Доклад на методическом объединении учителей русского языка
опыты и эксперименты

Дашиева Гэрэлма Николаевна

Доклад

  на методическом объединении учителей русского языка

« Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроках русского языка и литературы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_mo_rabota_so_slabouspevayushchimi.docx107.13 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

  на методическом объединении учителей русского языка

« Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроках русского языка и литературы»

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/08/30/s_5b8850457c20e/943433_1.jpeg

                                             Подготовила:

                                                  учитель русского языка

                                                     Дашиева Г.Н.



Кокорино, 2019г.

Педагогика, как и дипломатия – искусство возможного. Российский учитель по традиции принимает всю ответственность за ход и результаты учения на себя. В действительности не один педагог не может контролировать полностью педагогическую ситуацию. Не все - «заложники» наших учащихся. Попадается талант, и мы гордимся его победой на олимпиаде. Сидит в классе ученик с познавательными проблемами и нас ругают за двойку на ЕГЭ. Настоящие профессионалы понимают педагогическую ситуацию, глубоко рассматривают учителя как личность, создающую для учащихся хорошие познавательные возможности, но не подменяющую их, не сажающую их себе нашею и не выполняющую обязанности «бурлака на Волге». Что остается учителю? – Работать, помогать, понимать, содействовать и мотивировать. Требовать тоже можно, но в пределах реального. А если мы видим, что перед нами ученик, «нуждающийся в лечении», то мы сочувствуем его родителям и не осложняем их без того трудную судьбу.
         В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. С чем же это связано? –
Специалисты отмечают, что негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране ухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье школьников, а в условиях интенсификации обучения и перегруженности школьных программ значительно возрастает число неуспевающих. 

Однако никак нельзя сбрасывать со счета социально – психологический фактор неуспеваемости. Ведь ребенок обучается в коллективе, в котором постоянно происходит подкрепляемое оценками учителя сравнение детей между собой. Неуспевающий ученик выставляется как бы на «обозрение» сверстников и практически ежедневно переживают ситуацию неуспеха. Все это, естественно не способствует его личностному становлению и развитию. Становится очевидным, что часть вины за такое большое количество двоечников ложится на наши плечи, плечи педагогов. Еще древние мудрецы говорили: «Увидеть и понять проблему - наполовину решить ее, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом».

Детей с проблемами школьной успеваемости можно условно разделить на несколько групп. 

1 группа – Низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т.д.) сочетается с положительным отношением к учению.

2 группа – Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению.

3 группа – Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.

Актуальная проблема школы – «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями.

Для этого необходимо ответить как минимум на три вопроса:

Кого учить?
Чему учить?
Как учить?
Отставание ученика в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам:
^ 1.Низкий уровень умственного развития.
Причины:
- Педагогическая запущенность.
- Частые заболевания.
- Пропуски и занятий.
- Органические нарушения центральной нервной системы и головного мозга.
2.Несформированность учебных навыков
Ребенок не умеет учиться: с текстом; выделять главное, существенное; может организовать свое время и распределить усилия и т.д.
3.Дефицит внимания с гиперактивностью
4.Отсутствие познавательного интереса.
Обусловлено: с ребенком никто не занимался, не развивал его познавательные способности; ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книги, а предпочитает пустое времяпрепровождение. 
5.Несформированность произвольной сферы.
Проявляется в том, что ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач. 
6.Конфликтные отношения со сверстниками, учителями, отказ от усилий учебной деятельности. 
7.Низкий познавательный интерес
8.Низкий уровень развития словесно – логического мышления.
Необходимо делать большой упор на наглядность в решении и изложении учебного материала, обеспечивая реализацию принципа доступности учебного материала.
9.Низкая работоспособность.
Чему учить? - Необходимо выяснить причину отставания, определить действительный уровень его знаний, после чего «возвратить его» на ту ступень обучения, где он будет соответствовать требованиям программы, Государственным Образовательным Стандартам.
Как учить? – 
Как вызвать у учащегося ощущение движения вперед, переживание успеха в учебной деятельности? – Для того чтобы заинтересовать учащихся, необходимо использовать все возможности учебного материала:
Создавать проблемные ситуации;
Активизировать самостоятельное мышление;
Организовывать сотрудничество учащихся на уроке;
Выстраивать позитивные отношения с группой;
Проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят.

При развитии мотива достижения цели следует ориентировать ученика на самооценку деятельности (например, задавая ребенку такие вопросы: «Ты удовлетворен результатом?». Вместо оценки сказать ему: «Ты сегодня хорошо справился с работой».). Можно проводить индивидуальные беседы, обсуждая достижения и промахи, постоянно интересоваться отношением ученика к процессу и результату своей деятельности. Учащиеся, которые уже освоили материал и выполнили задание, могут отдохнуть или выполнить дополнительные задания. Ученикам, которые ориентированы на избегание неудач, стоит дать такие задания, которые поддержат их самооценку, защитят от публичного осуждения и критики.

Этой группе неуспевающих детей рекомендуют упражнения, направленные на развитие мышления, памяти и внимания.
Упражнение – «Самое главное»
Учащиеся быстро и внимательно читают учебный текст. После этого им предлагается просмотреть его еще раз и охарактеризовать тему учебного материала, одним словом. Потом – одной фразой, а после найти в тексте какой – то секрет, то, без чего он был бы лишен смысла. В конце упражнения все участники зачитывают слова, фразы и секреты. Выбираются самые точные и лучшие ответы.
Упражнение – «Моментальное фото»
Участники делятся на две команды. В течение очень короткого времени школьникам демонстрируется текст. Учащиеся должны сосредоточить все свое внимание и воспринять из показанного текста как можно больше информации. Каждая команда может зафиксировать на листочке то, что члены команды могут вместе восстановить по памяти. Затем все вместе обсуждают и сравнивают результаты, какая команда правильно воспроизведет больше текста.
Упражнение – «Лучший вопрос»
Учащиеся читают текст, после чего каждый должен придумать оригинальный вопрос на тему учебного текста и задать его соседу. Тот должен ответить на него как можно более полно. Ответивший задает вопрос следующему игроку и т.д. Участники решают, кто задал самый интересный вопрос, а кто лучше всех ответил и был самым активным.
Упражнение – «Пересказ по кругу»
Ученики читают текст, а затем встают в круг. Один из участников выходит в центр круга, закрывает глаза, кружится на месте и показывает на любого игрока, с которого начинается воспроизведение учебного текста. Далее по часовой стрелке каждый говорит по одной фразе из текста. И так до его конца. После этого текст еще раз читается, и участники исправляют ошибки, дополняют то, что было упущено.

Работа с учащимися, не желающими учиться:

Причиной плохой успеваемости многих учащихся является внутренняя личностная позиция – нежелание учиться. В силу разных причин их интересы находятся за пределами образовательного учреждения. Школу они посещают безо всякого желания, на уроках избегают активной познавательской деятельности, к поручениям учителя относятся отрицательно. Об учениках этой группы, можно сказать: будет мотивация – будет продуктивность учения. 

Существует прямая зависимость интеллектуальных процессов от мотивации деятельности. Как увлечь ребят познанием нового?
Задача педагога в этом случае:
Помочь учащимся осознать необходимость получения новых знаний;
Развивать ответственность;

Поддерживать уверенность учащихся в собственных силах, вырабатывая позитивную самооценку.

Мотивационными процессами можно управлять, создавая условия для развития внутренних мотивов личности, а также умело стимулируя учащихся.

Желательно продумывать каждый урок согласно интересам учащихся, использовать все возможности учебного материала для развития их любознательности. Для того чтобы повысить познавательный интерес, применяются активные формы обучения:

Решение проблемных ситуаций;

Использование исследовательского подхода при изучении учебного материала;

Связь учебной информации с жизненным опытом учащихся;

Организация сотрудничества, использование командных форм работы и методов деятельности, построенных на соревновании с периодической сменой состава групп;

Позитивное эмоциональное подкрепление, индивидуальная и групповая работа над проектами.

Помеха развитию мотивации – тревожность и страх на уроках. Угрожая, запугивая, унижая, ограничивая, педагог окрашивает негативными эмоциями ситуацию учебной деятельности. Это приводит к тому, что учащийся, испытавший сильную тревогу, сосредотачивается на личных переживаниях, которые вытесняют желание усвоить учебный материал. Для повышения мотивации к учению можно выполнять приведенное ниже упражнение «Пиктограмма, или пляшущие человечки»:

Учащимся предлагается для запоминания перечень слов и словосочетаний. После показа слова или словосочетания учащийся рисует на бумаге любое изображение, которое поможет ему воспроизвести предъявляемый материал. Каждое изображение обозначается номером, соответствующим порядку предъявления слов или словосочетаний. Написание отдельных слов или букв не допускается. Слова зачитываются с интервалом не более 30 сек. Выбор изображения для запоминания ограничивается по времени.
Пример набора слов или словосочетаний
Веселый праздник
Тяжелая работа
Развитие
Вкусный ужин
Смелый поступок
Болезнь
Счастье
Разлука
Дружба
Темная ночь
Печаль

Воспроизведение учащимися словесного материала осуществляется спустя 30 – 40 мин. Учащемуся предъявляются его рисунки с просьбой вспомнить соответствующие слова и словосочетания.

При оценке результатов подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов.
Следующим шагом является оказание своевременной помощи неуспевающему ученику на определенном этапе урока:
Контроль подготовленности учащихся;
Создание атмосферы особой доброжелательной при опросе;
Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски;
Предложение учащимся примерного плана ответа;
Разрешение пользоваться наглядным пособиями, помогающими излагать суть явления;
Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой;
Поддерживание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала;

Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным ученикам.

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению;

Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала;
Стремиться меньшим числом упражнений, но поданным в определенной системе достичь большего эффекта;
Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах;
Инструктировать о порядке выполнения работы;
Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе;
Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность;
Учить умениям планировать работу, выполняя её в должном темпе, и осуществлять контроль;
Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного;
Систематически давать домашние работы над типичными ошибками;
Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками;
Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.
Работа с неуспевающими детьми должна вестись систематически!

Памятка «Работа с неуспевающими учащимися»

Ф.И.О. ученика________________________________________________________

Класс _______________________________________________________________

По каким предметам не успевает________________________________________

__________________________________________________________________.

Поведение ученика____________________________________________________

_____________________________________________________________________.

Причины, которые привели к плохой неуспеваемости_______________________

_______________________________________________________________.

Какие средства (дидактические, воспитательные, учебные, внеклассные, дополнительные занятия) используются в работе с учеником________________

____________________________________________________________________.

Кто привлечен к работе по преодолению неуспеваемости ученика___________

____________________________________________________________________.

Сколько времени длиться эта работа_____________________________________

____________________________________________________________________.

Какие изменения наблюдаются, есть ли результаты работы_________________

____________________________________________________________________.

Памятка «Психотерапия неуспеваемости»

«Не бить лежачего»

Оценку своих знаний учащийся уже получил и ждет помощи, а не новых упреков.
Не более одного недостатка в минуту.
Избавляя человека от недостатков, знайте меру. Иначе человек станет нечувствительным к вашим оценкам. По возможности выберете из множества недостатков тот, который особенно непереносим, который хотите ликвидировать в первую очередь, и помогайте бороться с ним.
«За двумя зайцами погонишься...»
Начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые в первую очередь значимы для самого учащегося.
Хвалить исполнителя, критиковать исполнение.
Оценка должна иметь точный адрес. Критика должна быть как можно более безличной.
Сравнивайте сегодняшние успехи учащегося с его собственными вчерашними неудачами.
Даже самый малый успех – это победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.
Не скупитесь на похвалу.
Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение.
Сравнивайте достижения.
Оценка должна выражаться в каких – либо зримых знаках: графиках, таблицах, которые помогут сравнить вчерашние и сегодняшние достижения учащегося.
Можно сделать следующие выводы:
Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовывать своевременную ликвидацию этих пробелов.
Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы. Нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам.
Учитель для себя и для ученика должен сформулировать минимум знаний и навыков, который должен усвоить ученик.
Как повысить работоспособность:
Разнообразить виды деятельности.
Проветривать кабинет.
Проводить физминутки.
Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности.

Виды работ со слабоуспевающими учениками:

Карточки для индивидуальной работы.
Задания с выбором ответа.
Деформированные задания.
Перфокарты.
Карточки – тренажеры.
Творческие задания.
«Карточки – информаторы».
«Карточки с образцами решения».
«Карточки – конспекты».
Учитель должен:
Знать психическое развитие ребёнка:
Восприятие (каналы – кинестетический, слуховой, визуальный)
Внимание (произвольное, непроизвольное, постпроизвольное)
Память (вербальная, невербальная)
Стремиться понять и принять каждого ребенка.

Создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке.
В обучении применять:
Опережающее обучение
Различные формы групповой работы
Взаимоопрос, самоконтроль
Конспекты – блоки по разным темам, использование их на разных этапах обучения
При формулировании целей урока включать как приоритетный коррекционно – развивающий аспект (работа по развитию непредметных способов деятельности, развитию психологических процессов)
Рационально распределять учебный материал (трудное – сначала!)
Применять частую смену видов деятельности на уроке
Многократно проговаривать и закреплять материал урока
Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.
Путем правильной тактики опросов и поощрений (не только оценочной, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.
Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится
Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.
Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.
Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют
Дифференцированный подход может быть осуществлен на любом из этапов урока:
При закреплении.
При проверке домашнего задания.
При самостоятель
ной работе.
Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов:
Специальных обучающих таблиц;
Плакатов и схем для самоконтроля;
Карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания;
Карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, чертежами.
Как же наиболее рационально организовывать дифференцируемую работу учащихся на уроках и при выполнении домашних заданий? Можно предложить следующие рекомендации по рациональному применению дифференцированного подхода:
Трёхвариантные задания по степени трудности – облегченный, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся).
Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности.
Индивидуальные дифференцированные задания.
Индивидуально – групповые задания, предлагаемые в виде запрограммированных карточек.
Ещё я часто использую дифференцированный подход при изучении нового материала. Объяснив тему, и показав 2 – 3 примера по теме, я вызываю 3 – 4 человека к доске, даю им индивидуально – дифференцированное задание, класс работает параллельно с 1 – 2 учащимися, затем разбирается решение, идет обработка новых понятий.
. Сильные учащиеся всегда лучше адаптированы, и они могут почти весь урок работать самостоятельно. Слабым учащимся нужно больше внимания и учитель проводит с этой малой группой намного больше времени.
В конце урока – подведение итогов и «демонстрация себя» несколькими учащимися. На первый взгляд эффективность такого урока невысока, но центрирование на учениках (а это и есть урок, центрированный на ученике) приносит главный результат – умение учиться.
Часто перед многими учениками стоит проблема общения ученик – учитель.
Понимания ученика и уважения к ученику (ученик чувствует себя значимым и полезным, с ним совещаются, разговаривают);
Помощи со стороны учащихся и учителя при необходимости (помощь незаметная, грамотная, посильная);
Для того чтобы ученик в конце урока получил удовлетворительную оценку за свой труд.
Для разнообразия учебных будней учителя часто используют разнообразные формы и жанры урока. Например:
Урок-игра
Урок-спектакль
Урок-путешествие
Урок-детектив
Урок-сказка
Урок-силовое многоборье
Урок-концерт
Урок-картина

Современному учителю в своей практике необходимо использовать технологии, отвечающие потребностям общества. Одной из таких технологий является проектное обучение. Метод проектов рассматривается как способ актуализации и стимулирования познавательской деятельности учащихся, что так необходимо в работе с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися.

Суть технологии «полного усвоения» выражается в следующем. По наблюдению ученых, в зависимости от интеллектуальных способностей разным ученикам требуется разное время для овладения одним и тем же учебным материалом. Однако традиционно организованный учебный процесс игнорирует эту реальность и требует, чтобы все ученики выучили весь материал к заданному сроку, одинаковому для всех. Но многие не успеют выучить, и поэтому полностью усваивают материал далеко не все. Недостаток времени является главной причиной «хромающих» знаний. В результате нужно так индивидуализировать занятия, чтобы каждый ученик получил столько времени, сколько надо для полного усвоения материала.

Технология позволяет ученику при возможности и возникшем интересе перейти на более высокий уровень на любом этапе обучения. Таким образом, дифференциация способствует индивидуализации обучения, и соответственно к концу изучения темы каждый оказывается на том уровне, на котором он может или желает оказаться за отведенное на данную тему время.
Все наши дети очень разные: одни яркие, талантливые, другие не очень. Но каждый ребенок должен самореализироваться. И я вам этого искренне желаю!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на методическом объединении учителей русского языка и литературы на тему: «Развитие творческого потенциала личности ребенка на уроках русского языка и литературы».2013-2014 учебный год.

         Одной из главных целей современного образования  считаю  создание условий для развития творческих способностей личности ребенка. Творчество – э...

Доклад на методическом объединении учителей русского языка и литературы на тему: «Работа с художественным текстом в условиях интеграции урочной и внеурочной деятельности».2014-2015 учебный год.

Повышение уровня учебной интеграции — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности   школьников формируется через проведение уроков...

Доклад на методическом объединении учителей русского языка

quot;Формирование положительной учебной мотивации на уроках русского языка и литературы"...

ДОКЛАД на методическом объединении учителей русского языка и литературы Ирафского района учителя филиала ГБОУ РФМЛИ в с. Мацута

laquo;Организация работы учащихся с низкой успеваемостью и низкой мотивацией по подготовке к государственной итоговой аттестации и ВПР на уроках»....

Доклад на методическом объединении учителей русского языка

quot;Формирование положительной учебной мотивации на уроках русского языка и литературы"...