Методическая копилка. Методическая разработка экскурсии в осенний парк.
план-конспект

Шишмакова Зинаида Алексеевна

Вашему вниманию представляю свою методическую копилку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Экскурсия в осенний парк26.57 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ШАРАНГСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Методическая разработка

Экскурсия в осенний парк

Тема: В гостях у деревьев

для детей 2-3 классов

Автор-составитель: Шишмакова Зинаида

Алексеевна

педагог дополнительного

образования высшей категории

Шаранга

2018

Осенняя  экскурсия в  парк  «В гости к деревьям»

Цель: формирование у обучающихся знания о сезонных изменений в природе.

Задачи:

Образовательные: 

  • расширить знания детей о природе родного поселка;
  •  наблюдать за признаками наступления осени в природе;
  • закрепить знания о деревьях нашего края.

Развивающие: 

  • развивать наблюдательность
  • развивать умение различать листья наиболее распространенных пород деревьев;
  • развивать логическое мышление учащихся, умение сравнивать и делать выводы;

Воспитательные: 

  • повышать уровень экологической культуры учащихся;
  • воспитывать у учащихся чувство прекрасного;
  • воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Оборудование: папка для сбора листьев; Листья кленовые, березовые, рябиновые на каждого ребенка для жеребьевки; листья, вырезанные из цветной бумаги разного цвета (зеленый, желтый, красный) по количеству детей; конверты с пословицами.

Ход экскурсии

Добрый день ребята! Я рада, что мы снова встретились.
А какие слова приветствия вы еще знаете? 
(ответы детей: здравствуйте, доброе утро, добрый вечер, привет….)
Молодцы! Ваши папы имамы могут гордиться такими воспитанными детьми.
Сегодня мы совершим экскурсию в заречный парк. Мы отправимся не просто на прогулку, а в прекрасное царство природы. Мы будем наблюдать, какие изменения произошли в природе. Какие деревья растут в парке?

Прежде чем отправиться в парк, познакомимся с  правилами поведения и безопасности на  экскурсии:

  1. Соблюдать общепринятые правила поведения и личной гигиены: громко не разговаривать, не мусорить.
  2. Соблюдать дисциплину, чётко выполнять все указания экскурсовода и руководителя группы.
  3. Соблюдать установленный и объявленный распорядок экскурсии, а также время, отпущенное для осмотра конкретного объекта.
  4. Отлучаться от группы только с разрешения экскурсовода и руководителя группы.
  5. Внимательно слушать экскурсовода.
  6. Во время движения по экскурсионному маршруту: не отставать от группы, переходить улицу только в установленных местах по команде руководителя.

Сбор детей, путь в городской парк.

Вспомним ребята правила поведения в природе, поиграем в игру «Запрещается – разрешается»

  • Ломать ветки деревьев …
  • Убирать мусор за собой…
  • Собирать ягоды…
  • Бросать в воду бутылки…
  • Кричать громко в лесу…
  • Тушить костер, когда уходишь…
  • Разорять птичьи гнезда…

Молодцы, ребята! Вы знаете, как вести себя в природе.

(в парке)

А теперь отгадайте загадку:

Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льётся,
Это время года скажите, как зовётся?
(Осень).

Осень – удивительное время года. Она умеет быть такой разной: и солнечной, но без изнуряющей летней жары, когда так здорово гулять по аллеям парка, шурша ярко-желтыми листьями под ногами, и дождливой, когда так уютно сидеть дома, укутавшись в плед, с чашкой ароматного чая и любимой книгой в руках. Для поддержания этого романтического настроения послушайте красивые стихи про осень русских поэтов- классиков.

Александр Сергеевич Пушкин. 

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса! 

Иван Бунин

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Алексей Толстой

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтевшие по ветру летят; 
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко – красные вянущих рябин.

Ребята, а теперь посмотрите вокруг на то, как красива природа осенью. Всё окрасилось в яркие золотые, жёлтые и красные цвета, осень постаралась.
Ребята, вам нравится осень?
Каждый человек по-своему восхищается осенью. Одни молча любуются ею, другие выражают свои чувства пером на бумаге, а третьи кистью и красками на холсте – это художники.

  Ребята, давайте вспомним признаки осени.

Поиграем в игру «Да и нет».

Осенью растут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучки солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Туманы осенью плывут?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Достаем ли сапоги?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать?

Куртки, шапки надевать?

Молодцы, ребята!

Осень — щедрая хозяйка года, дарит нам разнообразие овощей и фруктов, грибов и орехов. Умело золотит листву, вышивает тонкой паутинкой и приветливо встречает нас лучиком осеннего солнца.


А теперь предлагаю работать группами по 5-7 человек. 
(Делимся на три группы и отгадаем 3 загадки)

Деление на группы: каждый ребенок вытягивает лист (кленовый, березовый или рябиновый)

  1. Кто на даче у веранды

Носит носиков гирлянды?

В алых листьях ярок он.

Отгадайте? Это …(Клен)

  1. Малы и неказисты

И скромно зеленеют,

Но осенью их листья

И ягоды краснеют. (Рябина)

  1. Ствол белеет,
    Шапочка зеленеет.
    Стоит в белой одежке,
    Свесив сережки. (Береза)

Названия команд, соответствуют выбранным листочкам, которые являются эмблемами команд.

Первое задание для команд «Найди свое дерево»

Каждой команде необходимо найти своё дерево. (Ребята выполняют задание.) 

Второе задание для команд «Найди дерево по описанию»

Обратите внимание, на каждом дереве прикреплён лист. На нём - информация о дереве. Вы должны прочитать этот небольшой рассказ и определить, верно ли прикреплена информация к Вашему дереву. Если нет, то прикрепить информацию к нужному дереву. 


(Информация на листах)

КЛЕН - Сок этого дерева вкусен, в старину из него выпаривали сахар. Из древесины этого дерева изготовляют многие музыкальные инструменты, например: кларнеты, флейты. У этого дерева тяжёлая и плотная древесина, крепкая и твёрдая. Умеренно усыхая, она мало разбухает и коробится. Раскалывается это дерево с большим трудом. В древнем Новгороде данное дерево было излюбленным материалом мастеров, изготовлявших ложки, ковши, резные и точёные сосуды. Из него же изготовляли вёсла, рукоятки ножей, подшипники и другие ответственные детали простейших машин. Такое широкое применение дерева не случайно, так как оно хорошо обрабатывается режущими инструментами. В лечебных целях используют листья и побеги. Настой и отвар листьев также оказывают лечебное действие. Старинное народное средство лечения кашля: в 1 стакан горячего молока добавить 1 столовую ложку сока данного дерева и выпить. При порезе - прикладывают чистые измельченные листья к ране.

БЕРЕЗА - Данное дерево - основной житель российских лесов, распространено по всей территории Российской Федерации. Испокон веков его использовали в качестве лекарственного и косметического средств. Кора, серёжки, листья, сок - все эти компоненты оказывают благоприятное воздействие на организм человека. Кроме того, считается, что данное дерево благотворно действует на энергетику человека, который находится рядом с ним.
(Берёза).

РЯБИНА — небольшое дерево семейства розоцветных относится к роду листопадных морозостойких кустарников. Встречается в лесных и лесостепных областях. Лекарственным сырьем являются плоды. Они содержат сахара, кислоты, спирт, горькие дубильные вещества, витамины А, С, Р и жирное масло. Издавна на Руси она пользуется большим почетом. В осенние дни, когда лес роняет свой желтеющий лист, особенно красиво выглядят полыхающие красным багрянцем тяжелые гроздья рябины на фоне ее темнеющих перистых, ажурных листьев. Гроздья рябины - лакомство птиц. Плоды издавна применяли для повышения аппетита, обладают противоцинготным, легким слабительным, мочегонным, вяжущим, противовоспалительным и кровоостанавливающим действием.

Следующее задание - «Собери пословицу». 

Каждой команде выдаётся конверт. В нём слова из пословицы о дереве. Необходимо быстро и правильно расставить все слова, чтобы получилась пословица. Далее всей командой громко и чётко прочитать пословицу.
Примерные пословицы:
Без ветра и лист клёна не шелохнется.

Клен да береза - чем не дрова, а хлеб да вода - чем не еда.

Без рябины осень скучна.

Сентябрь славится одной ягодой, да и то горькой рябиной.

Тонка береза, да разум учит.
Для врага и берёза - угроза. 

 Отлично, все команды справились с заданием. Мы набрались энергии и положительного заряда. Осенью краски природы особенно выразительны. Теперь собираем опавшие листочки деревьев. Любуясь их формой и цветом, сделаем букеты.

Листьев жёлтых, листьев красных,

Много в эти дни.

Посмотрите, как прекрасно.

Выглядят они!

Дети собирают листья.

 Попробуем определить какие листья оказались в наших руках.

И завершим нашу экскурсию игрой

«Выросли деревья в поле»

Выросли деревья в поле

Хорошо расти на воле!  (Потягивания- руки в стороны)

Каждое старается,

К небу, солнцу тянется. (Потягивания- руки вверх)

Вот подул веселый ветер, (Махать руками)

Закачались тут же ветки,

Даже толстые стволы

Наклонились до земли. (Наклоны вперед)

Вправо- влево, взад – вперед –

Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо- влево, взад – вперед)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина. (все садятся на корточки)

Итог экскурсии:

Итак, ребята, мы с вами смогли заметить, что природа осенью имеет свои достоинства, а также мы немного полюбовались окружающим нас пейзажем.

- Скажите, пожалуйста, чем же прекрасна осень? (разнообразными красками, листопадом, богатым урожаем и т. д.)

- Назовите признаки осени.

- Какие деревья вы встретили?

- Что вы узнали нового?

- Понравилась ли вам сегодняшняя экскурсия?

А чтобы выразить свое отношение к экскурсии, выберите, пожалуйста, предложенные листочки. Каждому цвету соответствует настроение:

Зеленый- очень хорошее

Желтый- хорошее

Красный- не очень хорошее

(Метод «Осенний лист»)

Вот и подошло к концу наше путешествие в осеннюю природу. Сколько разных признаков вы увидели в неживой и живой природе. Когда будете возвращаться из школы домой или гулять с друзьями, постарайтесь понаблюдать за проплывающими листьями, отлетающими в тёплые края птицами, последними насекомыми, послушайте звуки капель дождя и шелест листвы и  многое другое, чем богата родная природа. На последующих уроках вы расскажите обо всём, что увидите и услышите в природном окружении. А в завершении послушайте стихотворение.

Промелькнуло быстро лето,

Пробежало по цветам,

За горами бродит где-то

И без нас скучает там.

В двери к нам стучится осень,

А за осенью - зима

Мы её не ждём, не просим,

А она идёт сама.

(В.Маликова и Л.Некрасова)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Осень. Признаки осени"

Конспект логопедического занятия для старшей логопедической группы детей с ОНР (5-6 лет)....

Октябрь. Экскурсия в осенний парк.

Урок развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности. 3 класс коррекционная школа VIII вида...

методическая разработка экскурсии по Нижнему парку

разработка экскурсии по Нижнему парку...

Урок-экскурсия по осеннему парку

Прививать любовь к родному языку к родной природе; воспитывать аккуратность при письме....

Экскурсия в осенний парк " Деревья в осеннем лесу"

*Углубить представления о сезонных изменениях в природе.*Расширить знания детей о деревьях осеннего парка.*Коррекция зрительного восприятия через наблюдения за природой.*Воспитывать умение вести себя ...

Экскурсия в осенний парк "В гостях у деревьев"

Игра-соревнование в осеннем парке. Дети наблюдают сезонное изменение в природе. Выполняют задания, связанные с правилами поведения в природе. Отгадывают загадки о деревьях и находят их в парке....

Конспект прогулки в 5 классе «Экскурсия в осенний парк»

Цель:формирование представлений о состоянии растений и животных осенью, установление связей между состоянием  объектов живой природы и внешней средой, выявление причин происходящих изменений;разв...