Урок -путешествие по теме "Обыкновенные дроби"
план-конспект урока (алгебра, 5 класс) по теме

Урок-путешествие по теме "Обыкновеннные дроби" предназначен для обучающихся 5 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_moy.docx50.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Аттестуемый педагог (ФИО)  Заварыкина Наталья Николаевна

Предмет  математика                                                                                                          Класс  5

Тема урока «Обыкновенные дроби»

Вид урока: обобщение и систематизация  знаний, умений и навыков.

Тип урока: урок – путешествие

 Цели урока:

             Образовательная: 

  1. обобщение знаний об обыкновенных дробях, действий над ними.
  2. формирование умений и навыков работы с обыкновенными дробями.
  3. умение находить часть от числа, числа по его части, какую часть  одно число составляет от другого

            Развивающая: 

  1. развитие познавательного интереса, логического мышления, взаимосвязи математики с жизнью, формирование представлений об историческом развитии понятия дроби
  2. развитие логического мышления, памяти, внимания
  3. работа по развитию навыков тестирования

            Воспитывающая: 

  1. формировать интерес к данному предмету, содействовать воспитанию интереса к математике, особенно в условиях информатизации общества, активности, умению общаться, аргументировано отстаивать свои взгляды
  2.  воспитание аккуратности, дисциплины, настойчивости, ответственного отношения к учебе
  3.  формирование умения осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль, работы в группе

            Оборудование: компьютер и проектор с презентацией учебного материала; раздаточный материал, сигнальные карточки


Этапы работы

Содержание этапа

Постановка цели урока.

Цель для обучающихся: 

организация класса, подготовка к работе на уроке.

Цель для учителя: 

мобилизующее начало урока, мотивация деятельности обучающихся, созданию условий для эффективной работы на уроке.

Задачи:

создание положительного настроя на работу; активизация работы обучающихся на уроке; формирование интереса к предстоящей деятельности;

Метод обучения: словесный.

Длительность этапа 2 минуты.

Учитель: Здравствуйте ребята, присаживайтесь!

Сегодня мы проведем необычный урок, мы отправляемся в поездку по некоторым предприятиям нашего города, ведь пройдет еще  немного времени, и вы окончите  школу и перед вами встанет вопрос: Какую профессию выбрать?

Вы уже знакомы с профессиями своих родственников, но существует еще много интересных профессий,  и с некоторыми из них мы познакомимся сегодня на уроке.

И отправляясь в поездку, мы выясним, как вы усвоили тему «Обыкновенные дроби»

- Открыли тетради, записали число, тему урока «Обыкновенные дроби»

У каждого из вас имеется оценочный лист, в который вы будете проставлять баллы за свои ответы на уроке, по итогам путешествия каждый из вас получит оценку.

Подпишите это лист

А для того, чтобы отправится в поездку, нам необходимо составить  карту нашего маршрута, ваши ответы нам в этом помогут.

Актуализация опорных знаний. 

Цель для обучающихся:

уметь складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями

Цель для учителя:

провести актуализацию знаний по теме «Обыкновенные дроби»»  проверить умения   складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями развивать умения самоконтроля; осуществить контроль с обратной связью.

Формы и методы организации работы на данном этапе:

- устный опрос.

Критерии определения уровня внимания и интереса обучающихся к уроку:

- своевременное и правильное выполнение заданий;

- эмоциональный настрой детей.

Методы мотивирования обучающихся в ходе урока:

 - одобрение, похвала;

 - создание ситуации успеха

Длительность этапа 5  минут.

Учитель:

- Как складывают дроби с одинаковыми знаменателями?

 - Как вычитают дроби с одинаковыми знаменателями?

- Внимание на экран, работаем устно, за правильный ответ вы получаете один балл, а ваш ответ нам определит название остановки

  1.   +   =    (школа)
  2.   +   =      (университет)
  3.   -    =    (хлебозавод)
  4.   +   -   =   (завод «Баррикады»)
  5.   -   -    =    (Швейная фабрика « Виктория»)
  6.   +   -    =    (школа)

                Дробь

Остановка

Завод «Баррикады»

Школа

Швейная фабрика «Виктория»

Университет

Хлебозавод

Итак,  карта нашего маршрута составлена и мы отправляемся в путь!

Закрепление ранее изученного материала.

Цель для обучающихся:

совершенствовать навыки логической культуры мышления, уметь применять полученные знания для решения задач, приближенных к реальной жизни; развивать умения самостоятельной работы; понимать поставленную задачу.

Цель для учителя:

Показать связь изучаемого материала с жизнью; способствовать формированию устойчивого познавательного интереса у обучающихся; осуществить контроль знаний по теме «Обыкновенные дроби»; проверить уровень сформированности умений и навыков по данной теме.

Образовательный аспект цели:

повторить и обобщить изученную ранее тему; проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа;

Развивающий аспект: способствовать развитию умений выделять главное, сравнивать, анализировать и обобщать.

Воспитательный аспект:

создать условия для развития познавательного интереса к предмету, формирование положительного мотива учения.

Формы и методы работы:

- проблемный (проблемная ситуация возникает при столкновении обучающихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новой учебной ситуации);

- письменный;

- групповой

- индивидуальный.

Критерии определения уровня внимания и интереса школьников;

 - своевременное и правильное выполнение заданий всеми обучающимися;

 - эмоциональный настрой обучающихся.

Критерии, позволяющие определить степень усвоения обучающимися нового учебного материала: умение  делать выводы, строить грамотный аргументированный ответ, доказательства своей точки зрения, основанной научными фактами.

Принцип организации работы: фронтальная работа, самостоятельная работа в группах, индивидуальное тестирование.

Длительность этапа 30 минут.

Остановка «Университет»

Внимание! На нашем пути – студенческий городок. Заглянем в одну из аудиторий университета. Здесь идет конференция по истории математики, давайте примем в ней участие:

  1. Дроби в Древнем Египте
  2. Дроби в Древнем Риме
  3. Дроби на Руси

Выступающий получает 2 балла, а каждый член группы – 1 балл

А в другой аудитории идет практическое занятие, давайте примем в нём участие

От каждой группы вызываются по одному человеку (работают у доски)

 - у  =    -                    у +     =    +                          у  -     =    +  

Ответ:                                 Ответ:                                             Ответ:

Пока ребята решают уравнения у доски мы вспомним правила.(вопросы задаются поочередно каждой  команде:

                                    Какая дробь называется правильной?

  1. Какая дробь называется неправильной?
  2. Какая дробь больше 1?
  3. Какая дробь меньше 1?
  4. Какая дробь равна 1?
  5. Как сравнить дроби с одинаковыми знаменателями?
  6. Как сравнить дроби с одинаковыми числителями?

 Молодцы! Не забудьте, за правильный ответ поставить себе один балл в оценочный лист

Проверим уравнения!

Прежде чем отправиться дальше, расшифруем высказывание Цицерона – древнеримского философа  о дробях, для этого нужно расположить дроби в порядке возрастания

                    

 

НЕ

 

МАТЕМАТИКУ!

НИКТО

ЗНАЮЩИМ

БЕЗ

ПРИЗНАТЬСЯ

ДРОБЕЙ

ЗНАНИЯ

МОЖЕТ

«Без знания дробей никто не может признаться знающим математику!»

Группа первая расшифровавшая высказывание получает 1 балл.

Молодцы! А теперь отправляемся дальше в наше путешествие. А так как нам предстоит решать задачи практического характера, то нужно вспомнить

- Как найти часть от числа?

- Как найти число, если известна часть?

Следующая остановка «Хлебозавод» и здесь нам предложили решить задачу:

  1.       За три дня пекарь выпекает 680 кг хлеба, что составляет  месячного количества хлеба. Сколько килограммов  хлеба выпекает пекарь за месяц?
  2.           680 : 15 х 2 = 5100 (кг) хлеба выпекает за месяц
  3.                                    Ответ: 5100 кг хлеба

 - О какой профессии мы узнали в задаче?

Профессия пекарь очень древняя. Раньше пекарей называли «басманниками» от слова

«басман» - хлеб для царя.

Нас угостили пирогом.

Пирог состоит из частей. На каждой части указана его масса. Вам нужно найти массу пирога. И  сколько граммов пирога достанется каждому, если в поездке нас будет 20 человек.

 +   +   +  =  (кг) пирога

Учитель:  Чтобы ответить на второй  вопрос задачи, что нужно сделать?

Обучающиеся: Перевести кг в граммы.

1кг = 1000 г

1000 : 10 х 20 = 2000 (г) – масса пирога

2000 : 20 = 100 (г) каждому

                                      Ответ: 2000 (г) – масса пирога, 100 (г) каждому

Физминутка

Мы решали и устали

Дружно все мы тихо встали

Мы немножко отдохнем

И опять решать начнем

Я называю дробь: меньше 1 – приседаем

                                больше 1 – делаете ножницы

                                 равна 1  -  хлопаете в ладоши

Следующая остановка: завод «Баррикады», в настоящее время производственное объединение "Баррикады"- многопрофильное машиностроительное предприятие, выпускающее продукцию машиностроительной продукции оборонного и гражданского назначения.

  1. Читаем задачу: 
  2.    1.Завод закупил 120 новых станков. В цехе установили  полученных станков. Сколько новых станков осталось установить в цехе?
  3.   – Что известно в задаче?
  4.   – Что нужно найти?
  5.   1). 120: 5 х 2 = 48 (станков) установили
  6.   2). 120 – 48 = 72 (станка) осталось установить
  7.                        Ответ: 72 станка

    2. Токарь выточит на токарном станке 135 деталей, выполнив  дневной нормы. Какова    дневная норма токаря?  

     - Что нужно найти?

           135:27 х 20 = 100 (деталей) – дневная норма

                    Ответ: 100  деталей

           Учитель:  С какой  профессией мы познакомились на заводе?

    Обучающиеся: с профессией – токарь.

      Токарь  -это одна из самых востребованных профессий на заводе.

  Следующая остановка  швейная фабрика «Виктория»

   На сегодняшний день ОАО «Виктория» - самое крупное предприятие легкой промышленности в области. Предприятие производит мужские костюмы, пиджаки, брюки, пальто, школьную форму под торговой маркой "Виктория".

   Задача

 Фабрика  сшила 2400 костюмов. Сколько костюмов осталось сшить фабрике, если фабрика сшила   всех костюмов?

   - Что нужно найти в задаче?

    1) 2400 : 2 х 3 = 3600 (костюмов) - всего костюмов

    2) 3600 – 2400 = 1200 (костюмов) – осталось сшить

                         Ответ: 1200 костюмов  осталось сшить

     Учитель:  Молодцы!

           Вот мы и познакомились ещё с одной важной профессией – профессией швеи или как  раньше называли обладателей этой профессии – «повелителем иголок». Всем, во что мы одеты,  мы обязаны представителям этой профессии.

Вот и подходит к концу наше путешествие, давайте подведем итоги и подсчитаем баллы, которые вы заработали во время  поездки.

Оценка «5» -   более 10 баллов

              «4» -   5  – 10 баллов

              « 3» -  2  –  4  баллов

Но итогам путешествия мы должны написать отчет в виде теста.

Тест по теме « Обыкновенные дроби»                                                                                                 

Вариант 1.

А 1. Сравните дроби    и 

1.           2.      =      3.    

 

А 2.  Найдите сумму      +

1.                 2.                   3.                

А 3. Сколько минут в  часа?

1. 5 минут      2.  25 минут      3. 12 минут    4. 30 минут

А 4. Найдите корень уравнения      х  -   =

1.               2.                 3.               

В 1.  В книге 80 страниц. Девочка прочитала  всей книги. Сколько страниц  ей осталось прочитать?

Ответ:___________

Тест по теме « Обыкновенные дроби»

Вариант 2.

А 1. Сравните дроби    и 

1.           2.           3.   =    

А 2.  Найдите сумму   +  

1.                2.                   3.               

А 3. Сколько минут в  часа?

1. 30 минут    2.  18 минут     3. 3 минуты    4. 15 минут

А 4. Найдите корень уравнения      х  -   =

1.            2.                 3.              

В 1.  В книге 90 страниц. Мальчик прочитал  всей книги. Сколько страниц  ему осталось прочитать?

Ответ:___________ 

Ответы:

Вариант 1

А 1

А 2

А 3

А 4

В 1

3

3

2

2

55

Вариант 2

А 1

А 2

А 3

А 4

В 1

2

2

2

3

42

   

2    

Постановка домашнего задания.

Цель для обучающихся:

Закрепить навыки работы с обыкновенными дробями, умение находить часть от числа, числа по его части.

Цель учителя:

проверить знания обучающихся об обыкновенных дробях, умение применять знания на практике.

Итог урока. Рефлексия.

Длительность этапа 3 минуты.

 Домашнее задание у нас тоже будет необычное - творческое:

написать сказку: «Путешествие в страну Обыкновенных дробей»

Учитель: На  каких предприятиях мы с вами побывали?

                  С какими профессиями познакомились на уроке?

                   Какую тему мы сегодня повторили?

Учитель: Имеются ли у вас вопросы по этой теме?

Приближается Новый год и нам нужно украсить нашу елку и ваша оценка нам поможет это сделать

Рефлексия

- Удовлетворены ли вы своей работой?

- Отметьте, с каким настроением вы работали на уроке?

Спасибо за урок!!!!!!!!!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие "Задачи на дроби"

Урок-путешествие "Задачи на дроби" для 6 класса...

Урок-путешествие в страну дроби. Обыкновенные дроби.

Урок - игра "Путешествие в страну дроби" . Игровая технология позволяет достичь единства эмоционального и рационального в обучении. В процессе игровой деятельности ученик проявляет свою индивидуальнос...

План-конспект урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" (урок-путешествие "СОЧИ - 2014")

Тип урока: урок решения задач.Форма проведения урока: урок – путешествие.Цели урока сформулированы с учётом программных требований, содержания материала, уровня знаний и умений учащихся.Структура урок...

Открытый урок "Путешествие в страну дроби"

урок повторительно-обобщающий. Мы сегодня повторим на уроке “Десятичные  дроби”, вытащим из тайников нашей памяти все ценное по теме “Сложение, вычитание, умножение и деление десятичны...

Открытый урок по математике "Путешествие в страну "Дроби". Действия с десятичными дробями".

Образовательные: обобщение и систематизация знаний и умений о десятичных дробях; закрепление и усовершенствование навыков действий с десятичными дробямиКоррекционно-развивающие: развитие интереса к пр...

УРОК–ПУТЕШЕСТВИЕ К ОСТРОВУ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ И ДРОБЕЙ. ВСЕ ДЕЙСТВИЯ С НАТУРАЛЬНЫМИ ЧИСЛАМИ И ДРОБЯМИ

Данный урок разработан с целью повторить и систематизировать базовые знания, полученные за первое полугодие полученные на уроках математики в 5 классах....