению, оценивает результаты. Руководство же деятельностью каждого ученика осуществляется самими детьми внутри группы.

      На первом этапе необходимо учить детей сотрудничать друг с другом. Сначала такое обучение происходит во фронтальной работе учащихся. Здесь можно использовать следующие приемы: в случае затруднения при ответе ученик сам вызывает себе помощника; для оценки своего ответа ученик сам назначает "учителя". Учитель задает вопрос, вызывает ученика, желающего высказаться, выслушав ответ, не оценивает его, а спрашивает детей: "Кто согласен?" Выслушивается следующий ученик, и снова учитель, не комментируя ответ, организует обсуждение высказанных мыслей. После такой работы учитель вместе с детьми анализирует: как прошло обсуждение, что помогло в достижении результата, что мешало.

2.5. Немаловажная роль   отведена работе детей в парах. Особое внимание обращено на умение не только слушать друг друга (педагога), но и слышать. Создаётся  атмосфера доверия в паре, классе. Равноправный диалог возможен только в обстановке доброжелательности. Для формирования доверительных эмоциональных связей между детьми используются различные игры и упражнения.

На доске:

Рука – ручонка, ручонка – ручей.

Ножонка – нож, ножонка – нога.

– Посоветуйтесь в парах и решите, какие из записанных слов являются однокоренными, а какие – нет.

Научить сотрудничать в парах помогают взаимодиктанты. Каждый ученик получает один из вариантов текста, отличный от всех. Все учащиеся работают в парах сменного состава в следующем порядке:

1) один из работающих в паре читает по предложениям текст, другой записывает;

2) следующий ученик читает, а первый записывает;

3) ребята обмениваются тетрадями  и проверяют работы друг друга;

4) далее учащиеся открывают карточки и по ним совместно проверяют второй раз записанный текст;

5) работа над ошибками.

После того, как задания выполнены, друг у друга проверены, пара распадается. Освободившиеся ученики образуют новые пары. Учащиеся свободно перемещаются по классу, образуя новые диалогические  сочетания, обучают друг друга по своим карточкам.

3) деятельность каждого участника занятий имеет общественно-полезную окраску, потому что он не только учится, но и обучает других;

Тема: «Имя существительное.5 класс.». (Закрепление. Работа в парах)

Карточка №1

1. Что обозначают имена существительные?

2. Какие слова отвечают на вопрос кто? Приведите примеры.

3. Какие слова отвечают на вопрос что? Приведите примеры.

4 .Выпиши слова, которые отвечают на вопрос кто? Поставь ударение.

Медведь, малина, лисица, пенал, ученик, завод, дорога, карандаш, заяц, девочка.

Карточка №2

1. На какие вопросы отвечают имена существительные?

2. Приведите три имени существительных, которые отвечают на вопрос кто? Запишите их в первый столбик.

3. Приведите три имени существительных, которые отвечают на вопрос что? Запишите их во второй столбик.

4. Выпишите из предложений имена существительные. Докажите.

Пришла зима. Мороз сковал землю. Выпал первый снег. Дует холодный ветер. Птицы мерзнут и голодают. Сделай кормушку и подкорми пернатых друзей!

2.6. Деловая игра «Корректор». Такая игра  проводится после изучения темы «Местоимение» в 6-м классе. Рассмотрим некоторые задания.

Учащимся объясняется значение слова корректор и предлагается «поработать» корректором классной газеты.

Задание 1. Найдите ошибки в письме одной девочки (из стихотворения болгарского поэта И.Босева) и исправьте их, а затем определите, какие орфограммы не усвоила девочка.

Жалоба

Дядя прашу тебя, памаги Твоей племяннице оле, А то не будет ее ноги В этой пративной школе.

Мне вчера за дектант на слова Учитель паставил два, А сам сказал, что маю работу Даже не смок прачитать.

Попраси его дядя исправить двойку, паставить мне пять.

Найдите слова, которые проверяются изменением формы слова.

Найдите слова, которые проверяются с помощью словаря.

Найдите слова, которые проверяются с помощью других правил.

Задание 2. Верным помощником корректора является словарь. С помощью словаря проверьте написание следующих слов: ф_ст_валь,

пара_ели, д_фицит, д_тектив, р_клама, ко_ерческий.

Задание 3. Орфографическая дуэль. Словарный диктант с взаимопроверкой (в парах).

Никому не преодолеть, ничего не возьмешь, не о чем расспрашивать, нечего рассказывать, кое-что необъяснимое, рассердиться кое на кого, чьи-то недостатки, какая-то речонка, ни перед кем не пресмыкаться, подрастали со мной, кто-нибудь не местный, а иногородний.

Задание 4.

Светло и ярко солнце светит, Но загрустил Ошибкин Петя, Глядит мечтательно в тетрадь:

– Вот если б получить мне «пять».

Проверьте работу Ошибкина, помогите ему получить пятерку.

В слове «дуб» три звука [д], [у], [бэ].

(На) желтых листьях – прилагательное, н.ф. – желтый, относительное, употреблено в р.п., мн.ч., м.р.

Задание 5. Отредактируйте сочинение Ошибкина Пети.

Я учавствовал в соревновании. Я шел под пятым номером. На повороте я и Петров вырвались вперед. Вдруг Петров упал. Он подвергнул ногу. «Кто-нибудь придут ему на помощь», – подумал я и побежал еще сильнее. Митя Смирнов помог Петрову добраться до школы. Там Петрову оказали первую помощь.

2.7. Предполагаемые результаты работы по формированию коммуникативных навыков.

По русскому языку учащиеся научатся:

-владеть диалоговой формой речи;

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре;

-договариваться и приходить к общему решению;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании;

-адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Учащиеся получат возможность научиться:

-с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-адекватно использовать речь и речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

  Диалогизация взаимоотношений учителя и учащихся обогащает возможности процесса обучения в плане реализации всех его компонентов, повышения качества знаний, умений и навыков, формирования опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-оценочного отношения и логики научного мышления.

     Диалогические умения учащихся 5-7 классов  являются важной предпосылкой благополучия обучающихся в социальном и интеллектуальном развитии.

          Учебный диалог является не только эффективной формой обучения, но и оптимальным способом развития личности обучающихся и активно применяется в сочетании с другими методами, средствами и формами организации обучения, воспитания и развития.

  4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Государственные стандарты школьного образования по русскому языку. 2-11 классы.-М.: Астрель: ФСЕ,  2004.

2.Абасов В. Диалог в учебном процессе // Народное образование. 1993. -№9-10.

3. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / Сост. М.Б.Бабанский. М.: Педагогика, 1989.

4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика. - 1989.

5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.

6. Воронина М.П. Диалог на уроке в начальной школе // Начальная школа. – 2004. – № 6. – С. 45-50.

7. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич. – Мн.: «Соврем. слово», 2005.

8. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование // Педагогика, 1994. - №5.-С.16-21.

9. Тепищина Е.Ю. Диалогизация образовательного процесса как средства активизация познавательной деятельности учащихся // Начальная школа. – 2003. – № 2. – С. 72-75.

10. Трегубова Г.В. Развитие творческого мышления на уроках русского языка // Начальная школа. – 1995. – № 6. – С. 45-50.

11. Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. 1995. -№2. - С.32-42.

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на методическом объединении учителей русского языка и литературы на тему: «Развитие творческого потенциала личности ребенка на уроках русского языка и литературы».2013-2014 учебный год.

         Одной из главных целей современного образования  считаю  создание условий для развития творческих способностей личности ребенка. Творчество – э...

Доклад на методическом объединении учителей русского языка и литературы на тему: «Работа с художественным текстом в условиях интеграции урочной и внеурочной деятельности».2014-2015 учебный год.

Повышение уровня учебной интеграции — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности   школьников формируется через проведение уроков...

Доклад на методическом объединении учителей русского языка

quot;Формирование положительной учебной мотивации на уроках русского языка и литературы"...

ДОКЛАД на методическом объединении учителей русского языка и литературы Ирафского района учителя филиала ГБОУ РФМЛИ в с. Мацута

laquo;Организация работы учащихся с низкой успеваемостью и низкой мотивацией по подготовке к государственной итоговой аттестации и ВПР на уроках»....

Доклад на методическом объединении учителей русского языка

quot;Формирование положительной учебной мотивации на уроках русского языка и литературы"...

Доклад на методическом объединении учителей русского языка

Доклад  на методическом объединении учителей русского языка« Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроках русского языка и литературы»...