Главные вкладки

    Новые образовательные технологии в обучении географии в условиях перехода на ФГОС второго поколения, основанные на принципах компетентностного образования
    методическая разработка на тему

    Солдатова Нина Николаевна

    статья

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_novye_obrazovatelnye_tehnologii.docx20.52 КБ

    Предварительный просмотр:

    Н. Н. Солдатова

    МБОУ Новоселковская СОШ

    Новые образовательные технологии в обучении географии в условиях перехода на ФГОС второго поколения, основанные на принципах компетентностного образования

    Несмотря на то, что российская теория и практика средней школы обладает огромным потенциалом методов, форм и средств обучения, основным типом обучения является, по-прежнему, вербальный тип: использование устного и печатного слова, когда учитель выступает, в основном, в качестве информатора и контролера учащихся.

    Но в меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм, конструктивность. Выпускники должны быть готовыми к перегрузкам, стрессовым ситуациям, которых в современной нашей жизни много и уметь быстро из них выходить.

    Воспитание такой личности требует от нас, педагогов, совершенно новых методов, приемов и форм работы.

    Проанализировав сложившиеся тенденции в образовании в соответствии с требованиями ФГОС, а также, чтобы быть самой компетентным специалистом я решила взять тему самообразования на 2012-2013 учебный год в следующей формулировке « Формирование ключевых компетенций на уроках географии».

    Какую цель перед собой ставлю: выявить педагогические условия, закономерности, технологии, методы и приемы, средства и формы организации процесса обучения, которые будут способствовать реализации компетентностного подхода: умение учиться на протяжении всей жизни.

    Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и деятельностным подходами к образованию, поскольку касается личности каждого ученика и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным учеником определенного комплекса действий.

    Хочу конкретно привести примеры из своей педагогической деятельности на примере 7 класса. В классе 21 человек, из них 5 сильных, 4 средних, 5 слабых, 7 очень слабых. Как применить методику личностно-ориентированного подхода, являющуюся основной в реализации компетентностного подхода в обучении?  Как в течении 40 минут найти подход к 21 ученику?

    Практически все обучающиеся у меня  получают оценку на каждом уроке. Нет ни одного скучающего и бездельника. После приветствия обучающихся, сразу распределяю роли, кто в каком качестве сегодня работает, но самое главное, работают все без исключения. Это в системе на каждом уроке. Объявляю тему урока. Из сильных и средних учеников формирую группу по изучению новой темы. Они практически заменяют меня, роль информатора, изучают самостоятельно новую тему. При проверке домашнего задания сажаю  средних учеников и очень слабых, которые в руки учебник географии не брали дома. Говорю, подготовишь с ним такой-то вопрос, сможет слабый ученик ответить на поставленный вопрос, получишь 4, ответишь на мои дополнительные вопросы, получишь оценку 5. Он его читать заставит, пересказывать, задает ему вопросы. В итоге средний ученик выучил от и до данный вопрос и + научил слабого и сидели не мешали классу. Две пары работают у карты. Даю задание найти  и показать географические объекты в течении 5-7 минут. Сильный быстро натаскивает слабого, на следующий урок сажаю их работать  по контурным картам. Нескольким ученикам даю задание работать в тетради письменно, в конце параграфа есть хорошие задания. Двоих учеников – слабых, сажаю за компьютер, делают тестовые задания, разрешаю им работать с учебником. Пусть хоть как-то находят ответы. Прорешивают тесты несколько раз, пока не высветится оценка 5. В зависимости сколько раз решали, ставлю им оценку. Все при деле, все выполняют задания, знают, что получат оценку. Кто не справился с заданием, оставляю после уроков. Моя роль-наблюдателя, кто как выполняет задание и + консультанта, кому что не понятно, индивидуально разбираемся. Все успеваю. При объяснении новой темы привлекаю группу, которая готовила новый материал.Часть работы контролера и информатора обучающиеся берут на себя. Смотрите, у каждого есть возможность, какая-учатся учится. Но к данному уроку нужно много готовиться, чтобы его провести на должном уровне.

    Школьная география призвана обеспечить решение основной задачи обучающегося-востребованность результатов обучения в практической жизни (сильный учит слабого), то есть, формируется умение переноса информации из одних знаковых систем в другие.

    В своей педагогической работе основными направлениями считаю: потребность в непрерывном образовании, повышение профессиональной компетентности, развитие творческого потенциала.

    Педагогическая деятельность в данной системе работы позволяет сформировать устойчивый познавательный интерес обучающихся, способствует осознанному и прочному усвоению знаний, обозначенных в стандарте образовательного минимума, дает возможность применять эти знания в новой ситуации и реальной жизни, а сам процесс обучения и воспитания проводить в комфортной обстановке.

    Таким образом, все выше изложенное позволяет развивать и поддерживать познавательный интерес обучающихся к обучению, делать учебный процесс интересным, прогрессивным, современным.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогический мониторинг при обучении математике в условиях перехода на ФГОС второго поколения.

    Статья содержить мои рассуждения о необходимости проведения мониторинга педагогической деятельности для учителя в связи с переходом на новые ФГОС для прогнозирования и отслеживания динамики...

    Личностно-ориентированные технологии обучения в условиях перехода на ФГОС второго поколения

    Личностно-ориентированные технологии обучения в условиях перехода на ФГОС второго поколения Содержание:Глава I. Личностно-ориентированное развивающее обучение1.1....

    Управление качеством образования на основе компетентностного подхода в условиях перехода на ФГОС второго поколения (из опыта работы)

    Мир вокруг школьника меняется с огромной скоростью, любая информация быстро устаревает, большой объём знаний в изменяющемся мире потерял свою актуальность,Необходимой становится не сумма каких-т...

    Технологии реализации компетентностного подхода в обучении школьников иностранному языку в условиях перехода на ФГОС второго поколения

    Осуществлять компетентностный  подход  необходимо с применением инновационных технологийигровые технологииинформационно-коммуникационные технологиипроблемные технологиипроектные  ...

    Электронные образовательные ресурсы как способ расширения образовательных рамок при изучении отдельных предметов в условиях перехода на ФГОС второго поколения (Выступление-обзор на педагогическом совете)

    Выступление на педсовете с обзором электронно-образовательных ресурсов для тех педагогов, которые ещё не используют их на уроках или используют ресурсы предыдущих поколений, но хотели бы идти в ногу с...

    Личностно-ориентированные технологии обучения в условиях перехода на ФГОС второго поколения.

    Личностно-ориентированные технологии обучения в условиях перехода на ФГОС второго поколения....