Педагогический мониторинг при обучении математике в условиях перехода на ФГОС второго поколения.
статья по алгебре по теме

Ненадщук Татьяна Юрьевна

Статья содержить мои рассуждения о необходимости проведения мониторинга педагогической деятельности для учителя в связи с переходом на новые ФГОС для прогнозирования и отслеживания динамики  результата своей педагогической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_nenadshchuk_t.yu_.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Ненадщук Татьяна Юрьевна

ГБОУ СОШ № 362,Санкт-Петербург

Педагогический мониторинг при обучении математике в условиях перехода на ФГОС второго поколения.

Переход на ФГОС второго поколения ведет за собой существенные изменения в образовательной системе, так как предъявляются принципиально новые требования как к процессу обучения и воспитания, так и к «результату» - выпускнику средней школы в 2020 году. Для проектирования учебного процесса  каждому учителю необходимо вести мониторинг педагогической деятельности, в котором он будет прогнозировать, и отслеживать динамику  результата своей педагогической деятельности.

При работе с учащимися необходимо следить за их положительной мотивацией к учебе, за их стремлением использовать полученные знания самостоятельно в ситуациях, не заданных обучением, за расширением кругозора интересов. Это способствует развитию познавательных способностей, проявлению творческой активности, а также создает уверенность в своих силах и возможностях. Постоянно наблюдая за каждым учеником, выполняющим разные виды учебной деятельности, можно накапливать банк данных о формирующимся у него индивидуальном познавательном уровне, который будет, возможно, меняться от класса к классу. Чтобы получить такую информацию о каждом ученике наряду с традиционными системами оценивания я апробируют в своей деятельности и новые: рейтинг; портфолио; учет индивидуальных достижений учащихся по предмету (заполняется каждую четверть, как учениками, так и учителем  - оценка учителя, самооценка ученика); индивидуальные карты – контроля (самооценка ученика); рабочие карты урока (самооценка учащегося).

Индивидуальная карта-контроль составляется по главным темам учебника, где следует проследить ЗУН учащихся. Эти карты выдаются учащимся после первичного изучения темы, а затем в последующих разделах, где прослеживается данная тема. Работая с диагностическим картами учащиеся дают самооценку получения умений и навыков по каждой теме курса. После проверки письменных заданий мною также заполняется диагностическая карта. Таким образом, я могу сравнить свои получившиеся результаты и показатели учеников. Данные карт наглядно демонстрируют изменения в изучении темы и помогают при составлении разноуровневых самостоятельных и контрольных работ, способствуют выявлению способных учащихся, учащихся хорошо усвоивших данную тему, для которых  подбираются  творческие задания или задания повышенной трудности. В процессе мониторинга не только определяется уровень математической подготовки учащихся, но и выявляются факторы, влияющие на качество обучения.

Применение мониторинга успешно  реализовывается мною  в системе контроля основных видов: входной, текущий, тематический, рубежный (промежуточный), итоговый, выходной. Целью такого системного контроля является отслеживание степени обученности учащихся по математике, на основании чего делается вывод о ее соответствии требованиям образовательного стандарта. Способы оценки могут быть различными: устный контроль (индивидуальный, фронтальный, групповой, взаимный опрос и т.д.); письменный контроль (математические диктанты, проверочные работы и т.д.); графический контроль (по рисункам, схемам, графикам и т.д.); тестовый контроль; игровой контроль (кроссворды, олимпиады, нетрадиционные уроки).

Чем отличается мониторинг как диагностирующая и контролирующая система в обучающем процессе от оценки знаний и умений, традиционно существующих во всех системах обучения?

Основные функции проверки и оценки знаний: обучающая, контролирующая и воспитывающая, так как с их помощью выявляются знания, которые усвоили школьники на каждом этапе обучения, достижения и недостатки в подготовке учащихся, эффективность работы учителя. От их объективности зависит качество обучения, правильность решения многих дидактических и воспитательных задач.

Традиционные методы проверки и оценки знаний не всегда устанавливают единые, общепринятые цели, которых нужно достигнуть в процессе обучения. Сегодня мы должны нацеливать наших учеников не просто усваивать фактический материал, а научить их применять знания на практике, переносить их на решение новых задач, что диктуется введением стандартов второго поколения.

Необходимо также учитывать, что в качестве оценки может выступать не только субъективно определяемый педагогом балл. Оценка  должна выступать не только в роли индикатора определенных результатов и уровня достижений, которых добился тот или иной школьник в своей учебной деятельности, но и должна быть связана с побудительным воздействием на личность школьника, вызывая существенные сдвиги в самооценке ребенка, уровне его притязаний, в поведении, в способах учебной работы, в системе отношений между всеми участниками образовательного процесса.

Мониторинг неотъемлемая часть учебного процесса в условиях перехода на стандарты второго поколения, как средство  обеспечения учителя оперативной обратной связью об уровне усвоения учащимися обязательного учебного материала и предусматривающий его необходимую корректировку. Иными словами, мониторинг – регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе.

Знания, усвоенные учениками, могут быть обобщенными и конкретными, свернутыми и развернутыми, системными и бессистемными, но главное – знания должны быть осознанными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УМК «СФЕРЫ» В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОСы ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ И ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

В условиях перехода на новые ФГОСы, возникает необходимость поиска средств, позволяющих максимально удовлетворять требованиям стандарта образования.    Обучение на курсах ЦПО в де...

Электронные образовательные ресурсы как способ расширения образовательных рамок при изучении отдельных предметов в условиях перехода на ФГОС второго поколения (Выступление-обзор на педагогическом совете)

Выступление на педсовете с обзором электронно-образовательных ресурсов для тех педагогов, которые ещё не используют их на уроках или используют ресурсы предыдущих поколений, но хотели бы идти в ногу с...

Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании математики в условиях перехода на ФГОС второго поколения Выступление Некрасовой Е.П.

В данном материале рассказывается о требованиях к урокам, и в частности к уроку математики в рамках перехода на ФГОС ООО. Раскрываются проблемы и задачи, которые возникают у педагогов при реализации Ф...

Статья на тему:Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках математики в условиях перехода на ФГОС второго поколения

Данная статья поможет учителям математики подготовиться к выступлению на секции учителей естественно - математических наук  по теме:" Формирование ключевых компетенций учщихся на уроках мате...

Реализация системно - деятельностного подхода в преподавании математики в условиях перехода на ФГОС второго поколения

Учитель, его отношение к УП, его творчество и профессионализм, его желание и умение раскрыть способности каждого ребёнка – это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС не бу...