«Французский след» на улицах Нижнего» Методическая разработка экскурсии по Нижнему Новгороду
методическая разработка на тему

Цель нашей экскурсии –повысить интерес к истории Нижнего Новгорода и к истории нашей страны не только учеников гимназии но и французских гимназистов и туристов .

Актуальность этой тематики в том.что наш город готовится к чемпионату мира по футболу 2018 года  а также к юбилею города в 2021 году.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fr_sled_metod.docx42.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 53»

Музей Боевой славы 1-ой воздушной армии гимназии № 53

«Французский след» на улицах Нижнего»

Методическая разработка экскурсии по Нижнему Новгороду

Автор-составитель: Горбачёва Елена Михайловна, учитель истории; Муравьева Мария, ученица 9 «б» класса

Экскурсовод: Муравьева Мария, ученица 9 «б» класса

Н. Новгород

2017 г

 

 Цель нашей экскурсии –повысить интерес к истории Нижнего Новгорода и к истории нашей страны не только учеников гимназии но и французских гимназистов и туристов . Экскурсия разработана на русском и французском языках и размещена на сайте, который разработан совместно с обществом «Альянс-Франсез» в ходе реализации  проекта 9-х классов нашей гимназии. Актуальность этой тематики в том.что наш город готовится к чемпионату мира по футболу 2018 года  а также к юбилею города в 2021 году.

Задачи экскурсии:

  • образовательные: обратить внимание на интересные страницы истории нашего города, связанные с историей Франции, а также повысить мотивацию к изучению французского языка и культуры Франции.
  • воспитательные: формировать у экскурсантов понимание необходимости уважения и бережного отношения к историческому наследию.
  • развивающие: развивать у экскурсантов умение работать с различными источниками информации (текст, фотографии, памятники архитектуры и др.) для получения субъективно новых знаний о прошлом.

«Маршрут»[1] экскурсии построен по тематико-хронологическому принципу, т.к. сама экскурсия носит во многом обзорный характер.

К основным объектам экскурсии относятся, в первую очередь, дома и памятники Нижнего Новгорода,  а также иллюстрации, портреты и фотографии города 19 века, которые демонстрируются в ходе экскурсии или материалы, представленные в электронной презентации, выполненной в среде Microsoft Office Power Point, В экскурсии предусмотрено органическое сочетание методических приёмов показа и рассказа. В соответствии с этим определяется и техника проведения экскурсии: чередуются периоды показа объектов на улицах города  с показами объектов на иллюстрациях и фотографиях.  Представлен полный вариант экскурсии. Вариант рассчитан на учеников с 4 по 11 класс.

Во время экскурсии не включено время следования от объекта до объекта.

Ход экскурсии представлен в следующей ниже таблице.

Ход экскурсии.

Объект показа

Деятельность экскурсовода

Деятельность экскурсантов

Время

Кремль, площадь Минина, «Дворец труда»

Здравствуйте!

Нижний Новгород – один из самых ярких и завораживающих городов России. Мы, нижегородцы, по праву гордимся своим городом.  Меня зовут Муравьева Мария, я учусь в гимназии с углубленным изучением французского языка и знаю, что наши французские друзья тоже восхищаются Нижним.  

Удивительно, но в нашем городе немало мест, связанных с французской историей и культурой! И сегодня я предлагаю вам посмотреть на Нижний Новгород глазами французов, и даже самим совершить путешествие в 19 век.

Известна ли вам фраза: «Увидеть Париж и умереть»? Уверена, что, каждый из вас слышал это высказывание. Но знаете ли вы, что то же самое сказали о нашем городе? В 1861 году здесь побывал французский писатель Теофиль Готье. Тогда он написал в свое книге «Путешествие в Россию»:

«А разве можно жить, не повидав Нижнего Новгорода?».

Известно, что одним из первых мест, которое посетил Т. Г.,  была Благовещенская площадь. С нее-то я и начну свой рассказ.

Сейчас мы находимся на площади Минина и Пожарского. А как вы думаете, как отсюда можно попасть на Благовещенскую площадь? (Действительно, мы уже на месте, ведь «Благовещенская» – это старое название площади). Давайте посмотрим на это место  глазами уже известного нам французского писателя.

«Нижний Новгород стоит на возвышенности, которая создает впечатление настоящей горы. Откос крутыми склонами спускается к украшенной зеленью набережной, резкие зигзаги неровностей почвы повторяют кирпичные стены укреплений».

О каких же кирпичных стенах писал Готье? (Вы правы, – это наш Кремль). В описании далее:

«Посередине Кремля возвышается большая квадратная башня. Что это за башня? (Правильно, Дмитриевская). И луковицеобразные купола с золотыми крестами виднеются поверх стен, свидетельствуя о наличии церкви в крепости. Видите ли вы эти купола? Как вы думаете почему? (Спасо-Преображенский собор, о котором говорит Готье, был снесен в 1918 году).

…Мой возница остановился перед постоялым двором, составлявшим угол площади со стороны Кремля.  Я предлагаю вам оглядеться и определить,  где был этот постоялый двор. Вы видите «Дворец труда», но двора тут нет. Оказывается, в 1854 году П.Е.Бугровым здесь был выстроен 3-х этажный каменный доходный дом, в котором и мог быть постоялый двор.

А дальше Готье пишет, что на площадь приходили водоносы и набирали воду «маленькими ведрами, насаженными на длинную палку». Как вы думаете, где они могли набирать воду? (Верно, из фонтана, который находился ранее на месте памятника Козьме Минину). Вы видите, что площадь сильно изменилась. Она  стала шире, приобретя трапециевидную форму.

 Ну, что ж, с Готье мы еще встретимся, когда будем говорить о Нижегородской ярмарке. А сейчас давайте пройдем в самое сердце нашего города, в Кремль.

Слушают экскурсовода, рассматривают Кремль, площадь Минина, «Дворец труда», фотографии 19 века; отвечают на вопросы экскурсовода

5 мин

Кремль. Губерна

торский дом. Дюма

Пройдя через Пороховую башню, мы оказались внутри стен Нижегородского кремля. Перед вами находится Губернаторский дом, ныне известный как Художественный музей.

Что же такого примечательного в этом здании, и как оно связано с Францией?

Это запутанная романтическая история началась в 20-х годах 19 века, когда известный мастер-фехтовальщик Огюстен Гризье в Петербурге давал уроки знатным русским дворянам, в том числе и будущему декабристу Ивану  Анненкову. После восстания 1825 года Анненкова сослали в Сибирь, а его молодая жена, кстати, француженка Полина Гебль уехала за ним в ссылку в далекую и страшную Сибирь.  Гризье описал этот случай в своей рукописи, а потом передал ее знаменитому французскому писателю Александру Дюма. Кстати, какие его произведения вы знаете? Дюма был поражен этой историей и потому написал роман «Учитель фехтования».

Очевидно, что книга о заговорщиках не понравилась императору Николаю I и была запрещена. Лишь в 1858 Дюма году совершил путешествие по России, посетив наш город.

В Нижнем Новгороде происходит важная для писателя встреча с четой Анненковых. Когда-то он назвал их Алексей и Луиза и придумал для них графский титул.

Сцена встречи описана в его книге «Из Парижа в Астрахань»:

«…Ровно в десять мы были во дворце губернатора. Едва я занял место, как дверь отворилась, и объявили:

― Граф и графиня Анненковы.

Два этих имени заставили меня вздрогнуть и вызвали у меня смутные воспоминания.

Я вскрикнул от неожиданности и оказался в руках мужа и жены. Это были те самые Иван и Полин, о приключениях которых рассказал мне Гризье …»

Слушают экскурсовода, рассматривают до губернатора и фотографии иллюстрации 19 века Отвечают на вопросы

3 мин

«Обелиск, Кремль.»

А сейчас от дома губернатора я предлагаю вам пройти и полюбоваться великолепным видом с откоса Кремля.

Даже мы, привыкшие к этому виду, не перестаем  наслаждаться им. Верно? Неудивительно, что и французы не смогли остаться равнодушными. Вот как описывал этот вид французский писатель и путешественник маркиз Астольф де Кюстин в книге «Россия в 1839 году»:

«Кремль стоит на горе, которая гораздо выше, чем холм московского Кремля. По гребню вьются белые стены над покрытыми зеленью дерев крутыми склонами, а еще выше горят золотые главы. В некоторых местах стены Кремля положительно вырастают из отвесных скал. Место это просится на картину по естественной красоте ландшафта».

И  Кюстин, и Дюма уже могли видеть вот этот обелиск. Чему он посвящен? (Правильно, героям народного ополчения 1612 года). Тогда Россия пережила Смутное время: прервалась царская династия, шла польско-шведская интервенция, Москва была оккупирована поляками. В это время земский староста Нижнего Новгорода Козьма Минин начинает сбор средств на народное ополчение. Именно это ополчение и освободит Москву и сохранит независимость России.

  Обелиск стоит здесь с 1828 года. Он спроектирован архитектором А. И. Мельниковым, а вот  барельефы созданы по эскизам скульптора  И. П. Мартоса. А кто из вас знает, какой памятник, посвященный народному ополчению, проектировался для Нижнего Новгорода, но находится в Москве? (Да, это памятник Минину и Пожарскому).  Первоначально он действительно создавался для нашего города, и эта несправедливость была исправлена спустя почти двести лет. 4 ноября 2005 г. состоялось торжественное открытие копии памятника на новой площади Народного единства. Давайте спустимся и рассмотрим этот памятник, а я расскажу вам, каким образом он  связан с Францией.

Слушают экскурсовода, рассматривают вид и обелиск. Отвечают на вопросы

2 мин

памятник Минину и Пожарскому

Создатель знаменитого монумента, скульптор Иван Петрович Мартос, родился в 1754 году в Украине в семье обедневшего помещика. В десять лет Ивана отправили в Петербургскую академию художеств. Где же здесь связь с  Францией, спросите вы. Все дело в том, что учился Мартос в классе орнаментальной скульптуры у французского скульптора Луи Роллана, а  затем у  Николя Жилле, педагога, воспитавшего крупнейших русских ваятелей. В 1808 году уже опытный скульптор  побеждает в конкурсе на лучший проект памятника Минину и Пожарскому, и в 1818 году монумент устанавливают на Красной площади в Москве. Хочу привлечь ваше внимание к барельефам памятника. С лицевой стороны представлены граждане Нижнего Новгорода, приносящие пожертвования на сбор ополчения. Обратите внимание на левую часть  композиции. Здесь Мартос запечатлел самого себя в образе отца, отдающего на службу своих сыновей. Его сыновья действительно участвовали в войне, а один из них погиб от рук наполеоновских солдат.

С обратной стороны изображено изгнание поляков из России. Снизу надпись: «Гражданину Минину и Князю Пожарскому, Благодарная Россия».

Я прошу вас занять свои места в автобусе. Мы отправимся на набережную Федоровского, откуда открывается чудесный вид на нижнюю часть города.

Слушают экскурсовода, рассматривают барельеф, отвечают на вопросы

2 мин

«Набережная Федоровс

кого. Памятник Жюлю Верну»

Мы подъехали к очень необычному памятнику. Посмотрите, перед нами корзина воздушного шара,  который уже приподнимается над землей. А внутри находится писатель, держащий в руках подзорную трубу.

Я думаю, вы догадались, кому посвящен этот памятник? (Да, это действительно Жюль Верн). Какие его книги вы знаете? Это шестой  в мире, но первый в России памятник Жюлю Верну. Его скульптор – житель Казани Фаниль Валиуллин объездил все города, в которых установлены монументы, чтобы создать неповторимую скульптуру. Знаете ли вы, как писатель связан с нашим городом? (Давайте в этом разберемся).

Подойдите к откосу и посмотрите, куда направлен взгляд путешественника? (На Стрелку). Все это не случайно. Действие одного из романов Жюля Верна «Михаил Строгов: курьер царя» происходит в Нижнем Новгороде, а именно на Ярмарке. Удивительно, но писатель никогда не был в России.  И это при том, что сюжеты 9 его романов либо разворачиваются на территории нашей страны, либо среди героев присутствуют русские.

В романе «Михаил Строгов» он описал нашествие среднеазиатских народов на Россию с помощью  своей фантазии. А затем, состоя в переписке с И. С. Тургеневым, Жюль Верн смог скорректировать детали. Но не все. Послушайте, как он описывает ярмарку конца 19 века, и попробуйте найти исторические неточности в его рассказе.  

«…Перейдя понтонный мост, соединяющий город с левым берегом Волги, он очутился недалеко от того места, где ночью встретился с цыганами.

Тут начинаются ярмарочные постройки, состоящие из деревянных зданий, разделенных широкими изгородями. Каждый род торговли занимал отдельный квартал. Среди лавок толпилась масса народу, осматривая, выбирая, прицениваясь к разнообразным товарам. Строгов стал прислушиваться, когда полицмейстер вдруг показался на подъезде губернаторского дома с какой-то бумагой в руке…» Итак, что в этом отрывке вам показалось неправильным? (Мост, соединял город с левым берегом Оки, но не Волги; Губернаторский дом находился в кремле, а не на Ярмарке!)

Тем не менее, фантазия помогла Жюлю Верну предсказать открытия, которые произойдут в России:  строительство Транссибирской магистрали, освоение просторов  Северного Ледовитого океана. Кстати, на церемонии открытия памятника в 2015г. присутствовали  и учащиеся нашей гимназии.

Я прошу вас занять свои места в автобусе. Мы едем на Стрелку. О знаменитой ярмарке мой следующий рассказ.

Слушают экскурсовода, рассматривают памятник отвечают на вопросы

2 мин

«Ярмарка. Готье. Де Кюстин»

  

И вот мы подъехали к Главному ярмарочному дому, который был построен по проекту Августина де Бетанкура, потомка французского мореплавателя.

Попрошу вас выйти из автобуса, на набережной  я и продолжу свой рассказ.

Я уже называла вам имя  маркиза Астольфа де Кюстина. Французский аристократ приехал сюда для того, чтобы найти доказательства в пользу монархии, но так их и не нашел. Посетив Россию, маркиз написал книгу «Россия в 1839 году».

Глава, посвященная Нижнему Новгороду, начинается так:

«Перед вами не низкие холмы, но настоящая гора, образующая могучий мыс при слиянии Волги и Оки. Обе эти реки одинаково величественны. На этой-то горе выстроен Нижний Новгород, а у подножия происходит величайшая в мире ярмарка. Торговля богатейших частей света назначает себе свидание в тесном треугольнике между Окой и Волгой». 

Давайте теперь переместимся на ярмарочную площадь.

Центральной частью ярмарки в то время был сооруженный Бетанкуром гостиный двор, состоящий из 60 отдельных корпусов. А вот как Кюстин писал о месте, где мы сейчас находимся:

«Почва, на которую свозится огромное количество товаров со всех концов земли, едва-едва выступает из воды. Поэтому на берегах Волги и Оки видны только бесконечные склады и амбары»

Вторит Кюстину через 20 лет уже известный вам Теофиль Готье:

«Ярмарка в Нижнем — это целый город. Ее длинные улицы скрещиваются под прямым углом и выходят на площади, центр которых занимают фонтаны».

А вот такой он видит ярмарочную толпу: «Эти кафтаны, тулупы, шнурки, завязанные крест-накрест, лапти, эти лица с желтыми бородами, худые лошаденки... могли бы живо заинтересовать художника».

Искусственный полуостров венчал величественный пятиглавый Спасский (Староярмарочный) собор. Сейчас я предлагаю пройти к нему. Это завершающий пункт нашего путешествия.

Слушают экскурсовода, отвечают на вопросы

2 мин

«Спасский староярмарочный собор. Монферран»

Перед вашими глазами бесценное творение архитектора Огюста Монферрана. Давайте на время окунемся в историю этого памятника архитектуры.

Его создатель в 1814 преподнес Александру I выполненный собственноручно «Альбом архитектурных проектов». Альбом понравился императору. И в 1816 г. Монферран получил официальное приглашение приехать в Санкт-Петербург. Более 40 лет, до самой смерти, он жил и работал в России.

В 1818 году под руководством архитектора  начали строить  Спасский собор. Посмотрите на это здание и скажите, какой знаменитый собор Санкт-Петербурга очень похож на него?  (Да, это Исаакиевский собор).  Оба сооружения Монферран проектировал в одно и то же время. Однако нижегородская постройка  завершилась раньше.

Общая высота собора (вместе с крестом) — 39 метров. Во времена Монферрана на площади располагалась высокая колокольня (54 метра), разработанная архитектором А. Л. Леером. Сооружение исполняло роль ориентира для приплывающих судов.

А как вы думаете, почему храм называют Староярмарочным?

Это  название он получил после того, как во второй половине 19 века построили Новоярмарочный Александро-Невский собор. Вы могли его видеть, когда мы проезжали по мосту через Стрелку.

Заключение

Итак, наша экскурсия подошла к концу. Надеюсь, что прослушав эту историю, вы смогли взглянуть на город другими глазами.

Спасибо за внимание!

Слушают экскурсовода, отвечают на вопросы

3 мин

Текст экскурсии

Здравствуйте!

Нижний Новгород – один из самых ярких и завораживающих городов России. Мы, нижегородцы, по праву гордимся своим городом.  Меня зовут Муравьева Мария, я учусь в гимназии с углубленным изучением французского языка и знаю, что наши французские друзья тоже восхищаются Нижним.  

Удивительно, но в нашем городе немало мест, связанных с французской историей и культурой! И сегодня я предлагаю вам посмотреть на Нижний Новгород глазами французов, и даже самим совершить путешествие в 19 век.

Известна ли вам фраза: «Увидеть Париж и умереть»? Уверена, что, каждый из вас слышал это высказывание. Но знаете ли вы, что то же самое сказали о нашем городе? В 1861 году здесь побывал французский писатель Теофиль Готье. Тогда он написал в свое книге «Путешествие в Россию»:

«А разве можно жить, не повидав Нижнего Новгорода?».

Известно, что одним из первых мест, которое посетил Т. Г.,  была Благовещенская площадь. С нее-то я и начну свой рассказ.

Сейчас мы находимся на площади Минина и Пожарского. А как вы думаете, как отсюда можно попасть на Благовещенскую площадь? (Действительно, мы уже на месте, ведь «Благовещенская» – это старое название площади). Давайте посмотрим на это место  глазами уже известного нам французского писателя.

«Нижний Новгород стоит на возвышенности, которая создает впечатление настоящей горы. Откос крутыми склонами спускается к украшенной зеленью набережной, резкие зигзаги неровностей почвы повторяют кирпичные стены укреплений».

О каких же кирпичных стенах писал Готье? (Вы правы, – это наш Кремль). В описании далее:

«Посередине Кремля возвышается большая квадратная башня. Что это за башня? (Правильно, Дмитриевская). И луковицеобразные купола с золотыми крестами виднеются поверх стен, свидетельствуя о наличии церкви в крепости. Видите ли вы эти купола? Как вы думаете почему? (Спасо-Преображенский собор, о котором говорит Готье, был снесен в 1918 году).

…Мой возница остановился перед постоялым двором, составлявшим угол площади со стороны Кремля.  Я предлагаю вам оглядеться и определить,  где был этот постоялый двор. Вы видите «Дворец труда», но двора тут нет. Оказывается, в 1854 году П.Е.Бугровым здесь был выстроен 3-х этажный каменный доходный дом, в котором и мог быть постоялый двор.

А дальше Готье пишет, что на площадь приходили водоносы и набирали воду «маленькими ведрами, насаженными на длинную палку». Как вы думаете, где они могли набирать воду? (Верно, из фонтана, который находился ранее на месте памятника Козьме Минину). Вы видите, что площадь сильно изменилась. Она  стала шире, приобретя трапециевидную форму.

 Ну, что ж, с Готье мы еще встретимся, когда будем говорить о Нижегородской ярмарке. А сейчас давайте пройдем в самое сердце нашего города, в Кремль.

  «Кремль. Губернаторский дом. Дюма»

Пройдя через Пороховую башню, мы оказались внутри стен Нижегородского кремля. Перед вами находится Губернаторский дом, ныне известный как Художественный музей.

Что же такого примечательного в этом здании, и как оно связано с Францией?

Это запутанная романтическая история началась в 20-х годах 19 века, когда известный мастер-фехтовальщик Огюстен Гризье в Петербурге давал уроки знатным русским дворянам, в том числе и будущему декабристу Ивану  Анненкову. После восстания 1825 года Анненкова сослали в Сибирь, а его молодая жена, кстати, француженка Полина Гебль уехала за ним в ссылку в далекую и страшную Сибирь.  Гризье описал этот случай в своей рукописи, а потом передал ее знаменитому французскому писателю Александру Дюма. Кстати, какие его произведения вы знаете? Дюма был поражен этой историей и потому написал роман «Учитель фехтования».

Очевидно, что книга о заговорщиках не понравилась императору Николаю I и была запрещена. Лишь в 1858 Дюма году совершил путешествие по России, посетив наш город.

В Нижнем Новгороде происходит важная для писателя встреча с четой Анненковых. Когда-то он назвал их Алексей и Луиза и придумал для них графский титул.

Сцена встречи описана в его книге «Из Парижа в Астрахань»:

«…Ровно в десять мы были во дворце губернатора. Едва я занял место, как дверь отворилась, и объявили:

― Граф и графиня Анненковы.

Два этих имени заставили меня вздрогнуть и вызвали у меня смутные воспоминания.

Я вскрикнул от неожиданности и оказался в руках мужа и жены. Это были те самые Иван и Полин, о приключениях которых рассказал мне Гризье …»

  «Памятник Минину и Пожарскому.  Мартос.»

А сейчас от дома губернатора я предлагаю вам пройти и полюбоваться великолепным видом с откоса Кремля.

Даже мы, привыкшие к этому виду, не перестаем  наслаждаться им. Верно? Неудивительно, что и французы не смогли остаться равнодушными. Вот как описывал этот вид французский писатель и путешественник маркиз Астольф де Кюстин в книге «Россия в 1839 году»:

«Кремль стоит на горе, которая гораздо выше, чем холм московского Кремля. По гребню вьются белые стены над покрытыми зеленью дерев крутыми склонами, а еще выше горят золотые главы. В некоторых местах стены Кремля положительно вырастают из отвесных скал. Место это просится на картину по естественной красоте ландшафта».

И  Кюстин, и Дюма уже могли видеть вот этот обелиск. Чему он посвящен? (Правильно, героям народного ополчения 1612 года). Тогда Россия пережила Смутное время: прервалась царская династия, шла польско-шведская интервенция, Москва была оккупирована поляками. В это время земский староста Нижнего Новгорода Козьма Минин начинает сбор средств на народное ополчение. Именно это ополчение и освободит Москву и сохранит независимость России.

  Обелиск стоит здесь с 1828 года. Он спроектирован архитектором А. И. Мельниковым, а вот  барельефы созданы по эскизам скульптора  И. П. Мартоса. А кто из вас знает, какой памятник, посвященный народному ополчению, проектировался для Нижнего Новгорода, но находится в Москве? (Да, это памятник Минину и Пожарскому).  Первоначально он действительно создавался для нашего города, и эта несправедливость была исправлена спустя почти двести лет. 4 ноября 2005 г. состоялось торжественное открытие копии памятника на новой площади Народного единства. Давайте спустимся и рассмотрим этот памятник, а я расскажу вам, каким образом он  связан с Францией.

Создатель знаменитого монумента, скульптор Иван Петрович Мартос, родился в 1754 году в Украине в семье обедневшего помещика. В десять лет Ивана отправили в Петербургскую академию художеств. Где же здесь связь с  Францией, спросите вы. Все дело в том, что учился Мартос в классе орнаментальной скульптуры у французского скульптора Луи Роллана, а  затем у  Николя Жилле, педагога, воспитавшего крупнейших русских ваятелей. В 1808 году уже опытный скульптор  побеждает в конкурсе на лучший проект памятника Минину и Пожарскому, и в 1818 году монумент устанавливают на Красной площади в Москве. Хочу привлечь ваше внимание к барельефам памятника. С лицевой стороны представлены граждане Нижнего Новгорода, приносящие пожертвования на сбор ополчения. Обратите внимание на левую часть  композиции. Здесь Мартос запечатлел самого себя в образе отца, отдающего на службу своих сыновей. Его сыновья действительно участвовали в войне, а один из них погиб от рук наполеоновских солдат.

С обратной стороны изображено изгнание поляков из России. Снизу надпись: «Гражданину Минину и Князю Пожарскому, Благодарная Россия».

Я прошу вас занять свои места в автобусе. Мы отправимся на набережную Федоровского, откуда открывается чудесный вид на нижнюю часть города.

 «Набережная Федоровского. Памятник Жюлю Верну»

Мы подъехали к очень необычному памятнику. Посмотрите, перед нами корзина воздушного шара,  который уже приподнимается над землей. А внутри находится писатель, держащий в руках подзорную трубу.

Я думаю, вы догадались, кому посвящен этот памятник? (Да, это действительно Жюль Верн). Какие его книги вы знаете? Это шестой  в мире, но первый в России памятник Жюлю Верну. Его скульптор – житель Казани Фаниль Валиуллин объездил все города, в которых установлены монументы, чтобы создать неповторимую скульптуру. Знаете ли вы, как писатель связан с нашим городом? (Давайте в этом разберемся).

Подойдите к откосу и посмотрите, куда направлен взгляд путешественника? (На Стрелку). Все это не случайно. Действие одного из романов Жюля Верна «Михаил Строгов: курьер царя» происходит в Нижнем Новгороде, а именно на Ярмарке. Удивительно, но писатель никогда не был в России.  И это при том, что сюжеты 9 его романов либо разворачиваются на территории нашей страны, либо среди героев присутствуют русские.

В романе «Михаил Строгов» он описал нашествие среднеазиатских народов на Россию с помощью  своей фантазии. А затем, состоя в переписке с И. С. Тургеневым, Жюль Верн смог скорректировать детали. Но не все. Послушайте, как он описывает ярмарку конца 19 века, и попробуйте найти исторические неточности в его рассказе.  

«…Перейдя понтонный мост, соединяющий город с левым берегом Волги, он очутился недалеко от того места, где ночью встретился с цыганами.

Тут начинаются ярмарочные постройки, состоящие из деревянных зданий, разделенных широкими изгородями. Каждый род торговли занимал отдельный квартал. Среди лавок толпилась масса народу, осматривая, выбирая, прицениваясь к разнообразным товарам. Строгов стал прислушиваться, когда полицмейстер вдруг показался на подъезде губернаторского дома с какой-то бумагой в руке…» Итак, что в этом отрывке вам показалось неправильным? (Мост, соединял город с левым берегом Оки, но не Волги; Губернаторский дом находился в кремле, а не на Ярмарке!)

Тем не менее, фантазия помогла Жюлю Верну предсказать открытия, которые произойдут в России:  строительство Транссибирской магистрали, освоение просторов  Северного Ледовитого океана. Кстати, на церемонии открытия памятника в 2015г. присутствовали  и учащиеся нашей гимназии.

Я прошу вас занять свои места в автобусе. Мы едем на Стрелку. О знаменитой ярмарке мой следующий рассказ.

 «Ярмарка. Готье. Де Кюстин»

И вот мы подъехали к Главному ярмарочному дому, который был построен по проекту Августина де Бетанкура, потомка французского мореплавателя.

Попрошу вас выйти из автобуса, на набережной  я и продолжу свой рассказ.

Я уже называла вам имя  маркиза Астольфа де Кюстина. Французский аристократ приехал сюда для того, чтобы найти доказательства в пользу монархии, но так их и не нашел. Посетив Россию, маркиз написал книгу «Россия в 1839 году».

Глава, посвященная Нижнему Новгороду, начинается так:

«Перед вами не низкие холмы, но настоящая гора, образующая могучий мыс при слиянии Волги и Оки. Обе эти реки одинаково величественны. На этой-то горе выстроен Нижний Новгород, а у подножия происходит величайшая в мире ярмарка. Торговля богатейших частей света назначает себе свидание в тесном треугольнике между Окой и Волгой». 

Давайте теперь переместимся на ярмарочную площадь.

Центральной частью ярмарки в то время был сооруженный Бетанкуром гостиный двор, состоящий из 60 отдельных корпусов. А вот как Кюстин писал о месте, где мы сейчас находимся:

«Почва, на которую свозится огромное количество товаров со всех концов земли, едва-едва выступает из воды. Поэтому на берегах Волги и Оки видны только бесконечные склады и амбары»

Вторит Кюстину через 20 лет уже известный вам Теофиль Готье:

«Ярмарка в Нижнем — это целый город. Ее длинные улицы скрещиваются под прямым углом и выходят на площади, центр которых занимают фонтаны».

А вот такой он видит ярмарочную толпу: «Эти кафтаны, тулупы, шнурки, завязанные крест-накрест, лапти, эти лица с желтыми бородами, худые лошаденки... могли бы живо заинтересовать художника».

Искусственный полуостров венчал величественный пятиглавый Спасский (Староярмарочный) собор. Сейчас я предлагаю пройти к нему. Это завершающий пункт нашего путешествия.

«Спасский староярмарочный собор. Монферран»

Перед вашими глазами бесценное творение архитектора Огюста Монферрана. Давайте на время окунемся в историю этого памятника архитектуры.

Его создатель в 1814 преподнес Александру I выполненный собственноручно «Альбом архитектурных проектов». Альбом понравился императору. И в 1816 г. Монферран получил официальное приглашение приехать в Санкт-Петербург. Более 40 лет, до самой смерти, он жил и работал в России.

В 1818 году под руководством архитектора  начали строить  Спасский собор. Посмотрите на это здание и скажите, какой знаменитый собор Санкт-Петербурга очень похож на него?  (Да, это Исаакиевский собор).  Оба сооружения Монферран проектировал в одно и то же время. Однако нижегородская постройка  завершилась раньше.

Общая высота собора (вместе с крестом) — 39 метров. Во времена Монферрана на площади располагалась высокая колокольня (54 метра), разработанная архитектором А. Л. Леером. Сооружение исполняло роль ориентира для приплывающих судов.

А как вы думаете, почему храм называют Староярмарочным?

Это  название он получил после того, как во второй половине 19 века построили Новоярмарочный Александро-Невский собор. Вы могли его видеть, когда мы проезжали по мосту через Стрелку.

Заключение

Итак, наша экскурсия подошла к концу. Надеюсь, что прослушав эту историю, вы смогли взглянуть на город другими глазами.

Спасибо за внимание!

,


[1] Под «маршрутом» экскурсии здесь понимается не столько наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, сколько, с учётом специфики экскурсии и условий её проведения, наиболее удобное изложение и показ материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Экскурсия по городу

Конспект экскурсии по одной из улиц города...

Методическая разработка: ЭКСКУРСИЯ В ПРИРОДУ "Наблюдение за весенними цветами мать-и-мачеха"

Познакомить детей с первоцветом - мать-и-мачехой, особенностями его строения, средой обитания, условиями роста....

Методическая разработка экскурсии в природу младших школьников «Природа и эстетические радости человека зимой»

Адресность: данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования эколого – биологической направленности....

методическая разработка экскурсии по Нижнему парку

разработка экскурсии по Нижнему парку...

Методическая разработка по теме «Нижняя прямая подача» Раздел учебной программы: «Спортивные игры. Волейбол»

Задачи:1. Совершенствование техники приема и передачи мяча снизу двумя руками.2. Обучение технике нижней прямой подачи.3. Развитие двигательных качеств: координации, ловкости, скоростно-силовых, гибко...

методическая разработка урока "Обучение нижней прямой подаче в волейболе" 6 класс

методическая разработка урока по физической культуре...

Методическая копилка. Методическая разработка экскурсии в осенний парк.

Вашему вниманию представляю свою методическую копилку....