Различные способы разложения многочлена на множители
методическая разработка по алгебре (7 класс) по теме

- Совершенствовать умение применять формулы сокращенного умножения при рассмотрении различных способов разложения на множители;

- воспитывать аккуратность, усидчивость, трудолюбие, умение работать самостоятельно и в парах;

- развивать логическое и творческое мышление, объем внимания, навыки самоконтроля

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                   Алгебра 7 класс ( слайд  № 1)

              Тема: « Различные способы разложения многочлена на множители» ( слайд № 2)

Цель:

- Совершенствовать умение применять формулы сокращенного умножения при рассмотрении различных способов разложения на множители;

- воспитывать аккуратность, усидчивость, трудолюбие, умение работать самостоятельно и в парах;

- развивать логическое и творческое мышление, объем внимания, навыки самоконтроля

Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, дидактические материалы.

                                                          План урока:

Этапы урока

Приемы и методы

время

1

Организационный момент

Сообщение темы и целей урока

2 мин.

2

Проверка усвоения изученного

Устный счет. Проверка умения чтения и записи формул сокращенного умножения. Разминка

15 мин.

3

Объяснение нового материала

Объяснение нового материала

5 мин.

4

Первичная проверка понимания нового материала

Устно вместе с учителем.

Работа в парах.

15 мин.

5

Закрепление новых знаний

Самостоятельная работа

6 мин.

6

Домашнее задания.

Итог урока

Контрольные вопросы

Комментирование оценок

2 мин.

Ход урока:

I. Организационный  момент.

II. Устно:

1) исключить лишнее слово:

Множитель, многочлен, сумма, степень, квадрат, выражение, график. ( слайд № 3, № 4)

2) записать формулу: работа по вариантам ( в скобках второй вариант) ( слайд № 5)

а) квадрат суммы 2 –х выражений c и d

    [квадрат разности 2-х выражений x и y]

б) разность квадратов 2-х выражений p и q

    [сумма квадратов 2-х выражений c и d]

в) куб суммы 2-х выражений a и b

    [куб разности 2-х  выражений p и q]

г) разность кубов 2-х выражений x и y

   [сумма кубов 2-х выражений a и b]

Проверка ( слайд № 6)

3) Быстрый счет: фронтальный опрос ( только ответ)  ( карточка № 1)

( х² - 1)² =

( у + 4 )² =

х² - 25 =

a² + 4a + 4 =

( 2a - 1 ) ( 2a + 1) =

9a² - 6a + 1 =

(  c² + d² ) (c² - d² ) =

36 x²y² – 1 =

8 + y³ =

27 - x³ =

Ш. Новый материал

При разложении многочленов на множители ранее уже использовались три основных способа: Какие? ( вопрос ученикам) Выслушиваются мнения обучающихся, затем делается вывод: ( слайд № 7)

 - вынесение общего множителя за скобки;

- группировка членов, имеющих общий множитель;

- применение формул сокращенного умножения

При разложении многочленов на множители полезно соблюдать следующий порядок:

( слайд № 8)

- вынести общий множитель за скобки ( если он есть);

- попробовать разложить многочлен на множители, применяя формулы сокращенного умножения;

- применить способ группировки( если предыдущие способы не привели к цели)  

IV. Первичная проверка понимания нового материала:

разбор примеров:

1)( устно) вместе с учителем с комментарием ( слайд № 9 )

2a²-2 =2(a²-1)=2(a-1)(a+1)

 2a²-8= 2(a²-4)=2(a-2)(a+2)

x³ -9x =x(x²-9)=x(х-3)(x+3)

2) Самостоятельно: работа в парах по вариантам (с последующей проверкой)

( слайд № 10)

          1 вар.                               2 вар.

11m²-11                            9x³-81x

3x²-12                            32 a4b-2a²b

16x-4x³                             8-72x6y²

Проверка: ( слайд № 11)

      11(m²-1)=11(m-1)(m+1)

3(x²-4)=3(x-2)(x+2)

4x(4-x²)=4x(2-x)(2+x)

9x(x²-9)=9x(x-3)(x+3)

2a²b(16a²-1)=2a²b(4a-1)(4a+1)

8-72x6y²=8(1-9x6y²)=8(1-3x³y)(1+3x³y)

3)( устно)  вместе с учителем с комментарием ( слайд № 12 )

а)3a ²-6a+3  =3(a²-2a+1)=3(a-1)²

б)2m²+2n²-4mn =2(m²+n²-2mn)=2(m-n)²

в)-8m²+16m-8=-8(m²-2m+1)=-8(m-1)²

4) Самостоятельно: работа в парах  по вариантам (с последующей проверкой) ( слайд № 13)        1 вар.                               2 вар.

5х ²+ 10ху +5у ²          12m5n +24m4n+12m³n

2x²+24xy+72y²            x³-6x²y+9xy²

-2x²+4xy-2y²                27a²b² -18ab+3

Проверка: ( слайд № 14)

5x²+10xy+5y²=5(x²+2xy+y²)=5(x+y)²

2x²+24xy+72y²=2(x²+12xy+36y²)=2(x+6y)²

 -2x²+4xy-2y²=-2(x²-2xy+y²)=-2(x-y)²

12m5n+24m4n+12m³n=2m³n (m²+2m+1)=12m³n(m+1)²

x²-6x²y+9x²y=x (x²-6xy+9y²)=x(x-3y)²

27a²b²-18ab+3=3(9a²b²-6ab+1)=3(3ab-1)²

 

V. Разминка ( слайд № 15)

- Некий древний грек родился 7 января 40 года до нашей эры, умер7 января 40 года нашей эры. Сколько лет он прожил? ( 79 лет)

- Когда моему отцу был 31 год, мне было 8 лет, а теперь отец старше меня вдвое. Сколько мне лет? ( 23 года)

- Назовите пять дней, не называя чисел и названия дней.( позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

- Может ли в каком либо месяце быть пять понедельников пять четвергов? ( нет, т.к. в этом месяце будет не менее 32 дней)

    VI. Закрепление новых знаний: ( карточка № 2) по вариантам

        Задание № 1

              1 вар.

12у²-12=12(у²-#)=12(#-1)(#+1)

5х³-125=5(#-25)=5(x-#)(x+#)

9у-81у³= у(#-#)=у(#-#)(#+#)

                 

                     2 вар.

9c4 – c² = # ( 9c² - 1) = # ( # - 1) ( # + 1)

а4 – 0,64a² = a² ( # - 0,64) = a²( # - #) ( # + # )  

x4  - 49 x²  = x  ( x² - # ) = x² ( # - # ) ( # + # )

Задание № 2

                  1 вар.

а)6a ²+12a+6  = #(a²+2a+1)= #(# +1)²

б)4m²+4n²-8mn =4(m²+n²-#)=4(#-#)²

в)-7m²+14m-7=-7(m²-2m+#)=-7(#- #)²

                        2 вар.

2x8 – 12 x4 + 18 = # ( x8 – 6 x 4+ 9 ) = # ( # – 3 )²

- 2ab – 8a3b – 8 b² = -2 ( ab + 4a3b + # ) = - 2 ( # + # )²

а4b + 6 a²b³ + 9b5 = b ( a4 + # + 9b4 ) = b ( # + # )²

VI. Домашнее задание: п. 38  1)№ 935, № 941, № 954 ( слайд № 16)

        2) №1007, №1010, № 992

Итог урока: ответьте на вопросы

- Перечислите основные способы разложения на множители;

- Охарактеризуйте каждый способ разложения многочлена на множители


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок алгебры 7 класс "Применение различных способов разложения многочлена на множители"

- Совершенствовать умение применять формулы сокращенного умножения при рассмотрении различных способов разложения на множители; - воспитывать аккуратность, усидчивость, трудолюбие, умение работать са...

“Применение различных способов разложения многочлена на множители”. План-конспект урока для 7 класса

План-конспект урока для 7 класса создан с целью систематизировать, расширить и углубить знания, умения учащихся, применять различные способы разложения многочлена на множители. Сформировать умение при...

Применение различных способов разложения многочлена на множители

Предлагаю вниманию коллег первый из шести уроков по данной теме в 7 классе. Автор курса - А.Г. Мерзляк (учебник входит в систему "Алгоритм успеха). Урок был разработан в январе 2013г.(первый год апроб...

Презентация к уроку алгебры в 7 классе "Применение различных способов разложения многочлена на множители"

Наглядное приложение к уроку алгебры в 7 классе по теме "Применение различных способов разложения многочлена на множители"...

Самоанализ урока алгебры в 7 классе на тему "Применение различных способов разложения многочлена на множители"

Структурный самоанализ урока алгебры в 7 классе на тему "Применение различных способов разложения многочлена на множители"...

Применение различных способов разложения многочлена на множители

Конспект урока "Применение различных способов разложения многочлена на множители" для 7 класса...