Главные вкладки

    Методическая разработка экскурсии в природу младших школьников «Природа и эстетические радости человека зимой»
    методическая разработка по теме

    Букаркина Ольга Викторовна

    Адресность: данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования эколого – биологической направленности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ekskursiya.doc224.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

     «Гатчинский центр дополнительного образования детей»

    Методическая разработка

    экскурсии  в природу младших школьников

    «Природа и эстетические радости человека зимой»

    Разработала:

    педагог ДО

    Букаркина Ольга Викторовна

    тел. 8(905)2029388

    г. Гатчина

    2013 г.

    ТЕМА: «ПРИРОДА  И ЭСТЕТИЧЕСКИЕ РАДОСТИ ЧЕЛОВЕКА ЗИМОЙ»

    Все богатство русского пейзажа

    В полное владенье нам даны:

    Вьюжных зим серебряная пряжа,

    Кружева зеленые весны.

    Н. Рыленков

    Пояснительная записка

      Актуальность темы

    Экскурсия - форма учебно-воспитательного процесса, которая позволяет наблюдать, а также непосредственно изучать различные объекты, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях.

    Основная дидактическая цель экскурсий - формирование новых знаний главным образом путем непосредственных наблюдений за природными, социальными, производственными объектами и явлениями. На экскурсиях обучающиеся имеют возможность наблюдать изучаемые объекты и явления под непосредственным руководством педагога.

    Попадая в природную среду со всем ее многообразием предметов и явлений, обучающиеся  учатся разбираться в этом многообразии, устанавливать связи организмов друг с другом и с неживой природой. Экскурсии в природу представляют способ конкретного изучения природы, т.е. изучение подлинных объектов и явлений природы, а не рассказов или книг о ней. Здесь открываются широкие возможности для организации творческой работы учащихся, инициативы и наблюдательности. На экскурсиях у обучающихся формируются навыки самостоятельной работы. Планомерное проведение экскурсий развивает у обучающихся  навыки изучения своего края.

    Экскурсии в природу - классическая форма изучения окружающей среды. На экскурсиях создаются благоприятные условия для выявления эстетической ценности мира природы, ее научно-познавательного значения, формирование грамотного поведения в природной среде. Ведущий метод изучения природы на экскурсиях - наблюдение. Именно наблюдение позволяет формировать у обучающихся полное и четкое представление об объектах природы, выявлять связи, существующие между ними.

    Таким образом, экскурсия развивает: умение смотреть и точно воспринимать внешний вид наблюдаемого объекта ("острота и точность взора"); сообразительность суждения; инициативность и любознательность; искусство предвидеть явления и ускорять деятельность конструирующего воображения; а также способствует развитию тонкого и чуткого внимания.

    Адресность: данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования эколого – биологической направленности.

    Возраст обучающихся: младшие школьники 10 – 11 лет.

    Цель:   наблюдение за живой и неживой природой в зимнее время года.

    Задачи:

    1. дидактические:

      - сформировать знания о зимнем сезоне, зимних явлениях, переменах в живой и неживой природе зимой;

    - учить творчески выражать свое отношение к красотам природы, умело наслаждаться природой;

    - расширить кругозор у обучающихся;

    1. воспитывающие:

    - воспитывать бережное отношение у обучающихся к первозданной неповторимой красоте природы;

    - воспитывать интерес к чтению дополнительной литературы о природе;

        - воспитывать любовь к Родине через любовь к природе;

    1. развивающие:

    - развивать в себе чувство эстетического наслаждения при любовании природой;

    - развивать наблюдательность, внимание, фантазию, воображение;

    - развивать творческие навыки;

    - развивать экпериментальные умения.

    Предварительная работа: просмотр презентации «Природа и эстетические радости человека зимой». Описание зимних пейзажей, написанных известными художниками. Чтение художественной литературы на зимнюю тематику писателей – натуралистов. Обучающимся самостоятельно провести наблюдение за изменением цвета снега накануне экскурсии.

              Объекты наблюдения:

    1. Местный ландшафт (парковая зона).
    2. Формы, линии, цвета, звуки, запахи зимней природы.
    3. Атмосферные явления.
    4. "Цветы " зимы.

    Материалы: лопатки; планшеты и разноцветные мелки; индивидуальные карты наблюдений; календарь зимнего периода.  Гуашь красного, белого, желтого цветов и широкие кисти. Баночки для воды, бутылка с водой. Кормушки и корм для птиц. Фотоаппарат (по возможности). Компас.

    Ход экскурсии

    1. Оформляем маршрутный лист (см. Приложение 1).

    2. Работаем с календарем зимнего периода.

    3. Любуемся зимним пейзажем. Вспоминаем стихи о красоте зимней природы, рассказы М.Пришвина. Ищем подтверждение словам поэтов в окружающем нас пейзаже.

    4. Изучаем краски зимы. Накануне экскурсии дается задание обучающимся провести наблюдение за изменением цвета снега. Утром, на

    восходе солнца, он розовый, в полуденные часы - ослепительно белый, на закате - синевато-серый. «Нарисуй цветовую гамму снега».

    «Включи своё воображение». 

    Художник-зима использует в своих картинах в основном холодные тона – серебристый, голубой, фиолетовый, синий. Эти цвета заполняют все пространство, как будто фон.

    Можно ли увидеть зимой яркие неживые цветы? Они окрашены в теплые тона – розовый, красный, желтый, оранжевый. Поищите вокруг себя:

    1. желтые грудки синичек (это похоже на солнышки);
    2. красные грудки снегирей (это похоже на яблочки);
    3. желтые искорки снежинок;
    4. красные шапочки дятлов;
    5. розовые переливы, отблески узоров на окнах;
    6. темные, но покрытые инеем и поэтому отблескивающие желтым цветом "головки" торчащих из-под снега цветы трав;
    7. розовые в закатном или восходном свете кусочки льда и сосульки и тому подобное.

    Попытайтесь изобразить "цветы" зимы. При помощи смешения гуашевых красок (красный плюс белый - розовый, розовый плюс желтый - оранжевый и т.д.) можно расписать цветами зимнюю природу (краски разливаем в баночки по оттенкам, используем в рисовании кисти для фона).

    1. нарисуйте цветы на поверхности снега, который сначала уплотните лопаткой;
    2. обрызгайте снег, лежащий на веточках ели или сосны;
    3. нарисуйте цветы на снежных "шапках" пней;
    4. окрасьте сосульки, кусочки отколотого льда;
    5. окрасьте сухие головки торчащих из-под снега цветов (пижмы, чертополоха и др.);
    6. очертите лопаткой край сугроба в виде лепестков мака и окрасьте в красный цвет.

    Фотографируем с обучающимися произведения "Цветы зимы".

    5. Знакомимся с зимой-волшебницей. Попытаемся доказать, что неживая природа этого времени года представлена в поэтических произведениях в образе волшебницы. Подумаем и ответим на вопросы:

    1. Какой ты себе представляешь волшебницу-зиму?

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________

    1. При помощи чего воздействует она на живую природу? (волшебной палочкой, дуновением, "потряхиванием бородой" или рукавами, заговорами?)

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________

    1. Где волшебница – зима, по-твоему, обитает?

    __________________________________________________________________

    1. Как ты представляешь себе общение с ней? О чем хотелось бы тебе поговорить, попросить, может, чем-либо возмутиться?

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________

    1. Ощущаешь ли ты внутри себя хоть небольшое, но все же волнение при виде окружающей зимней природы?

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________

    1. Что больше всего привлекло твое внимание?

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________

    1. Что вызывает у тебя чувство умиления или огорчения при наблюдении за природой?

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________

    1. Вспомним и продолжим поэтические строки:

    Уходи, Зима седая! ……………

    А по двору метелица

    Ковром шелковым стелется, …………

    Вот Север, тучи нагоняя

    Дохнул, завыл - ………..

    Пришла, рассыпалась, клоками

    Повисла на суках дубов ………

    Под голубыми небесами

    Великолепными коврами ………..

    Сделаем словесные "зарисовки" увиденного. Можно описать "цветы зимы", употребляя цитаты из известных нам литературных произведений. Используйте при составлении зарисовок такие словосочетания:

    1. морозные узоры;
    2. зимний ажур;
    3. застывший орнамент;
    4. белые лепестки;
    5. пушистая бахрома;
    6. белый вишневый сад;
    7. серебристые ландыши.

    Готовые прозаические или стихотворные мини-зарисовки можно записать в индивидуальной карте наблюдений.

    6. Знакомимся с зимой-скульптором. Вспомним эту местность в другое время года. Как изменился контур леса? Берега или водоема? Дорожки или тропинки в парке?

    Удалось ли тебе заметить, как изменились формы у предметов неживой и живой природы? Запиши:

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________

    Работа в индивидуальных картах наблюдений. Выполни задание 1.

    Задание 1. Пронаблюдай за очертаниями (контурами) и формами предметов природы зимой. Изобрази линиями состояние природы в день экскурсии.

    солнце

    облака

    водоем

    дорожки

    контур парка

    низкие растения, пни





    Припиши зимние предметы, очертания и форма которых подходят под определения (используй согласование по родам и числам):

    округлый -

    нитевидный -

    растянутый -

    прерывающийся -

    соединенный -

    бесконечный -

    волнистый -

    7. Сделаем первые выводы: (Свое отношение к ним вырази словами "Да", "Нет")

    1. Зимой в природе изменяются очертания различных предметов, местность становится менее узнаваемой.

    __________________________________________________________________

    1. Неподвижность живой природы создает у человека отрицательные эмоциональные чувства: грусти, разочарования, подавленности, равнодушия, безразличия, пассивности. Но это состояние "гасится" активизацией воображения, построением умозрительных картин, внутренним представлением каждого человека о состоянии живой природы. Это помогает включить творческую фантазию и получить эстетическое наслаждение не только от наблюдений, но и от творческой деятельности. __________________________________________________________________
    1. Зима в представлении творческих людей - это символ холодных чувств, власти, подавления, даже жестокости по отношении к живому, чувствующему, страдающему миру. _________________________________________________________________
    1. Может ли зимняя неживая природа вызывать в таком случае восторг, умиление, радость, приподнятое настроение? Красота зимней природы все-таки часто завораживает. Зимой бывает неповторимое сочетание красок: голубой - белой, желтой - голубой, розовой - белой, серебристой - желтой, лазурной и бледно-голубой и т.д.

    __________________________________________________________________

    1. Зимой в солнечный день много света и простора, много чистоты и нежности, небо и земля как бы одного цвета, поэтому появляется ощущение бесконечности.

    __________________________________________________________________

    1. Дополни личными впечатлениями

    ___________________________________________________________________________________________________________________________________

    8. Оценим свое восприятие зимы. Вспомним репродукции картин художников, с которыми мы с вами познакомились на занятии  и подумаем, что на этих репродукциях вызывало у вас восхищение? При помощи чего достигалось это чувство?

    Сделай свой эскиз "Зимние причуды".

    9. Рассмотрим повнимательнее окружающий ландшафт. Назовем универсальные творческие возможности Зимы, как художника. Подчеркните то, что по – вашему, лучше всего подходит к Зиме.

    1. Зима – композитор. Звуки зимы бывают самые разнообразные. Вспомни песенки о зиме, зимующих животных и растениях.
    2. Зима – хореограф. Вообрази танцевальные, ритмические движения снежинок, «хоровод» сосулек и берез на полянке, поземку, волнистые сугробы.
    3. Зима – дизайнер. Присмотрись, как украшает Зима «интерьер» окружающей местности – интересная и увлекательная работа воображения. Сравните изображения художника и живой зимний пейзаж.
    4. Зима – огранщик (ювелир). Зима способна "дать яркую жизнь" драгоценным "камням", "нитям золота и серебра", "кусочкам смальты и янтаря", "зернышкам жемчуга". Какие такие творения демонстрирует тебе Зима? Пытайся отыскать примеры такого творчества Зимы.
    5. Зима – поэт, писатель. Принять природу Зимы, как сочинителя можно только силой воображения и душевного отклика. Попытаемся «озвучить» Творения Зимы ____________________________________________________________________________________________________________________________________

    10. Подведем итог нашим рассуждениям и наблюдениям. Работа в индивидуальных картах наблюдений. Выполним задание 2.

    Задание 2. Наблюдаем  за окружающей местностью. Выбери самое яркое творческое проявление художника зимы. Запиши, зарисуй, в чем это выражается.

    Творческая профессия Зимы

    Как это проявляется в природе

    Художник



    Поэт, писатель



    Композитор



    Хореограф



    Дизайнер



    Ювелир



    По выбору



    Запиши, в каком творческом действии тебе хотелось бы участвовать совместно с художником Зимой?

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________

    11. Наши коллективные выводы. Дополни.

    1. Однотонные краски зимы на самом деле очень выразительны, надо только приглядеться к "холодной" красоте природы.
    2. Зима - время умиротворения и покоя в природе. Зима воспринимается нами как символ величия и мощи Природы.
    3. Зима вдохновляла и будет вдохновлять людей творчества на создание самых разных произведений культуры.
    4. __________________________________________________________________________________________________________________________
    5. __________________________________________________________________________________________________________________________

    12. Развесим кормушки и разложим подкормку для  птиц. Расчистим дорожку, площадку, где необходимо.

    13. Обменяйся со всеми впечатлениями, полученными на экскурсии, используя различные обороты речи, наподобие таких: "Мне было очень приятно увидеть …", "Я получил большое наслаждение от того, что…", "Какое удовольствие увидеть…", "Зимние цветы будут долго…", "Какая красивая природа зимой…", "Я люблю родную природу, потому что это моя Родина…", "Зимняя природа рождает в душе благородные…" и т.д.

    14. По итогам экскурсии, оформить с обучающимися  выставку, где поместить зимние эскизы "Причуды зимы", фотоснимки "цветов" зимы; словесные "картинки" под общим названием "Зимние узоры".

    Методические рекомендации по организации экскурсии

    Для младших школьников экскурсии всегда способствовали проявлению интереса, любознательности, эмоциональности. Они любят экскурсии, где приходится наблюдать за реальными процессами в окружающем мире. Находясь в природе, наблюдая природные объекты в естественных условиях, обучающиеся  изучают то, что видят.

    Экскурсии могут применяться и в начале рассмотрения нового блока вопросов (цель - заинтересовать обучающихся) и при закреплении пройденных тем, и даже при изучении новых отдельных тем. Их содержание непосредственно связано с изучением на предшествующих занятиях материала, а полученные в ходе экскурсии представления, понятия, собранные натуральные предметы широко используются на последующих занятиях.

    Педагогическая эффективность наблюдений на экскурсиях существенно возрастает, если проводить их не от случая к случаю, а целенаправленно, систематически. На экскурсиях у младших школьников формируются и развиваются умения и навыки выполнения наблюдений, закрепляются приемы производства работ, стимулируется любознательность.

    Организуя наблюдения, педагог должен принимать во внимание следующие рекомендации:

    1. четко формулировать перед обучающимися общую задачу наблюдения и более конкретные частные задачи;
    2. организовать условия для возможно более эффективного наблюдения;
    3. намечать план и способы наблюдения, готовить вопросы, которые будут заданы во время последовательного рассматривания объекта, а также по ходу диалога с обучающимися;
    4. кроме непосредственного рассматривания, которое проходит на основе зрительного восприятия, использовать другие анализаторы - слух, вкус, обоняние;
    5. заранее наметить и продуктивную деятельность, которая будет использована в процессе наблюдения;
    6. тематика экскурсий определяется дополнительной образовательной программой.

    Заключение

    Экскурсии  имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они конкретизируют, углубляют и расширяют знания обучающихся. На экскурсиях обучающиеся  проверяют на практике многие теоретические знания и переводят их в умения и навыки.

    Экскурсия - это увлекательная форма работы педагога с группой, в ходе которой обучающиеся  учатся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, находить примеры взаимосвязи организмов друг с другом, с явлениями природы, с условиями окружающей среды. Следовательно, экскурсия как форма обучения решает целый комплекс образовательно-развивающих и воспитательных задач.

    Итак, значение экскурсий в том, что они связывают учебный материал с местными природными и общественными явлениями, которые непосредственно наблюдают обучающиеся, которые приближаются к первоисточнику человеческих знаний - реальной окружающей действительности.

    Список литературы для педагога

    Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Наблюдения и опыты на уроках природоведения. - М.: Просвещение, 1988.

    Бакулин В.М. Экскурсии как способ активизации учебно-познавательной деятельности детей // Начальная школа Плюс Минус. -2001. - № 5.

    Барышева Ю.А. Наблюдение как метод познания окружающего мира младшими школьниками // Начальная школа. - 1999. - №7.

    Виноградова Н.Ф., Лебедева В.П., Рывкина Л.А. Природа в Окружающем мире. // Практикум.

    Исаева Е.В. Роль наблюдений за животными и растениями при изучении родной природы младшими школьниками // Начальная школа. - 1994. - № 1.

    Сериков В.В. Образование и личность. - М., 1999.

    Список литературы для обучающихся

    Белянкова Н.М., Сулейманова Ф.А., Стрижова Е.В. Лесные загадки Зимушки-зимы // Начальная школа. - 2004. - №3.

    В. Бианки «Лесные сказки и рассказы» М., «Детская литература», 1968.

    Ю. Дмитриев «Большая книга леса» М., «Детская литература», 1974.

    М.Пришвин. Времена года. М., «Детская литература», 1975.

    Н. Сладков  «Песенки подо льдом» М., «Детская литература», 1967.

    Сказки из леса. Сост.: М.В. Юдаева. М., Изд. «Школьная библиотека».

    Приложение 1

    Приложение 1


    Приложение 2

    Зима в рассказах М. М. Пришвина "Времена года"

    Кристальный день

        Закончили охоту на зайцев: начались двойные следы, заяц гонялся за зайцем. День весь сверкал кристаллом от зари до зари. Среди дня солнце значительно пригревало, ветерок покачивал ветки деревьев, и оттого падали фигурки, рассылались в воздухе пылью, и эта мельчайшая пыль снова взлетала и сверкала на солнце искорками.

        Верхняя мутовка высокой ели, как ваза, собирала внутрь себя снег больше, больше, пока, наконец, этот ком не скрыл в себе даже тот высокий палец ели, на который весенней порой на вечерней заре садится птичка-невеличка и поет свою песенку.

    Деревья в лесу

        Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло, что только вот не тает. Деревья окружены снегом, ели повесили громадные тяжелые лапы, березы склонились и некоторые даже согнулись макушками до самой земли и стали кружевными арками. Так вот и у деревьев, как у людей: ни одна ёлка не склонится ни под какой тяжестью, разве что сломится, а береза чуть что – и склоняется. Ель царствует со своей верхней мутовкой, а береза плачет.

        В лесной снежной тишине фигуры из снега стали так выразительны, что странно становится: «Отчего, думаешь, они ничего не скажут друг другу, разве только меня заметили и стесняются?» И когда полетел снег, то казалось, будто слышишь шепот снежинок, как разговор между странными фигурами.

    Беличья память

        Думаю о белках.  Понятно, если большой запас, ты помнишь о нем легко, но мы видим сейчас по следам, что вот здесь белка через снег пробилась в мох, достала спрятанные там с осени два ореха, тут же их съела, потом, отбежав десяток метров, опять нырнула, опять оставила в снегу скорлупу от двух-трех орехов и через несколько метров сделала третью полазку. Нельзя же предположить, что она чуяла орех через талый слой снега и обмерзлого льда. Значит, помнила с осени о двух орехах во мху в стольких-то сантиметрах от ели. Притом, помня, она могла не отмеривать сантиметры, а прямо на глаз с точностью определять: ныряла и доставала.

    Снежки

        Выпала пороша. На охоте начал снимать лесные фигуры. Веточка тончайшими своими пальчиками держала большой пышный ком. В полдень фигуры начали падать, сшибать одна другую: деревья играли в снежки. Один такой ком попал в зайца, он вскочил, дал след, и Трубач его подхватил.

    Рождение месяца

        Небо чистое. Восход роскошный в тишине. Мороз минус 12. Трубач по белой тропе гонит одним чутьем.

        Весь день в лесу был золотой, а вечером заря горела в полнеба. Это была северная заря, вся малиново-блестящая, как в елочных игрушках, бывало, в бомбоньерках с выстрелом, особая прозрачная бумага, через которую посмотришь на свет, и все бывает окрашено в какой-нибудь вишневый цвет. Однако на живом небе было не одно только красное, посредине шла густо-синяя стрельчатая полоса, ложась на красном, как цеппелин, а по краям разные прослойки тончайших оттенков, дополнительных к основным цветам.

        Полный рассвет зари продолжается какие-нибудь четверть часа. Молодой месяц стоял против красного на голубом, будто он увидел это в первый раз и удивился.

    Масштаб: __________________

    МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

    ШКОЛА (ДД


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка Экскурсия по городу

    Конспект экскурсии по одной из улиц города...

    Методическая разработка: ЭКСКУРСИЯ В ПРИРОДУ "Наблюдение за весенними цветами мать-и-мачеха"

    Познакомить детей с первоцветом - мать-и-мачехой, особенностями его строения, средой обитания, условиями роста....

    методическая разработка экскурсии по Нижнему парку

    разработка экскурсии по Нижнему парку...

    Методическая разработка "Экскурсия на площадь Искусств"

    Экскурсия, проведенная мною для учащихся объединения "Мой Санкт-Петербург" в 2013г....

    Методическая копилка. Методическая разработка экскурсии в осенний парк.

    Вашему вниманию представляю свою методическую копилку....

    Методическая разработка экскурсии. Тема: «Природа летом. Охрана природы».

    Цели:  образовательная:  систематизировать  знания  детей  о  временах  года;             коррекционная:...