методическая разработка экскурсии по Нижнему парку
методическая разработка по краеведению на тему

Соколовская Татьяна Николаевна

разработка экскурсии по Нижнему парку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod._razr._nizhniy_dv.doc198.5 КБ

Предварительный просмотр:

                   Методическая разработка

экскурсии

по

Нижнему  парку

(продолжительность экскурсии  -  2 часа 15 мин.)

Составитель:

Преподаватель истории и Культуры СПб

 ГБОУ лицей №378 Кировского района

 Санкт-Петербурга

Соколовская Татьяна Николаевна

2013

Санкт-Петербург

Целевая установка:

    Экскурсия по Нижнему парку имеет целью показать его, как уникальный памятник садово-паркового искусства, созданный талантливыми отечественными и иностранными мастерами ХУ111 – Х1Х вв.

В процессе рассказа необходимо дать характеристику 1 четверти ХУ111 в. – периода, в который был создан садово-парковый ансамбль Петергофа.

Познакомить экскурсантов со стилевыми особенностями Нижнего парка, как характерного садово-паркового ансамбля, регулярного типа эпохи барокко.

Осветить все этапы существования Нижнего парка, начиная от разбивки его в 1 четверти ХУ111 ст. Рассказать о постоянно меняющейся его регулярной композиции в 70-е годы ХУ111 в., появлении новых фонтанных и архитектурных сооружений, соответствующих веяниям того или иного стиля.

Напомнить об исторических событиях, происходивших в Нижнем парке, о традиционных петергофских ассамблеях, маскарадах, иллюминациях и фейерверках, устраивавшихся в ХУ111 – Х1Х вв. в дни, когда отмечались памятные даты, связанные с победой русского оружия во время Северной, Семилетней и русско-турецкой войн тезоименитствами, днями рождения и свадеб членов царской фамилии, орденскими и религиозными праздниками.

Упомянуть о превращении Петергофа – летней «короной» резиденции дома Романовых в крупный музейный комплекс в 20 – 30-х гг. ХХ столетия.

Рассказать о варварском разрушении Нижнего парка фашистами в 1941 – 1944 гг.

Подчеркнуть, что восстановление Нижнего парка – пример комплексного возрождения регулярного ансамбля ХУ111 ст., его растительного мира, фонтанных сооружений.

Методические указания:

Экскурсия по Нижнему парку должна носить искусствоведческий характер. Давая анализ архитектурных сооружений, произведений скульптуры, фонтанного искусства, необходимо назвать, согласно искусствоведческой терминологии, то или иное направление архитектуры, скульптуры, паркостроения. Показать исторические причины, вызвавшие их к жизни в условиях России.

В художественный анализ должна быть включена характеристика творчества отдельных, наиболее выдающихся архитекторов, скульпторов, паркостроителей.

В рассказе необходимо уделить внимание роли мастеров-умельцев (резчиков, мраморщиков, живописцев, позолотчиков) в создании архитектурных, фонтанных сооружений, декоративного убранства Нижнего парка.

Рекомендуется использовать в экскурсии по Нижнему парку выдержки из архивных материалов, мемуарной литературы о Петергофе, оживить документальный материал интересными бытовыми подробностями, рассказать о том, каким видели Нижний парк поэты, писавшие о Петергофе в ХУ111 – Х1Х вв.

Для раскрытия основных тем и положений экскурсию нужно строить от «показа» к «рассказу».

Маршрут  экскурсии:

  1. Вводная беседа.
  2. Фонтан «Адам»
  3. Морская балюстрада дв.Монплезир.
  4. Монплезирский садик: дворец Монплезир, фонтаны Монплезирского садика: «Сноп», «Колокола», «Шутихи-диванчики».
  5. Фонтан «Солнце», «Вольер».
  6. Памятник Петру1.
  7. Фонтан «Дубок».
  8. Фонтан «Зонтик».
  9. Фонтан «Пирамида».
  10. Ансамбль каскада «Шахматная гора», «Римские фонтаны».
  11. Оранжерейный садик.
  12. Центральная часть Нижнего парка (Большой дворец, Большой каскад).
  13. Мостик над Морским каналом.
  14. Павильон Эрмитаж.
  15. Львиный (Эрмитажный) каскад.
  16. Каскад «Золотая гора»
  17. Дворец Марли.
  18. Земляной вал. Сад Венеры.
  19. Заключение.

Вводная беседа.

Содержание:

      Рассказ о Нижнем парке следует начать с сообщения о том, что Петергофский дворцово-парковый ансамбль был создан при Петре1 как памятник победам России в годы Северной войны, в борьбе за выход к Балтийскому морю. До Октябрьской революции это была летняя «коронная» резиденция дома  Романовых. В годы Отечественной войны 1941-1945 гг. Петергоф был разрушен фашистами. Особенно сильно пострадал Нижний парк. Противотанковые завалы из вековых деревьев, блиндажи, траншеи, воронки, колючая проволока, мины – сделали его территорию почти непроходимой. Было вырублено более 10 тысяч деревьев, разрушены дворцы и каскады.

     Сегодняшний Петергоф возрожден из руин, оставленных здесь фашистами.

    Необходимо подчеркнуть, что планировка Нижнего парка восстановлена по сохранившимся аксонометрическим чертежам 70-х гг. ХУ111 ст. французского инженера-топографа Сент-Илера, а его зеленые насаждения – по старинным садовым описям и довоенным фотографиям.

    Первоначально Нижний парк, при устройстве его Петром1, назывался Нижним огородом, но во 11 четверти ХУ111 в. Устанавливается существующее название. Часто, в обиходе его называют «парком» или «Нижним парком», что, правда, не соответствует его названию в ХУ111 в. И понятию сада, как искусственного насаждения по образцу французских регулярных парков.

    Указать на местонахождение Нижнего сада. Отметить, что он находится в средней, прилегающей к морскому берегу части города Петергофа. Границами его являются: с севера – побережье Финского залива; с юга – терраса, на краю которой в центре расположен Большой Петергофский дворец; на западе – овраг, отделяющий Новый Петергоф от Старого; на востоке – парк Александрия.

   Территория пар4а составляет 102,5 га, в нем действует 147 фонтанов.

   Местность эта, до устройства сада, не имела особого названия и представляла собой приморский берег с редким и диким лесом; лишь у нынешней западной границы находилась финская деревушка Кусоя.

   Необходимо напомнить, что соархитектором петергофской резиденции был сам Петр1. Он широко пользовался альбомами архитектурных сооружений и проектов Пауля Декера, Леонарда Штурма, Даниэля Маро, издававшихся в начале ХУ!!! в. во Франции и Германии.

   Начало устройства Нижнего сада относится к 1714 г. Прект его разбивки приписывается Ж.Б.Леблону. Он был главным распорядителем всех работ в Петергофе по устройству садов и фонтанов..

   Весь парк разделен на три связанные между собой части: центральную, западную и восточную. Каждый из трех ансамблей Нижнего парка имеет свой эмоционально образный строй, который создается всеми составляющими его компонентами – архитектурными, фонтанными сооружениями, скульптурой, зелеными насаждениями.

Методические указания:

Переходим к показу Восточной части Нижнего парка может служить фраза о том, что в петровское время душою Нижнего парка являлись фонтаны, которые считались его главным украшением.

Фонтан «АДАМ».

Тема: Особенности русских регулярных садов эпохи барокко.

Содержание:

Следует рассказать об истории сооружения фонтана. Подчеркнуть, что статуя «Адам», украшающая фонтан  -  это копия, выполненная итальянским скульптором Д.Бонацца со скульптуры А.Рицци, находящейся во дворце дожей в Венеции. Скульптура имеет высокую художественную ценность, потому что она знакомит с образцами скульптурной пластики Венеции ХУ11ст. Указать на оригинальное исполнение и использование скульптуры для декоративного оформления фонтанов. Обратить внимание экскурсантов на синтез различных видов искусств в оформлении фонтана (архитектуры, скульптуры, рисунка водяных струй). Обметить, что такое объединение разных видов искусств будет характерно для решения многих ансамблей Нижнего и Верхнего парка, придаст их облику особую прелесть, торжественность, нарядность, высокую эстетическую значимость.

   Затем на примере планировки данного участка перейти к характеристике особенностей регулярных парков:

-   показать 8 аллей, симметрично расходящихся от центральной площади и соответствующие им 8 граней бассейна, на которые падают 16 струй воды;

-   рядовую посадку деревьев и кустарников на аллеях, связывающих этот участок с другими районами парка.

   Рассказать о фигурной подстрижке деревьев и кустарников в ХУ111 веке, указать на две восстановленных (из 4-х) трельяжных беседок.

   С первых дней строительства парка скудный ассортимент пород местного петергофского леса начинает пополняться липой, кленом.

   Деревья доставляли в Петергоф отовсюду и в больших количествах. Они привозились даже из-за границы – из Амстердама и Гамбурга.

   Огромную потребность в посадочном материале можно объяснить прежде всего тем, что множество деревьев шло на устройство шпалер, «огибных дорог» и беседок, характерных для регулярного французского парка элементов зеленой архитектуры, в которых осуществлялась сплошная посадка деревьев с небольшим в 0,5-0,7 метровым разрывом между собой.

   Сплошные массивы насаждений, границы которых были подчеркнуты решетками и посаженными вдоль них шпалерами, представляли яркий контраст с перспективами аллей и открытыми пространствами партеров-цветников. В сочетании с каскадами, фонтанами, скульптурой они создавали характерный регулярный ландшафт.

   Надо указать, что этот вид паркостроения не случайно сложился в России в 1 четверти ХУ111 столетия. Он отражал мощь и богатство российского государства, ставшего в это время морской мировой державой.

   В заключение дать сведения о создателях парка – московских и иностранных садоводах – Борисове, Гарнихфельдтеи садовой петровской школе.

   Дать краткие сведения о замене в конце ХУ111 в. Регулярного паркостроения пейзажным. Привести примеры таких парков ( парк Александрия в Петергофе, Александровский парк в Пушкине).

   Объяснить, что это привело к утрате ряда элементов, свойственных регулярным паркам: перестали подстригаться деревья и кустарники, исчезли многие декоративные беседки и фигурные сооружения из зелени. Однако, основные элементы – планировка, фонтаны, архитектурные сооружения – сохранились.

   Подчеркнуть, что Нижний сад Петергофа, наряду с такими известными парками, как Версаль, Сан-Суси, является выдающимся памятником регулярного стиля в паркостроении.

Методические рекомендации:

Тему регулярного парка следует раскрывать у фонтана «Адам» в связи с тем, что на планировке данного участка можно показать особенности художественного облика парка, замкнутость перспектив, насыщенность декоративными элементами, связь с другими районами парка.

Логическим переходом к следующей остановке по маршруту может служить упоминание о том, что в Нижнем парке – регулярном парке эпохи барокко применен тот же композиционный принцип, что и в анфиладах дворцовых интерьеров, различных по размеру, плану, декору. Это создает кажущееся бесконечным разнообразие пространственных и художественных впечатлений. Это проявляется на Морской балюстраде дворца Монплезир, куда ведет одна из 8 аллей от фонтана «Адам».

Морская балюстрада дворца Монплезир.

Тема:

Создание Приморского петровского «Парадиза» - отражение победоносного завершения Северной войны.

Архитектурный облик северного фасада дворца Монплезир.

Содержание:

В первую очередь следует обратить внимание на удачный выбор места для первого дворца с широким видом на залив, Кронштадт и Петербург – новую столицу России, напомнить экскурсантам основные вехи в истории Северной войны (1700-1721 гг.), ее знаменательные даты (Полтавское сражение, Гангут). Рассказать о росте национального самосознания, об укреплении торговых и культурных связей России с другими странами мира. Превращение Петербурга в столицу Российского государства продиктовало создание парадной летней резиденции, которая «зело первейшим монархам приличествовала бы», и строительство первого приморского дворца – Монплезир, где останавливался Петр 1 для отдыха во время поездок в Кронштадт.

   Обратить внимание на строгий характер оформления северного фасада дворца Монплезир, строившегося на манер «голландского домика» в 1 четверти ХУ111 столетия.

Методические рекомендации:

Картина морского простора, открывающаяся с площадки перед северным фасадом дворца Монплезир, позволяет экскурсоводу сделать вывод о том, что архитектурное и декоративное решение дворца Монплезир придает ему характер паркового павильона, созданием которого мастера ХУ111 столетия в совершенстве решили задачу взаимосвязи архитектурного сооружения с окружающей природой.

Переходом к Монплезирскому садику может служить фраза о том что Морская балюстрада является парадным входом во дворец со стороны моря, а растилающиеся пестрым ковром партерные цветники перед южным фасадом дворца служат парадным входом во дворец Монплезир со стороны Нижнего парка.

Ансамбль  Монплезирского садика.

Тема:  

 Архитектурный комплекс дворца Монплезир  -  уникальный по стилистическому единству ансамбль, формировавшийся на протяжении ХУ111 – Х1Х вв.

Содержание:

   Следует напомнить о том, что дворец Монплезир расположен в самой старинной части Нижнего парка. Он был одним из первых «малых» дворцов, появившихся в 1 четверти ХУ111 ст.

   Далее рассказать о традиции ХУ111 в. Давать дворцам и павильонам поэтические названия по французскому образцу: Монплезир   -   мое удовольствие, Монбижу – моя драгоценность, Эрмитаж – мое уединение.

   Осветить основные этапы строительства голландского домика, назвать архитекторов, художников, создавших Монплезир: И.Браунштейн, Леблон, Микетти; Пильман, Н.Пино; русских живописцев – М.Негрубов, Бушуев, Воробьев. Рассказать о судьбе дворца в годы Отечественной войны, о принципах реставрации и создании музейной композиции после окончания войны, назвать основные интерьеры, кратко охарактеризовать богатство и уникальность их декоративной отделки.

   Показать боковые корпуса, замыкающие с двух сторон Монплезирский ансамбль: Екатерининский корпус, построенный Ф.Растрелли (1748-1750 гг.), Банный корпус (архитектор Э.Ганн-1865г.)

   Подчеркнуть, что архитекторы, создавшие эти здания, тактично и умело вписали их в ранее созданный ансамбль.

   Одной из русских садоводческих традиций было внимание к душистым травам и цветам. Она нашла отражение и дальнейшее развитие и в петровских регулярных композициях, в том числе. В цветниках Монплезира.

   Автором цветочного садика, разбитого около него в голландском стиле, был сам Петр1.

   Первоначально сад представлял собой 4-х частный квадратный партер с фонтаном посередине. Каждый квадрат был обсажен самшитом и заполнен красным песком. Вдоль сада высаживались любимые Петром1 душистые цветы и травы: нарциссы, пионы. Гиацинты, розы, мята, базилик, лаванда, мальва, герань, левкои.

   Позже появился узор партеров – «бродери» мз альбома Леблона, выполненный из дерна на фоне песка с включением кадочных растений.

   К середине ХУ111 в. Монплезирский сад, по оценкам очевидцев, представлял собой один пышный цветник: «Прелесть Монплезира заключается в цветнике, посередине которого стоит изящный фонтан в виде снопа колосьев, бассейн его окружен благоухающими цветами: целая масса чудных махровых роз всех колеров, гелиотропов, разноцветного левкоя, душистой гвоздики, белого и желтого жасмина, одним словом, все благоухающее…» сгруппировано здесь. (О.Д.Волкова «Методические указания по цветочному оформлению петергофских парков, стр.2-4. ГМЗ «Петергоф» (архив)

   В 1774 г. в садике были высажены деревья, большинство из которых сохранилось до наших дней.

   Раскрыв тему художественного убранства Монплезирского садика следует рассказать об истории создания его фонтанов, которые удачно вкомпонованы в партерные цветники.

«Колокола» - клоши  -  (1721-17230.  «В Монплезире посреди огорода, - гласит указ Петро1, - на перекрестке поставить фонтану №1, а где 4 статуи золоченые, сделать под них круглые медные. Золоченые пьедесталы, нетолстые, позолотя, поставить и воду пустить, дабы из-под оного кругом вода лилась к земле гладка, как стекло».

   Закончить осмотр ансамбля Монплезирского садика нужно показом «Фонтанов-шутих». Перед демонстрацией дать краткую справку о том, что первые шутейные фонтаны появились в Западной Европе, в Версале.

Кроме того, появление подобных шутейных фонтанов было связано с традициями московских боярских садов ХУ11 в.,  для которых были характерны зрелища и гуляния.

Методические рекомендации:

   Заключить рассказ можно фразой о том, что в московских боярских садах ХУ11 в. Отводились участки для содержания редких животных и птиц. На преемственность этих традиций указывает первоначальное название следующего участка Нижнего парка.

Монплезирская аллея у фонтана «Солнце».

Павильон «Вольер».

Тема: 

История создания и последующих изменений в назначении и декоративном оформлении Менажерейного сада.

Содержание:

   Менажерейный сад был устроен в 1719 г. архитектором Леблоном и Браунштейном для задуманного Петром 1 зверинца – Менажереи ( по-французски: менажерея – зверинец)

   Подобные Петр 1 видал в Версале и в других садах европейских монархов. В Менажерейном пруду содержали лебедей и редких водоплавающих птиц.

   В 1723 г. Микетти придал зверинцу облик парадного сада, с двумя павильонами (Вольерами) и фонтаном в бассейне.

   Затем следует рассказать о перестройке фонтана архитекторами Ю.Фельтеном и Яковлевым; обратить внимание экскурсантов на два золоченых диска, расположенных в верхней части колонны, украшающей фонтан. Она приводится в движение при  помощи водяного колеса., скрытого в барабане. Рисунок струй центральной части фонтана напоминает графическое изображение солнца, что и определило название фонтана.

   Более 150 лет фонтан «Солнце» был огражден стенами царской купальни, которую расположили в Менажерейном пруду. Только в 1926 г. после разборки купальни этот редкий образец «движущихся» водометов был включен в пейзаж парка.

   Напомнить экскурсантам о судьбе фонтана в годы В.О. войны, о его восстановлении по сохранившимся деталям водяного оборудования 70-х гг. ХУ111 ст., довоенным фотографиям.

   Чудом уцелел в годы войны один из петровских вольеров – птичников, который дает представление о многих  декоративных постройках, заполнявших регулярные сады.

   Подчеркнуть, что облицовка реставрированного западного Вольера отличается живописностью и разнообразной фактурой. Это достигнуто чередованием полос серого губчатого туфа и раскрашенных керамических кружков, заменявших цветные раковины.

   Необходимо сказать о сохранившейся орнаментальной росписи  на тему мифа о Диане и Актеоне, исполненной в ХУ111 ст. художником Каравакком.

   В этих павильонах расставлялись медные и золоченые клетки с певчими птицами. Были среди них и заморские – канарейки, попугаи. Колибри.

   В заключение подчеркнуть, что Вольер Менажерейного сада – единственный сохранившийся павильон 1 четверти ХУ111 столетия.

Методические рекомендации:

   Переходом к показу фонтанов-шутих может служить фраза о том, что помимо декоративных построек непременной принадлежностью регулярных садов являлись фонтаны-шутихи.

Фонтаны-шутихи.

«Дубок», «Зонтик», «Елочка».

Тема:  

Фонтаны-шутихи Нижнего парка, предназначенные для увеселения гостей, - уникальное сооружение ХУ111 столетия.

Содержание:

   В 1 четверти ХУ111 в. одновременно с проектированием и строительством фонтанов и каскадов в Петергофе было намечено устройство «мочительных забав».

   В Нижнем саду предполагалось сделать несколько водяных сюрпризов, действующих «разным манером».

   В Большом гроте собирались поставить «стол каменный с брызганьем»; перед Руинным каскадом намечали устроить «мост» - дорожку, с обочин которой должны были внезапно пониматься струи воды. Шутихи – «диванчики», расположенные в Монплезирском саду, были опробованы водой в 1723 г.

   В 80-х гг. ХУ111 ст., отдавая дать петровским затеям, в этой части Нижнего парка были созданы еще три веселых, шутейных фонтана.

   В 1796 г. По проекту архитектора Броуэра соорудили фонтан, по форме напоминающий китайский зонтик.

   «Зонтик» состоит из невысокого массивного столба, несущего круглую кровлю, завершаемую деревянным резным цветком. Столб опоясан креслами с резными локотниками. Усаживаясь в кресло, посетитель оказывался отделенным от парка преградой бьющих из замаскированных трубок водяных струй.

   Следует сказать о том, что в 60-х гг. Х1Х в. Кровля «Зонтика» была изменена, и он приобрел вид гриба-мухомора. Разрушенный в годы войны фонтан «Зонтик» был восстановлен в 1949 г., резной декор его возобновил в 1954 г. Г.Симонов. Ему вновь придали облик фонтана ХУ111 ст.

   Особый интерес вызывает фонтан-шутка «Дубок». Свое существование он начал в 1735 г. В Верхнем саду. Выполнен он был по рисунку К.Растрелли. Затем следует рассказать о том, что в середине У111 столетия «Дубок» был снят и хранился в кладовой фонтанной мастерской.

   В 1802 г. «золоченое дерево Дубок» было поставлено в Нижнем парке напротив «Зонтика». Правда, мастер Стрельников превратил его в «натуральное дерево».

   Н.А.Архипов и А.Раскин предполагают, что, создавая эту шутиху, вспомнили о знаменитом, исчезнувшем в ХУ111 в. Бассейне Версаля «Болото», который был украшен искусственным деревом и зарослями тростника из бронзовых трубок. Для желающих полюбоваться «Дубком» поставлены садовые скамейки. Но едва зрители усаживаются, из-за спинок скамеек на них обрушивается мощная водяная завеса.

   Нужно рассказать о судьбе фонтана в годы войны, его послевоенном воссоздании. Назвать фамилии архитекторов, вернувших жизнь этому фонтану.

   Шутихи «Елочки», расположенные недалеко от «Дубка», были устроены в 1784 г. «Елочки» представляют собой металлическое деревцо, ствол которого прочеканен под кору, сучья выполнены из латуни, хвоя – из жести. Издали елочка, окрашенная в естественные цвета, воспринимается как живая, но подойти к ней близко невозможно; из сучьев брызжут тонкие струйки.

   В заключении рассказа можно сделать вывод о том, что шутихи Нижнего парка единственные в своем роде образцы «фонтанных курьезов», искусство которых процветало в ХУ111 столетии.

   И названия их не случайны: «Елочка», «Дубок». Излюбленным деревом Петра1 была ель. Ель, стриженная пирамидами и разными «манерами», высаживалась на террасы, шла на украшение партеров. Наряду с елью любимым деревом Петра был также дуб.

   Неподалеку от дворца Марли, который расположен в западной части Нижнего парка, Петр1 посадил дуб, ветви которого необыкновенно широко разрослись. Существует легенда, согласно которой император при посадке этого дерева положил под его корни «на память» - монету – полуимпериал. Сохранился рисунок этого дерева, сделанный с натуры С.Чудиновым. Чтобы зритель мог составить представление о необыкновенных размерах и красоте петровского дуба, автор рисунка поместил рядом с ним для сравнения фигуру человека.

   Потомки бережно охраняли дубовое дерево как память о Петре1 (к сожалению, сейчас место посадки этого дуба неизвестно).

Памятник Петру 1.

Тема:

Образ Петра 1 в трактовке скульптора М.Антокольского.

Петр 1 – российский реформатор ХУ111 ст.

Создание Петергофского ансамбля – яркое свидетельство высокого развития национальной культуры ХУ111-Х1Х вв.  -  подвиг отечественных потомков.

Содержание:

В ознаменование 200-летнего юбилея со дня рождения, в 1884 г. В         Нижнем парке был поставлен памятник Петру1, работы скульптора М.Антокольского. Пьедестал был изготовлен из гранита по проекту архитектора Э.Гана.

      Статуя была похищена оккупантами в годы войны, и ее повторили по сохранившейся авторской модели (было выполнено пять копий).

      Следует сообщить сведения о скульпторе М.Антокольском, назвать наиболее известные его работы.

     Можно провести сравнение двух памятников Петру1 – памятника Петру1, работы скульптора Шемякина в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга и памятника Петру1, работы скульптора М.Антокольского в Нижнем парке Петергофа. Подчеркнуть различия трактовки образа Петра1 этими мастерами, создавшими памятник с интервалом в 100 лет (1884г.; 1991 г.).

    Называя Петра1 соархитектором, создателем Петергофского ансамбля, следует раскрыть роль крепостных крестьян, работных людей, мастеров-умельцев в создании «коронной» летней резиденции Романовых, к которым мы обращаем слова признательности и уважения. История почти не сохранила их имен. Подвиг их запечатлен в памятнике, который находится на территории парка Александрия. Это небольшая стелла. На ней выбита краткая надпись – «Работным людям – строителям Петергофа»

Методические рекомендации:

Переходом к фонтану «Пирамида» может служить фраза о том, что богатая фантазия русских мастеров, незаурядность их таланта проявились в устройстве самого многоводного фонтана Нижнего парка «Пирамиды».

Фонтан «Пирамида».

     

Тема:

Фонтан «Пирамида» - один из наиболее интересных и своеобразных произведений фонтанного искусства ХУ111 – Х1Х вв.

Водоплавающая система Петергофа – выдающееся гидротехническое сооружение ХУ111 столетия.

Содержание:

Нужно отметить что «Пирамида» - это фонтан Петровского времени. Впервые «пирамида с малыми каскадами» упоминается в 1721 г., когда по указу Петра архитектор Микетти выполнил чертеж, повторивший версальский фонтан «Обелиск»

   Петр 1 решил изменить форму водяной фигуры, и начаты в 1721 г. Работы закончились лишь в 1724 г. Под руководством Земцова и фонтанного мастера П.Суалема.

   Можно привести воспоминания камер-юнкера герцога Голштинского Ф.Берхгольца. который писал: «Подобного большого и красивого водомета нет, может быть, нигде».

   Рассказать о том, что формирование художественного облика фонтана продолжалось почти 100 лет.

   В конце 30-х годов ХУ111 ст. по проекту И.Давыдова бассейн фонтана был огражден деревянными балюстрадами с золочеными вазами, затем в 1768 году архитектор Я.Алексеев разработал проект всего обрамления фонтана из гранита, однако распоряжение задержалось до конца 1799 года.

   Подчеркнуть, что важную роль в  сохранении «Пирамиды» сыграли петергофские фонтанные мастера Х1Х ст. Ф.Стрельников, К.Чудинов и Бальцун, усовершенствовавшие водопроводную и распределяющую систему «Пирамиды». Дать сведения о судьбе фонтана в годы войны, его восстановлении. Рассказ об устройстве водоводной системы этого фонтана.

   Вода в «Пирамиду» поступает из Пирамидного пруда, по трубе, имеющей на стыке с фонтаном семь ответвлений для каждой из семи уменьшающихся по периметру камер квадратной чугунной коробки, которая расположена в основании фонтана.

   Эта коробка плотно прикрыта массивной бронзовой плитой с отверстиями, в которое вставлено 505 форсунок. Струи отрегулированы отдельными ключами, они поднимаются на определенную высоту, создавая 8-ми метровую водяную пирамиду.

   Далее, следует сделать вывод о том, что высокое мастерство отечественных инженеров  -  фонтанщиков позволило восстановить сложную конструкцию всех петергофских фонтанов и перейти к рассказу о водоподводящей системе и ее особенностях.

   Жизнь, мощь и силу петергофским фонтанам и каскадам дает фонтанный водовод – замечательное создание гидротехнического искусства ХУ111 в. – первой половины Х1Х вв.

   Надо подчеркнуть, что история сооружения и совершенствования фонтанного водовода неразрывно связана с основанием и развитием всей петергофской резиденции.

   Петр1 постоянно искал источники водоснабжения. Они были обнаружены в августе 1720 г. Вблизи Ропшинской возвышенности в 22 км от Петергофа. Ключи Ропши расположены на 70-метровой высоте над уровнем моря.

   В отличие от Версаля, где соорудили дорогостоящие водовзводные (т.е. поднимающие на высоту) устройства, Петр1 решил пустить воду самотеком по каналу. Его прокладка началась в январе 1721 г. 8 августа того же года была торжественно пущена вода по Ропшинскому каналу (шириной более шести, глубиной более двух метров).

   Рассказать о строителе водовода В.Туволкове  -  первом русском инженере – гидравлике.

   Подчеркнуть, что канал по топкой болотистой местности прокладывали солдаты Норвежского, Выборгского, Псковского и Петербургского гарнизонов. Число ежедневно работающих порой превышало две тысячи человек.

   Показать, что проект русских специалистов оригинально и своеобразно решил сложную задачу водоснабжения фонтанов, в отличие от неосуществленного проекта французского инженера Леблона, ученика архитектора Ленотра – строителя Версальских фонтанов.

   Назвать имя русского инженера М.Пилсудского, с 1741 года (на протяжении 33 лет) руководившего «фонтанными работами».

   Длина всех каналов составляет 40 км. Площадь 18 прудов-водохранилищ – около 100 га с объемом более 1 миллиона 300 тысяч кубометров. Для регулирования поступающей воды построено 22 шлюза, из них 6 – двойные.

   В заключении нужно сказать о том, что техническое решение фонтанной системы, действующей по принципу сообщающихся сосудов, осталось неизменным и в наши дни. Оно позволяет обеспечить бесперебойную работу фонтанов с июня по октябрь месяц, по 6-7 часов в день.

Методические рекомендации:

Переходом к следующей по маршруту экскурсии остановке может служить фраза о том, что в оформлении фонтана «Пирамида» художественная форма создается преимущественно водой, но в Нижнем парке есть фонтаны, где вода дополняет и живописно обогащает монументальные архитектурные формы. К таким относятся «Римские фонтаны».

Ансамбль  каскада «Шахматная гора».

Тема:

Особенности планировки и художественного решения ансамбля каскада «Шахматная гора».

Содержание:

Следует отметить, что ансамбль каскада «Шахматная гора» является композиционным центром восточной части Нижнего парка. Это самая большая по размерам площадь парка. Она представляет собой нарядный, барочный зал, словно развернутый веер, раскинувшийся под открытым небом.

   Ее главным сооружением является каскад «Шахматная гора» Для его оборудования использован естественный рельеф местности. Склон, на котором расположен каскад, протянулся вдоль всей территории Нижнего парка. Его протяженность 2 км.

   Подчеркнуть, что на примере этого участка можно говорить об удивительном умении создателей парка использовать природные условия в целях достижения художественного эффекта. Этот склон использован также для создания в западной части парка каскада – «Золотая гора», в центральной – «Большого каскада».

   Рассказать об этапах строительства каскада, первоначально, с 1721 года, носившего название «Руинный».

   С 1722-1728 гг. в его создании принимают участие архитекторы Браунштейн, Земцов, Усов.

   В 1738 году каскад был декорирован тремя раскрашенными драконами, вырезанными из дерева по восковым моделям К.Оснера, что и позволило называть его «Драконова гора».

   К середине ХУ111 столетия сливные скаты были расписаны черными и белыми квадратами. Каскад получил название «Шахматная гора»

   Дать сведения о судьбе каскада в годы войны, его воссоздании при участии скульптора А.Гуржия.

   Декоративное оформление каскада  -  это пример синтеза архитектуры и фонтанного искусства. Ритм спускающихся вниз ступеней каскада подчеркивается струящейся водой и мраморными скульптурами.

   В заключении нужно сказать о том, что это редкий и необычный по декору образец крупных декоративных сооружений 1 трети ХУ111 в. Единством композиции каскад «Шахматная гора» связан с двумя одинаковыми фонтанами, получившими название Римских. Их вертикальная композиция акцентирует большую горизонтальную поверхность площади. Полноводные струи их оттеняют спокойное течение потоков воды по сливам каскада.

Следует подчеркнуть, что история Римских фонтанов неразрывно связана со строительством каскада «Шахматная гора». Она восходит к первой четверти ХУ111 столетия, но появились они лишь в 1739 году по проекту Бланка и Давыдова. Архитекторы, построившие эти фонтаны из дерева, покрытого свинцом, повторили композицию каменных фонтанов на площади перед собором Св.Петра в Риме. Это и послужило возникновению названия фонтанов «Римские»

   Далее, в 1763 году, по утвержденному проекту Ф.Растрелли, фонтаны передвинули на их нынешнее место на ось Березовой аллеи, обильно декорировав орнаментальными резными золочеными деталями. В 1800 году «Римские» фонтаны построили в граните и мраморе, заменив резные деревянные детали свинцовыми. Работы велись архитекторами Ф.Штенгелем, Т.Насоновым и Броуэром при участии фонтанного мастера Стрельникова. Через 17 лет после перестройки на панно нижних восьмигранников свинцовые маскароны уступили место бронзовым, отлитым по моделям Мартоса.

   Заканчивая рассказ о «Римских фонтанах», подчеркнуть связь ансамбля «Шахматная гора» с другими участками Нижнего парка. Показать 7 аллей, ведущих от этой площади, среди них: Монплезирскую к фонтану «Пирамида», к фонтану «Адам», к «Оранжерейному» фонтану.

Методические рекомендации:

Переходом в Оранжерейный садик может послужить замечание о том, что Петергофские паркостроители, создавая Нижний парк по образцу западноевропейских регулярных парков, опирались на традиции русского садово-паркового искусства ХУ111 столетия. Это, в частности, нашло отражение в том, что наряду с показной парадностью общего убранства, в парке создавались участки хозяйственно-практического назначения, каким и является яблоневый сад у здания Большой оранжереи.

Оранжерейный сад.

Тема:

Особенности композиционного и декоративного решения Оранжерейного сада.

Содержание:

Следует напомнить, что кроме огородных и овощных грядок, неизменно сопровождавших постройки теплиц и оранжерей в Петергофском Нижнем парке, здесь располагались места для выращивания цветочных культур, используемых затем в цветниках Нижнего парка. Оранжерейный сад служил своеобразным «выставочным» залом под открытым небом, опытной площадкой для проведения экспериментов по акклиматизации новых растений перед высадкой их в цветники. Этому способствовал и особый микроклимат Оранжерейного сада, защищенного от холодных ветров и заморозков склоном с террасой с одной стороны и зданием оранжереи с другой.

   Кроме плана Сент-Илера 1773 года, других изображений Оранжерейного сада не сохранилось, но судя по описям, это был один из самых богатых, по цветочному разнообразию, участков парка. Присутствие кадочных культур, зимой хранящихся в Оранжерее, а летом выставляемых на открытый воздух около здания, трельяжная решетка придавали законченный вид этому участку регулярного сада с утилитарными функциями.

   Подчеркнуть, что сооружение оранжереи началось в 1724-1726 гг. по проекту архитектора И.Браунштейна, отметить четкую архитектурную композицию, богатство декора, который придает зданию, использовавшемуся в ХУ111 веке в хозяйственных целях, облик нарядного паркового павильона.

   В центре Оранжерейного сада действует фонтан, украшенный скульптурной группой «Тритон». В ней запечатлена борьба Тритона с морским чудовищем: мощным усилием повелитель волн разрывает его зубастую пасть, из которой вырывается столб воды. Эта скульптурная группа – аллегория победоносной борьбы России за Балтийское море. Она была исполнена из свинца, в 1726 году, по моделям скульптора К.Растрелли, одновременно с постройкой фонтанного бассейна архитектором Т.Усовым.

   Затем следует рассказать о дальнейших этапах создания этой скульптурной группы, о судьбе ее в годы В.О. войны, послевоенном воссоздании в 1956 году по эскизам скульптора А.Гуржия.

   Южную границу Оранжерейного сада образует откос, по которому идет пандус, проложенный в 1739 году. Он служил еще одним парадным въездом в резиденцию.

   На дворцовой площади вдоль него на лафетах стояло 36 пушек для салютов. Пандус, Оранжерейный сад с фонтаном и зданием оранжереи завершают ансамблю Восточной части Нижнего парка и одновременно связывают его с центральным ансамблем, замыкая общую композицию Нижнего парка.

Методические рекомендации:

Переходом в центральную часть Нижнего парка может служить фраза о том, что каждый малый ансамбль Нижнего парка отмечен синтезом архитектуры и движущейся воды, но самое яркое выражение художественной сущности Петергофа достигнуто в центральном ансамбле, средоточии торжественно-парадных крупных форм.

Рассказ о Центральной части Нижнего парка нужно вести на аллее Большого цветника, откуда виден Большой каскад и весь фасад Большого Дворца.

Большой Дворец.

Тема:

Роль Большого Дворца в ансамбле Верхнего и Нижнего парков.

 «Раскинув крылья, как орел летящий

Горит фасад чешуйками слюды.

Над пляшущей, сверкающей, журчащей,

 Блистающей симфонией воды».

 Вс.Рождественский

Большой Дворец  -  выдающееся сооружение отечественной архитектуры ХУ111 столетия.

   Подчеркнуть, что Большой Дворец является композиционным центром петергофского ансамбля. Он связывает Верхний и Нижний парки. Расположенный в центре ансамбля, он формирует и объединяет вокруг себя стройную систему аллей, архитектурных сооружений и фонтанов.

   Дать краткую справку об истории строительства Дворца (Петровские нагорные палаты, флигель Земцова, перестройка Ф.Растрелли).

   Рассказать о Растрелли, как о создателе существующего архитектурного облика Большого Дворца, умело решившего его планировку и оформление в сочетании с особенностями ансамбля, созданного другими мастерами. На показе художественных особенностей Дворца и творческих приемов Растрелли, дать характеристику русской архитектуры ХУ111 века. Показать то новое, что отличает его от соответствующих сооружений предшествующего периода, а также напомнить о преемственности достижений и национальных традиций архитектуры ХУ111 столетия.

   Показать композиционное единство всего сооружения, основанное на четком ритме архитектурных приемов и согласованности декоративного оформления, что явилось характерным для русского зодчества ХУ111 столетия.

   Напомнить о том, что в это время получила свое дальнейшее развитие традиция яркого цветового оформления зданий (на фасаде – сочетание белого, желтого цветов и позолоты), использование в архитектуре ХУ111 в. Высоких достижений русских мастеров – умельцев: резчиков по дереву, лепщиков, литейщиков.

   Дать краткую характеристику интерьеров Большого Дворца, рассказать о судьбе Дворца в годы войны, о мероприятиях по спасению музейных ценностей, назвать организации, осуществляющие восстановление и реставрацию памятника, назвать авторов проекта воссоздания.

Методические рекомендации:

Переходом к показу Большого каскада может служить:

Продолжение темы восстановительных работ.

Фраза о том, что фонтанное, архитектурное и скульптурное убранство Нижнего парка подчинено идее прославления морского могущества России. Наиболее яркое воплощение она получила в оформлении Большого каскада.

                     

Большой каскад.

Тема:

Большой каскад Нижнего парка – выдающееся произведение фонтанного искусства ХУ111-Х1Х вв.

   Дать общие сведения о Большом каскаде, как об одном из крупнейших фонтанных сооружений мира. Занимаемая им площадь – свыше 300 кв.м, высота склона – 2 метров. Его украшают 64 фонтана, 144 водяные струи, более 240 золоченых деталей и барельефов.

   Анализируя художественный облик каскада, нужно показать его, как произведение искусства, созданного на основе синтеза нескольких видов искусств. При этом нужно исходить из следующих положений:

Синтез – это совокупность различных видов искусств, объединенных идейным и композиционным замыслом в единое целое.

Основой синтеза является архитектура, формирующая внешнее и внутреннее пространство.

   Рассказать об истории Большого каскада, которая охватывает более 2-х веков. Напомнить, что его создание связано с именем Петра1. Сохранившиеся наброски, сделанные рукой Петра1, пометки и исправления на чертежах, укзы и распоряжения свидетельствуют о том, что именно ему принадлежала идея завершить перспективу морского въезда в Петергофскую резиденцию Нагорным дворцом и Большим каскадом у его подножья.

   Строительство Большого каскада велось с 1715-1724 гг. В его сооружении принимали участие ведущие архитекторы того времени: И.Браунштейн, Ж.-Б.Леблон, Н.Микетти, М.Земцов.

   Первоначальное скульптурное убранство Большого каскада – статуи, барельефы, маскароны и другие декоративные детали – выполнялись по рисункам архитекторов Ж.-Б.Леблона и И.Браунштейна в Англии, Голландии и России.

   В Петербурге изготовлением статуйи скульптурного декора для каскада занимались К.Б.Растрелли и Ф.Вассу. К 1723 году декоративное оформление Большого каскада было завершено. Оно состояло из 16 свинцовых золоченых скульптур, ваз, барельефов и других произведений мелкой пластики.

   Подчеркнуть, что это было новым и необычным для России явлением: до ХУ111 века России почти не знала круглой скульптуры.

   Идейную значимость Большого каскада, как памятника победам России на Балтике, усилила группа «Самсон, раздирающий пасть льва», установленная в ковше каскада в 1735 году, в ознаменование 25-летия Полтавской битвы. Она была выполнена из золоченого свинца по модели К.Растрелли. Самсон – главный герой феерического торжества. Восемь дельфинов резвятся у ног побежденного Самсона, а львы, олицетворяющие части света, взирают на его подвиг.

   Далее следует отметить, что свинцовая скульптура Большого каскада к концу ХУ111 века совершенно сплавилась под воздействием воды. В 1799 году комиссия профессоров Петербургской Академии художеств, в которую входили Ф.Гордеев, И.Мартос и М. Козловский признали необходимость замены всех свинцовых статуй на бронзовые. Работы продолжались в течение 7 лет и были завершены к 1806 году.

   Из 32 бронзовых статуй 15 были оригинальными работами лучших отечественных скульпторов того времени.

   Необходимо назвать И.Прокофьева, исполнившего группу Тритонов, статуи Волхова и Акида; Ф.Щедрина, изваявшего статую Персея, Невы и две группы Сирен; И.Мартоса, исполнившего статую Актеона; Ф.Шубина – статую Пандоры; Д.Рашетта – статуи Галатеи, Юпитера, Юноны и две группы Наяд с Тритонами.

   Самую значительную скульптуру – «Самсона, разрывающего пасть льва», создал М.Козловский. Благодаря тому, что часть вновь созданной скульптуры по тематике соответствовала прежней. Большой каскад не потерял своего идейного значения, как памятник победам России в Северной войне. Изготовленные талантливыми скульпторами статуи относятся к числу высших достижений русской пластики начала Х1Х в.

   Привести примеры того, как включена тема морского триумфа (в скульптуре каскада) в мифологическую символику Большого каскада.

   Показать две фигуры, изображающие русские реки Волхов и Неву. Они помещены на полукруглых туфовых постаментах у основания уступов. Волхов представлен в виде могучего бородатого старца с веслом., Нева изображена молодой женщиной, сдавившей рукой свившуюся кольцом змею.

Эти статуи – напоминание о начатом в 1 четверти ХУ111 века строительстве Ладожского канала.

Большое место в скульптурном декоре каскада отведено теме освобождения Ижорских земель. Гимном их освобождения явились изображения подвигов. Персея. Он представлен на каскаде дважды: на барельефе и в статуе.

   Барельеф «Персей, освобождающий Андромеду от морского чудовища», по содержанию и композиции перекликается с картинами, которые помещались почти на всех триумфальных воротах петровского времени. На барельефе Персей изображен в шлеме, на коне, подлетающим с копьем в руке к фантастическому чудовищу. Статуя работы одного из крупнейших скульпторов Х1Х в. Ф.Щедрина представляет древнегреческого героя с мечом в руке, с отрубленной головой горгоны – Медузы. Рядом с Персеем на Каскаде стоит исполненная Шубиным статуя Пандоры – первой женщины, сотворенной Зевсом. Рядом с ней – сосуд, где, по преданию, были заключены все беды мира.

   Указать, что ряд скульптур и барельефов является сатирами на шведских захватчиков и Карла Х11. Так, барельеф «Нарцисс, превращающийся в цветок», вызывал ассоциацию с губительной самовлюбленностью шведского короля.

Наказание Карла XII за самонадеянность отражено и в сюжете барельефа «Диана и Актеон». Мифический охотник Актеон, превращенный Дианой в оленя и растерзанный своими собаками, сравнивался с надменным Карлом XII, убежавшим с поля боя и оставленным союзниками.

Подчеркнуть, что каждая деталь скульптурного убранства Каскада имеет определенный смысл. Так, например, зажатые в руках двух бойцов-гладиаторов змеи символизируют побежденную измену, а перевернутые факелы – окончание войны (Измененные античные скульптуры – «Боргезе»).

Необходимо напомнить конкурсантам о том, что водяной наряд Каскада полностью соответствует его пластическому декору. Струи воды, бьющие из пастей льва, дельфинов, змей, лягушек усиливают выразительность каждой скульптуры, увеличивают ее динамичность.

Скульптурой, украшающей Большой каскад, восхищались многие поэты XIX столетия. Так, А. С. Пушкин, описывая волшебные сады Черномора в поэме «Руслан и Людмила», сравнивает скульптуру Большого каскада с творениями прославленного античного ваятеля Фидия:

«Летят алмазные фонтаны

С веселым шумом к облакам;

Под ними блещут истуканы

И, мнится, живы: Фидий сам,

Питомец Феба и Паллады,

Любуясь ими, наконец,

Свой очарованный резец

Из рук бы выронил с досады…»

Дать сведения о разрушениях, причиненных Большому каскаду в 1941-1945 гг., о воссоздании архитектурного, фонтанного и скульптурного оформления Большого каскада в 1945-1956 гг.

Второй этап реставрации конструкций и гидротехнической системы Большого Каскада, возобновление туфовой декорировки и мраморной облицовки балюстрад и террас, восстановление гротов был осуществлено в 1989-1995 годах польскими мастерами по реставрации памятников старины Королевского замка на Вавеле в Кракове, совместно с российскими реставраторами.

Центральный мостик над морским каналом.

Тема:

Характеристика ансамбля центральной части парка.

Петергофские праздники.

Содержание:

Обратить внимание экскурсантов на открывающуюся панораму центральной части Нижнего парка с видом на Большой дворец, Большой каскад и море.

Сделать вывод о том, что в праздничном облике центральной части Нижнего парка, в его величавой панораме, развернутой на фоне моря, в характерном для русского зодчества первой половины XVIII века органическом слиянии архитектурного ансамбля с ландшафтом, наглядно выявлена оригинальность композиции Петергофа, подчеркивающая приморский характер петровской резиденции.

Можно процитировать слова А. Бенуа. Он написал: «Петергоф часть сравнивают с Версалем, но это по недоразумению. Совершенно особый характер придает Петергофу море. Петергоф как бы родился из пены морской, как бы вызван к жизни велением могучего морского царя… Петергоф – резиденция царя морей.  Фонтаны в Петергофе – не придаток, а главное. Они являются символическим выражением водного царства, тучей брызг того моря, которое плещется у (его) берегов…»

Дать справку о морском канале и алее фонтанов. Подчеркнуть, что строгая по оформлению, но выразительная аллея фонтанов усиливает парадный характер Нижнего парка.

Строительство канала началось в январе 1716 г. Последовал царский указ, в которой канцелярии от строений предписывалось: «В Петергофе канал от моря закопать…». К лету 1721 года канал, ковш, морская пристань были закончены. Камер-юнкер Берхгольц, побывавшей на празднике открытия Петергофской резиденции 15 августа 1723 года оставил следующую запись: «немедленно, по прибытии нашем, мы вошли в прекрасный большой канал, протекающий прямо перед дворцом. Этот канал длинною до полуверсты и так широк, что в нем могут стоять два буера император сам ввел  в него флотилию, и мы, пройдя половину канала, продолжили путь по одному из шлюзов. Все суда… выстроились по обеим сторонам канала. Когда вышли на берег, - продолжает Берхгольц,- император начал водить всех знатных гостей всюду, особенно хороши были фонтаны, изобилующие водой».

Берега парковой части канала по окончании его строительства были окружены балюстрадой, а ведущие вдоль них аллеи – трельяжными решетками. В 1723-1724 г. В нескольких нишах трельяжных оград поставили фонтаны, которые Петр I решил украсить скульптурными группами на сюжеты басен (фабол) древнегреческого поэта Эзопа. Сюжеты их толковали как моральное назидание и сатиру на врагов России.

В остальных бассейнах установили деревянные, обшитые свинцом вазы. К сожалению, деревянные скульптуры были разрушены. В настоявшее время напоминанием о нишельных водометах служит сохранившейся фонтан «Фаворитный», расположенный за Воронихинской колоннадой (в западной части Нижнего парка). Далее рассказать о судьбе аллеи фонтанов в годы войны, ее послевоенном воссоздании.

Подчеркнуть, что в начале XVIII века движение судов по каналу осуществлялось при помощи шлюза, построенного в 1723 году инженером В. Туволковым. В 1735 году с установкой в центре ковша скульптурной группы «Самсон», проход судов по каналу к дворцу прекратился. Лишь в дни празднеств в канале проходили для  иллюминации яхты.

Подчеркнуть, что неменьшую славу, чем фонтаны, принесли Петергофу знаменитые праздники. Иностранные дипломаты в своих депешах даже указывали дату и время их проведения.

Рассказать об исторических событиях, происходивших в Нижнем парке, о традиционных петровских ассамблеях, маскарадах, иллюминациях и фейерверках. Они устраивались в  XVIII – XIX  вв.  в дни, когда отмечались различные памятные даты, связанные с победой русского оружия, тезоименитствами, днями рождений и свадеб членов царской фамилии, орденскими и религиозными праздниками.

Напомнить экскурсантам о том, что царский двор обычно переезжал в Петергоф в июне месяце, и летняя жизнь придворного Петергофа была наполнена праздниками.

15 августа 1725 года  императрица Екатерина  I  торжественно принимала в Монплезире только что приехавших в Санкт – Петербурге первых членов Академии наук. В числе прибывших находились: Делиль, брат известного географа из Парижа, Гольбах из Кенинберга, известный математик Леонард Эйлер.

8 августа 1865 года император Александр принял чрезвычайное посольство США, прибывшее на военном корабле «Миантонамо» во главе с Густавом Фоксом. Аудиенция состоялась в Большом дворце, затем американские моряки осмотрели фонтаны в Нижнем парке, встретились с героем Севастополя – адмиралом Тотлебеном.

«Петергофский хронограф» фиксирует 2 июля (по ст. ст.) 1882 г. В Нижнем парке происходил фейерверк и иллюминация по случаю крещения великой княжны Ольги Александровны. Она родилась во дворце Коттедж в 7 час 30 мин. 1 июля 1882 года, о чем в 12 часов возвестил салют с военной гавани.

(Ее императорское высочество – великая княгиня Ольга Александровна была младшим и единственными «багрянородным», т.е. рожденным от царствующего императора, ребенком в семье Александра III.

В 1901 году она стала супругой принца Ольденбургского; однако, семья не сложилась. После развода ей удалось связать свою жизнь с офицером Лейб-гвардии Кирасирского полка Николаем Александровичем Куликовским.

Эмигрировав после революции 1917 года в Данию, она сумела превратить свой дом в настоящий центр русской колонии. После Второй мировой войны перебралась в Канаду, где и скончалась в 1960 году).

Рассказать, как выглядел иллюминированный парк, где вдоль аллей устанавливались узорные трельяжи, украшенные гирляндами из тысяч стеклянных шкаликов с фитилями и горючим. Шкаликами обводились контуры фасадов, окна дворцов и павильонов. Огненные линии из глиняных плошек обрисовывали берега каналов, прудов и края фонтанных бассейнов. На деревьях развешивали разноцветные фонарики. На видных местах в парке появлялись сверкающие транспаранты и царские вензеля. Через морской канал перекидывались огромные светящиеся арки.

Английский турист, побывавший в XIX веке на одном из таких праздников, написал: «Для описания его надобно обмакнуть перо в море радуги. Это сказочный Багдад тысячи и одной ночи или более сказочный Вавилон Семирамиды».

Методические рекомендации:

Сведения о великой княгини Ольги Александровне носят информативный характер. В рассказе их можно опустить.

Предваряя знакомство экскурсантов с западной частью Нижнего парка, следует сообщить, что в отличии от центральной, западная часть, создававшаяся, как царское царское поместье, овеяно атмосферой покоя и тихого уединения. Ансамбль западной части парка отличается рассредоточенностью немногих, камерных по характеру зданий и обширностью прудов.

Далее нужно сделать вывод о том, что наличие в Нижнем парке самостоятельных ансамблей создает богатую смену впечатлений.

Основой же художественного единства всего дворцово-паркового комплекса является регулярная планировка, для которой характерен принцип симметрии, продиктовавший создание фонтана «Ева», аналогично фонтану «Адам».

Эрмитаж.

Тема:

Эрмитаж - уникальный историко-художественный памятник первой половины XVIII века.

Содержание:

Начиная рассказ, следует обратить внимание на местоположение Эрмитажа и его художественный облик. Напомнить, что Эрмитаж, подобно Монплезиру, стоит на самом берегу моря и занимает западную радиальную аллею, идущую от Большого дворца.

Здание окружено глубоким и широким рвом, стенки которого выложены из кирпича. Ров наполняется водой, а в 1 половине XVIII века через него был перекинут разводной мост, что еще больше усиливало уединенный характер павильона и вполне соответствовало его названию: Эрмитаж, в переводе с французского, обозначает «хижина отшельника», «место уединения».

Подчеркнуть, что Эрмитажи  были характерной принадлежностью французских регулярных парков XVIII века и предназначались для времяпровождения хозяина в тесном дружеском кругу. Петергофский Эрмитаж послужил образцом для последующих Российских Эрмитажей, устроенных в XVIII веке в Петербурге и под Москвой.

Архитектура Петергофского Эрмитажа привлекает изяществом пропорций и тонкостью декоративной отделки. Рустованные фасады его прорезаны широкими оконными проемами, застекленные в мелкую клетку, Пилястры коринфского ордена придают дворцу легкость и стройность.

Рассказывая об истории строительства Эрмитажа, следует указать, что началу строительства предшествовали два личных указа Петра I от 2 и 16 января 1716 года. Они гласили: «В Петергофе будущее лето сделать другой Монплезир и палаты в  скором времени». Назвать архитектора, по проекту которого велись строительные работы. Подчеркнуть, что особое своеобразие получил павильон после указа Петра I от 16 февраля, который предписывал создание подъемного креста и стола с подъемным устройством.

Охарактеризовать интерьеры дворца. Заметить, что центральное место в художественном убранстве Эрмитажа занимает живописная коллекция западноевропейских мастеров, насчитывающая 124 плотна, размещенная в Парадном зале. Основу ее положили картины, закупленные Петром I.

Парадный зал дворца Эрмитаж стал свидетелем интересного исторического события. Летом 1763 года в этом зале тогда еще мало известный Д. И. Фонвизин читал Екатерине II свою комедию «Бригадир», где она и получила путевку на императорскую сцену.

Необходимо сказать о том, что, несмотря на тяжелый урон, нанесенный войной, павильон Эрмитаж был первым из восстановленных Петергофских музеев. В 1955 году он принял послевоенных посетителей.

Следует заметить, что в 1970-1972 гг. были проведены большие и сложные работы по восстановлению стилобата и рва. При этом обнаружили большие сваи из сосны, забитые в петровское время, и чугунные плиты, которыми в XVIII веке был выложен настил стилобата. На очереди восстановления механизма подъемного стола и скульптуры на северном и южном фасадах здания, что позволит окончательно вернуть Эрмитажу прежний облик.

Методические пособия:

Композиционно павильон связан с Эрмитажным и Львиным каскадом, который появился на широкой аллее, проложенного от южного фасада дворца Эрмитаж.

Львиный каскад.

Тема:

Формирование художественного облика каскада. Проблемы реставрации.

 

Содержание:

В связи с тем, что Львиный каскад был сильно разрушен в годы войны и является до сих пор единственным невозрожденным памятником фонтанного искусства, рассказ его можно начать с и истории строительства. Следует напомнить, что расположен он на том участке, где Петр I предполагал устроить фонтан «Тритон», а на склоне перед ним «Моисееву каскаду». Но проект этот не был осуществлен.

В 1800 году архитектор А. Н. Воронихин предложил проект Эрмитажного каскада. О его облике дают представления сохранившиеся чертежи и рисунки того времени.

Каскад представлял собой сооружение из двух невысоких каменных стен, служивших постаментом для 8 ваз, из которых поднимались невысокие струи воды. Со стороны, обращенной к Эрмитажу, стенки соединялись двумя полукружными уступами, по которым вода ниспадала в бассейн. Справа и слева от каскада стояли бронзовые львы, отлитые по модели Прокофьева.

Полвека спустя из-за сильного разрушения пудостского камня каскад был разобран и на его месте по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера создали новый, за которым укрепилось название «Львиный». Повторив  в граните старую композицию в бассейне Штакеншнейдер акцентировал его колоннадой из 14 колонн сердобольского гранита ионического ордера. В интервалах между колоннами из мраморных чаш били одноструйные фонтаны, вода из которых наливалась через маскароны в бассейн. Бассейн был укреплен статуей Ф. Толстого «Нимфа Аганиппа», льющей воду из кувшина, а у крыльев колоннады стояли львы, из пастей которых теперь извергалась вода.

Следует отметить, что от интереснейшего фонтанного сооружения середины XIX столетия после войны остались бассейн и часть колоннады, статуя нимфы и львы были утрачены.

В настоящее время разработан проект его восстановления.

Примером полного возрождения всех компонентов регулярной планировки Нижнего парка является Марлинский участок.

Методические указания:

Для знакомства с Марлинским участком Нижнего парка предусмотрено 4 остановки:

На Марлинской аллеи у Большого пруда.

Каскад «Золотая гора».

Дворец Марли.

Земляной вал (Сад Венеры).

Марли.

Тема:

Восстановление Марлинского участка – пример комплексной реставрации регулярного парка XVIII века.

Архитектурно-художественное решение Марлинского участка.

Содержание:

Необходимо подчеркнуть, что Нижний парк – один из немногих регулярных парков, сохранившихся в России. По генеральному плану здесь будут восстановлены все сооружения, цветники, лабиринты, все художественные элементы, украшавшие его в XVIII – XIX вв. Осуществлением этого плана явилось открытие в 1980 году полностью обновленного Марлинского участка. При разработке проекта восстановления в качестве основополагающих материалов были использованы проекты Н. Микетти, аксонометрические планы Сент-Илера, планы Неелова и Баженова.

Сделать вывод о том, что проекты восстановления утраченных во 2 половине XVIII века малых форм и отдельных архитектурно-декоративных элементов и деталей Марлинского ансамбля разрабатывались на основе изучения первоначальных авторских проектов, фиксированных чертежей, аналогий.

На участке была проведена полная замена старых деревьев на молодые, обновлены партеры и дорожки, отреставрированы стены бассейнов и водоемов, каскад, фонтаны, подпорная стена, секторальные пруды.

В настоящее время Марлинский участок – один и немногих уголков Нижнего сада, передающего характер регулярных парковых композиций периода их расцвета в русском садовом искусстве 1 половины XVIII ст.

Каскад «Золотая гора».

Содержание:

Напомнить экскурсантам о том, что для создания каскада «Золотая гора» использован естественный склон, тянущийся вдоль всей территории Нижнего парка. У естественного склона расположен сад декорированный Марлинским каскадом и связанный с ним ансамблем из 6-ти фонтанов. Граница сада отмечена 4-мя небольшими фонтанами – «Тритоны колокола».

Подчеркнуть, что замысел устройства 4-х одинаковых фонтанов принадлежит Петру I. Рассказать об истории их создания. Напомнить, что скульптуры, украшающие фонтан, утраченные в годы В.О. войны, были заменены в 1954 году по фотографиям скульптором А. Гуржием.

Миниатюрные, тихо плещущие «Тритоны», с прозрачными водяными колоколами контрастируют с двумя мощными Менажерными фонтанами.

Художественный эффект достигается только силой, высотой и толщиной пенящегося столба, который вздымается посреди бассейна диаметром 25 м.

Возможно, под впечатлением этих фонтанов Тютчев написал поэтические строки:

«Смотри, как облаком живым

Фонтан сияющий клубится,

Как пламенеет, как дробится

Его над солнцем влажный дым…»

Подчеркнуть, что техническая основа этого эффекта – в конструкции насадки выводного отверстия фонтанной трубы Петр I сам сделал ее чертеж, и стой поры принцип действия Менажерных фонтанов остается неизменным. В трубу вложен конус, и вода, проходя между ним и стенкой трубы, образуя столб диаметром 30 см, полый внутри. Это создает впечатление небывалой мощности при небольшом расходе воды. В связи с этим фонтаны получили название «Менажерные», что значит «экономные» (от фр. Слова «menager» - экономить). В XVIII веке вершина струй поднимали золоченые медные шары – «яблоки», при включении фонтанов опускавшиеся в медну сетку.

Назвать автора проекта Менажерных фонтанов – архитектора Микетти, время их постройки, дать сведения о судьбе сооружений в годы войны, их восстановлении.

Менажерные фонтаны и две монументальные мраморные статуи итальянской работы начала XVIII века – «Земля» и «Воздух» - оформляют подход к Марлинскому каскаду «Золотая гора». Это одно из самых совершенных декоративных сооружений 1 трети XVIII столетия.

Упомянуть о том, что история Марлинского каскада восходит к 1721 году, когда Петр I приказал соорудить в западной части Нижнего парка такой же каскад, какой он видел в Марли. Проект каскада создал Микетти, притворивший в жизнь идею французского сооружения в условиях Петергофского рельефа.

Рассказать об этапах создания Марлинского каскада, об участии в его строительстве скульптора Б. К. Растрелли, архитектора М. Земцова, отметить, что именно в период его работы каскад получает название «Золотая гора». Напомнить экскурсантам, как складывается пластический декор каскада, включающий 16 статуй и три маскарона. Подчеркнуть, что в скульптурном убранстве каскада преобладают копии 60-х годов XIX века с древнегреческих и древнеримских оригиналов, но 6 фигур принадлежат резцу выдающихся венецианских скульпторов начала XVIII века: А. Тарсия, П. Баратта и Д. Зорзони.

«Андромеда» Баратта, «Нептун» и «Нимфа» Тарсия относятся к числу шедевров итальянской садово-парковой декоративной скульптуры начала XVIII века.

Марлинский ансамбль представляет собой систему садов и баскетов, каждый из которых имеет художественную самостоятельность. Архитектурной доминантой является дворец Марли. Название западной части Нижнего парка, дворца и каскада восходят к наименованию резиденции французского короля Людовика XIV – Марли ле Руа, находившейся в 25 км от Парижа, на реке Сене.

Во время посещения Франции в 1717 году Петр I несколько дней провел в Марли, сделал зарисовки фонтанных сооружений, но прежде всего он стремился не копировать, а взять главное – идею, принцип решения.

Следует заметить, что Петергофский Марли является самостоятельным художественных произведением. Его связь с прототипом лишь в одинаковости названия и перекличке композиционных элементов.

Дворец Марли.

Начиная рассказ о дворце Марли, необходимо подчеркнуть, что здание дворцовое расположено почти у самой западной границы Нижнего парка, на перемычке между Секторальными прудами и Большим Марлинским прудом. Эти пруды – своеобразный водяной сад.

Обойдя фасад дворца с западной стороны, можно увидеть 4 секторальных пруда. Рассказать об их назначении в XVIII – XIX вв., о том, что они являлись гигантским аквариумом под открытым небом, где содержали рыбу доля царского стола , выловленную в Балтийском море.

Уже в 1724 году Петр I распорядился в «малые пруды насадить рыбы, а именно: плотвы, окуней, язей и сделать колокольчик и подвесить у палат и приучить ее звоном есть хлеб». С тех пор почти 200 лет соблюдалась эта традиция. Рыба шла «для жора», привлеченная звуками медного колокола.

Следует обратить внимание экскурсантов на предельно сдержанную обработку фасадов, где выделяются только балконы со скульптурными кронштейнами и железными узорами решеток, в черных изгибах которых мерцают золотые завитки. Подчеркнуть, что Марли является самым скромным из всех пригородных Петергофских дворцов Нижнего парка.

Напомнить об истории строительства, начать с архитектора, по проекту которого велись работы, мастеров-краснодеревцев, лепщиков, скульпторов, создавших архитектурно-декоративную отделку интерьеров.

Дать сведения о том, что интересная страница в биографии Марли была вписана в 1899 году, когда архитектор А. Семенов со скрупулезностью реставратора обмерил и снял все подлинные детали отделки, разобрал здание до фундамента и вновь возвел его на прочном бетонном основании с такой точностью, что здание не отличалось от первоначального.

В годы В. О. войны от обстрелов и взрыва мины замедленного действия дворец Марли получил тяжелые повреждения. В 1955 году по проекту архитектора Е. В. Казанского были восстановлены фасады дворца, а в 1982 году дворец-музей Марли принял первых послевоенных посетителей.

Указать на то, что так же как и дворец Монплезир, расположенный в восточной части Нижнего парка, Марли является своеобразным мемориалом, связанным с именем Петра I. Назвать интерьеры дворца, где издавна хранились книги, мебель, посуда и личные вещи Петра I.

В дворцовых комнатах вновь заняла свои места спасенная коллекция живописных полотен западноевропейских мастеров. Сохранившиеся и вновь приобретенные подлинные предметы бытовой обстановки XVIII века вернули комнатам стиль и дух своего времени.

Сад Венеры. Земляной вал.

Методические указания:

Последняя заключительная остановка по маршруту – центральная площадка подпольного земляного вала, откуда взору экскурсантов с одной стороны откроется панорама Финского залива, а с другой стороны прямоугольный Большой пруд, каскад «Золотая гора», дворец Марли.

Дать сведения о времени постройки земляного вала и создании сада Венеры. Отметить, что входящий в ансамбль фруктовый сад Венеры был распланирован в 1721-1724 годах. От моря и холодных ветров его защищает земляной вал (земля для него взята из котлованов Марлинских прудов) и примыкающая к нему подпорная каменная стена, протянувшаяся на четверть километра, высотой 3 м. Контрфорсами она разделена на 76 полуциркульных ниш.

Заменить, что подпорная стена – один из оригинальнейших декоративных элементов Петергофского ансамбля.

Прямоугольный в плане, вытянутый вдоль стены и пруда, сад Венеры разделен продольной аллеей пополам, а поперечными дорожками – на 6 частей.

В XVIII веке в восточной части сада Венеры находился большой трельяжный павильон, а в западной, у самой стены – голубятня, подчеркивающая утилитарный характер этого участка. Неподалеку при дворце Марли было размещено приусадебное хозяйство – ананасные и персиковые теплицы.

Рассказать о судьбе участка в годы В. О. войны, о его восстановлении в 1980 году по проекту архитекторов, садоводов В. С. Банигс, К. Д. Агапова, Э. В. Гарагашьян, М. Н. Микишатьева и др.

Сделать вывод о том, что в Петергофе общеевропейский регулярный стиль приобрел особые черты. В нем нашли отражение и творческое преломление черты старых русских садов допетровского периода и новые достижения европейского ландшафтного искусства.

Методические указания:

При рассказе о дворце Марли можно упомянуть о том, что с 10-х годов XIX века, в казарме, построенной во дворце Марли, жил А. Бестужев, известный русский писатель, смелый публицист, взявший литературный псевдоним Марлинский (А. Бестужев – Марлинский, член тайного «Северного общества», вместе с Рылеевым издавал журнал «Полярная звезда». В день восстания декабристов он первый вывел на Сенатскую площадь Московский полк).

Заключение

В заключение экскурсии можно привести слова академика Д. С. Лихачева: «Садово-парковое искусство выражает некоторую философию, эстетическое выражение человека о мире, отношение его к природе, в этом заключается его непреходящая ценность для современников и грядущих поколений».

Исторические парки, к каким относится Нижний Петергофский парк, являются важнейшими средствами сохранения редких видов флоры, вместе с тем, они отвечают органической потребности людей в общении с природой. Столетиями накапливался опыт устройства садов и парков.

Регулярный нижний парк Петергофа представляет ценность не только как произведение ландшафтной архитектуры, но и как источник богатейшей информации для использования в теории и практике. Такие приемы, как планировка, сочетание различных пород деревьев и кустарников, их подстрижка, устройство цветников, включение водоемов, скульптуры и фонтанов в природный ландшафт Нижнего парка и многие другие, прочно вошли в арсенал творческих средств современных ландшафтных архитекторов и градостроителей.

Подчеркнуть, что Нижний парк, как и другие сады и зеленые зоны пригородов Петербурга, выполняет различные функции в жизни общества – охрану здоровья, отдых, познание, воспитание, удовлетворение потребности в общении с природой. Этим и определяется в значительной мере роль и место Нижнего парка в сохранении и улучшении природной среды.

Список Литературы

  1. С. О. Дндросов. Итальянская скульптура в собрании Петра Великого. СПб, 1999.
  2. Е. Анисимова. Женщины на российском престоле. СПб, 1999.
  3. В. Е. Ардикуца. Петродворец. Парки. Фонтаны. Дворцы. Лениздат, 1968.
  4. А. Н. Бенуа. Петергоф в XVIII веке. Художественные сокровища России. 1902, 7-8
  5. В. Г. Власов. Архитектура петровского барокко. СПб, белое н Черное, 1996.
  6. А. Гейрот. Описание Петергофа (1701-1863), СПБ, репринт, 1868.
  7. Т. Б. Дубяго. Русские регулярные сады и парки.
  8. В. О. Ключевский. Петр Великий. Его наружность, привычки, образ жизни и мыслей, характер. В кн.: В. О. Ключевский. Исторические портреты. М., Правда, 1990.
  9. Э.В. Кузнецова, М.М. Антокольский. Жизнь и творчество. М., Искусство, 1989.
  10. В. Я. Курбатов. Сады и парки. СПб, 1916.
  11. Д. С. Лихачев. Поэзия садов. СПб, Наука, 1991.
  12. Ю. Овсянников. Франческо Бартоломео Растрелли. Л., Искусство, 1982.
  13. Петр Великий. Воспоминания. Дневниковые записи. Анекдоты. СПб, 1993.
  14. М. Пыляев. Забытое прошлое окрестностей Петербурга. СПб, Лига, 1993.
  15. В.А.Гущин. История Петергофа и его жителей. Изд-во «Общество возрождения Петергофа», 1997.
  16. В.А.Гущин. Царицын остров. Изд-во «Общество возрождения Петергофа», 1997
  17. А. Г. Раскин. Душа Петергофа. СПб, Лениздат, 1999.
  18. А. Г. Раскин. Петродворец. Дворцы-музеи, парки, фонтаны, Лениздат, 1988.
  19. В. Ф. Шилков. Архитекторы – иностранцы при Петре I. В кн. История русского искусства. Под общей ред. Акад. И.Э. Грабаря, т. V, М., 1960
  20. Юные за возрождение Петергофа: сборник работ победителей краеведческих чтений 2009-2012 гг. Выпуск 4 – Петергоф, 2012.
  21. Петергоф.  Столица фонтанов. Изд-во: Фома Год, 2013

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Экскурсия по городу

Конспект экскурсии по одной из улиц города...

Методическая разработка: ЭКСКУРСИЯ В ПРИРОДУ "Наблюдение за весенними цветами мать-и-мачеха"

Познакомить детей с первоцветом - мать-и-мачехой, особенностями его строения, средой обитания, условиями роста....

Методическая разработка экскурсии в природу младших школьников «Природа и эстетические радости человека зимой»

Адресность: данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования эколого – биологической направленности....

«Французский след» на улицах Нижнего» Методическая разработка экскурсии по Нижнему Новгороду

Цель нашей экскурсии –повысить интерес к истории Нижнего Новгорода и к истории нашей страны не только учеников гимназии но и французских гимназистов и туристов .Актуальность этой тематики в том.что на...

Методическая разработка по теме «Нижняя прямая подача» Раздел учебной программы: «Спортивные игры. Волейбол»

Задачи:1. Совершенствование техники приема и передачи мяча снизу двумя руками.2. Обучение технике нижней прямой подачи.3. Развитие двигательных качеств: координации, ловкости, скоростно-силовых, гибко...

методическая разработка урока "Обучение нижней прямой подаче в волейболе" 6 класс

методическая разработка урока по физической культуре...

Методическая копилка. Методическая разработка экскурсии в осенний парк.

Вашему вниманию представляю свою методическую копилку....