Методическая разработка по теме "Проектно-исследовательская деятельность школьников"
методическая разработка по географии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Цыганкова Юлия Геннадьевна

Данная методическая разработка раскрывает вопросы организации проектно-исследовательской деятельности школьников, затрагивая аспекты собственного педагогического опыта по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_metodicheskaya_razrabotka.doc695.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение МКОУ «Новоярковская СОШ» Каменский район Алтайский край

Методическая разработка по теме

«Проектно-исследовательская деятельность школьников»

учителя географии Цыганковой Ю. Г.

с. Новоярки, 2015

«Знание должно служить творческим целям человека.

Мало накоплять знания:

нужно распространять их возможно шире

 и применять в жизни...»

 Н.А. Рубакин

      Современная система образования столкнулась с беспрецедентной в своей истории задачей. Темпы и содержание происходящих вокруг изменений необычайно высоки. Современная школа должна готовить своих учеников к жизни в новом мире. Чем «сегодня не похоже на «вчера»? Какого гражданина мы должны воспитывать сегодня? На что он должен ориентироваться? В «Федеральной концепции модернизации российского образования» впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования современные ключевые компетенции, которые определены как система универсальных знаний, умений, навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.

В современном обществе быстрыми темпами растет поток информации. Знания, которые учащиеся получают на уроках, бывает недостаточно для общего развития. Отсюда возникает необходимость в непрерывном самообразовании, самостоятельном добывании знаний. Но не все учащиеся способны самостоятельно добывать знания, для этого нужны ключевые компетенции и  возможности овладения ими.

Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций. Методов  и способов формирования ключевых компетенций школьников существует много, но собственная исследовательская практика ребёнка, бесспорно, - один из самых эффективных.

 « Стремясь сделать благое дело – научить, мы, не обращая внимания на природную исследовательскую потребность  ребёнка, сами препятствуем развитию детской любознательности».  Дети уже рождаются с врождённым поисковым рефлексом: что это? где это? зачем это? какое это? Исследовательское поведение – это возрастная потребность ребёнка. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. “Детей не нужно учить любопытству. Детей можно отучить от любопытства, и мне кажется, что именно эта трагедия разворачивается в наших детских садах и школах” (А. Маслоу)  Умения и навыки исследования, полученные в детстве, легко переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе сегодня становится повышение качества образования,  использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.

 Задача образования - помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности.  

На смену человеку-исполнителю должен прийти человек-творец, человек-исследователь. Что является ведущей деятельностью в творчестве? Поиск. Это и стало основополагающей идеей моей работы.

Цель:

Развитие способностей учащихся на основе формирования устойчивого интереса  к проектной и исследовательской деятельности.

Актуальность:

Технология проектов и исследований направлена на повышение  компетентности школьников в предметной области и на создание или исследование продукта, имеющего значимость для других.

Проблема:

Ученики

  • слабо владеют навыками самостоятельной работы, затрудняются работать с  информацией;

не готовы к решению проблем в нестандартных ситуациях;

  • снижается интерес к знаниям;
  • снижение интеллектуального, духовного и творческого уровней.

Преимущества:

  • формирование УУД
  • возможность самостоятельного успешного усвоения знаний
  • формирование умений учиться

Ведущие идеи:

  • поиск решения интересной «жизненной» задачи
  • интеграция знаний по различным предметам

Факторы, оказавшие влияние на возникновения и становления педагогического  опыта:

  • Внедрение новых ФГОС
  • Курсовая подготовка и участие в семинарах(вебинарах) по темам:

- Онлайн-курс «Исследования на уроках естественных наук из серии «Intel «Элементы»

- II  Международная образовательная научно-практическая онлайн-конференция «Новая школа: мой маршрут»:

  • Проектная деятельность школьников в рамках экологического образования с использованием научных лабораторий
  • Методология проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся в основной и средней школе

- Проектирование уроков географии в 5-6 классах на основе деятельностного подхода

- «Актуальные проблемы современной науки и техники. Организация работы с одарёнными детьми»

- «Создание условий для развития исследовательской деятельности учащихся через эколого-валеологическое образование»

  • Изучение опыта коллег
  • Диагностика собственного опыта

При внедрении метода  проектов на уроках географии и  внеурочной деятельности как теоретической основы, использовались методологические основания, изложенные в трудах О.В. Брыковой и Т.В. Громовой «Проектная деятельность в учебном процессе»; Н.А. Лымаревой «Проектная деятельность учащихся»; Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгиной и О.В. Чураковой «Метод проектов – технология компетентностно - ориентированного образования», М.А. Ступницкой «Что такое учебный проект?».

   Авторы работы «Проектная деятельность в учебном процессе» определяют достоинства метода проектов:

  • Учащиеся видят перед собой конечный результат.
  • Ведение уроков методом творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые, нетиповые задачи, выявить деловые качества.
  • Профессиональное самоопределение.
  • При выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным – сложное, слабым – по их реальным возможностям.
  • Обучение проектным методом развивает социальный аспект личности учащегося за счет включения его в различные виды деятельности в реальных социальных и производственных отношениях.

Две точки зрения об учебном проекте описывает Н.А. Лымарева.  Учебный проект с точки зрения обучающегося – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала, деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Учебный проект с точки зрения учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать умения и навыки проектирования у обучающихся.

 Этапы проектной деятельности представлены в работе «Метод проектов – технология компетентностно – ориентированного образования»:

  • Разработка проектного замысла.
  • Реализация проектного замысла.
  • Оценка результатов проекта.

В работе «Что такое учебный проект?» М.А. Ступницкая определяет проект как работу, направленную на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.

«Метод проектов» Е. С. Полат раскрывает суть проектной деятельности школьников, как ведущей деятельности подросткового возраста, а так же, основные требования к использованию метода проектов и типологию проектов.    

Метод проектов – это дидактический инструмент, который создаёт уникальные предпосылки для развития целеустремлённости и самостоятельности, обучающихся в постижении нового, стимулируя их природную тягу к непознанному, помогает овладеть новым способом деятельности. Метод проектов как образовательная технология, ориентированная на формирование опыта творческой деятельности учащихся. Схему проектной деятельности можно представить как «Задумал- спроектировал - осуществил».       Метод проектов возник в 20-е годы прошлого века в США. Его называли методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Киллпатриком. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Направления работы по организации проектно-исследовательской деятельности:

  • Классно-урочная деятельность. 
  • Внеурочная деятельность

      Проектно-исследовательский метод способствует организации разнообразной самостоятельной деятельности учащихся, но при этом не исключает и не заменяет других методов обучения. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому уникален. Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен.      

      Метод проектов как технология прекрасно решает многие педагогические  задачи, именно поэтому его актуальность не снижается уже многие годы.  

 Проектная деятельность учащихся при изучении географии  рассматривается как условие развития их самостоятельной исследовательской и творческой деятельности, с  ориентацией на личность каждого ребенка. Внедряя в педагогическую практику технологию проектной деятельности, преследуются такие  цели:

• выявление талантливых детей (с помощью педагога-психолога);

• активизация учебного процесса;

• формирование у учащихся интереса к научной работе;

• формирование навыков публичного выступления;

• профессиональная ориентация учащихся старших классов;

• повышение уровня научной и методической работы.

Благодаря возможностям исследовательского характера урока, ученик из объекта педагогической деятельности (“меня учат”) превращается в её субъект (“я учусь”).    

Основные требования к использованию метода проектов (по Е.С. Полат)

1. Наличие значимой в творческом плане проблемы или задачи, требующей для своего решения актуализации опыта творческой деятельности учащихся.

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта.

5. Использование исследовательских методов. Работа над учебным проектом должна включать несколько стадий. 

         Важную роль в организации проектной деятельности учащихся играет умение учителя определить тип проекта и его приоритетное направление, соответственно этому разработать цели, содержание и методику реализации проекта. Учебный проект с точки зрения учащегося - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутого результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Отличия проектной и исследовательской деятельности

Проектная деятельность

Исследовательская деятельность

Цель проектной деятельности: реализация проектного замысла

Цель исследовательской деятельности: - уяснение сущности явления, истины, открытия новых закономерностей.

Этапы выполнения проекта:

  • Выбор темы проекта
  • Поиск и анализ проблемы
  • Цель, задачи
  • Сбор и изучение  информации, определение формы продукта,  составление плана работы  и распределение обязанностей
  • Выполнение технологических операций
  • Подготовка и защита проекта
  • Анализ результатов выполнения проекта,  оценка качества выполнения проекта

Этапы научного исследования

  • Формулировка проблемы, актуальность темы.
  • Постановка цели и конкретных задач исследования
  • Определение объекта и предмета исследования.
  • Выбор методики проведения исследования
  • Описание процесса исследования.
  • Формулирование выводов и оценка полученных результатов

В проекте гипотезы может и не быть

Проект это замысел, план, творчество по плану.

Исследование подразумевает выдвижение гипотез.

Исследование- процесс выработки новых знаний, истинное творчество.

      Функции учителя в этом процессе: направлять, координировать, поддерживать непрерывную обратную связь, чтобы помогать ученикам, продвигаться в работе над проектом.

Таким образом, учебный проект с точки зрения учителя - это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую (Приложение 1), которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Можно сформулировать основные умения, необходимые для формирования культуры проектной деятельности:

проблематизация — умение формулировать проблему после рассмотрения какой-либо ситуации или явления;

целеполагание — умение формулировать цель деятельности;

-планирование — умение формулировать задачи, планировать этапы, предполагаемые результаты, сроки, исполнителей и т.д.;

- анализ результатов и рефлексия — умение анализировать результат выполнения проекта по соответствию цели, умение оценивать результаты решения задачи и т.д.

- презентация и защита — умение представлять результаты выполненного проекта.

 Конечно, педагогическим результатом проектной деятельности является, прежде всего, сама деятельность. И с точки зрения детей тоже. Они что-то делали, у них родилось множество идей и замыслов, они столкнулись с необычными проблемами, преодолели их, узнали много нового, использовали свои знания. Об этом очень важно рассказать во время презентации. А продукт - это одно из воплощений замысла.

Применяя исследовательский метод обучения, происходит развитие навыков исследовательской деятельности и формирование положительной мотивации к географии. Уроки строю так, чтобы у каждого ученика раскрылся его творческий потенциал. В основе уроков лежит деятельностный способ обучения, т.е. личностное включение школьника в процесс. Тезис понимания метода проектов: “Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить”.

    Ученики впервые знакомятся с данным методом уже в 5 классе и выполняют свой последний школьный проект в 11 классе.               В 5 классе на одном из уроков в начале года ребятам рассказывается о методе проектов, о том, что такое проект, какие виды проектов бывают, как можно оформить результат работы над проектом (Приложение 2)  и предлагается им сделать творческий проект.

 Цель: не столько достижение результата, сколько освоение самого процесса исследования.

 Технология: учитель ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит найти учащемуся. Исследование реализуется как форма организации индивидуальной деятельности ученика во внеурочное время.

 Как один из способов оформления проектов предлагается электронная презентация. Ребята очень охотно работают на компьютере, печатают текст, подбирают иллюстрации или картинки. Когда проекты готовы, назначается день защиты проектов и ребята представляют их. Когда тема проекта совпадает с темой урока, можно защиту провести на уроке. Конечно, проект, выполненный учеником 6 класса, намного проще и не претендует на звание исследовательского, но уже в 6 классе ребята учатся ставить цель, определять задачи, формулировать основополагающие и проблемные вопросы, гипотезу, отбирать содержание, формулировать выводы. Можно предложить  ролевые проекты и мини-проекты на один урок.

Проекты в 5-6 классах:

Творческий проект – фотография «Самое синее море», творческие проекты: «Креативные страны мира», «Сохраним природу края!»

Удачно проекты вписываются в рабочую программу по предмету и на уроках обобщающего повторения после больших тем или в конце и начале года. В  7 классе  ребята защищают проекты, и вспоминают пройденный материал. С целью обобщения знаний учащиеся получают задание  – проектирование   маршрутов, составление памяток, кроссвордов и др.  

         Цель: развитие проблемного видения, стимулирование поискового мышления.

         Технология: учитель ставит проблему, но уже метод ее решения ученики ищут самостоятельно. Реализуется как форма организации групповой и коллективной деятельности ученика во время урока.

Пример таких проектов: «Путешествие по Африке», «Своеобразие органического мира Австралии», «Арктика – фасад России», «Мой придуманный материк», «Животные Антарктиды», «Вторая жизнь полиэтиленового пакета».

Степень сложности проекта возрастает с каждым годом и в старших классах учащимся несложно сделать проект исследовательского характера, то есть выйти на более высокий уровень.

В 8-9 классе темы проектов более серьезные и требуют серьезной работы над литературными источниками. Эти проекты уже можно называть исследовательскими и результаты таких проектов могут быть интересны не только участникам проекта, но и другим учащимся. Особенно это касается тем с экологической и краеведческой направленностью: «Алтай - аграрный край», «Топонимика с. Новоярки», «Экологические проблемы Черного моря», «Красная книга Алтая», «Сельский туризм: проблемы и перспективы», «Эмблема нашего края», «По земле алтайской», «Увлечения жителей п. Филипповский», «Не исчезай, моё село!», «Развитие К(Ф)Х, как один из факторов существования деревни. На примере К(Ф)Х «Искра».

Цель: формирование научного мышления, синтез процесса исследования и его результатов.

Технология: постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляется учащимся самостоятельно.

В старших классах (10-11) проекты могут носить прикладной характер (веб-сайты, газеты, фильмы и др.) некоторые используются для проведения лекции на уроке географии (проекты-лекции), есть чисто исследовательские работы, которые ребята могут выставить на научно-практические конференции.

Творческие работы и исследовательские проекты носят межпредметный характер на стыке географии и таких наук как история и экономика, биология и экология, физика и химия, информатика. Нами реализованы следующие проекты: «Ярмарка туристических идей», «Многопризнаковая классификация стран региона», «Историко-культурные области мира», «Природные катастрофы моего края», «Транспортная инфраструктура моего края». Проектно-исследовательские работы учащихся размещены на сайте http://nsportal.ru/yuliya-gennadevna и странице сайта МКОУ «Новоярковская СОШ» http://novschool.edu22.info/index.php/lichnye-stranichki-uchitelej/portfolio-uchastnika-konkursa-uchitel-goda-altaya-2016

Для учащихся разработаны методические  рекомендации в форме буклетов по выполнению и оформлению проектов (Приложение 3,4, 5)

 Создание в школе условий для проектной работы способствует активному вовлечению детей в творческий поиск, увеличивает объём знаний, добытых самостоятельно; возрастает интерес среди обучающихся, которые недостаточно активно проявляют себя в привычной для них урочной системе.

Проектная работа становится средством индивидуализации образовательного процесса. Интерес к данному виду деятельности поддерживается с помощью проведения внутришкольных мероприятий,  участия в конкурсах на различных уровнях. Основной формой презентации результатов проектной  деятельности школьников стала научно-практическая конференция, проводимая в рамках работы межшкольного образовательного округа. А так же, на протяжении нескольких лет мои ученики являются активными участниками, лауреатами и победителями традиционных конкурсов: муниципального «Шаг в будущее», краевого «Моя малая Родина», муниципального и краевого конкурсов «Дети Алтая исследуют окружающую среду», краевого конкурса исследовательских работ по географии «Вокруг света», «Поиск и творчество», «Ветер странствий».

 Успешному выступлению способствует система работы по формированию навыков проектной деятельности. Если видна заинтересованность ученика в изучении предмета, то формулируется конкретная проблема, над решением которой нужно работать дальше.

   Метод учебного проекта работает на повышение уровня знаний и качества обучения, как на уроках, так и внеурочной деятельности, результативность его использования доказывает актуальность и эффективность в применении в процессе образования и воспитания школьников. Метод исследовательских проектов наиболее важен при работе со старшеклассниками. Овладение навыками исследовательской деятельности предполагает наличие у старшеклассников системы базовых знаний и непосредственного участия в исследовательской работе.

Результативность изложенного опыта работы позволяет отметить развитие у учащихся творческой и коммуникативной активности, познавательной самостоятельности, интеллектуальных способностей. Повысился интерес к предмету. Ежегодно новые учащиеся включаются в поисковую деятельность. Увеличился объем знаний, приобретаемых и контролируемых самостоятельно.

Определив группу учеников, которые могут участвовать в предметных олимпиадах, конкурсах и конференциях, ставлю перед собой цель: обеспечить условия для развития творческих способностей и познавательного запроса своих учеников. 

Используя метод проектов на уроках географии и внеклассных занятиях, можно сделать вывод:

1.  Использование данных методов на уроках географии и внеурочной деятельности приемлемо, эффективно и   результативно.

2.   Проектная технология всегда должна работать на результат. Результативность проявляется во всей педагогической деятельности.

3.  Проектный и исследовательский методы умело сочетается  с другими технологиями, а не исключают их использование на уроках.

      Таким образом, в основу метода проектов и исследовательскую деятельность положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат – опыт деятельности – станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, его компетенции и личностные ценности.

Работа с проектами облегчает получение географических знаний, развивает навыки работы с компьютерными технологиями. Используя их, учащиеся не только увлекаются темой предмета, но и совершенствуют свои знания и умения, прививается интерес и любовь к предмету география, к науке в целом.

                                      Приложение 1

Групповая работа как эффективная форма организации урока географии

Приложение 2

Рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочной

деятельности.

Приложение 3

Памятка по разработке гипотезы

Памятка по разработке гипотезы

Гипотеза (от греч. gypothesis - основание, предположение) — это научно обоснованное предположение о причинах или взаимосвязях каких-либо явлений или событий природы, общества и мышления.

Этапы разработки гипотезы.  

1. Выдвижение гипотезы. Выделение группы фактов, которые не укладываются в прежние теории или гипотезы и должны быть объяснены новой гипотезой.

Вначале производится анализ каждого отдельного факта, затем обязательно в их совокупности.  

Синтез фактов и формулировка гипотезы, т. е. предположений, которые объясняют наибольшее количество данных фактов.  Могут быть выдвинуты конкурирующие гипотезы, по-разному объясняющие одно и то же явление.  

2. Развитие гипотезы. Выведение из данной гипотезы всех вытекающих из нее следствий.

3. Проверка гипотезы. Сопоставление выведенных из гипотезы следствий с имеющимися наблюдениями, результатами экспериментов, с научными законами.

4. Подтверждение (опровержение) гипотезы. Превращение гипотезы в достоверное знание или в научную теорию, если подтверждаются все выведенные из гипотезы следствия и не возникает противоречия с ранее известными законами науки.

http://www.managment.aaanet.ru/economics/gipoteza.php

Приложение 4

Знакомство  с Интернетом

Сеть Интернет – как огромная библиотека. Она содержит множество Интернет-сайтов, которые состоят из страниц.

С одной страницы можно переходить на другие при помощи ссылок – обычно ссылки подчеркнуты и выделены цветом. Когда указатель мышки превращается из стрелочки в значок руки, это значит, что Вы навели его на ссылку. Иногда ссылкой является картинка. Достаточно один раз нажать на ссылку левой кнопкой мыши, и откроется новая страница

При помощи компьютера и установленных на нем программ Вы можете подключиться к Интернету, чтобы просматривать хранящуюся в нем информацию: тексты, картинки, фотографии, музыку, фильмы, а также сохранять их к себе на диск.

План поиска информации

"Что ищем?»  

"Где ищем?"

"Как ищем?"

Поисковые запросы бывают явные и неявные. В явных вопросах конкретно указывается объект поиска. В неявных вопросах, например, «какая сегодня погода» объект поиска конкретно не указывается. Надо определиться и с возможными форматами файлов,  в которых может содержаться требуемая информация. Это может быть html-страница, текстовый документ в форматах txt, rtf, odt, doc или docx, документ pdf, презентация в форматах odp, ppt или pptx, электронная таблица в форматах ods, xls или xlsx, аудио в формате mp3, flash-ролик формата swf, видео в формате avi и т. д.

Информация может размещаться на веб-серверах, на ftp-серверах, в блогах, в новостях, в книгах, в словарях,  в справочниках адресов организаций, в каталогах, в Википедии, в архивах Интернета, в базах данных. Поэтому лучше заранее определиться,  где мы начнём свой поиск

Источники информации        Поиск в картинках

Поиск адресов        Поиск по блогам

Поиск в каталогах     Поиск в новостях

Поиск в Википедии             Новости Google

Поиск в архивах      Интернета Яндекс.     Новости

Сервис закладок            Поиск в базах данных

Поиск книг и в книгах             Поиск в словарях

Методы поиска зависят от того, как мы ответили на два первых вопроса

Поисковые системы:

Google; AltaVista; Yahoo! ;     Апорт;

Rambler;     Яндекс;     @MAIL.RU;    ru.msn.com;

Nigma.ru ;  Quintura;   Bing ;KM.RU;    

Специализированные поисковики:

GigaBits.com;     Taggalaxy.de

FindSounds.com

СОВЕТЫ ПО ПОИСКУ

Проверяйте орфографию. Если поиск не нашел ни одного документа, то вы, возможно, допустили орфографическую ошибку в написании слова.

Используйте синонимы. Если список найденных страниц слишком мал или не содержит полезных страниц, попробуйте изменить слово. Попробуйте задать для поиска три-четыре слова-синонима сразу. Для этого перечислите их через вертикальную черту (|). Тогда будут найдены страницы, где встречается хотя бы одно из них. Например, вместо "фотографии" попробуйте "фотографии | фото | фотоснимки".

Ищите больше, чем по одному слову. Слово "вышивка" дадут при поиске поодиночке большое число ссылок. Добавьте одно или два ключевых слова, связанных с искомой темой. Например, "вышивка шелковыми лентами". Рекомендуется также сужать область вашего вопроса.

Не пишите большими буквами. Начиная слово с большой буквы, вы не найдете слов, написанных с маленькой буквы, если это слово не первое в предложении. Поэтому не набирайте обычные слова с Большой Буквы, даже если с них начинается ваш вопрос. Заглавные буквы в запросе рекомендуется использовать только в именах собственных. Например, "телепередача Смак".

Поиск картинок и фотографий. Яндекс умеет искать не только в тексте документа, но и отыскивать картинки по названию файла или подписи. Для этого перейдите в "расширенный поиск". Для поиска картинки предусмотрены два поля. В поле "Название картинки" вписываются слова для поиска по названиям картинок, обычно появляющихся, когда к картинке подводится курсор. http://article.cod3sun.com/38-znakomimsya-s-internetom.html

http://www.google.ru/intl/ru/landing/internetsovety/  http://ru.wikibooks.org/wiki                                                                                                                                                                                 

Приложение 5

Выбираем методы исследования

Что такое метод научного познания?

Метод - это совокупность действий, призванных помочь достижению желаемого результата. Ни один проект не должен остаться без того или иного вида исследования, иначе он превратиться в обычный реферат.

Общие критерии отбора методов исследования:

1) адекватность объекту, предмету, общим задачам исследования, накопленному материалу;

2) соответствие современным принципам научного исследования;

3) прогностичность,  т.е. научная обоснованность, что выбранный метод даст новые и надежные результаты; 

4) соответствие логическому этапу исследования;

5) комплексная взаимосвязь с другими методами.

Метод

                                 Суть метода

1.

Анализ

Расчленение целостного предмета на составляющие части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения.  Может использоваться источниковедческий, историографический, искусствоведческий, архитектурный, стилистический, семантико-семиотический, содержательный анализ.

2.

Дедукция

Вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод о всей совокупности таких случаев.

3.

Индукция

Метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок (от частного к общему).

4.

Классификация

Разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким-либо важным для исследователя признаком.

5.

Моделирование

Изучение объекта путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих познание. Модель всегда соответствует объекту-оригиналу в тех свойствах, которые подлежат изучению, но в то же время отличаются от него по ряду других признаков.

6.

Наблюдение

Целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого получают знания о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых  объектов.

7.

Обобщение

Прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и общий признак объектов.

8.

Описание

Фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах.

9.

Прогнозирование

Специальное научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо явления.

10

Синтез

Соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета в единое целое.

11.

Эксперимент

Метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. В зависимости от способа проведения выделяют главным образом три вида экспериментов:

· Лабораторный эксперимент.

· Полевой, или естественный эксперимент.

· Формирующий, или психолого-педагогический эксперимент.

12.

Опыт

Исследование какого-либо явления природы с вмешательством в процесс явления со стороны исследователя.

13.

Опрос

Наиболее распространенная и важнейшая форма сбора данных в маркетинге. Опрос может быть устным (личным) или письменным.

14.

Интервью

Наиболее гибкий метод сбора социологической информации, предполагающий проведение беседы (по определенному плану), основанной на непосредственном, личном контакте с респондентом. При формализованном интервью используется опросный лист, содержащий заранее подготовленные четкие формулировки вопросов и продуманные модели ответов на них.

15.

Анкетирование

Метод получения информации с помощью специального набора вопросов, на которые испытуемый дает письменные ответы.

Анкета - социологический инструментарий, представляющий собой структурированную систему вопросов, логически связанных между собой, а также с задачами и целями исследования.

16.

Краеведческий поиск

Комплексное научно-исследовательское изучение определенной территории и накопление знаний о ней.  При этом на географической базе объединяются знания по географии, экологии, истории, археологии, геральдике,  этнографии, филологии, искусствознания.

17.

Атрибуция

Проблема атрибуции какого-либо произведения заключается в определении его автора. Под произведением может пониматься любой связанный набор знаков, в том числе фильм, картина, аудио-произведение, письмо.

18.

Реконструкция

Воспроизведение процессов, происходивших в прошлом, на основе некоторой модели и предпосылок.

Приложение 6

Памятка учащемуся по созданию и защите мультимедийной презентации проекта

Презентация или слайд-фильм  создается в программе PowerPoint

  1. Оформление презентации

Стиль:  Соблюдайте единый стиль оформления. Вспомогательная информация не должны преобладать над основной информацией

Фон: Для фона предпочтительны холодные тона

Цвет: На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для  текста.  Для фона и текста используйте контрастные цвета.

Анимация:  Не  злоупотребляйте  анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

  1. Информация на слайдах

Содержание информации: Текст должен носить тезисный характер. Используйте короткие слова и предложения. Заголовки должны привлекать внимание аудитории.

Размещение информации на слайде: Предпочтительно горизонтальное расположение информации. Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней. Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.

Шрифты:  Для заголовков размер шрифта – не менее 24, для информации - не менее 18.

Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.

Для выделения информации следует использовать жирный шрифт или  курсив. Подчёркивание является признаком гиперссылки. Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных ).

Способы выделения информации: Следует использовать:  рамки; границы, заливку, стрелки; рисунки, фотографии, диаграммы, схемы. При необходимости в презентацию можно вставить видеоэффекты и звук.

Ресурсы: http://86mmc-konda.edusite.ru/p10aa1.html

http://www.openclass.ru/pages/144920